Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОДУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ» / «СОЦИАЛЬНЫЙ» КОПИНГ / НЕПРОДУКТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ «ЭМОЦИИ» / «ИЗБЕГАНИЕ» / «ОТВЛЕЧЕНИЕ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аврамова Татьяна Ивановна

Целью исследования было выявить характер взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов. В результате комплексной диагностики и статистического анализа была выявлена положительная корреляционная связь эмоциональной устойчивости с продуктивными копинг-стратегиями - «решение проблем» и «социальным» копингом и отрицательная связь с непродуктивными копинг-стратегиями «эмоции», «избегание», «отвлечение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL RESILIENCE AND COPING STRATEGIES IN STUDENTS

The aim of the study was to reveal the nature of the relationship between emotional stability and coping strategies among students. As a result of complex diagnostics and statistical analysis, a positive correlation was found between emotional stability and productive coping strategies - “problem solving” and “social” coping and a negative relationship with unproductive coping strategies “emotions”, “avoidance”, “distraction”.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ»

- создание системы непрерывной профессионализации образования в системе «школа-колледж-вуз» с ориентацией будущих выпускников школ на освоение STEM-профессий;

- расширение материально-технических возможностей организаций среднего профессионального образования и университетов для обеспечения реализации образовательных программ подготовки специалистов педагогических STEM-профилей;

- разработка и внедрение новых школьных программ, отвечающих задачам подготовки человека будущего в условиях современной школы на основе STEM-подхода.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Курносенко М.В. Внедрение элементов STEM-образования в подготовку педагогов по профилю «Информатика и технологии» // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 5-13.

2. Дударева О.Б., Тележинская Е.Л. Основы STEM, STEAM, STREAM-педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVI Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 107-114.

3. Львова А.С., Любченко О.А., Серебренникова Ю.А. Отбор содержания модуля подготовки педагогов к использованию STEM-технологий на примере педагогического бакалавриата для учителей начальных классов // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 13-19.

4. Маринюк А.А., Серебренникова Ю.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к использованию ресурсов STEM-образования // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 11-14.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью исследования было выявить характер взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов. В результате комплексной диагностики и статистического анализа была выявлена положительная корреляционная связь эмоциональной устойчивости с продуктивными копинг-стратегиями - «решение проблем» и «социальным» копингом и отрицательная связь с непродуктивными копинг-стратегиями «эмоции», «избегание», «отвлечение».

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, продуктивные копинг-стратегии: «решение проблем», «социальный» копинг, непродуктивные копинг-стратегии: «эмоции», «избегание», «отвлечение».

Annotation. The aim of the study was to reveal the nature of the relationship between emotional stability and coping strategies among students. As a result of complex diagnostics and statistical analysis, a positive correlation was found between emotional stability and productive coping strategies - "problem solving" and "social" coping and a negative relationship with unproductive coping strategies "emotions", "avoidance", "distraction".

Keywords: emotional stability, productive coping strategies: "problem solving", "social" coping, unproductive coping strategies: "emotions", "avoidance", "distraction".

Введение. Эмоциональная устойчивость является одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье студентов, а следовательно, надёжность, успешность учебной деятельности и эффективность выстраивания межличностных отношений. Проблема эмоциональной устойчивости особенно остро стоит в молодёжной среде, так как этот возраст характеризуется высокими степенями напряжения, стрессогенностью, что безусловно влияет на уровень эмоционального здоровья.

ФГОСы ВО по психолого-педагогическим направлениям подготовки требуют от выпускников обладать «способностью работать в коллективе, толерантностью», «способностью осуществлять социальное взаимодействие», «способностью взаимодействовать с участниками образовательных отношений». Выпускники педагоги, психологи безусловно должны обладать развитой эмоциональной устойчивостью как центральной составляющей эмоциональной компетентности. С другой стороны, в современном образовательном процессе очень много внимания уделяется получению академических знаний, тогда как развитию эмоциональной составляющей уделяется не так много внимания. Данные противоречия позволяют обосновать и сформулировать проблему исследования эмоциональной устойчивости личности у студентов и возможностей ее развития средствами психологического тренинга, в частности, за счет повышения интенсивности использования продуктивных копинг-стратегий.

Изучением механизмов, факторов и особенностей развития эмоциональной устойчивости занимаются многие отечественные ученые: Г.У. Солдатова [8], Л.М. Аболин, Д.В. Иванов, Т.А. Савина, Б.Х. Варданян.

Эмоциональная устойчивость представляет собой интегральное свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели. «Эмоциональная устойчивость - это интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность справляться с состоянием излишнего эмоционального возбуждения при осуществлении многосложной деятельности», согласно Г.У. Солдатовой [8].

Изучением копинг-стратегий занимаются многие зарубежные и отечественные ученые-психологи - Р. Лазарус, С. Норман, Д. Эндлер, Т.Л. Крюкова [6], Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер [7], Е.С. Балабанов, Е.В. Либина, К. Муздыбаев и др.

Согласно Т.Л. Крюковой под стратегией совладания понимаются «основанные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам» [6].

Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий, а именно, положительная связь эмоциональной устойчивости и частоты использования продуктивных копинг-стратегий имеет особую важность для возможности повышать эмоциональную устойчивость через развитие средствами тренинговых технологий продуктивных копинг-

стратегий. Так как тренинговая форма работы способствует повышению как аналитического копинга, так и социальных копингов.

Нами было проведено комплексное диагностическое исследование характера взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов-психологов очной формы обучения Воронежского педуниверситета.

Были использованы следующие методики: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (К-ПСС) С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер (адаптированный вариант Т.Л. Крюковой), опросник оценки нервно-психической устойчивости (ОНПУ) ЛВМА им. С.М. Кирова, Миссисипская шкала ПТСР Н. Кеан, Дж. Кэддел, К. Тэйлор, методика Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта» (ДЭИ). Для статистической обработки и анализа результатов нами был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что показатели эмоциональной устойчивости имеют положительную связь с продуктивными копинг-стратегиями, в частности, с копинг-стратегиями «решение проблемы», «социальное отвлечение» и отрицательную связь с непродуктивными копинг-стратегиями, в частности, «эмоции», «избегание».

Были получены следующие результаты диагностики.

По опроснику «ОНПУ» у студентов-психологов преобладает средний уровень вероятности нервно-психических срывов (среднее значение по шкале - 29%), высокая вероятность выражена незначительно.

■ нишая вероятность

□ ц>едняя вероятность

Рисунок. Количественное соотношение выраженности нервно-психических срывов у студентов

По опроснику «ПТСР» практически у всех студенток-психологов выявлен уровень «хорошей адаптации» по шкале посттравматического стресса. Средний уровень выраженности по шкале посттравматического стрессового расстройства у студентов-психологов - 40%. То есть в целом они достаточно успешно преодолевают стрессовые состояния, связанные с травматическими ситуациями.

Рисунок. Распределение выраженности посттравматического стрессового расстройства по методике

ПТСР у студентов

По опроснику «ДЭИ» были выявлены следующие уровни показателей эмоциональной устойчивости: 1) преобладание у студентов-психологов среднего и высокого уровней «эмоциональной осведомленности». То есть они обладают способностью точного восприятия и понимания как собственных эмоций, так и эмоций других людей.

■ ниший уровень

Средний уровень

Рисунок. Количественное соотношение выраженности эмоциональной осведомленности у студентов

2) У студентов-психологов преобладает средний уровень «управления своими эмоциями». Однако низкий уровень выражен у каждой третьей студентки. Но в целом, студентки-психологи обладают развитой способностью управлять своими эмоциями и чувствами.

■ низкий уровень

□ средний уровень

■ высокий уровень

Рисунок. Количественное соотношение выраженности управления своими эмоциями у студентов

3) Уровень «самомотивации» у студентов-психологов преобладает средний. У студентов выражена в значительной степени сила воли, способность преодоления трудных, фрустрирующих ситуаций.

■ нишии уровень

□ «средний уровень

■ высокий уровень

Рисунок. Количественное соотношение выраженности самомотивации у студентов

4) По показателю «распознавание эмоций других» у студентов-психологов также преобладают средний и высокий уровни выраженности. Низкий практически отсутствует. Это свидетельствует о том, что студенты-психологи понимают чувства партнеров по общению, могут положительно влиять на эмоциональное состояние другого человека.

■ ниший уровень

Средний уровень

■ высокий уровень

Рисунок. Количественное соотношение выраженности «распознавания эмоций других» у студентов

По методике «К-ПСС» самые высокие показатели у студентов-психологов были выявлены по продуктивным копинг-стратегиям «Решение проблемы» (72%) и социальному копингу (64%).

По непродуктивным копинг-стратегиям: «избегание» (56%), «отвлечение» (52%) и «эмоции» (51%) у студентов выявлены средние значения, высокие практически отсутствуют.

Рисунок. Распределение средних показателей копингов по методике «К-ПСС»

По данным статистического анализа взаимосвязи показателей получены следующие зависимости:

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый копингом «Решение проблемы», по С. Норману (ге =0.366).

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый по копингом «Решение проблемы», по С. Норману (ге =0.378).

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый социальным копингом, по С. Норману (ге =0.096).

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый по социальным копингом, по С. Норману (ге =0.109).

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый непродуктивными копингами «эмоции» (ге =-0.29), «избегание» (ге =

• Уровень эмоциональной устойчивости, определённый непродуктивными копингами «эмоции» (гэ =-0.362), «избегание» (ге

Решение проблемы

+ 0.4

эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий были

по методике «ПТСР» положительно коррелирует с

методике «ОНПУ» также положительно коррелирует с

по методике «ПТСР» положительно коррелирует с

методике «ОНПУ» также положительно коррелирует с

по методике «ПТСР» отрицательно коррелирует с =-0.188), «отвлечение» (ге =-0.123). по методике «ОНПУ» отрицательно коррелирует с =-0.124), «отвлечение» (гэ =-0.182).

Социальное отвлечение

+ 0.1

г5у- 0.3 Ориентация па эмоции

Э мо цио на л ы 1ая у сто йч и вость

1

г А-0.2

Л

Избегание

Рисунок. Схема корреляционных связей эмоциональной устойчивости с копинг-стратегиями

Выводы. Таким образом, были получены статистически значимые положительные корреляционные связи эмоциональной устойчивости с продуктивными копинг-стратегиями: «решение проблем» и «социальным» копингом. Была выявлена статистически значимая отрицательная корреляционная связь эмоциональной устойчивости с непродуктивными копингами: «эмоции», «избегание», «отвлечение».

Актуальной остается задача разработки развивающих тренинговых программ для студентов, способствующих повышению использования продуктивных копингов, прежде всего аналитического и социального, и снижению использования непродуктивных. В групповой работе студенты учатся анализировать фрустрирующие ситуации и состояния на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях и получают много поддержки и понимания от других членов группы. Под руководством психолога-тренера участники тренинга учатся обьективному анализу проблемных ситуаций, анализу невербальных проявлений эмоций у себя и у других членов группы. Кроме того, в тренинговой группе создается атмосфера доверия, психологической безопасности, взаимоподдержки. Все эти тренинговые факторы способствуют повышению уверенности в себе, опоре на себя, эмоциональной стабильности у членов группы.

Важно развивать у студентов все составляющие эмоциональной компетентности. Применение активных тренинговых методов обучения позволяет создать необходимые условия для развития эмоциональной регуляции студентов и владения ими оптимальными стратегиями преодоления фрустрирующих состояний.

Литература:

1. Аврамова Т.И. Социально-психологический тренинг как метод развития копинг-стратегий / Т.И. Аврамова, А.Э. Свиридова // Современные исследования в сфере экономики, юриспруденции и психологии. Сборник научных трудов. - 2018. - С. 42-48.

2. Антонова Е.А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности / Е.А. Антонова // Известия Саратовского университета. - Саратов, 2016. - №1. - С. 54-60

3. Вьюнова Н.И., Пуртова С.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - Т. 3. -№ 31. - С. 6-12.

4. Иванов Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости личности / Д.В. Иванов. - Курск: Наука, 2012. - 208 с.

5. Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности / О.О. Косякова. - Москва: ПроСофт, 2015. - 196 с.

6. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т.Л. Крюкова // Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - С. 82-93.

7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2001. - Т. 18. - №5. - С. 21-30.

8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Толерантность личности / Под ред. Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. - Москва: Смысл, 2008. - 172 с.

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент Алиханов Закир Ибадулахович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Магомедова Аида Насрутдиновна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Шихамирова Бата Абдулгамидовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты процесса формирования системы психологических знаний у студентов педагогических специальностей. Доказывается важность данного компонента в структуре профессиональной компетентности педагога. Далее исследуется состояние современной российской образовательной системы и демонстрируется факт возрастания значения психологической подготовки будущих педагогов в связи с динамикой развития современной школы и общества в целом на протяжении последних тридцати лет. Констатируется недостаточное внимание руководства и профессорско-преподавательского состава современных российских вузов к вооружению студентов психологическими знаниями. Обосновывается, что на современном этапе данный процесс может быть весьма эффективным при соблюдении ряда педагогических условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: высшее образование, педагогическое образование, образовательный процесс в вузе, психологическая подготовка будущих педагогов, профессиональная готовность педагога, инновационные методики преподавания, студент, преподаватель.

Annotation. The article discusses the psychological knowledge system of pedagogical students forming process' main aspects. This component importance in theteachers' professional competence structure is proved. Further, the state of the modern Russian educational system is investigated and the fact of the future teachers' psychological training importance increasing in connection with the dynamics of the modern schools and society development over the past thirty years is demonstrated. Insufficient attention of the management and teaching staff of modern Russian universities to arming students with psychological knowledge is stated. It is proved that at the present stage this process can be very effective if a number of pedagogical conditions are met.

Keywords: higher education, pedagogical education the educational process at the university, psychological training of future teachers, professional readiness of the teacher, innovative teaching methods, student, teacher.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется трансформация взглядов исследователей и практиков на сущность педагогической деятельности. Она, в свою очередь, обусловлена распространением гуманистической образовательной парадигмы. Данный факт означает необходимость внесения существенных изменений также в систему профессиональной подготовки будущих педагогов [1; 9; 11; 14].

Преобразование же системы подготовки будущих учителей связывается с повышением роли психологического компонента в структуре педагогического образования. В условиях современного вуза формированию этой составляющей профессиональной компетентности педагога должна принадлежать одна из ведущих ролей в процессе их подготовки [2; 9].

Следовательно, процесс формирования психологических знаний у студентов педагогических специальностей является важной составляющей обучения педагога, характеризующегося конкурентоспособностью на современном рынке труда.

Его изучению будет посвящено основное содержание настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Современные исследования, затрагивающие вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров вкупе с опытом педагогов-практиков в данной области позволяют с определённой долей уверенности утверждать, что в структуре педагогического образования должны присутствовать следующие взаимосвязанные структурные элементы:

• теоретическая подготовка;

• практическая подготовка;

• психологическая подготовка [1; 5-7; 10-11].

При этом, на современном этапе развития российского социума и, в частности, системы образования, психологическая подготовка приобретает, как уже говорилось, особую важность.

Таким образом, процесс развития компетенций будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза предполагает решение ряда вопросов, связанных с их психологической подготовкой [5-7; 11; 14].

На современном этапе развития высшего педагогического образования в нашей стране целью психологической подготовки педагогов можно считать обеспечение готовности будущих учителей к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.