Правовые и политические аспекты управления
Кононов Л.А., Чеботарев А.В.
Взаимосвязь экстремизма и современных миграционных процессов как предмет политологического исследования
Кононов Леонид Алексеевич — доктор политических наук, профессор, Военный университет Министерства обороны, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 7954-3133
Чеботарев Андрей Васильевич — адъюнкт, Военный университет Министерства
обороны, Москва, РФ.
E-mail: Chebotarev. A.V@yandex. ru
SPIN-код РИНЦ: 5439-6334
Аннотация
Данная статья посвящена экстремизму в миграционных процессах как общественно опасному явлению. Авторы проводят анализ миграционной политики Российской Федерации в контексте противодействия экстремизму. Статья раскрывает обстоятельства возникновения и развития экстремизма в современных миграционных процессах и особенности его изучения как предмета политологического исследования.
Ключевые слова
Экстремизм, экстремистская деятельность, типология экстремизма, миграция, миграционные процессы, экстремизм в миграционных процессах, безопасность, национальная безопасность Российской Федерации, угрозы национальной безопасности.
Экстремизм как общественно опасное явление
Характерной чертой современной действительности является рост масштабов и разнообразия форм проявлений экстремизма, выражающегося в радикализации общественных отношений, расширении протестного движения, ксенофобии и прочее.
В настоящее время понятие «экстремизм» имеет различные оттенки. Некоторые ученые под экстремизмом понимают целый ряд разнородных явлений: от многообразия форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами. Большинством ученых экстремизм (от лат. extremus — крайний, последний) определяется как сложное социально-политическое явление, включающее идеологию и практику нелегитимного использования насилия и разжигания вражды и ненависти на расовой, национальной, религиозной и иной социально значимой основе для достижения субъектами социально-политического противоборства своих целей1.
1 Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт // Федеральное Собрание Российской Федерации. Аппарат Государственной Думы. Аналитическое управление. Аналитический вестник. 2004. № 15.
URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4395/14127 (дата обращения: 01.03.2018).
В Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом экстремизм расценивается как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них»2.
Мощный разрушительный потенциал экстремистски настроенных групп проявился во время событий «Арабской весны» на Ближнем Востоке и в ходе государственного переворота на Украине. В нашей стране при участии экстремистских групп произошло несколько крупных инцидентов, имевших большой политический резонанс (беспорядки на Манежной площади в Москве и других крупных городах, произошедшие после убийства футбольного болельщика Е. Свиридова 11 декабря 2010 года; националистические выступления в июле 2013 года в городе Пугачёве; массовые беспорядки в Бирюлёве в октябре 2013 года и др.). Об увеличении количества экстремистских преступлений в России свидетельствуют статистические данные МВД РФ, которые за период 2003-2016 гг. показывают почти десятикратное увеличение зафиксированных преступлений экстремистской направленности3.
Причинами нарастания экстремистских проявлений в российском социуме являются:
- • обострение социальной напряженности в обществе;
- • усиление инокультурных, иноконфессиональных, иноэтнических иммиграционных потоков с их локализацией в крупных городах, отдельных регионах страны;
- • криминализация ряда сфер общественной жизни;
- • агрессивное навязывание чуждых традиционному российскому обществу западных «постмодернистских» ценностей;
2 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 23.03.2018).
3 Цит. по: Шибутов М. Терроризм в России — нарастающая динамика / ИА Regnum [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/2258514.html (дата обращения: 02.03.2018).
- • проявление так называемого «исламского фактора» вследствие пропаганды идей религиозного экстремизма, национализма, сепаратизма и т.п. среди мусульман России;
- • использование современных информационно-коммуникационных технологий в противоправных (в том числе, экстремистских) целях;
- • работа с целевыми аудиториями, прежде всего — с молодежью (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления своих акций) и ряд других причин4.
Непростой научной задачей является типологизация экстремизма. Как и с определением данного явления, здесь также наблюдается большое количество подходов. «Совокупность научных идентификаций типологии экстремизма обнаруживает неоднородность трактовок и широкий диапазон подходов к пониманию классификационных признаков и уровней феномена экстремизма» 5.
Из многочисленных форм экстремизма с точки зрения целей и мотивов насильственных проявлений, их идеологической платформы в научной литературе особо выделяют:
1) политический экстремизм - незаконная деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;
4 Более подробно о различных аспектах связи экстремизма и миграционных процессов в современной России см.: Ульянов М.В. Миграционные процессы в системе детерминации преступлений экстремистской направленности: Автореф. дис... к.ю.н.: 12.00.08. М., 2017; ДолговаА.И., ГуськовА.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010; Зайончковская Ж.А. Межгосударственное партнерство России и стран Центральной Азии по трудовой миграции: правовая база // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. трудов ФМС России. М., 2012. С. 98-115; Солодилов А.В. Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России // Власть. 2016. № 5. С. 118-122; РезникГ.А., АмироваД.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (дата обращения: 24.04.2018); Бородушко И.В. Миграция и национальная безопасность: монография. СПб.: НОУ СЮА, 2013; Балашова Т.Н. Национальный интерес и национальная безопасность в контексте миграции населения: взаимосвязь и взаимодействие // Общество и право. 2008. №1. С. 23-31, и др.
5 Гребенщиков И.В. Проблема типологии экстремизма в современном научном дискурсе // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6. № 2А. С. 403.
2) религиозный (конфессиональный) экстремизм — конфликты и столкновения представителей различных религий либо противоборство внутри одной конфессии (межконфессиональный и внутриконфессиональный экстремизм соответственно); требование особых прав и привилегий для своей религии, попытки насильственно обратить в нее других и т.д.;
3) националистический (этнический) экстремизм выражается в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию в отношении представителей иных народов;
4) экономический экстремизм направлен на устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов;
5) социально-протестный экстремизм — нарушение порядка и законов в борьбе за свои или чужие права, сопротивление властям, акты протеста по отношению к существующим социальным нормам;
6) экстремизм в области культуры ориентирован на изоляционизм, отвержение достижений других культур и проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях и др.
Перечисленные формы экстремизма иногда существуют в «чистом виде», но часто и пересекаются между собой, порождая многочисленные смешанные формы
экстремистских идеологий и движений: этноконфессиональный экстремизм,
6
религиозно-политический, национально-протестный и т.д.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм, под которым понимается тактика или стратегия групп и организаций (политических, религиозных, националистических и т.д.), заключающиеся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном использовании террористических актов для достижения поставленных целей.
6 См. подробнее: Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2. С. 108-122; Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть вторая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 7791.
Таким образом, экстремизм по своей сущности представляет собой чрезвычайно опасное общественное явление, подрывающее устои общества в мире, имеет тенденцию к росту масштабов и разнообразий своего проявления, проникает во все сферы человеческого бытия, включая миграцию населения.
Миграция населения и экстремизм в миграционных процессах
Согласно отчету Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН в прошедшем 2017 г. более 258 миллионов человек в мире являлись мигрантами, что составляет 3,4% от всего населения планеты, и это число продолжает расти. Общее число мигрантов по сравнению с 2000 годом увеличилось на 49%. Наибольшее число мигрантов, а именно 49,8 миллионов человек, или 19% всех мигрантов, проживает в США. В Саудовской Аравии, Германии и России их проживает около 12 миллионов человек в каждой из названных стран.
Россия занимает второе место после США по приему мигрантов. По сведениям Росстата России, «...миграционный прирост (разница между прибывшими и выбывшими мигрантами) по всей России в 2005 г. составил 107 432 человек, в 2015 г. — 270 036 человек»8. По экспертным оценкам, ежегодно незаконно пересекает границу около 20 млн иностранных граждан, а на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов9.
Миграция как сложное социально-политическое явление оказывает неоднозначное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Миграционные процессы играют как положительную, так и отрицательную роль в ее развитии. Позитивное значение миграции заключается в том, что постоянный приток мигрантов, с одной стороны, восполняет демографические потери страны, а с другой стороны, компенсирует увеличивающийся дефицит рабочей силы. Статистические данные10 показывают, что в ближайшие десятилетия «демографическая яма» в России и ограниченные трудовые ресурсы во многом будут восполняться внешними миграционными потоками, что вынуждает руководство страны последовательно проводить иммиграционную политику, ориентированную на привлечение трудовых мигрантов.
7 См. подробнее: ООН заявила о росте числа мигрантов в мире / РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/world/20171219/1511220030.html (дата обращения: 28.12.2017).
8 См., подробнее: Винницкий В. Проблемы неконтролируемой миграции в контексте международной безопасности и борьбы с терроризмом / Общественная палата [Электронный ресурс] URL: https ://www. oprf. ru/ru/blog?id=2011 (дата обращения: 26.02.2018).
9 Миграционный кризис в Европе. Вып. 6 / под ред. А.П. Кошкина. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. С. 70.
10 Там же. С. 80.
Одновременно с этим, на фоне роста численности мигрантов, отчетливо видны и негативные стороны миграции:
- потоки нелегальных мигрантов11 стимулируют теневой сектор экономики и недобросовестную конкуренцию, вызывают обострение безработицы, уменьшают пополнение бюджета государства;
- ухудшается экологическая, инфекционная и эпидемиологическая обстановка;
- происходит отрицание и маргинализация, то есть утрата традиционных социально-культурных ценностей коренного населения под воздействием инокультурной низкокачественной миграции;
- нарастает криминализация отношений в обществе, вызванная, с одной стороны, недовольством мигрантами своим бесправным положением и необходимостью их выживания в условиях обостряющегося социально-экономического кризиса, а с другой стороны, формируются этно-, мигранто-, исламофобии, растет недовольство коренного населения, переходящее зачастую в условиях дисфункциональности управленческих и правоохранительных структур государства к внеправовым экстремистским способам отстаивания своих прав;
- сохраняется многочисленный отток коренного населения из Сибири и Дальнего Востока, приводящий к упадку в социальной и экономической сферах этих регионов, и замещающий его бесконтрольный массовый приток иностранных мигрантов (в первую очередь китайских), несущий в себе потенциальную угрозу территориальной целостности страны;
11 При этом надо заметить, что «классической» нелегальной иммиграции (незаконному въезду, проникновению на территорию страны иностранцев вопреки действующему миграционному законодательству по недействительным или поддельным въездным документам или вообще без них и т.п.) в нашей стране сопутствует превосходящий ее в разы людской поток граждан стран СНГ, вполне законно въезжающих в РФ с целью неофициального трудоустройства (занятостью в теневом секторе), — цивильной по содержанию трудовой деятельности, но не оформленной юридически в соответствии с российскими правилами использования труда нерезидентов. См. подробнее: Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Неформальные практики в России. Нелегитимная иммиграция и неофициальная занятость в Российской Федерации: зло, благо или неизбежность? / Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/16/1214862869/Perepelkin.pdf (дата обращения: 21.02.2018).
- продолжается эмиграция в более развитые страны наиболее квалифицированных и образованных специалистов («утечка мозгов»), что осложняет модернизационный потенциал российского общества;
- нарастает урбанизация страны, деградация деревень, вызванная стремлением сельских жителей к переезду в более комфортные для жизни крупные города и ряд других негативных тенденций;
- растут риски проявлений терроризма12.
Перечисленные выше негативные стороны миграции представляют собой спектр многочисленных миграционных угроз. Однако следует заметить, что представленный перечень нуждается в существенном дополнении. В последние годы особую опасность представляет рост экстремизма в миграционных процессах. Данный феномен является питательной средой для политического радикализма, экстремизма и терроризма. На территориях массовых вселений мигрантов зачастую формируются иммигрантские этнические и религиозные молодежные группировки экстремистской направленности, они демонстрируют свое агрессивное и враждебное отношение к менее сплоченному местному населению. В противовес им из числа местного населения создаются молодежные группировки тоже экстремисткой направленности, ориентированные на разжигание враждебного
отношения к иммигрантам.
Наибольшая же опасность исходит от экстремистской идеологии в миграционных процессах (фашизм, радикальный национализм, этническая исключительность, религиозное превосходство и другие). В иммиграционной среде
12 О различных негативных аспектах международных и российских миграционных процессов более подробно см.: Малахов В.С. Миграционный кризис: международное сотрудничество и национальные стратегии: аналитическая записка. М.: РСМД, 2016; ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран / под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. М.: ИМЭМО РАН, 2016; Кропачев С.М. Современные теоретические подходы к изучению иммиграционной политики // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 3. С. 83-90; ЧернякА.В. Политическое сотрудничество России и ЕС в регулировании международных миграционных процессов: состояние и перспективы: дис. ... канд. полит. наук. 23.00.04. Орёл, 2015; Судоплатов П.А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского Союза: Автореф. дис. к.э.н. 08.00.05. Москва: ИСПИ РАН, 2006; ИвановА.Г. Миграционная политика ЕС и России: опыт политического анализа: Автореф. дис. . канд. полит. наук. 23.00.04. М.: РУДН, 2009; Агафонова О.В. Миграционная политика Европейского Союза: проблемы и перспективы // Электронный научный журнал «ГосРег». 2016. № 2.
URL: https://gosreg.amchs.ru/pdffiles/16number/articles16/Agafonova 16.pdf (дата обращения: 26.02.2018); Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореферат дис. ... докт. полит. наук: 23.00.02. М., 2013; Игонин Д.И. Дискурсивные основания государственной миграционной политики в современной России (федеральный и региональный аспекты): автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Казань, 2012.
экстремистская идеология, подкрепленная экстремисткой деятельностью, способствуют анклавизации мигрантов - обособлению их в пределах отдельных территорий, что в свою очередь влечет за собой: правовой нигилизм, страх перед местным населением и, как следствие, негативное отношение к нему, рост организованной и бытовой преступности, распространение инфекционных заболеваний, рабский труд и рабские отношения, увеличение рядов незаконных мигрантов и многое другое, что не вписывается в рамки цивилизационного проживания людей.
В иммиграционных анклавах практически не развиваются процессы адаптации и интеграции мигрантов. Даже третье поколение мигрантов не может интегрироваться в местное общество. С другой стороны, экстремистская идеология, распространяемая в среде принимающих обществ, формирует негативное отношение местного населения к мигрантам как к пришлым людям чуждой культуры, отбирающим у местного населения рабочие места, являющимися источниками распространения инфекционных заболеваний, роста преступности, терроризма и иных негативных явлений.
В целом идеология экстремизма, распространяемая как в мигрантских кругах, так и в среде местного населения, подкрепленная экстремисткой деятельностью, радикализует общественные настроения, разжигает ненависть местного населения к мигрантам, а мигрантов к местному населению, доводя общественные настроения до черты социального взрыва. Все это указывает на то, что экстремизм в миграционных процессах представляет собой достаточно специфическое общественное явление, несущее угрозу политической стабильности.
Политическая действительность последних лет (массовые миграционные потоки в Европу выходцев из Ближнего Востока, Африки и Азии) и связанный с этим рост преступности, терроризма, подтверждают это. Некоторые ученые на примере Западной Европы даже предлагают рассматривать данное явление как «миграционное оружие».
Приведенные выше рассуждения позволяют сделать частные выводы:
- экстремизм в современных миграционных процессах имеет тенденцию к росту масштабов и разнообразия проявлений, охватывает территорию многих стран, включая Россию;
- миграционные процессы в России наряду с позитивными сторонами несут мощный потенциал угроз национальной безопасности. В спектре
миграционных угроз особую опасность представляет экстремизм в миграционных процессах, который способствует анклавизации мигрантов, порождает высокие риски совершения террористических актов и нарушения политической стабильности на территориях массового вселения мигрантов.
- экстремизм в миграционных процессах представляет собой крайне опасное социально-общественное явление, реальную угрозу национальной безопасности современных государств, наряду с угрозой терроризма его можно отнести к доминирующей миграционной угрозе. Политика Российской Федерации в области противодействия экстремизму в миграционных процессах
Руководство России осознает наличие миграционных угроз, в том числе и угрозу экстремизма в миграционных процессах. Так, выступая 31 марта 2016 г. на заседании Совета Безопасности, посвященном вопросам совершенствования государственной миграционной политики, Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «Мы видим, к каким серьезным последствиям привели практически неконтролируемые потоки беженцев в Европу из стран Ближнего Востока, Северной Африки, из Афганистана, из других регионов. Здесь и всплеск преступности, и конфликты на национальной и религиозной почве, и социальное напряжение. Мигранты, фактически лишенные возможности интегрироваться в общество, становятся объектом пропаганды, вербовки со стороны экстремистов и террористических организаций. Растут радикальные настроения в этой среде. Но радикальные настроения в этой связи растут и среди местных граждан»13. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации14 неконтролируемая миграция отнесена к главным стратегическим угрозам национальной безопасности, так как нелегальные каналы миграции пытаются использовать в своих интересах преступные группировки, наркоторговцы, зарубежные спецслужбы, а также эмиссары международных экстремистских, террористических организаций.
13 Заседание Совета Безопасности 31 марта 2016 года, посвященное вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности // Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/104/events/51618 (дата обращения: 12.02.2018).
14 См.: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 20.02.2018).
В миграционной политике Российская Федерация стремится проводить сбалансированное регулирование миграции населения. С одной стороны, способствует реализации интересов государства и бизнеса, направленных на привлечение в страну мигрантов, с другой — принимает меры по обеспечению государственной, общественной безопасности и безопасности личности.
В то же время приходится констатировать факт, что в миграционной политике Российской Федерации просматривается существенная недоработка. В ней не выделено такое важное направление политической деятельности, как противодействие экстремизму в миграционных процессах. Это утверждение вытекает из анализа содержания Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 г.15, в которой не отражены вопросы противодействия экстремистской деятельности в миграционных процессах, несмотря на то, что данный феномен представляет собой одну их доминирующих миграционных угроз.
Практически не отражена обозначенная нами проблема и в политике Российской Федерации в области противодействия экстремисткой деятельности. Например, в Федеральном Законе № 114 от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности»16 и в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утвержденной Указом Президента Российской Федерации 28 ноября 2014 года № Пр-2753)17 не выделено политическое направление деятельности государства по противодействию экстремизму в миграционных процессах. Разработчики Закона и Концепции полагали, что эти вопросы лежат в общем контексте противодействия экстремизму. Однако, по нашему мнению, такой подход является не совсем правильным, потому что экстремизм в миграционных процессах имеет свою специфику и противодействие ему должно носить конкретизированный характер в политике государства.
Надо признать, что и в научном плане данный вопрос тоже изучен недостаточно. Миграция населения изучается в основном в рамках экономических наук (география, демография и др.), хотя в последние годы темам миграции и миграционной
15 См.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012 г.) / Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 12.02.2018).
16 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал] URL: http://base.garant.ru/12127578/#friends (дата обращения: 12.02.2018).
17 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194160/ (дата обращения: 12.02.2018).
18
политики посвящено большое число политических исследований . Миграционные отношения в большей степени изучаются социологами и психологами. Экстремизм и терроризм как социально-политические явления в основном изучаются в рамках политических наук (теория национальной безопасности, конфликтология, политология, геополитика, международные отношения и др.). Что же касается экстремизма в миграционных процессах, то это явление крайне слабо освещено в научной литературе, несмотря на его специфику и особую опасность, которое оно представляет современным обществам. В этой связи актуализируется научная проблема теоретического осмысления экстремизма в миграционных процессах и государственной политики противодействия этому явлению19.
Приведенные выше рассуждения позволяют сделать ряд важных выводов:
1) Экстремизм в современных миграционных процессах представляет крайне опасное социально-общественное явление, угрозу национальной безопасности современных государств, источник рисков политической нестабильности на территориях массового вселения мигрантов.
2) Экстремизм в современных миграционных процессах имеет тенденцию к росту масштабов и разнообразия своих проявлений, охватывает территории многих стран, включая Россию, с позиций сегодняшнего дня этот феномен, на наш взгляд, можно отнести к доминирующей миграционной угрозе.
3) Российская Федерация при проведении миграционной политики ориентируется в большей степени на привлечение в страну мигрантов, при этом практически упускает проблему противодействия экстремизму в миграционных процессах.
4) По нашему мнению, противодействие экстремисткой деятельности в миграционных процессах необходимо выделить в отдельное направление миграционной политики и отразить это в положениях перспективной Концепции миграционной политики Российской
18 См., например: СолодиловА.В. Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России // Власть. 2016. № 5. С. 118-122; Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. М.: Издательство МГУ, 1989; Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России — основа миграционной безопасности страны // N5: Национальная безопасность. 2013. № 3. С. 1-16; Дмитриев А.В., Леденёва В.Ю., Назарова Е.А. Миграция в Москве. Модели и перспективы. Коллективная монография // М.: Издательство «Альфа М», 2013, и др.
19 Кононов Л.А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации при Президенте РФ: периодическое издание. 2010. № 4 (14). С. 48-59.
Федерации, сформулировать в документе положения, раскрывающие суть данной политической деятельности. 5) В научном плане противодействие экстремисткой деятельности в миграционных процессах должно стать предметом политологического исследования, в перспективе оно может рассматриваться как самостоятельное научное направление.
Список литературы:
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012 г.) / Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 12.02.2018).
2. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 12.02.2018).
3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 20.02.2018).
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал] URL: http://base.garant.ru/12127578/#friends (дата обращения: 12.02.2018).
5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 23.03.2018).
6. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2. С. 108-122.
7. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть вторая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 77-91.
8. Агафонова О.В. Миграционная политика Европейского Союза: проблемы и
перспективы // Электронный научный журнал «ГосРег». 2016. № 2.
118
ЦКЬ: https://gosreg.amchs.ru/pdffiles/16number/articles16/Agafonova_16.pdf (дата
обращения: 26.02.2018).
9. Балашова Т.Н. Национальный интерес и национальная безопасность в контексте миграции населения: взаимосвязь и взаимодействие // Общество и право. 2008. №1. С. 23-31.
10. БородушкоИ.В. Миграция и национальная безопасность: монография. СПб.: НОУ СЮА, 2013.
11. Винницкий В. Проблемы неконтролируемой миграции в контексте международной безопасности и борьбы с терроризмом / Общественная палата [Электронный ресурс] №Ь: https://www.oprf.ru/ru/blog?ld=2011 (дата обращения: 26.02.2018).
12. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореферат дис. ... докт. полит. наук: 23.00.02. М., 2013.
13. Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России — основа миграционной безопасности страны // N5: Национальная безопасность. 2013. № 3. С. 1-16.
14. Гребенщиков И.В. Проблема типологии экстремизма в современном научном дискурсе // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6. № 2А. С. 403.
15. ДенисенкоМ.Б., ИонцевВ.А., ХоревБ.С. Миграциология. М.: Издательство МГУ, 1989.
16. Дмитриев А.В., Леденёва В.Ю., Назарова Е.А. Миграция в Москве. Модели и перспективы. Коллективная монография // М.: Издательство «Альфа М», 2013.
17. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010.
18. ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран / под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. М.: ИМЭМО РАН, 2016.
19. Зайончковская Ж.А. Межгосударственное партнерство России и стран Центральной Азии по трудовой миграции: правовая база // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. трудов ФМС России. М., 2012. С. 98-115.
20. Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт // Федеральное Собрание Российской Федерации. Аппарат Государственной Думы. Аналитическое управление. Аналитический вестник.
2004. № 15. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4395/14127 (дата обращения: 01.03.2018).
21. Заседание Совета Безопасности 31 марта 2016 года, посвященное вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности // Сайт президента России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/104/events/51618 (дата обращения: 12.02.2018).
22. Иванов А.Г. Миграционная политика ЕС и России: опыт политического анализа: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. 23.00.04. М.: РУДН, 2009.
23. Игонин Д.И. Дискурсивные основания государственной миграционной политики в современной России (федеральный и региональный аспекты): автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Казань, 2012.
24. Кононов Л.А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации при Президенте РФ: периодическое издание. 2010. № 4 (14). С. 48-59
25. Кропачев С.М. Современные теоретические подходы к изучению иммиграционной политики // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 3. С. 83-90.
26. Малахов В.С. Миграционный кризис: международное сотрудничество и национальные стратегии: аналитическая записка. М.: РСМД, 2016.
27. Медушевский Н.А. Миграционный кризис в Европе через призму статистических данных // Власть. 2017. № 11. С. 169-172.
28. Международная миграция / РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/infografika/20171218/1510328209.html (дата обращения: 07.02.2018).
29. Миграционный кризис в Европе. Вып. 6 / под ред. А.П. Кошкина. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016.
30. ООН заявила о росте числа мигрантов в мире / РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/world/20171219/1511220030.html (дата обращения:
28.12.2017).
31. Перепелкин Л.С., СтельмахВ.Г. Неформальные практики в России. Нелегитимная иммиграция и неофициальная занятость в Российской Федерации: зло, благо или неизбежность? / Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/16/1214862869/Perepelkin.pdf (дата обращения:
21.02.2018).
32. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
33. Солодилов А.В. Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России // Власть. 2016. № 5. С. 118-122.
34. Судоплатов П.А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского Союза: Автореф. дис. ... к.э.н. 08.00.05. Москва: ИСПИ РАН, 2006.
35. УльяновМ.В. Миграционные процессы в системе детерминации преступлений экстремистской направленности: Автореф. дис. ... к.ю.н.: 12.00.08. М., 2017.
36. Черняк А.В. Политическое сотрудничество России и ЕС в регулировании международных миграционных процессов: состояние и перспективы: дис. ... канд. полит. наук. 23.00.04. Орёл, 2015.
37. ШибутовМ.Терроризм в России — нарастающая динамика / ИА Regnum [Электронный ресурс] URL: https ://regnum .ru/news/2258514.html (дата обращения: 02.03.2018).
38. Emigration / Eurostat [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa. eu/eurostat/ search (дата обращения: 15.01.2018).
Kononov L.A., Chebotarev A.V.
Extremism in Modern Migration Processes as an Object of Political
Science Research
Leonid A. Kononov — DSc (Political Sciences), Professor, Military University of the Ministry of Defense, Moscow, the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Andrey V. Chebotarev — adjunct, Military University of the Ministry of Defense, Moscow, the
Russian Federation.
E-mail: Chebotarev. A.V@yandex. ru
Annotation
The article is devoted to a theoretical research of extremism in migration processes as socially dangerous phenomenon, as well as to the analysis of the Russian Federation migration policy in the context of counteraction to the extremism. It contains the reasoned justification that extremism in modern migration processes should be considered as an object of a political science research.
Key words
Extremism, extremist activity, typology of extremism, migration, migration processes, extremism in migration processes, security, national security of the Russian Federation, national security threats.