Святковская Т.Я., Святковская Е.Ю.
Кафедра глазных болезней и кафедра общей гигиены СамГМУ E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ РЕФРАКЦИИ И КАРТИНЫ ГЛАЗНОГО ДНА У ДЕТЕЙ С ИНТЕНСИВНЫМ ОБУЧЕНИЕМ
Анализ взаимосвязи динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением показал, что острота зрения и резерв аккомодации были снижены уже вначале обучения. Установлена определенная зависимости между скоростью чтения и функциями глаза. Ключевые слова: рефракция, глазное дно, дети, интенсивное обучение.
Официальный прием в школу детей на систематическое обучение осуществляется в настоящее время с 6-7 лет. Однако подготовка к школе начинается раньше.
Работа в ДДУ города Самары показала, что обучение чтению и письму по различным системам может проводиться даже с 3-4-х лет. При этом в большинстве случаев, обучение проводится сотрудниками детских садов в ранге воспитателей, а не учителей начальной школы (Т.Я. Святковская, 1991). В результате налицо применение неправильных методик обучения чтению и письму, а также игнорирование состояния органа зрения на момент обучения.
Между тем, начало обучения даже в 6 лет имеет противопоказания (Ю.З. Розенблюм, Т.Я. Святковская, 1988) По нашим более ранним исследованиям (Т.Я. Святковская, Е.Ю. Святковская, 2000), так и по данным других авторов, случаи не диагностированных нарушений зрения могут создать ошибочное мнение о гиперактивности и наличии других сим-птомокомплексов и заболеваний у детей (Damari David et al., 2000).
Результат один: через несколько лет эти же пациенты обращаются с жалобами на невозможность выполнять свои социальные функции по учебе и далее профессиональные обязанности из-за недостатка в работе органа зрения. Они нуждаются в серьезном лечении уже до конца трудовой деятельности.
По нашему многолетнему опыту, даже индивидуальная работа с родителями и детьми в том виде, как мы ее представляем: сбор анамнеза, углубленное обследование, рекомендации к началу обучения и режимным моментам не всегда принимаются во внимание родителями.
Поэтому, обследование органа зрения детей в связи с началом обучения навыкам чтения и письму всегда останутся актуальными.
В течение года неоднократно осмотрено 127 детей 1-х классов школы с интенсивным обучением. Оценивалось состояние органа зрения детей по остроте зрения, рефракции с узким и широким зрачком, резерву аккомодации для дали и глазному дну.
Получены следующие результаты. Острота зрения в 1,0D, что трактуется как норма, выявлена в 68,8% глаз, менее 1,0D в 31,2%. Эммет-ропическая рефракция, с широким зрачком, установлена в 67 глазах (29,6%), гиперметропи-ческая в 122 (54%), миопическая в 28 (12,4%) и астигматизм в 9 глазах, что составило 4%.
Резерв аккомодации 3,0 и более диоптрий, что является приемлемым для детей данного возраста, установлен в 67 глазах, в остальных 187 глазах резерв аккомодации был либо резко снижен, либо равнялся 0. А именно приемлемая величина резерва аккомодации позволяет ребенку настраивать глаз на близкое и дальнее видение и успевать за объяснением учителя, а также своевременно выполнять задания.
В картине глазного дна большинства осмотренных детей (87%) обращают на себя внимание вариации физиологических особенностей и впервые отмеченное нами состояние сосудистой системы.
К вариациям физиологических особенностей нами отнесены: овальная форма диска зрительного нерва, тангенциальный врез диска. При диске круглой формы границы чаще нечеткие, диск маленький, наличие пигментного листка по всей окружности диска, воронкообразная физиологическая экскавация и др. Отмеченные вариации в офтальмоскопической картине диска глазного нерва всегда были асимметричными.
При оценке соотношения калибра артерий и вен и их кровенаполнения офтальмоскопическим способом нами выявлено, что если в норме калибр артерий по отношению к калибру вен
соотносится как 2:3, то у большинства осмотренных детей это соотношение 3:3. Причем, если в начале обучения, изменения сосудов касались в большинстве их калибра, то при повторном обследовании в конце первого класса создалось впечатление как бы о неравномерном калибре вен, изменении интенсивности рефлекса на протяжении вен и как бы расширенных, но атонич-ных, спавшихся артериях при кровенаполнен-ных венах. В литературе этот факт не описан, а офтальмоскопические изменения требуют дальнейшего исследования.
Скорость чтения оценивалась по приросту чтения числа знаков за 1 минуту в начале и в конце обучения. Все дети были разделены на 4 группы: 1 -я - это дети, улучшившие скорость чтения за год на 50 знаков, 2-я группа - с 51 до 80, 3-я - с 81 до 99 и 4-я на 100 знаков и выше. Сравнение крайних 1 и 4 групп показало следующее.
Установлено, что в группе детей, улучшивших скорость чтения от начала к концу обучения на 50 знаков, число глаз с резервом аккомодации 3,0 и выше оказалось всего 28%. В 4 группе - показавших наилучшие успехи - их было уже 45%. Однако, считать этот показатель как положительный, однозначно нельзя. Оценив разницу в ИЛ этих 2-х групп, выявлено, что если в 1 группе разницу более 1,0D между правым и левым глазом имели 24% детей, то в 4 группе их было уже 57%. Это является плохим прогностическим признаком и может явиться толчком к развитию миопии.
Рефракция оценивалась как при узком зрачке, так и при расширенном, после закапы-
вания мидриацила. Данные информативны. Если число миопических глаз в 1 группе равнялось 5 (8,9%), то в 4 группе их было уже 13 (27,6%). Интересно и распределение эмметро-пической рефракции: в 1 группе 23 глаза (41%), в 4 группе 5 глаз (10,6%).
Из сравнения скорости чтения по группам и распределения рефракции установлено, что наиболее стабильно наращивают успех в скорости чтения дети с гиперметропической рефракцией.
Таким образом, функция органа зрения у большинства детей либо по остроте зрения, либо по величине резерва аккомодации или ускоренному переходу эмметропической рефракции в миопическую уже на старте обучения носит явно отрицательную динамику. Выявлена определенная взаимозависимость между скоростью чтения и функцией глаза, а именно, дети, улучшившие свои показатели за год на 100 и более знаков имеют в большем числе миопическую рефракцию (27,6%), чем дети показавшие худшие результаты (8,9%).
Особое внимание обращаем на картину глазного дна и, в частности, на состояние сосудов. Не исключено, что изменение калибра сосудов, асимметрия сосудистой сети правого и левого глаза, различная степень рефлекса на протяжении сосудов, особенно вен, различные по насыщенности окраски участки вен являются определенной реакцией на интенсивное обучение у первоклассников, которая уже затем трансформируется в выраженные клинические проявления и не только со стороны органа зрения.
Список использованной литературы:
1. Розенблюм, Ю.З., Профилактика нарушений зрения у детей, обучающихся в школе с б лет. [текст] / Ю.З. Розенблюм, Т.Я. Святковская.- М., 1988.- 22с.
2. Святковская, Т.Я., О готовности зрительного анализатора детей к систематическому обучению с б-летнего возраста, [текст] / Т.Я. Святковская.-сб. сост. здор. детей и факторы, его опред.- М, 1991.-С.137-142.
3. Святковская, Т.Я., Состояние здоровья и школьной зрелости у детей детского сада, [текст] / Т.Я. Святковская, Е.Ю. Святковская.- сб. статей, посвящ. 80-летию СамГМУ и каф. общей гигиены.- Самара.-2000.- С. 88-95.
4. Damari, David A., Visual disorders misdiagnosed as ADHD, [текст] /
5. Damari David A., Liu Jeannette, Smith Karen Bell.- Southern Coll of Optometry.- Memphis TN.- 2000.- 11.- №4.- P.87-91.