ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНЫХ способностей И АТРИБУТИВНОГО стиля ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
®2011 Абакарова С.М., Далгатов М.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается взаимосвязь адаптивных способностей и атрибутивного стиля личности подростка. Представлены результаты эмпирического исследования, которые выявили наличие взаимосвязи между оптимистическим и пессимистическим стилями атрибуции и адаптивными способностями подростка.
The article deals with the relationship between the teenager's personal adaptive abilities and attributive style. The author presents the results of the empirical research, which revealed the presence of the relationship between the teenager’s optimistic and pessimistic styles of attribution and the adaptive abilities.
Ключевые слова: адаптация, адаптивные способности, адаптивное поведение, атрибутивный стиль, оптимистический атрибутивный стиль, пессимистический атрибутивный стиль.
Keywords: adaptation, adaptive abilities, adaptive behaviour, attributive style, optimistic attributive style, pessimistic attributive style.
Социальная нестабильность,
высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня развития адаптационных способностей.
Поэтому в современном обществе актуализируется проблема оказания помощи индивиду в процессе формирования адаптивных
механизмов поведения, защищающих личность от негативных последствий социализации и предоставляющих ей возможность продуктивного
саморазвития и успешной самореализации.
Решение проблемы формирования адаптивного поведения и
продуктивных его стратегий связано с выявлением механизмов и
закономерностей его возникновения и развития у человека на разных возрастных этапах становления в качестве субъекта собственной
активности.
Таким образом, актуальность
изучения адаптивного поведения
обусловлена необходимостью
разработки методологии
комплексного междисциплинарного исследования, сочетающего в себе, с
одной стороны, теоретические представления о внутренних детерминантах индивидуального поведения, разрабатываемые в отечественной психологии Б. М. Тепловым, В. Д. Небылициным и их последователями, и с другой -подробное изучение внешних (средовых) факторов,
детерминирующих различия в поведении социальном, основы изучения которого были заложены в рамках деятельностного подхода, берущего начало в работах Л. С. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека, понимается как адаптация. А. Г. Маклаков предлагает рассматривать адаптацию не только как динамическое образование (процесс приспособления к окружающей среде), но и как свойство любого живого организма. Это свойство и определяет способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, то есть адаптационные способности.
Адаптационные способности
представляют собой совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного «ответа» индивида на воздействие
психогенных факторов окружающей среды.
Данные психологические
особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал
обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия «нормальному интервалу» психической и социально-нравственной нормативности. В него входят
поведенческая регуляция,
коммуникативные способности и
уровень морально-нравственной
нормативности. А. Г. Маклаков указывает, что адаптационный
потенциал личности формируется в процессе онтогенеза и основывается на генетически обусловленных
индивидных характеристиках, «однако, в полной мере описать и охарактеризовать факторы, влияющие на формирование ЛАП, пока не
представляется возможным» [6].
Умение приспосабливаться к
изменчивым условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его
социально-психоло-гическую адаптацию, ему приходится адаптироваться не только к
нестабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и
старшими школьниками, нормы и ценности которого еще более изменчивы [5].
Подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности человека приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека - это и интеллект, и темперамент, и коммуникативная компетентность, и внешность, и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно изменять и развивать, что будет способствовать построению более конструктивных отношений с окружающим миром. К их числу
можно отнести оптимистическое мышление и безусловное
самопринятие. По-нашему мнению, подростки, имеющие
пессимистическое мышление,
погружаются в нездоровые эмоции, дисфункциональное поведение и имеют низкую самооценку. Более рациональные и реалистичные
убеждения способствуют здоровой эмоциональной окраске событий
жизни, более адаптивному
поведению, лучшей самооценке, а также более высокой оценке других.
Анализ современного состояния проблемы социальной адаптации подростков позволяет выявить ряд ее аспектов, которые не являются пока разработанными в достаточной степени. К ним относятся, прежде
всего, изучение ведущих компонентов социальной адаптации в
подростковом возрасте, на этапе развития, когда личность находится в периоде естественного кризиса [2]. Нам представляется важным более детальное изучение когнитивных коррелятов адаптивного поведения и выделение посредством этого предпосылок повышения
адаптивности подростков.
В качестве когнитивных коррелятов адаптивного поведения в нашей работе выступил атрибутивный (объяснительный) стиль. Под атрибутивным (объяснительным) стилем в современной когнитивной психологии понимается привычный способ объяснения себе причин различных событий, в том числе своего собственного поведения и деятельности (Abramson, Seligman, Teasdale, Abramson, Metalsky, Alloy).
Различают оптимистический и пессимистический атрибутивные стили. Человек, имеющий
оптимистический атрибутивный
стиль, верит, что неприятности временны, происходят только в одной сфере жизни и не затрагивают другие, а виной тому внешние обстоятельства. Благоприятные же события имеют постоянный характер,
происходят в разных сферах жизни человека, и он сам - причина тому.
Для пессимистического стиля атрибуции свойственно объяснение неприятных событий (неуспехов)
постоянными, глобальными и
внутренними причинами, а
благоприятных (успехов) -временными, конкретными и
внешними.
В этой связи проблема нашего исследования сформулирована
следующим образом: существует ли взаимосвязь между адаптивными способностями подростков и тем, какими причинными факторами
подросток объясняет себе свое
собственное поведение, то есть атрибутивным стилем.
Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи объяснительного стиля и адаптивных способностей у подростков. Объектом исследования служат адаптивные способности подростков. Предмет исследования -взаимосвязь адаптационных
способностей и атрибутивного стиля. В своем исследовании мы опирались на теоретические положения по проблеме адаптации, разработанные в трудах А. А. Ухтомского, И. П. Павлова, Г. Селье, Ю. А. Александровского, Ф. Б. Березина, И. А. Коробейникова, А. И. Агаева, III. Д. Миндиашвили и других ученых; на
когнитивный подход, с позиции
которого процесс адаптации обеспечивается взаимосвязью
социального окружения, познания и мотивации (Л. Фестингер, Р. Лазарус, А. Бек); на теории каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, А. Бандура, X. Хекхаузен, М. М. Далгатов, Т. О. Гордеева и др.), на положения В. А. Петровского и А. Г. Асмолова о «неадаптивной активности»
личности, что позволило говорить о психосоциальной адаптации как состоянии личности, которое
выражает ее неадаптивное
поведение, не выходящее за рамки нормы.
В исследовании приняли участие 129 подростков школ города Махачкалы. Адаптивные способности измерялись с помощью методики «Адаптивность» А. Г. Маклакова и «Методики диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда» в адаптации Т. В. Снегиревой, 1978 [8].
Объяснительный стиль изучался с помощью методики «СТОУН-П» [3].
Теоретической основой теста «Адаптивность» является
представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека.
Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий,
функционального состояния,
социального опыта, жизненной установки каждого человека. Однако можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать
представлению о психической норме. Степень соответствия этому «интервалу» психической и поведенческой нормативности и обеспечивает эффективность
процесса социально-психологической адаптации, определяющего
личностный адаптационный
потенциал (ЛАП), являющийся важной интегральной
характеристикой психического
развития. Характеристику
личностного адаптационного
потенциала можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.
Поведенческая регуляция (ПР) -это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой.
Основными элементами
поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психичес-кой устойчивости (НПУ), наличие социального одобрения
(социальной поддержки) со стороны окружающих людей.
Опросник имеет несколько шкал:
АС - адаптивные способности.
Сложное понятие, интегрирующее
многие качества, начиная с
самооценки и устойчивости и заканчивая одобрением со стороны окружающих. В общих чертах -способность личности творчески и активно приспособиться к среде деятельности. Характеристику
личностной способности к адаптации можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость
(поведенческую регуляцию),
коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
НПУ - нервно-психическая устойчивость. Скорее здесь подошел бы термин «стрессоустойчивость» плюс способность регулировать свое поведение.
КО - коммуникативные особенности - умение построить отношения с другими людьми. Это понятие также интегрирует несколько личностных и черт, таких как, например, конфликтность, и
социальных, например, наличие опыта и потребности общения.
МН - моральная нормативность обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом
предлагаемую для него
определённую социальную роль. То есть сочетать без ущерба для себя свои морально-нравственные нормы, нормы социума и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
Методика диагностики социальнопсихологической адаптации была разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом с целью диагностики неприспособленности (адаптирована Т. В. Снегиревой в 1978 году) [8] и предназначена для школьников 12-17
лет. С помощью обработки данных проведенной методики выявляются: коэффициент социально-
психологической приспособленности и коэффициент социально-психологичес-кой дезадаптированности.
Для измерения атрибутивного стиля нами был использован опросник атрибутивного стиля для подростков СТОУН - П [3], в которой выделено 8 шкал:
ОПО - Общий показатель оптимизма;
ПС - Параметр стабильности;
ПГ - Параметр глобальности;
ПК - Параметр контроля;
ОУ - Оптимизм в ситуациях успеха;
ОНУ - Оптимизм в ситуациях неудачи;
ОД - Оптимизм в ситуациях достижения;
ОМ - Оптимизм в межличностных ситуациях.
Как указывалось выше, атрибутивный стиль характеризуется тремя параметрами: стабильностью, глобальностью и контролем. Оптимистический или
пессимистический атрибутивный стиль складывается из сочетания данных параметров, причем отдельно для ситуации успеха и отдельно для ситуации неудачи, что нашло свое отражение в выделенных шкалах.
Для установления степени взаимосвязи между параметрами адаптивности и атрибутивного стиля был применен коэффициент корреляции Пирсона (данные представлены в метрической шкале).
Если характеризовать
исследуемую нами выборку в целом с точки зрения уровня развития адаптивных способностей, то можно отметить следующее. В среднем по выборке учащиеся имеют средние
показатели уровня моральной нормативности (5 стенов) - средние показатели ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения. Данная группа по коммуникативным способностям (5 стенов) и по показателям нервно-психической устойчивости (4 стена) также имеет средние показатели, а по итоговому показателю адаптивных способностей имеют показатели ниже среднего (2 стена).
У учащихся с пессимистическим объяснительным стилем обнаружены средние показатели ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения (МН - 5 стенов), по показателям коммуникативных
способностей также выявлены средние показатели (КС - 4 стена), а по показателям нервно-психической устойчивости (НПУ - 3 стена) -показатели ниже среднего (3 стена). По итоговому показателю адаптивных способностей данная группа учащихся в среднем имеет показатели ниже среднего (ЛАП - 1 стен) (табл. 2).
У учащихся с оптимистическим объяснительным стилем обнаружены средние показатели ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения (МН - 5 стенов), средние показатели по показателям коммуникативных способностей (КС -5 стенов, что несколько выше, чем в среднем по группе подростков-пессимистов), средние показатели по показателям нервно-психической устойчивости (НПУ - 4 стена, что также выше, чем в группе подростков-пессимистов). По итоговому показателю адаптивных способностей данная группа учащихся имеет показатели ниже среднего (ЛАП - 3 стена), но все же выше, чем у группы учащихся-пессимистов (табл. 1).
Таблица 1
Описательные статистики показателей адаптивных способностей
Коммуникативные Моральная Адаптивные Нервно-психическая
способности нормативность способности устойчивость
Вся выбо рка Опти мист ы Песс ИМИС ты Вся выбо рка Опти мист ы Песс ИМИС ты Вся выбо рка Опти мист ы Пессим исты Вся выбо рка Опти мист ы Песс ИМИС ты
N 129 56 70 129 56 70 129 56 70 129 56 70
Mean 13,10 11,30 14,80 10,18 10,00 11,50 57,12 50,20 62,10 33,03 29,00 35,80
Std. Deviation 4,14 3,98 4,07 3,22 3,33 3,56 17,89 17,55 17,17 12,80 12,90 13,00
Minimum 5,00 6,00 5,00 3,00 4,00 3,00 23,00 32,00 23,00 9,00 15,00 9,00
Maximum 26,00 27,00 26,00 19,00 21,00 19,00 110,0 99,00 110,00 70,00 64,00 70,00
Далее полученные данные были нами подвергнуты корреляционному анализу с целью изучения связи
адаптивности и объяснительного стиля. Основные результаты такого анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные результаты корреляционного анализа взаимосвязи
параметров
объяснительного стиля и показателей адаптивности
Коммуникат ивные способност и Адаптивн ые способно сти Нервно- психическая устойчивост ь Шкала социальной приспособлен ности Шкала социальной неп рисп особ ленности
Параметр стабильности Pearson Correlation -,226П -,261П -,227 (**) ,1920 -,2030
Sig. (2-tailed) ,010 ,003 ,010 ,029 ,021
Параметр глобальности Pearson Correlation -,1980 -,2250 -,2050 ,123 -,136
Sig. (2-tailed) ,025 ,010 ,019 ,164 ,125
Оптимизм в ситуации успеха Pearson Correlation -,112 -,073 -,061 ,1830 -,052
Sig. (2-tailed) ,207 ,413 ,491 ,038 ,558
Оптимизм в ситуации неудачи Pearson Correlation, -.185(*) -,262П -,227 (**) ,053 -,2090
Sig. (2-tailed) ,039 ,003 ,010 ,551 ,017
Оптимизм в межличностных ситуациях Pearson Correlation -,1890 -,305 (**) -,240П ,051 -,1890
Sig. (2-tailed) ,032 ,000 ,006 ,565 ,032
Общий параметр оптимизма Pearson Correlation -.1850 -,232П -,1930 ,138 -,123
Sig. (2-tailed) ,036 ,008 ,029 ,118 ,165
Кроме показателя моральная нормативность, все остальные шкалы коррелируют с такими параметрами оптимизма/пессимизма, как
стабильность, глобальность,
оптимизм в ситуации неудачи, оптимизм в межличностных ситуациях и общий параметр оптимизма. Полученные и статистически доказанные результаты позволяют говорить о следующем.
Большинство учащихся с пессимистическим стилем атрибуции менее адаптивны, имеют низкий уровень поведенческой регуляции, склонны к нервно-психическим срывам, у них отсутствует адекватная самооценка и реальное восприятие действительности, коммуникативные способности слабо развиты, они испытывают затруднения в
построении контактов с
окружающими, проявляют
агрессивность и повышенную конфликтность.
В группе учащихся с
пессимистическим объяснительным стилем чаще встречаются лица, обладающие удовлетворительной адаптацией, признаками различных акцентуаций характера, которые, впрочем, в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Эти учащиеся, как правило, обладают невысокой эмоциональной
устойчивостью, у них возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности.
Коэффициент социально-психологи-ческой приспособленности у таких подростков несколько ниже, чем у подростков с оптимистическим
атрибутивным стилем
В группе учащихся с
оптимистическим объяснительным стилем большинство имеет высокий и нормальный уровень адаптации,
достаточно легко адаптируется к новым условиям действительности, быстро входит в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своего поведения, как правило, не
конфликтно, обладает высокой эмоциональной устойчивостью.
В среднем группа учащихся с оптимистическим атрибутивным стилем имеет высокий уровень нервно-психи-ческой устойчивости и поведенческой регуляции, высокую самооценку и реальное восприятие действительности.
Актуальный уровень адаптации определяет восприятие изменений среды как личностно значимой
ситуации. Анализируя эту значимую ситуацию и вырабатывая стратегию поведения в ней, индивид активизирует когнитивную (смыслы), эмоциональную и мотивационную сферу: смысл преодоления
возникшей преграды, опыт прежней адаптированное™, эмоциональные переживания прошлого опыта.
Подобная рефлексия задает вектор направленности мотивации, которая в свою очередь определяет будущее адаптации.
Если рассматривать адаптивный процесс как некий алгоритм, то выглядеть он будет следующим образом: когнитивная —>
аффективная —> мотивационная —> моторная составляющие. Индивиды с пессимистическим атрибутивным стилем часто рассматривают трудности, с которыми они сталкиваются при общении с другими людьми или выполнении каких-либо задач, как внешние по отношению к ним и в основном не зависящие от их поведения. Они часто говорят о себе как о жертве других людей или, более глобально, «системы».
Изменение личностно-значимой ситуации, выраженное в
мотивационно-смысловой сфере, активизирует эмоциональные
составляющие. Смена мотивов и смыслов в процессе адаптации идет по следующей схеме: возникнув
изначально как когнитивная реакция на устранение несходства ситуации, она становится рефлексивной, затем мотивом и смыслом достижения, преодоления, самореализации. Это выводит личность на новый психологический уровень
взаимодействия и адаптации, создает перспективу эффективности решения адаптивных задач: приспособление, достижение устойчивого состояния в пределах нормы, сверхнормативное достижение, самореализация.
Осуществляется выбор стратегий в разрешении адаптационных проблем, обусловленный мотивационно-
смысловыми изменениями. Именно выбор той или иной стратегии поведения во многом будет определяться привычным способом объяснять себе результаты своей деятельности (прежний опыт).
В подростковом возрасте актуализируется процесс
формирования навыков адаптивного поведения. Базовой особенностью
стилей поведения подростков, в отличие от других возрастных групп, является большая поливариантность. Поведенческий репертуар подростка отличается стилевым разнообразием. На наш взгляд, формирование адаптивного потенциала у подростка идет параллельно с формированием психологических новообразований этого возрастного периода
(качественные изменения
когнитивной сферы, преобразования в социальных связях, формирование новой субъективной реальности,
преобразующей представления о себе). Поэтому в подростковом возрасте, наряду с накоплением
опыта адаптивного поведения,
происходит накопление ресурсной базы.
В силу несформированности индивидуального стиля поведения подростковая возрастная группа может рассматриваться как особая группа риска. Накопление
позитивного опыта разрешения трудных ситуаций и критической
массы ресурсов неизменно должно приводить к повышению адаптивных способностей, в то время как
негативный опыт в этом возрасте и дефицитарность ресурсов будут основой для закрепления стиля избегания и увеличения
дезадаптивных проявлений, в том числе и в форме девиантного
поведения в более старшем возрасте
Примечания
Таким образом, основной вывод, который можно сформулировать на основе теоретического анализа литературы и эмпирического исследования, будет следующим: оптимистическое мышление оказывает множественные влияния на успешность деятельности и личностного функционирования, способствуя
адаптивным реакциям на трудности: конструктивная интерпретация неудач способствует адаптивным
поведенческим и эмоциональным реакциям на неудачи, использованию проблемно-фокусированных стратегий их преодоления.
Проведенное нами эмпирическое исследование обогащает
представление о психологических предпосылках к формированию поведенческих нарушений у учащихся на ранних этапах, а полученные результаты могут быть использованы при изучении разнообразных поведенческих проблем в
подростковом возрасте. Результаты исследования психологи-практики могут использовать для повышения эффективности профилактической и коррекционной работы с подростками, в диагностической работе для прогнозирования адаптивного
поведения подростков и
профилактике дезадаптивного
поведения.
1. Баданина А. П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 1996. 146 с. 2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с. 3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н„ Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М., 2009. 4. Далгатов М. М. Развитие благоприятной атрибуции в процессе обучения. Монография. Ярославль : МАПН, 2001.124 с. 5. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированное™ личности. М., 1993. 188 с. 6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24. 7. Мельникова H. Н. Стратегии поведения в процессе социальнопсихологической адаптации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 22 с. 8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 457-465. 9. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. 175 с. 10. Cattell R. В. Personality and motivation structure and measurement. N.Y., 1957.
Статья поступила в редакцию 16.06.2011 г.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психологические факторы формирования дезадаптивного поведения личности в условиях социальной нестабильности региона" (№ 11-06-00811а).