УДК 78.05+[78:378](470)
E. Л. Рыбакова
Взаимопроникновение музыкально-прикладного и исполнительского искусства в российском музыкальном образовании
Встатье на основе учебно-методических источников и разработок факультета музыкального искусства эстрады СПбГИК анализируется процесс становления новых музыкальных профессий, возникновения образовательных программ с целью профессионального образования в данных областях. Исследуя грани взаимодействия исполнительского, музыковедческого и музыкально-прикладного искусства, работа посвящена, в частности, истории становления музыкального менеджмента: от учебной дисциплины до самостоятельной специализации, профиля профессиональной подготовки направлении «Музыкознание, музыкально-прикладное искусство» в современном российском музыкальном образовании.
Ключевые слова: образование в сфере музыкального менеджмента, менеджмент шоу-бизнеса, музыкальные образовательные программы, федеральные государственные стандарты ВПО, традиции российской музыкальной школы
Eleonora L. Rybakova
The diffusion of applied and performing music arts in the Russian music education system
On the basis of the educational sources and projects of the Faculty of modern musical arts of Saint Petersburg State University of Culture the paper analyzes the process of formation of new musical professions, as well as the emergence of new educational programs. Exploring the verge of interaction among performing arts, musicology and applied musical arts, the work is dedicated, in particular, to the history of development of music management, from the academic discipline to independent specialization in sphere of «Musicology, applied music arts».
Keywords: music management education, show business management, music education programs, state standard, traditions of Russian classical music school
Российская музыкальная школа, музыкальное образование, как и многие другие научные направления, претерпели в последние три десятилетия кардинальные изменения. Это связано с глобальными процессами, происходящими в названный период в общественной, экономической, политической жизни общества, что не могло не отобразиться на современной художественной культуре. Музыкальное искусство России, как одно из важнейших составляющих художественной культуры, в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. оказалось в центре современных вызовов.
Многие направления, стили, течения и жанры музыкального искусства, в том числе джаз, рок и их ответвления, мюзикл и хореографическое искусство в этот период дали жизнь новым специальностям и привели к кардинальному реформированию российского музыкального образования. Ростки музыкального образо-
• Том 210 • Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность 263
вания в области искусства эстрады, появившиеся в 1960-е гг., в 1980-е гг. оформляются в новую специальность, которая к середине 1990-х гг. получила название «музыкальное искусство эстрады». Следует отметить, что в первых государственных образовательных стандартах было определено лишь 2 профиля данного направления подготовки специалистов - «эстрадно-джазовое пение» и «инструменты эстрадного оркестра». Однако, в СПбГУКИ на факультете музыкального искусства эстрады, который возглавляет народный артист России, композитор, профессор Лебедев Виктор Михайлович, с 1996 г. начинает формироваться еще один профиль музыкального искусства эстрады - «мюзикл, шоу-программы». Постепенно складывается преподавательский состав, появляются первые успехи в организации учебного процесса по профилю «мюзикл, шоу-программы».
В XX в. по специальности «Музыковедение» готовили историков и теоретиков музыки. Принятие стандартов третьего поколения - специалитет 072901 «Музыковедение» - способствовало развитию подготовки профессионалов в научно-исследовательской, культурно-просветительской, музыкально-журналистской и редакционной; творческой, педагогической, организационно-управленческой (менеджерской) деятельности. Таким образом, область применения существенно расширилась. В ГОС третьего поколения «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (бакалавриат) вышеназванные виды деятельности приобретают конкретные очертания в виде профилей: «музыковедение», «музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «музыкальная педагогика», «компьютерная музыка и аранжировка», «менеджмент музыкального искусства». Однако, эти профили возникли не случайно.
Профиль «музыкальная педагогика» имеет под собой реальные традиции русской музыкальной школы, начиная с конца Х1Хвека1. В 1990-е гг. в связи с открытием Факультета музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации в СПбГУКИ, была открыта специализация «Менеджер, продюсер музыкальных программ» на базе специальности «Менеджмент организации».
В связи с наполнением учебного плана профессиональными музыкальными дисциплинами, которые давали возможность обеспечить компетентность профессионалов как в области менеджмента, так и в свободном владении музыкальными знаниями, навыками и умениями, были изучены учебные планы ведущих американских университетов: Mannes College, NewYork University, University of Southern Californiain LosAngeles. Так, например, программа для получения степени бакалавра изящных искусств в области джаза и современной музыки предполагает наличие таких дисциплин, как гармония и теория джаза, ритмический анализ, джазовая импровизация, сольфеджио, аранжировка, контрапункт, атональная музыка, история джаза, современный джаз и его представители, джазовый оркестр (Mannes College), музыкальный бизнес. Анализу образовательных программ ведущих западных университетов посвящена статья «Образовательные программы в области музыкального менеджмента в мировой практике».
Раздел III. Прикладная культурология
На факультете музыкального искусства эстрады СПбГИК были разработаны новые курсы: история мюзикла, история музыки театра и кино, вокальная импровизация, вокальное сольфеджио, вокальный ансамбль, джазовая гармония, изучение эстрадного сольфеджио посредством музицирования в ритмическом ансамбле, методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки и музыкальные компьютерные программы.
В 2002 г. по инициативе Министерства культуры РФ, Российской академии музыки им. Гнесиных и СПбГУКИ была созвана первая конференция по профессиональному образованию в области музыкального искусства эстрады. В обсуждении профессиональной образовательной программы, включающей возможность специализироваться в смежных и крайне актуальных областях знания, диктуемых сферой шоу-бизнеса того времени приняли участие музыканты, специалисты в области менеджмента, хореографы. Был поставлен вопрос о расширении рамок и наполнения самого понятия «Музыкальное искусство эстрады» и открытии новых специализаций, по которым еще не велось обучение на факультете.
На рубеже ХХ-ХХ1 в. появляются диссертационные исследования2, анализ которых проводится в статье «Образовательные программы в области музыкального менеджмента в мировой практике», в которых предлагалось изучать менеджмент музыкального искусства, менеджмент шоу-бизнеса как самостоятельную дисциплину, возможно, по аналогии с западными исполнительскими учебными программами (как было сказано выше). Однако, со временем, музыкальный менеджмент в силу своей специфики и требований современного рынка превратился из учебной дисциплины в самостоятельную специальность.
Одним из основных организационных изменений в СПбГИК, в этот период, стало создание кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Обучение по программе бакалавриата здесь проводится уже в течение пяти лет по трем профилям: менеджмент музыкального искусства, компьютерная музыка и аранжировка, музыкальная педагогика.
Осуществляется также прием в магистратуру, по трем магистерским программам - «Компьютерная музыка и аранжировка», «Менеджмент музыкального искусства и «Детский музыкальный театр» в направлении «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Каждая из этих программ носит междисциплинарный характер и воплощает в себе основные цели и задачи подготовки профессионалов, отвечающих требованиям и вызовам современного общества. Требование времени по подготовке профессионала нового типа в области музыкального искусства, владеющего умениями и навыками исполнителя, артиста, знаниями преподавателя, и, вместе с тем, менеджера и продюсера, нашло воплощение в новейших разработках кафедры.
Изучение предметов базового и профессионального цикла в области менеджмента ООП по профилю «музыкальный менеджмент» дополняется широким спектром музыкальных общепрофессиональных дисциплин академического цик-
• Том 210 • Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность 265
ла (история зарубежной и отечественной академической музыки, сольфеджио, ритмический анализ, гармония, инструментоведение и др.) и дисциплинами в стилистике эстрадно-джазовой музыки (джазовая гармония, история стилей эстрадно-джазовой музыки, история мюзикла, выдающиеся исполнители в джазе и др.). А также дополняется такими дисциплинами, как работа с режиссером, сценическое движение и др. Результатом такой совместной работы студентов, обучающихся по данному направлению в вышеназванных трех профилях, явилось осуществление постановки мюзикла Г. Гладкова и Ю. Энтина «Бременские музыканты» в авторском прочтении студентов кафедры. Студенты-«аранжировщики» создали собственные аранжировки на известные мелодии; обучающиеся по профилю «музыкальная педагогика» и «музыкальный менеджмент» выступили в роли артистов мюзикла, хора и инструментального ансамбля. Студенты, обучающиеся по программам музыкального менеджмента, участвуют в рекламе, продвижении и продюсировании спектакля, который был неоднократно показан для большой аудитории детей (учащихся детских музыкальных и средних школ Санкт-Петербурга, а также на центральных площадках города).
Основательное и глубокое обучение исполнительству на музыкальных инструментах (струнные: скрипка, альт, виолончель, гитара, бас-гитара; ударные, фортепиано, медные духовые инструменты), эстрадно-джазовому пению и практические навыки в вышеназванных дисциплинах дает возможность говорить о становлении нового типа музыкальной образовательной программы, основанной на междисциплинарном подходе, взаимопроникновении, синтезе исполнительских умений и теоретических знаний и практических навыков в рамках направления музыкознания и музыкально-прикладного искусства.
Примечания
1 Можно провести связь с учрежденной в 1888 г. Музыкальной школой С. Ф. Шлезингера, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, автора многих работ по фортепианной педагогике, одного из организаторов «Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей». Так, в 1902 г. С. Ф. Шлезингер учредил курсы для подготовки преподавателей игры на фортепиано - «Музыкальная школа и курсы пианистов-методологов», куда принимались учащиеся старших курсов консерватории и музыкальных школ, молодые учителя музыки, лица, получившие домашнее музыкальное образование (Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: энциклопедия / Рос. ин-т истории искусств. СПб.: РАН, 1999. С. 189).
2 Иванов С. В. Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997; Шилова О. Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.