УДК 343
Вишневецкий Кирилл Валерьевич
доктор юридических наук, профессор,
начальник кафедры уголовного права
и криминологии Краснодарского
университета МВД России
Milena.555@mail. ru
Палазян Арутюн Сергеевич
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории права и государства
Краснодарского университета МВД России
Milena.555@mail .ru
Kirill V. Vishnevetskiy
Doctor of law, professor,
chief of department of criminal law
and criminology Krasnodar
Ministry of Internal Affairs university of Russia
Milena.555@mail. ru
Arutyun S. Palazyan
Doctor of law, professor, professor of department of the theory and history of the right and state Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Milena.555@mail .ru
Взаимоотношения жертвы и преступника как детерминанты
преступного поведения
Relationship of the victim and criminal as determinants of criminal behavior
Аннотация: Статья посвящена проблемам детерминации преступного поведения, как одной из центральных задач криминологической науки. В ней проводится анализ существующих концепций относительно природы и причин преступности, рассматриваются социологические теории, объясняющие преступность. Предложена авторская классификация элементов конкретной жизненной ситуации, имеющих наибольшее влияние на механизм преступного поведения.
Ключевые слова: криминология, психология, виктимология, девиантное поведение, преступление, механизм преступного поведения.
Summary: Article is devoted to problems of determination of criminal behavior as one of the central problems of criminological science. In her the analysis of the existing concepts concerning the nature and the reasons of crime is carried out, the sociological theories explaining crime are considered. Author's classification of the elements of a concrete life situation having the greatest influence on the mechanism of criminal behavior is offered.
Keywords: criminology, psychology, viktimologiya, deviant behavior, crime, mechanism of criminal behavior.
Как известно, любая активность личности реализуется в ее поведении. В психологической литературе под поведением понимают свободную активность личности, то есть такую активность, при которой сознательно преследуемая цель является возможностью контроля за ходом процессов, которые разворачиваются. Иначе говоря, поведением нормального здорового человека можно назвать только то, в котором имеется определенный смысл[1].
Существование человека в обществе предполагает, что он должен придерживаться определенных норм. Совершение поступков, противоречащих социальным нормам данного общества, является девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением. Девиантное поведение - это естественное условие развития человека, которое зависит от взаимодействия человека с внешней средой.
Одним из наиболее крайних видов негативного девиантного поведения является преступное поведение.
Анализ научной литературы показывает, что взгляды ученых на определение преступного поведения совпадают. Под преступным поведением они понимают процесс, который разворачивается в пространстве и времени и включает в себя внешние конкретные действия субъекта, а также внутренние психологические явления, которые предшествуют им и детерминируют совершение преступления [2].
Так, вполне справедливо В.Я. Рыбальская утверждает, что преступное поведение в абсолютном большинстве имеет свою «предысторию», оно формируется на базе постоянного развития противоречий и конфликтов, которые возникли ранее в разных звеньях психологического процесса. Зарождаются эти противоречия, прежде всего, вследствие неблагоприятного нравственного формирования личности преступника[3].
Проблема детерминации индивидуального преступного поведения выступает как одна из центральных задач криминологической науки. Под детерминацией (от лат.«determimre» - «определять») понимают процесс возникновения одного явления вследствие действия другого явления (процесса). А.И. Алексеев отмечает, что понятие детерминации отражает одну из существенных особенностей бытия - всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность предметов, явлений и процессов.
Специальные исследования свидетельствуют о наличии большого количества взаимных связей между явлениями (событиями),среди которых можно выделить: причинную связь, корреляционную, функциональную, связь состояний, системно-структурную и другие.
Заслуживают внимания две концепции, относительно природы и причин преступности: биологическая и социологическая. Так, представители
биологического направления считают, что «динамичным» центром всей проблемы преступности всегда будет индивидуальный правонарушитель [4].
Биологическая теория причинности совершения преступлений объясняет преступное поведение как наследственную черту, врожденное свойство преступников, заключающееся в наличии у них особых черт, которые отличают их от всех других людей и сближающих их с первобытным человеком, или особенностями эндокринной системы, желез внутренней секреции, психофизической конструкции людей, врожденных свойств нервной системы, гормональными нарушениями, особыми генами и
др[5].
К биологической теории также следует отнести и позиции, согласно которым основными детерминантами человеческой деятельности, ее причинами признаются потребности и интересы, определяющие мотивацию[6]. Человек - существо разумное, наделенное силой воли, способное адекватно оценивать ситуацию, осознавать, что у него есть несколько вариантов поведения в определенной ситуации и предвидеть их последствия, а следовательно, причиной выбора преступных действий является сам человек, его низменные, извращенные потребности и интересы, антисоциальная направленность личности, моральный дефект и т. п. [7]
В криминологии в качестве причин совершения преступлений предлагалось исследовать «наследственные расторможенность и безволие, проявляющиеся в алкоголизме и наркомании» [8], «врожденные программы поведения человека, закодированные в его сознании на уровне социальных инстинктов».
Вторым направлением исследований являются социологические теории, объясняющие преступность, влиянием внешней среды. Среди основных социологических концепций можно назвать социальную среду [9], социальные факторы, которые повлияли на формирование личности [10], социальные противоречия, социальную несправедливость, эксплуатацию человека человеком, микросреду, образ жизни, конкретную жизненную ситуацию и тому подобное.
Если взять за основу точку зрения, согласно которой причины преступного поведения следует искать вне личности, в окружающей среде, то сразу возникает вопрос: почему только отдельные члены этой среды совершают преступления? Если же говорить с точки зрения, согласно которой причины преступного поведения - прежде всего, в личностных свойствах, то опять же возникает вопрос: почему преступления совершают не все лица, которые характеризуются такими признаками.
Франц фон Лист в своей работе «Преступление как социально-патологическое явление», вышедшая еще в 1903 году, замечает, что «обе упомянутые природно-исторические точки зрения на преступление -биологическая и социологическая не только не находятся в противодействии друг с другом, но, наоборот, взаимно дополняются, потому что только взятые вместе, они в состоянии оказать нам причинное объяснение преступности. Если первая точка зрения, рассматривая преступление как продукт
индивидуальной жизни отдельного человека, стремится объяснить его личными качествами преступника, а вторая, рассматривая его как общественное явление, ставит его в связь с общественными условиями, то становится понятно, что ни одна, ни вторая точка зрения обособленно не в состоянии решить общую проблему».
Это утверждение лежит в основе концепции взаимодействия. Основное положение концепции взаимодействия заключается в том, что причиной совершения преступления является взаимодействие личности с внешней ситуацией, которая происходит в два этапа:
1. длительное формирование личности под воздействием внешних факторов, когда складываются ее интересы, взгляды, нравственный слой личности;
2. взаимодействие личности с конкретной жизненной ситуацией, которая повлекла за собой совершение преступления.
Каждое отдельное преступление имеет свои индивидуальные характеристики, конкретные причины и условия, повлиявшие на его генезис, но криминологи выделяют такие составляющие, которые являются общими для любого преступления и составляют его механизм.
Под механизмом преступного поведения, с позиции теории взаимодействия, понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психологических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение. Ведущую роль в этом взаимодействии может играть или социальная среда, или тип личности [11].
Концепция взаимодействия не исключает, а, наоборот, предполагает выделения того компонента из взаимодействующих, который играет определяющую роль в генезисе преступления. Она позволяет нам, в отличие от других концепций, не абсолютизировать значение того или иного элемента (личности или среды). Главная ее ценность в том, что она предполагает не одностороннее воздействие на личность предполагаемого преступника, не только лишь на жизненную ситуацию или некоторые ее элементы, а комплексное воздействие в двух направлениях - на преступника и на внешнюю ситуацию.
Механизм преступного поведения - это психические процессы и состояния, которые рассматриваются в динамике и к тому же не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, которые детерминируют это поведение.
К внешним обстоятельствам, по нашему мнению, относятся не только место и время совершения преступления, другие обстоятельства или события, которые произошли задолго до преступления, но и конкретная жизненная ситуация. Ее влияние на генезис индивидуального преступного поведения мы проанализируем ниже.
Сначала рассмотрим структуру механизма умышленного преступного поведения. Так, первым элементом механизма конкретного преступления является формирование мотивации преступного поведения. По мнению
криминологов, формирование мотива является одной из важнейших стадий преступления, его непосредственной причиной. Исследования мотивации преступного поведения в последнее время является одним из приоритетных направлений в криминологии. Эта проблема важна еще и потому, что через ее решение можно выяснить не только причины индивидуального преступного поведения, но и всей преступности в целом, которая складывается из отдельных преступных актов. Именно в мотивации поступков проявляются потребности, установки, влияние среды [12]. В узком смысле в психологии и криминологии под мотивацией понимается совокупность психофизических процессов и состояний, направленных на выработку мотивов преступного поведения. В широком смысле под мотивацией понимают весь процесс внутренней (субъективной) детерминации преступлений, то есть:
1) актуализацию потребности;
2) формирование мотива;
3) постановку цели;
4) выбор способа достижения цели;
5) прогнозирование возможных последствий;
6) принятие решения действовать определенным образом;
7) совершение преступления, осуществление контроля и корректировка действий с учетом конкретной жизненной ситуации;
8) анализ последствий, которые наступили;
9) раскаяние (позитивное посткриминальное поведение) или выработка защитного механизма[13]. То есть это весь психический процесс, который происходит в сознании лица от начала до окончания преступного действия.
Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира (нехватка чего-то), они направлены на повышение уровня активного приспособления человека к окружающей среде и ощущаются человеком как состояние известной нехватки.
Так, по мнению В.М. Кудрявцева, потребности личности - это социально-психологическая категория, которая формируется в процессе социализации личности, то есть в ходе ее жизнедеятельности, через общение с другими людьми, через иные каналы - под воздействием факторов социальной среды
Существует несколько классификаций и содержательных характеристик потребностей. Ученые рассматривают их структуру и виды. Так, А. Маслоу предлагает следующую иерархию потребностей:
1) физиологические потребности (в воздухе, пище, воде);
2) психологические потребности, к которым он относит следующие: а) в безопасности (защищенности, стабильности, отсутствии страха); б) в любви (привязанности, симпатии, социальном присоединении); в) потребность в уважении (в достижениях, в признании, в одобрении); г) потребность в самой актуализации (реализация своих возможностей и способностей, потребность в понимании и осмыслении). Под социальным восприятием понимают: 1) нормальные потребности, такие, что отвечают характерному для данного
общества или класса типа личности и образа жизни; 2) деформированная система потребностей, в которых одни потребности развиты за счет других; 3) неестественные потребности, удовлетворение которых объективно противоречат развитию личности и интересам общества[14].
Из вышеприведенного анализа видно, что авторы, раскрывая психологические потребности лица, подчеркивают, что они связаны с ее окружением. Потребности в безопасности, любви, уважении, полностью зависят от взаимоотношений лица с другими людьми. Другим фактором в структуре мотивации, который способствует формированию конкретного мотива, есть интерес. В.М. Кудрявцев считает, что интерес, возможно, определить как «специфическое отношение лица к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности».
Как было сказано выше поведение человека и содержание человеческой деятельности определяются многими факторами, одним из которых является мотив. Мнения большинства ученых относительно определения мотива совпадают: мотив преступного поведения является субъективным отражением объективных причин преступления и непосредственной субъективной причиной преступного поведения [15], то есть мотив преступления - то внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении [16]. Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, в то же время включает в себя и ее социально-психологические черты.
Приведенные выше определения мотива говорят о его субъективной природе. В.М. Кудрявцев выделяет еще и его объективное значение, которое заключается в том, какую оценку ему дает общество. Именно по объективному критерию мы можем отграничить преступный мотив от непреступного.
Следует согласиться с теми учеными, которые считают, что мотив, по сути, - это осознанное побуждение к действиям, то есть двигатель человеческого поведения.
Рассмотренные выше потребности, интересы, ценностные ориентации, которые характеризуют личность преступника, являются основными составляющими, которые формируют мотив преступного поведения.
После актуализации потребности и формирования мотива (этап мотивации в механизме преступного поведения) следует рассмотреть постановку цели, выбор способа достижения цели, прогнозирование возможных последствий и принятие решения действовать определенным образом, которые соответствуют такому этапу в механизме преступного поведения как планирование.
Целью совершения преступления в криминологии считают тот результат, к которому стремится преступник. Различают основную, промежуточную и дополнительную цель. Как правило, преступление совершается ради основной цели. Субъект определяет для себя цель во время принятия решения о совершении преступления и одновременно решает,
каким образом он будет достигать намеченной цели, выбирает способ совершения преступления.
Способ совершения преступления - это система определенных действий, которые совершаются ради достижения желаемой цели, то есть это внешнее отражение внутреннего плана. По способу мы можем конкретизировать и отграничить одно преступление от другого (насильственный - ненасильственный; тайный - открытый).
Человек выбирает тот или иной способ совершения преступления в зависимости от своих психических и физических характеристик, способностей и возможностей. Это позволяет судить о личности преступника и, иногда, идентифицировать его.
В зависимости от того, какой способ выбрал преступник, как он подготовился к его реализации, можно судить, насколько хорошо преступник знал свою жертву.
Следующий этап - это принятие решения о совершении преступления.
На этом этапе абстрактный умысел на совершение преступления начинает превращаться в реальный.
В психологии под принятием решения понимают волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования производной информации. Основные этапы процесса принятия решения включают информационную подготовку решения и саму процедуру его принятия с избранием программы действий, которая заключается в прогнозировании изменений ситуации, возможных последствий своих действий.
На этой стадии лицо лишается последних сомнений и принимает решение о будущем поведении. Принятие решения о преступном поведении «представляет собой интеллектуально-волевой акт, завершающий этап мыслительной деятельности в проблемной ситуации.
В.М. Кудрявцев процесс принятия решения представляет следующим образом:
- подготовительный этап, который включает в себя: переработку информации, разработку вариантов поведения и сравнение их с окружающей обстановкой(ситуацией) и реальными возможностями, оценку вариантов;
- основной этап, состоящий из: выбора варианта поведения (решения), места, времени, способа действия, способа сокрытия следов преступления, путей реализации преступного результата; выбора запасных вариантов поведения;
- контрольный этап: оценка решения о ходе преступной деятельности, во время подготовки к совершению преступления; корректировка решения -отказ, изменение, принятие дополнительных решений, принятия нового решения.
Таким образом, принятие решения о совершении преступления является важным элементом в механизме преступного поведения. Оно выступает завершающим этапом в формировании преступной мотивации.
Следующая стадия в механизме преступного поведения - исполнение решения о совершении преступления. То есть субъект приступает к выполнению действий, которые являются составляющими преступления. Эта стадия детально изучается такими науками, как криминалистика и уголовное право. Но для криминологии она также является достаточно интересной. На этой стадии для криминологов является существенным исследование поведения преступника и потерпевшего и их взаимодействие во время совершения преступления, что имеет значение для разработки средств профилактики или пресечения преступления.
Далее наступает стадия анализа последствий, которые наступили и раскаяние. Последние стадии в механизме преступного поведения - это результат преступления и посткриминальное поведение, которое включает в себя анализ последствий преступного деяния, созданной преступлением обстановки в окружающей среде и связанные с этими последствиями и обстановкой поведение потерпевшего от преступления. На данной стадии преступник и жертва выбирают себе модели посткриминального поведения в зависимости от указанных обстоятельств.
Проведенный анализ причинного комплекса совершения преступления свидетельствует о существенном влиянии конкретной жизненной ситуации в генезисе преступного поведения.
Особенно сильно конкретная жизненная ситуация влияет на совершение импульсивных преступлений. Как справедливо отмечает А.Ф. Зелинский, при совершении такого преступления случается нечто вроде «короткого замыкания» в электрической сети. Импульсивные действия совершаются по первым побуждениям, без рассуждений относительно их социального значения и последствий.
По мнению ученых, любое преступление представляет собой результат сложного взаимодействия личности преступника и объективной ситуации, в которой он оказался. Конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств жизни человека перед совершением преступления.
Как видим, авторы обычно включают в определение ситуации обстановку, которая непосредственно предшествует преступлению. Однако отдельные исследователи не согласны с таким ограничением, так и отдаленные по времени от непосредственного преступного акта взаимоотношения будущих преступника и потерпевшего могут содержать зарождение конфликта, который потом разрешится криминальным путем [17].
Это свидетельствует о том, что важной чертой любой жизненной ситуации является ее конкретность, которая выражается в том, что она существует в определенных временных и пространственно-временных рамках. Другим свойством жизненных ситуаций является их систематичность и повторяемость.
В механизме индивидуального преступного поведения конкретная жизненная ситуация может играть роль как условия, так и причины совершения преступления, Но она не обязательно подталкивает человека к
совершению преступления. Человек может не прибегать к преступлению даже в самой сложной жизненной ситуации. В этой связи различают ситуации мотивирующие и мотивационно безразличные. Мотивирующая ситуация, связанная с личностью, прежде всего, является поводом, то есть теми обстоятельствами, которые порождают у человека решимость совершить тот или иной поступок (в том числе и преступление). На личность перед совершением преступления в течение длительного времени могут влиять не одно, а несколько таких обстоятельств.
Конкретные жизненные ситуации, в которых находится лицо перед совершением в отношении его преступления, в значительной мере определяются социальной ролью, принадлежностью к социальной группе (этнической, профессиональной и прочее), образом жизни.
Теперь более подробно рассмотрим конкретные жизненные ситуации, связанные с взаимоотношениями потерпевшего и преступника которые возникли вследствие существования этих взаимоотношений. В качестве основных мы выделили три вида ситуаций: предкриминальная, криминальная и посткриминальная ситуации. Предкриминальную ситуацию, в свою очередь, можно разделить на два вида: 1) отделена от криминальной ситуации; 2) непосредственно предшествующая криминальной ситуации. Первый вид предкриминальной ситуации имеет свои определенные особенности. Например, она может иметь отношение как к обоим субъектам взаимоотношений, так и к каждому в отдельности. Кроме того, она может служить поводом для возникновения взаимоотношений на стадии приготовления к совершению преступления. Наглядным примером является размещение объявления о поиске сиделки за больным или престарелым, одиноким человеком, о сдаче жилья в наем. Такие объявления провоцируют мошенников и еще более опасных преступников на завладение жильем и другим имуществом. Аналогичным примером могут служить объявления о знакомства в Интернете, которые побуждают к преступным действиям «брачных аферистов».
К ситуации касающейся обоих субъектов взаимоотношений, можно отнести составление и объявления заинтересованным лицам завещания. Это может служить поводом для мести за малую долю, внесенную в завещание, или отсутствие своего имени в документе вообще. Период отдаления такой ситуации от преступления во времени может длиться от нескольких суток до нескольких лет.
Конкретная жизненная ситуация, которая непосредственно предшествует преступлению, может выступать как причиной совершения преступления, так и условием относительно его реализации, что также влияет на формирование преступной мотивации и способствует принятию решения и планированию преступных действий в умышленных преступлениях.
Преступление обычно не ограничивается отдельным мгновенным действием или движением, а занимает определенный период времени. Особенно ярко это проявляется при длительных и продолжаемых преступлениях, в которых человек снова и снова взаимодействует с
ситуацией, создавая условия для продолжения начатого преступления, каждый раз формулируя новые мысленные модели последствий своего поступка.
Отдельного внимания требует исследование проблемы содержания конкретной жизненной ситуации. Ю.М. Антонян к ней относит предмет преступного посягательства - материальный предмет внешнего мира (имущество, человек и тому подобное), на который непосредственно будут направлены преступные действия лица; место совершения преступления; время суток; время года; климатические условия.
По нашему мнению, можно выделить элементы конкретной жизненной ситуации, которые имеют наибольшее влияние на механизм преступного поведения:
1) природно-климатические: температура воздуха, атмосферное давление, ветер, осадки, (возможность видеть и слышать в данных условиях и другое);
2) пространственно-временные: место, время года, время суток, (возможность видеть и слышать в данных условиях), количество участников со стороны потерпевшего и со стороны преступника, их расположение и прочее;
3) поведенческо-психологические: эмоциональное (испуг, приступ агрессии, болезнь и тому подобное) и физическое состояние субъектов ситуации; материальное, служебное и иное положение лиц; наличие взаимоотношений между преступником и жертвой; эмоциональное отношение друг к другу; безразличное отношение (позиция невмешательства или, наоборот, воспрепятствования преступным действиям) окружающих и свидетелей и прочее;
4) технические: необходимая оснащенность преступника, оружие, транспорт, подручные средства; наличие средств защиты потерпевшего;
5) организационные: планирование преступления; изучение объекта преступного посягательства; выбор времени; подготовка средств, поиск соучастников, распределение ролей и прочее;
6) обстоятельства, связанные с личностью потерпевшего: пол, возраст, жизненный и профессиональный опыт; физические способности и недостатки; привычки; психологические особенности; социальный статус и материальное положение; способ передвижения; поведение жертвы (агрессивная, провоцирующая, нейтральная); связь и эмоциональное отношение к преступнику и тому подобное.
Из приведенной классификации конкретной жизненной ситуации видно, что к обстоятельствам, связанным с личностью потерпевшего, относятся отношения с преступником. Связь с преступником раскрывает наличие служебной, материальной или физической зависимости, а также эмоциональное отношение жертвы к своему положению и к преступнику.
Таким образом, можем сделать следующие выводы. Внешним детерминантом механизма индивидуального преступного поведения является конкретная жизненная ситуация, которая, в том числе, зависит от поведения
жертвы. Внутренние детерминанты - это мотивация преступного поведения, которая протекает во взаимодействии с внешними детерминантами (то есть на фоне воздействия на личность конкретной жизненной ситуации). Существенное влияние на развитие криминогенной ситуации осуществляет поведение жертвы и ее личностные качества. Взаимоотношения жертвы и преступника имеют существенное значение в генезисе индивидуального преступного поведения. Они оказывают влияние на формирование преступного мотива и поведение, как во время, так и после реализации преступления.
Литература:
1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб: Питер; М.: Смысл, 2003 г. (серия мастера психологии).
2. Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. В кн. Юридическая психология / под ред. Т.Н. Курбатовой. СПб.: Питер. 2001. Глонти Г.Ш. О механизме преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов / Г.Ш. Глонти. М.: ВНИИ МВД СССР. 1991. Антонян Ю.М. Понятие преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР. 1991.
3. Рыбальская В. Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних / В. Я. Рыбальская // Вопросы борьбы с преступностью. - Вып. 33. - М. : Юридический мир. 1980.
4. Решетников Ф. М. Современная американская криминология / Ф. М. Решетников. - М. 1965.
5. Криминология : учебник / [под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова]. - М. :Юристь, 1997.
6. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н. Ф. Кузнецова. - М. 1984.
7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987
8. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. Электронный ресурс www. biznes-kniga. com
9. Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения) / М. 1968.
10. Э Ферри. Уголовная социология / ЭнрикоФерри. - М., ИНФРА-М.
2009
11. Долгова А. И. Системно-структурный анализ преступности. Вопросы борьбы с преступностью. - Вып. 41. - М., 1984
12. Антонян Ю. М. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.
13. Зелинский А. Ф. Криминальная психология: Киев ЮринкомИнтер, 1999.
14. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования : учеб. Пособие - М. : Издательская группа ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998.
15. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения- М. : Наука,
1991.
16. Антонян Ю. М. Изучение личности преступника. Учебное пособие - М. : Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982.
17. Ривман Д. В. Виктимология / Д. В. Ривман, В. С. Устинов - С.-Пб. : Юридическим.центр Пресс, 2000.
Literature:
1. Hekhauzen H. Motivation and activity. 2nd prod. SPb: St. Petersburg; M.: Sense, 2003 (series of the master ofpsychology).
2. Kudryavtsev V.N. Mechanism of criminal behavior. In kN. Legal psychology / under the editorship of T.N. Kurbatova. SPb.: St. Petersburg. 2001. Glonti G.Sh. About the mechanism of criminal behavior / Criminological problems of criminal behavior. Collection of scientific works / G.Sh. Glonti. M.: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. 1991. Antonyan Yu.M. Concept of criminal behavior / Criminological problems of criminal behavior. Collection of scientific works. M.: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. 1991.
3. Rybalsky V.Ya. Viktimologicheskiye of a research in the system of criminological development ofproblems ofprophylaxis of crimes of minors / V.Ya. Rybalskaya//Questions of fight against crime. - Issue 33. - M.: Legal world. 1980.
4. Reshetnikov F. M. Modern American criminology / F.M. Reshetnikov. - M of1965.
5. Criminology: the textbook / [under the editorship of V.N. Kudryavtsev, V.E. Eminov]. - M.: Lawyer, 1997.
6. Kuznetsova N. F. Problems of criminological determination / N.F. Kuznetsova. - M of1984.
7. Minkovsky G.M., A.P. Aces. Prophylaxis of offenses among minors. Kiev,
1987
8. Efroimson V. P. Altruism family tree. Electron www.biznes-kniga.com resource
9. Kudryavtsev V. N. Causality in criminology (About structure of individual criminal behavior) / M. 1968.
10. Э Fairy. Criminal sociology / Enrikoferri. - M, INFRA-M. 2009
11. Dolgova A. I. Systemic and structural analysis of crime. Questions of fight against crime. - Issue 41. - M, 1984
12. Antonyan Yu. M. Criminalpatopsikhologiya. M.: Science, 1991.
13. Zelinsky A. F. Criminal psychology: Kiev Yurinkominter, 1999.
14. Kudryavtsev V. N. Crime genesis. Experience of criminological modeling: studies. A grant - M.: Publishing group the FORUM - INFRA-M, 1998.
15. Luneev V. V. Motivation of criminal behavior - M.: Science, 1991.
16. Antonyan Yu. M. Studying of the person of the criminal. The manual -M.: Ministry of Internal Affairs All-Russian Research Institute publishing house of the USSR, 1982.
17. Rivman D.V. Viktimologiya / D.V. Rivman, V.S. Ustinov - Page - PB.: Legal. center Press, 2000.