Взаимоотношения учителей и учеников в зеркале отечественного кинематографа: способы разрешения конфликта поколений в настоящее время
Relationship between teachers and pupils in a mirror of domestic cinema: ways of resolution of conflict of generations
Александрова Елизавета Олеговна,
студентка 1 курса Юридического фак-та, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Северо-Западный институт управления e-mail:[email protected]
Alexandrova Elizaveta,
4th year student Law faculty,
Russian Academy of national economy and state service under the RF President North-West Institute of management e-mail: [email protected]
Научный руководитель Жаркова Марина Александровна,
доцент, кандидат социологических наук
Scientific Director Zharkova Marina Aleksandrovna,
associate Professor, candidate of sociological Sciences
Аннотация.
В данной статье поднимается проблема взаимоотношений учителей и учеников, характерная для российского общества. В первой части статьи производится анализ взаимоотношений между педагогом и учеником с опорой на кинематограф. Анализируется, каким образом меняются взаимоотношения между преподавателем и учеником по мере развития общества, как это демонстрируется на экранах телевизоров. Вторая часть статьи посвящена изучению различных способов и методик, направленных на разрешение данной проблемы. В заключение статьи был сделан вывод о том, что конфликт можно постараться разрешить, в том числе прибегая к помощи государства, которое должно поддерживать значимость профессии учителя.
Ключевые слова:
Конфликт поколений, взаимоотношения учителей и учеников, способы разрешения конфликта.
Abstract
This article tells us about the problem of relationship between teachers and pupils that is common in the Russian society. In the first part of the article the analysis of relationship between teachers and pupils are based on movies. We are investigating how relationship between teachers and the pupils in process of development of society changes and how it is shown on the TV screens. The second part of article is devoted to various ways and techniques which can help to resolve this problem. At the end of the article the conclusion is that the conflict can be solved, including resorting to the help of the state which has to maintain the importance of a profession of the teacher.
Keywords: conflict of generations, relationship of teachers and pupils, ways of resolution of conflict.
Сегодня, как и прежде, большой интерес вызывает тема взаимоотношений учителей и учеников. У. Черчилль отмечал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать»(4.стр.8) Взаимоотношения учителя и учеников устанавливаются в процессе учебной и различной внеурочной деятельности. Эти отношения могут быть официальными и менее официальными, суровыми и теплыми, близкими, безразличными и отталкивающими. Разумеется, отношения нестабильны и могут изменяться в силу разных причин, в том числе под влиянием формирующегося сознания учеников. Это же может произойти и в результате деятельности педагога.
Данный вопрос действительно является очень значимым для современной жизни общества, поскольку
жизнь каждого человека, несомненно, проходит через школу. В памяти детей остаются яркие воспоминания о былых годах, проведенных за школьной партой.
Школа - это, прежде всего, процесс обучения детей, а он возможен только в случае прямого контакта с учителем. Поэтому учителя играют важную роль в жизни любого человека. Именно учителя, наряду с родителями, начинают формировать в ребёнке те качества, которые впоследствии составляют необходимые характеристики личности человека, именно учителя также отвечают за воспитание и формирование характера детей.
Целью данной статьи является проведение анализа взаимоотношений учителей и учеников на различных этапах развития российского общества, а также сравнение этих взаимоотношений для формирования вывода, каким образом складывались отношения между педагогами и учениками.
Была выдвинута гипотеза: во взаимоотношениях учителей и учеников присутствовал и присутствует конфликт поколений, который в настоящее время можно попытаться разрешить.
С целью анализа взаимоотношений учителей и учеников рассмотрим кинофильмы различных периодов развития российского общества.
Первый период отражают фильмы 60-х гг. XX в.: «А если это любовь?» (1961), «Звонят, откройте дверь» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Доживем до понедельника» (1968).
Нередко 60-е годы называют расцветом отечественного кинематографа. Действительно, технологии в кино достигли невиданных вершин. Если звук был определён уже давно, то цвет появляется как раз в середине 60-х. Данные средства улучшили качество фильмов, смотреть стало легче и интереснее, чем киноленты 40-50-х годов.
В фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?» режиссер изобразил два существующих типа учителей: учителя как идеологического представителя и учителя как школьного наставника. Фильм обращает внимание и на то, кому отдают предпочтения дети: дети ищут поддержку именно у учителя - либерала, учителя -наставника. Но сам фильм призывает к тому, что в любом случае обоих учителей, несмотря на их противоположные позиции в образовательном процессе, объединяет одна единственная цель - сделать так, чтобы в будущем все их ученики добились чего-то в жизни, ведь именно они уже совсем скоро будут основной частью огромного государства.
В фильме Александра Митта «Звонят, откройте дверь», снятом в 1965 году, поднимается другая проблема, характерная для взаимоотношения учителей и учеников: безответная влюбленность маленькой девочки в старшего пионервожатого, который совершенно не замечает чувств героини. Тем не менее, настоящим преподавателем для нее становится Павел Васильевич, который помог решить множество проблем, стоящих перед юной девочкой, став для нее поистине героическим человеком. Именно в этом фильме учитель вносит капельку личных отношений в обыденность образовательного процесса, тем самым делая взаимоотношения между учителями и учениками более открытыми, свободными.
Фильм «Республика ШКИД», снятый режиссером Геннадием Полокой, в центр внимания ставит важнейшую проблему, волновавшую 60-е: проблему беспризорных детей. На примере одной школы-коммуны мы делаем вывод, что из любого человека, каким бы они не был, можно воспитать настоящую личность, причем чаще всего огромную работу в этом выполняют учителя. Первоначально учитель применял жестокие меры к воспитанию детей, примером этого может служить лозунг главного воспитателя - Векниксора: «опоздавшие завтракают в ужин!». Конфликт, между воспитателем и воспитываемыми, безусловно, возникает: дети хотят даже создать собственную независимую республику, провозглашая лозунгом следующие слова: «Бей халдеев!». Тем не менее, общий язык директор и дети всё-таки находят за составлением гимна своего государства. Это и явилось переломным моментом кинокартины. Директор добивается уважения к нему со стороны учеников, пусть и нелегким путем.
Фильм «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого в некотором роде напоминает рассмотренный нами фильм «А если это любовь?». Здесь тоже присутствуют два типа учителей, о которых мы уже упоминали: учителя - идеологические представители и учителя - жизненные наставники. Со Светланой Михайловной, являющейся представителем учителей первого типа, дети обращаются очень жестоко. Например, в вазе, куда она хотела поставить цветы, которые ей подарили, она обнаруживает записку: «Здесь покоится счастье 9 «В» класса». Она совершенно не понимает детей - дети не понимают её. В роли же жизненного наставника выступает другой учитель - Илья Семенович. Он понимает детей, обращается с ними достаточно демократично, старается заинтересовать детей своим предметом, именно поэтому и находит отклик в сердцах детей.
Таким образом, обобщая все вышерассмотренные фильмы, мы можем сделать вывод, что в 60-е годы конфликт во взаимоотношениях учителей и учеников присутствовал и заключался во взаимном непонимании: очень часто учителя «минувшего» поколения не понимали юных ребят. Это было вызвано в первую очередь тем, что учителя воспитывались в совершенно другую эпоху, а потому имеют непоколебимые взгляды на то, каким образом должен осуществляться образовательный процесс, у них уже сформировалась в сознании «идеология обучения», потому мы и назвали их - идеологические представители. Но в то же время были учителя, которые делали акцент на вопросах воспитания учеников как личностей, формируя из них, тем самым, настоящих людей. Проблемы, которые затрагиваются в фильмах, очень схожи с проблемой «отцов и детей». Тем не менее, та линия, которая шла сверху вниз от учителя к ученику на протяжении этого периода, только начинает приходить в равновесие. Для 60-х годов характерно то, что учитель является основной опорой для учеников, для
школы, а также для всего государство в целом. Это недосягаемый идеал, к которому стремятся дети.
Проанализируем следующие фильмы 2 этапа — 70-х годов XX века: «Большая перемена» (1973), «Дневник директора школы» (1975), «Это мы не проходили» (1975), «Ключ без права передачи» (1976).
70-е года — промежуток времени, в которое снималось наибольшее количество фильмов. По сравнению с 60-ми, кино достигло невозможного. Более половины самых известных и любимых фильмов снято именно в семидесятые года.
В фильме «Большая перемена», снятом Алексеем Кореневым, проблема взаимоотношений учителей и учеников выражается в том, что юный педагог, который только пришел работать в школу, совершенно не может наладить контакт с учениками. При этом, все ученики в данном фильме - взрослые «дети», потому что они работают в первую смену, а учатся - во вторую. Но эти, казалось бы, взрослые люди совершенно не понимали, для чего им огромный багаж знаний, который им дают в школе. Именно поэтому и возникает конфликт между учителем и учениками, несмотря на то, что взгляды учителя - Нестора Северова - на образовательный процесс являются сугубо либеральными.
Фильм «Дневник директора школы» Бориса Врумина также затрагивает проблему конфликта во взаимоотношениях учителей и учеников. Здесь тоже изображаются два вышеупомянутых типа учителей. Такие учителя, как Борис Николаевич, притягивают к себе детей, потому как уважают их мнение. Другой учитель -Валентина Фёдоровна - совершенно не понимает детей, но это скорее не из-за того, что она родилась в другое время, а потому что человек сама по себе эгоистичный, злой. То есть, зачастую именно характер преподавателя, его личностные качества играют огромную роль в процессе обучения и формирования отношений с подопечными.
Фильм «Это мы не проходили» вышел на экраны в 1975 году, режиссер - Илья Фрэз. Главными героями фильма становятся студенты педагогического ВУЗа, которые проходят практику в школе. Именно эти студенты смогли понять незнакомых учеников и переменить взгляды некоторых учителей на образовательный процесс. Именно этот фильм наряду с конфликтом учителей и учеников, продемонстрировал и конфликт во взаимоотношениях учителей между собой. В фильме прозвучала фраза: «Детей учить всегда было трудно, а теперь вообще невозможно». Она говорит о том, что уже в 70-е года воспитание детей становится более проблематичным, они могут спорить с учителями, иногда задавать некорректные вопросы, как, например, один из учеников задал вопрос молодой учительнице, Елене Фёдоровне, про различие человека и животного.
Фильм «Ключ без права передачи» режиссера Динары Асановой очень интересен для анализа взаимоотношений учителей и учеников. Здесь в центре внимания учитель - жизненный наставник. Молодая учительница Марина Максимовна смогла разнообразить обыденность образовательного процесса новыми методами преподавания: постоянные литературные споры, в которых нет учителей и учеников, а есть единый коллектив; сочинения на волнующие ребят темы. На уроке все забывают про свои личные проблемы: любовь, семья, быт - всё это остается за стенами класса. Отношения с другими учителями у ребят достаточно напряженные: педагогический коллектив недоволен сложившейся ситуацией. Причина заключается в том, что Марина Максимовна никому не хочет отдавать «ключ» от сердец ребят, так как он вручен ей «без права передачи».
Таким образом, кинематограф 70-х всё больше стал изображать учителя как помощника детям. Учитель становится ближе к ученикам, интересуется их жизнью, их заботами и проблемами. Учитель впервые начинает ставить взаимоотношения с учениками наравне с образовательным процессом. Хотя всё равно появляются и такие дети, которые многим недовольны: дети, которые злоупотребляют учительской добротой и любовью. Именно в 70-е, учитель становится почти равным с учеником. Между детьми и учителями зарождается настоящая дружба. Взаимоотношения становятся всё более открытыми, дети доверяют учителю, делятся с ним самыми сокровенными тайнами.
Рассмотрим фильмы 3 этапа — 80-х годов XX века: «4:0 в пользу Танечки» (1982), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).
80-е годы — переломный момент в кинематографе. По сравнению с 70-ми наметилось существенное уменьшение числа снятых фильмов. Заканчивается «эпоха застоя». Государство определяет курс дальнейшего развития страны в пользу коммунизма.
Фильм «4:0 в пользу Танечки», снятый режиссером Радомиром Василевским, продемонстрировал зрителю небывало отвратительное поведение учеников по отношению к учителю. Ученики Татьяны Ивановны -это дети 80-х, совершенно несравнимы с детьми 60-х и 70-х годов. Во всех рассмотренных ранее фильмах не встречается такого ужасного обращения с учителем. Вспомним цитату, из фильма «Это мы не проходили»: «Детей учить всегда было трудно, а теперь вообще невозможно». Уже тогда учителя нервничали, когда говорили о мелких шалостях на уроке. В 80-х же дети становятся совершенно отчужденными - они позволяют себе намного больше, чем раньше. Молодой учительнице просто не справиться с такими непонимающими детьми. Из этого всего можно сделать вывод, что тот самый ценный образ учителя, который существовал ранее, не вызывает в детях должного уважения. Более того, дети даже не раскаиваются и продолжают совершать плохие поступки. Учитель становится в этом кинофильме предметом насмешек для детей. А ведь еще в 70-х даже более взрослые ребята оценивали потенциал учителя, его значимость. Данный фильм можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, плохое отношение к учителю, а с другой - то рвение учителей привить детям правильные взгляды на жизнь.
Фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» также показал то неуважение, которое ученики
позволяют себе в отношении педагога. Сама учительница - вежлива и культурна, обращается с детьми на «Вы». Елена Сергеевна уверена, что без хорошего образования в современном мире невозможно добиться успеха, а дети посчитали, что успеха можно добиться и легким путем. Ученики разгромили весь дом учительницы в поиске ключа от сейфа с экзаменационными работами, который Елена Сергеевна не хотела отдавать им. Сознавая весь ужас происходящего, учитель всё же пытается понять детей: она предлагает просто уйти ученикам из квартиры и забыть о происшествии. Но дети отказываются уходить без ключа. Ученики в 60-х года практически не могли позволить себе спор с учителем. Учитель для них - это образец того, к чему нужно стремиться. В данном фильме нет ни капли уважения к взрослому человеку.
Итак, образ учителя в кино претерпевает существенные изменения. Школа и отношения с учениками показываются в кинолентах более реалистично: высокоморальный облик учителей с их полной отдачей профессиональному делу вступает в серьёзный конфликт с образом учеников, которые на тот момент озадачены собственническими потребностями, желаниями к быстрому и сиюминутному исполнению своих требований, навязанных пошатнувшимися моральными устоями и жаждой «красивой жизни». Фильмы становятся более драматичными, взывают к зрителю с призывом осознать весь ужас происходящего, пересмотреть, пока не поздно, на правильном ли пути общество в данный момент.
Для рассмотрения 4 этапа - 90-х гг. XX в. - мною предлагаются следующие фильмы: «Сделано в СССР»(1990) и «Пацаны»( 1990).
В 90-х годах на экран выходят более реалистичные фильмы, всё чаще они становятся драматичными. В этот период цензура почти не запрещает, что и позволяет экранизировать многие фильмы. Очень важно, что в 90-е годы распался СССР, а следовательно был и подведён итог по огромному этапу развития российского общества. Страна встаёт на новый этап развития.
В 1990 году режиссёрами Святославом Тараховским и Владимиром Шамшуриным был снят фильм «Сделано в СССР». Кинокартина подводит итог развитию советской школьной системы. Школа в этом фильме
— типичная модель тоталитарного государства. Виктор Андреевич установил свою диктатуру путём «террора» учителей и учеников. В этом фильме даже обычная лаборатория превращается в камеру пыток, а сам директор
— в подобие Сталина, культ которого до сих пор внушает страх и ужас. Показаны очень яркие признаки тоталитарного государства со всеми его атрибутами: пытки, репрессированные диссиденты, стукачи.
В рассмотренном фильме режиссёры на примере одной школы продемонстрировали модель советского общества. Они показали учителя как диктатора. Дети: с одной стороны — жертвы, с другой — позволяют себе разговаривать с учителями на «ты» и обсуждать с ними непристойные темы. Режиссёры, скорее всего, ставили перед собой иную цель: они хотели показать уже забытое прошлое через юмор и гротеск. Данный кинофильм очень сложный по содержанию; в нём поднимаются взрослые вопросы о политическом строе и непонимании учителями детей. Заметно то, что, начиная с 80-х и продолжая в 90-х годах, детей начинают интересовать свои проблемы, которые нередко попадают на первое место, отодвигая учебный процесс и общественные интересы на второй план.
Теперь рассмотрим другую киноленту 90-х. Фильм называется «Пацаны», режиссер - Динара Асанова. Данный фильм заключает в себе проблему трудных подростков (ранее был рассмотрен похожий фильм, в 60-х годах - «Республика ШКИД»). Павел Васильевич Антонов создаёт летний спортивный лагерь для трудных подростков с целью перевоспитать детей, направить их на верный путь. Учитель хочет сделать из ребят настоящих мужчин, поэтому уделяет много внимания и спорту: ежедневно проводятся различные спортивные мероприятия. В лагере практикуется «общественно-полезный труд» - прополка сельскохозяйственных угодий. Для детей Павел Васильевич — просто Паша — так они его называют на протяжении всего фильма, что говорит о взаимном доверии между детьми и учителем. Как ни странно, самый большой плюс Павла Васильевича заключается в отсутствии педагогического образования — ему это дано от природы. Павел Васильевич полностью открыт для своих воспитанников. А о чистоте сердца Павла Васильевича говорит одна его фраза: «У каждого пацана в жизни должен быть мужик, которому он мог бы сказать «ты». Хорошо, если это отец. А если нет?» Видно, что Павел заменяет пацанам отца, брата, учителя. Зритель знакомится с ребятами через ответы на вопросы, которые им задают. Наиболее запоминающийся вопрос звучал так: «Что такое добрый человек?» Ребята затрудняются ответить, они просто не могут найти слов. Это говорит о том, что ребята лишены любви и нежности, они не знают ничего прекрасного, ничего доброго. Фильм показал, что в душе каждого из пацанов царит огонёк, надежда, которую ещё не потушила окружающая действительность. Чтобы дети почувствовали себя нужными, стоило с ними лишь поговорить, что и сделал Павел Васильевич.
Итак, подведём общий итог по фильмам 90-х годов XX века. В 90-е годы наша страна переживала большие потрясения, связанные с распадом СССР. Та модель советского общества перестаёт существовать. Иными словами, перестаёт существовать модель советского менталитета, которая зародилась очень давно. Из-за того, что в 90-е годы страна переживала кризис, кинематограф почти не был актуален, много фильмов на экран не выходит. Но рассмотренные фильмы ярко выражают основную цель советских фильмов по данной теме: понимание детей — залог хороших взаимоотношений с ними. В 90-х учителя снова выступают в роли помощника детям, но ребята не всегда это понимают. Из-за непонимания людей разных поколений, с разным мировоззрением и происходят конфликты между учителями и учениками.
Проанализируем следующие фильмы последнего этапа — 2000-х годов: «Учитель в законе»(2007), «Потапов, к доске!»(2007).
2000-е года — совершенно новый для кинематографа этап. Россия — прогрессирующее демократическое государство, а демократия в широком понятии означает «свобода». Эта свобода отражается и в кино: то, что снимается сейчас, носит неоднозначный характер. На выпускаемые фильмы очень сильно влияет окружающий мир, окружающее нас общество.
В фильме Александра Мохова «Вор в законе» учитель изображается как жизненный наставник. Бывший уголовник, «вор в законе» - Борис Богомолов узнаёт о том, что ему осталось жить около полугода, причиной тому послужила опухоль головного мозга. Необходимо сказать, что он был судим за мелкие кражи. За время отбывания в колонии Борис прочитал много книг, в частности хорошо ознакомился с творчеством малоизвестного поэта — Хлебородова. Он даже говорит: «Я без книг теперь никуда». На улице Богомолов случайно встречает гадалку, которая говорит о том, чтобы Борис занялся делом, которое ему давно нравится, чтобы душа была перед Богом чиста. В этот момент герой понимает, что всегда мечтал работать учителем литературы в школе. В школе, в которой работает Борис, процветает торговля наркотиками, и учитель решает бороться с этим. Он применяет жестокие методы, запугивая старшеклассников, торгующих наркотиками, потому что осознает, какие последствия могут возникнуть из-за злоупотребления такими препаратами. Но его можно оправдать: подростки настолько грубы, что иных методов воздействия на них быть не может. Борис Андреевич помогает ребятам, потому что они не чувствуют дома ласки и понимания, их родители — тоже наркоманы, и прийти на помощь некому. То, что смертельно больной учитель желает помочь ученикам, только ещё раз доказывает, что учитель никогда не меняется; он и в 60-х, и в 90-х был одним и тем же представителем образованных, думающих и понимающих, сочувствующих и сопереживающих людей. Меняются со временем дети, меняется их культура воспитания. На них оказывает влияние окружающая обстановка, начиная от семьи и заканчивая школьными друзьями. Проблема же состоит в том, что дети воспринимают учителя, как человека, который хочет совершить зло и отнять очень «важный» элемент современной жизни - наркотики. Отсюда и следует непонимание со стороны детей: их эгоизм по отношению к доброжелательному человеку — их учителю.
Фильм режиссера Александра Орлова «Потапов к доске вышел на экраны в 2007 году. Данный фильм также снят про современных школьников. В этой кинокартине режиссёры представляют детей настоящими «взрослыми». Мальчишки пытаются выбрать себе профессию, показать свою самостоятельность, проявить креативность. То они воображают себя великими художниками, требуя деньги за вход на выставку, то представляются зрителям «настоящими» экстрасенсами. Сразу становится понятно, что ребятам не до учёбы, у них и своих «дел» хватает. Ученики позволяют себе опаздывать на урок, и, судя по тому, что учительница не кричит, это повторяется ежедневно. Всех ребят интересуют свои проблемы: они ходят на выставки, запускают самолётики, читают во дворе, но совсем не думают, что всё это идёт вразрез с учёбой. Большая часть фильма посвящена заботам детей. Появляется некоторая отстранённость и грубость, адресованная педагогам. Данный фильм ярко иллюстрирует мысли ребят нынешнего поколения: все они думают о развлечениях, о том, как провести время, чтобы не заскучать. Учителя пытаются направить детей на верный путь, но ученики, обособляясь от преподавателей, ищут решения самостоятельно.
Подведём итог по кинофильмам 2000-х годов. В 2000-е годы Россия является независимой демократической страной, прогрессирующим государством, Великой Мировой Державой. Это отразилось и в кинематографе: отображаются проблемы, которые запрещалось показывать по телевидению в советское время; то, что показывается сейчас, носит неоднозначный характер. Учителя и ученики, несомненно, стали более близки. Современные дети позволяют себе обсуждать с учителями практически любые вопросы. Но проблема взаимоотношений учителей и учеников по-прежнему остаётся неразрешимой. Сейчас, в информационном мире, на детей очень сильно оказывает влияние окружающая среда, которая нередко приносит мало хорошего. Дети считают себя самостоятельными, независимыми, порой забывая о рамках приличия, позволяя себе грубить и издеваться над учителями.
Анализ кинофильмов показал нам, что на протяжении длительного этапа развития нашего государства, проблема взаимоотношений учителей и учеников имела место быть. На этом акцентирует внимание, в том числе, и отечественный кинематограф, по этому поводу написано много художественных книг и научных работ. Но первостепенной задачей стоит перед нами поиск тех методов, способов, которые позволили бы нам постараться сгладить существующий конфликт поколений, а по возможности и полностью устранить.
Рассмотренные нами фильмы отражали социальные представления, характерные для различных периодов развития российского общества. Большое внимание изучению социальных представлений уделял французский психолог - С. Московичи. Он говорил о том, что социальные представления являются когнитивными системами, «в которых не просто представлены мысли, образ или установка в отношении некоторого объекта, но отражена теория или даже отрасль знания в особом ее понимании — как способ идентификации и организации реальности»(7.стр.5) То есть социальные представления отображают действительность. Таким образом, поскольку кинофильмы содержат в себе социальные представления, то можно заключить, что их анализ был важен с целью отражения реальности развития российского общества.
Постараемся теперь рассмотреть основные способы разрешения этого конфликта в настоящее время, когда наша страна встала на демократические рельсы своего развития, провозглашая себя правовым государством. Необходимо заметить, что в настоящее время существует большое количество методик, которые
советуют, каким же именно образом можно разрешить ту или иную конфликтую ситуацию, возникшую между учителем и учеником. При этом необходимо понимать, что большая ответственность ложится именно на плечи педагога, поскольку он взрослый человек и может рационально оценить ситуацию.
Во-первых, необходимо обратить внимание на сам диалог учителя и ученика. Чаще всего при общении друг с другом, две стороны находятся не в диспозитивных отношениях, а в отношениях подчинения (административных). Здесь главенствующую роль занимает педагог, которому ребенок должен подчиняться. Такое общение с учеником может продолжаться в течение всего процесса обучения в школе, а потому, к моменту окончания школы, многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями(З). Когда учитель разговаривает с учеником по поводу его поступка, педагог должен проявлять интерес к личности самого ребенка, а не начинать свое высказывание с возмущения по поводу совершенного учеником, а уж тем более не угрожать наказанием за непослушание. Первостепенно, в центре внимания учителя должна быть личность ученика. Ведь когда учитель видит в ученике ребенка, который попал в беду, когда он проявляет сочувствие к этому ребенку, то ученик и учитель на эмоциональном фоне сближаются, а следовательно сближаются и их позиции в общении.
Во-вторых, одним из способов сближения позиций сторон может быть и определенный способ обращения к ученику. Например, учитель должен постараться называть ученика не по фамилии, а по имени, несмотря на то, что педагог злится или крайне возмущен. Ведь обязательно следует учитывать, что именно подростки не так часто слышат свое имя, именно в школе к ним чаще всего обращаются по фамилии. К тому же сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами(2)
В-третьих, при общении учителя и ученика большое значение имеет и мимика, интонация речи. При общении с ребенком воздействие интонации увеличивается по сравнению с взрослым человеком. Крик и монотонная речь преподавателя не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет подход к сознанию ученика через его переживания.
В-четвертых, важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка. Учитель вместе с учениками "проживает" каждый возрастной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, прощает их — все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает взаимопонимание. «Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в "отпетом" ученике, выразить надежду на его исправление» (5).
В-пятых, одним из способов разрешения конфликта, сложившегося между учителем и учеником, может быть компромисс, то есть соглашение на основе взаимных уступок (6)
В-шестых, если учитель решил применить метод наказания, то он должен всегда понимать, что это не означает, что подобного поступка ученик больше не совершит, зато обида и агрессия могут остаться в душе ребенка на долгое время.
Наконец, в-седьмых, нужно помнить и возможности привлечения для разрешения конфликта третьей стороны. Здесь важно учитывать то, чтобы эта третья сторона была действительно заинтересована в разрешении сложившегося конфликта. Этими «третьими» лицами могут быть родители ребенка, или например, другие педагоги. Главное, как отмечает В.И. Журавлев, чтобы этот «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком (3)
Что касается роли ученика в разрешении рассматриваемых конфликтов, то необходимо заметить, что на него ложится меньше ответственности, чем на учителя, в силу его возраста. Но от него тоже зависит многое в процессе установления контакта с учителем. Он должен осознавать, что перед ним стоит учитель, который является специалистом в своей сфере, обладает большим запасом знаний и жизненного опыта. Именно поэтому ребенок должен с уважением относиться к педагогу, стараться не перечить ему. Во многом отношение ученика к учителю формируется из тех представлений, которые закладывают в его сознание родители. Поэтому сами родители во избежание возможных конфликтов должны проводить с ребенком всевозможные беседы, интересоваться его проблемами, возникающими в школе, стараться оказать психологическую помощь, чтобы успокоить ребенка.
Таким образом, в заключение хотелось бы отметить, что конфликт во взаимоотношениях учителей и учеников действительно характерен для российского общества. Рассмотрев и проанализировав советские и современные киноленты, посвященные данной теме, мы еще раз убедились в этом. Но вместе с тем, существует и множество различных методик, позволяющих сгладить конфликты, возникающие во время образовательного процесса, на которое мы также обратили внимание. Таким образом, гипотеза, поставленная нами, подтверждается. Нужно добавить, что государственная власть также обращает внимание на то, какова же значимость профессии учителя в современном обществе. Так, Д.А. Медведев высказал свое мнение по данному вопросу: «...в любом случаем мы не должны размывать общественное признание педагога, как одной из самых существенных специальностей» (1)
Список использованной литературы:
1. Актуальные комментарии./Новости.//Медведев просит не дискредитировать в обществе образ учителя//[Электронный ресурс]: http://actualcomment.ru/news/41129/ (Дата обращения: 09.04.2016)
2. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 2012. - 122 с.
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2011. - 184 с.
4. Кукленко Д.В. Уинстон Черчилль. - М.: Фолио, 2010. - 119 с.
5. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
6. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]: http://www.ozhegov.com/words/12899.shtml (Дата обращения: 09.04.2016)
7. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии. Дискуссии 80-90-х годов. - М.: ИНИОН, 1996. - 115с.