УДК 316.42 Бобкова Елена Михайловна
кандидат социологических наук, доцент, исполняющий обязанности декана факультета общественных наук
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДВУХ БЕРЕГОВ ДНЕСТРА - ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕГИОНА
Bobkova Elena Mikhaylovna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Acting Head of Social Science School, Transnistria State University
RELATIONSHIP OF THE POPULATION OF TWO DNIESTER BANKS AS AN IMPORTANT CRITERION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TRANSNISTRIA REGION
Аннотация:
В статье анализируются события современного периода взаимоотношений Молдовы и Приднестровья и их отражение в массовом сознании жителей обоих берегов Днестра. Затрагиваются вопросы, касающиеся повседневной жизни людей. Представлены результаты исследования доверия как показателя сплоченности общества.
Ключевые слова:
молдавско-приднестровское урегулирование, конфликт, Молдова, Приднестровье, политические трансформации.
Summary:
The article deals with the events of the modern period of relationship between Moldova and Transnistria, and their reflection in the mass consciousness of residents of both Dniester banks. The author discusses the issues of people's everyday life. The article presents results of the study of confidence as an indicator of solidarity in the society.
Keywords:
Moldova-Transnistrian settlement, conflict, Moldova, Transnistria, political transformation.
Специфика социального развития в последней четверти XX в. спровоцировала ряд региональных конфликтов: нагорно-карабахский, осетинский, абхазский, чеченский, молдавско-приднестровский. Если конкретизировать проблему с точки зрения влияния разногласий на устойчивость общественного развития Молдовы и Приднестровья, то подчеркнем, что они являются категорией социальной практики, так как общественные трансформации в условиях замороженного конфликта происходят по инициативе и в интересах акторов, но при этом затрагивают структуру социума.
Довольно красноречивым свидетельством институционального доверия к властным институтам среди жителей Республики Молдова выступает общественная оценка событий, последовавших за парламентскими выборами 2009 г. Массовые акции протеста и, как следствие, погромы зданий парламента и президентуры вызвали широкий резонанс в стране и за ее пределами. Совершенно очевидно, что их последствия покрывают и более длительную перспективу. Произошедшее 7 апреля стало краеугольным камнем в рамках повторных выборов в парламент, определяя в ощутимой мере не только итоги этих выборов, но и дальнейшие политические игры во власти. Не будет преувеличением сказать, что за «апрелем» последовал определенный раскол общества, основанный не столько на политических взглядах того или иного гражданина (исходя из созданной конфронтационной ситуации между коммунистическим и либеральным полюсами в политическом спектре), сколько на позиции по отношению к апрельским событиям, подпитываемой также этническими чувствами и страхами.
В Молдавии и Приднестровье реализовывались два разных политических сценария. Молдова с 2009 по 2012 г. безрезультатно пыталась выбрать президента, избрание в феврале 2012 г. Н. Тимофти позволило остановить затяжной политический кризис, который с новой силой развернулся в 2013 г. (дискредитация «Альянса за европейскую интеграцию», отставка В. Флата). В стране были налицо общественный раскол (между сторонниками коммунистов и альянса за евроинтеграцию), разочарование и снижение уровня доверия к властям.
В Приднестровье, напротив, довольно безболезненно произошла смена политического лидера. Общественные настроения накануне выборов наглядно отражали высокая избирательная активность и ожидания появления новых лиц с новым мышлением, взглядами и рецептами улучшения качества жизни.
Выборы президента Приднестровья в декабре 2011 г. продемонстрировали действенность механизмов народного волеизъявления (в отличие от стран с давними демократическими тради-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 12)
циями в Приднестровье зачастую избирательные технологии сочетались с использованием административного ресурса). Как показали результаты избирательного цикла 2010-2011 гг., победил кандидат [1], опиравшийся на открытый диалог с населением. Безусловно, завышенные электоральные ожидания на фоне усталости общества от «прежней власти» являются довольно зыбким полем для формирования устойчивого доверия к администрации.
В то же время электоральный цикл 2015-2016 гг. в непризнанной республике выявил нарастание внутреннего политического кризиса, связанного с противостоянием внутри политических элит, их неготовностью руководствоваться интересами и потребностями граждан. Разделение общества, размытость границ политической системы, низкая политическая культура граждан в Республике Молдова и Приднестровье ощутимо замедляют региональное развитие, отрицательно влияя на его устойчивость.
Следующей составляющей стабильности политической системы является внешнеполитическая ориентация конфликтующих сторон на определенный культурный или цивилизационный контекст. После распада СССР население правого берега Днестра оказалось в ореоле влияния европейской цивилизации, тогда как жители левобережья остались в культурном и ценностно-смысловом поле России и даже в некотором отношении Советского Союза.
Геополитическая близость Молдовы и Румынии оказала существенное воздействие на идентификационные процессы и ценностные ориентации населения республики. Особенно эти тенденции усилились в контексте тяготения молдавских элит к восстановлению языковых, политических, культурных, экономических связей с Румынией. К крайним, радикальным проявлениям этого можно отнести ориентацию некоторых политиков РМ на интеграцию с Румынией, признание молдавского языка румынским, искажение исторических фактов и т. д. Приходится констатировать, что проблема «румынского фактора» вышла за рамки межкультурного диалога и расширения добрососедских связей и служит источником дестабилизации общественного развития в зоне конфликта.
В то же время необходимо отметить и довольно устойчивую ориентацию населения Молдовы на русскую культуру, политическое и экономическое сотрудничество с РФ. Республика занимает третье место по объемам перечислений гастарбайтеров в ВВП страны после Филиппин и Таджикистана, ее доля равна 70 %, 20 % из которых поступают в российских рублях.
В первом полугодии 2016 г. объем молдавского экспорта по сравнению с показателями 2015 г. уменьшился на 3,5 %, составив около 1,24 млрд долл. В то же время импорт в Молдову в январе - августе 2016 г. в сравнении с данными за тот же период 2015 г. снизился на 3,4 %, составив 2,50 млрд долл. Объем экспорта в ЕС сократился на 2,0 %, тогда как в РФ - увеличился на 20,0 %.
Экспорт в первые 8 месяцев 2016 г. составил 781,4 млн долл. (63,1 % от общего объема), понизившись на 6,8 % в сравнении с показателями за аналогичный период 2015 г. Экспорт в ЕС был на уровне 784,4 млн долл. (на 1,3 % меньше, чем в январе - августе 2015 г.), или 63,3 % от общего объема вывоза (в январе - августе 2015 г. 61,9 %). На долю стран СНГ приходилось 21,3 % от экспорта Молдовы (в январе - августе 2015 г. 25,6 %), что соответствует 263,8 млн. Экспорт товаров в эти страны сократился на 19,7 % по сравнению с данными за январь - август 2015 г. [2].
Результаты опроса, проведенного в феврале - марте 2015 г., свидетельствуют о некотором возрастании доверия к власти и ее способности урегулировать конфликт жителей право- и левобережья Днестра [3]. Данные исследования свидетельствуют, что внешнеполитический курс властей Республики Молдова одобряют 10,3 % приднестровцев и 22,1 % жителей Молдовы. Внешнеполитический курс Приднестровья оценивается респондентами более благожелательно. Так, 44,6 % приднестровцев и 23,2 % жителей правого берега поддержали действия левобережной администрации на внешнем контуре.
Обращает на себя внимание то, что принявшие участие в опросе из Молдовы практически единодушны в положительных оценках в отношении властей обоих берегов Днестра. В то же время приднестровцы в 4 раза более благожелательны к «своим» лидерам, чем к политикам с противоположного берега. В противовес довольно сдержанным оценкам политиков к людям, «проживающим на противоположном берегу», опрошенные относятся положительно.
Доверие (или недоверие), представляя собой интегративную характеристику самим субъектом взаимодействия с другими субъектами на основе собственных, но субъективно ограниченных знаний о необычайно разнообразной и усложняющейся социальной реальности, служит значимым вектором во взаимоотношениях людей и институтов. Актор вынужден определять свои возможности для удовлетворения потребностей путем выработки положительной или отрицательной установки на доверие или недоверие к членам гражданского общества или власти.
Как показывают результаты опроса, усилия государства по формированию климата доверия ощущают на себе 51,1 % приднестровцев, согласных с ними жителей Молдовы вдвое меньше
(26,5 %). Среди населения Молдовы (45,6 %) преобладает мнение, что этот процесс пущен на «самотек».
Зона конфликта накладывает отпечаток и на климат институционального доверия, который на левом берегу Днестра выше, чем на правом. В частности, 41,3 % опрошенных приднестровцев ответили, что доверяют своему правительству, тогда как среди принявших участие в опросе жителей Молдовы таких только l6,6 %. Столь значительный разброс объясняется внутриполитической ситуацией в Молдове.
Гражданское общество является областью, максимально способствующей активности граждан и независимому развитию личности. Следствием этого выступает приоритет интересов личности и общества над государством. Обязательным условием полноценного функционирования гражданского социума служит правовое государство, базирующееся на принципах верховенства Закона и гарантий прав и свобод человека.
Трансформации социальной системы и, как следствие, политической культуры жителей Молдовы и Приднестровья происходили в качественно разных условиях и сформировали существенно различные модели гражданского общества. Гетерогенная, или органическая, целостность сильна политической, экономической и духовно-культурной стратегией содействия удовлетворению потребностей разнородных элементов системы социальных слоев, сообществ, регионов путем повышения эффективности совместного взаимодействия. Это в свою очередь становится общей целью для усиления взаимного доверия.
Интересным и важным в контексте нашего исследования видится взаимовлияние межличностного и институционального доверия. В рамках опроса, проведенного НЦАИ «Новый век» в 2009 г. в проекте «Импакт» [4], было зафиксировано снижение уровня доверия граждан к лидерам другого берега, о чем наглядно свидетельствует индекс доверия, определенный по формуле средней взвешенной арифметической. Индекс доверия, вернее - недоверия, у приднестровцев по отношению к руководству Республики Молдова составил -1,04, а у жителей Молдовы к политикам в Приднестровье -0,59.
Следовательно, в 2009 г. население Приднестровья более осторожно относилось к политикам РМ, чем граждане республики - к руководству в Приднестровье. Очевидно, в памяти народа еще живы воспоминания о трагических событиях в Бендерах и Дубоссарах по вине правительства «Народного фронта Молдовы» в начале 1990-х гг.
Анализ данных выявил, что население больше доверяет своему руководству, чем политикам другой стороны конфликта. Только 14,3 % приднестровцев доверяют нынешнему руководству Республики Молдова, в 2 раза больше приднестровцев выражают доверие собственному правительству. Те же соотношения прослеживаются в позиции граждан РМ по отношению к правительству Приднестровья. Видимо, данная ситуация объясняется ангажированностью СМИ, их нацеленностью на формирование заданного имиджа содержащей их власти. Важно только, чтобы и политическая администрация оправдывала оказанный ей кредит доверия со стороны жителей.
Более 20 лет политические элиты не могут договориться между собой о путях разрешения вопросов о политическом статусе Приднестровья, выступающего за международное признание своей государственной независимости, и сохранении унитарности политической системы Республики Молдова, на что ориентировано ее руководство. Также они не способны хотя бы устранить искусственные бюрократические барьеры для экономического сотрудничества, передвижения людей и грузов через границы, оформления гражданских документов. Это затрагивает насущные и повседневные интересы всех проживающих на берегах Днестра в данном регионе.
Ссылки и примечания:
1. Результаты выборов Президента Приднестровской Молдавской Республики 25 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikpmr.com/index.php/o-vyborakh-i-referendumakh/informatsiya-o-vyborakh/informatsiya-za-2011-god/item/197-rezultaty-vyborov-prezidenta-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-25-dekabrya-2011 -goda (дата обращения: 10.12.2016).
2. В 2016 году Молдова сократила объемы экспорта и импорта [Электронный ресурс]. URL: http://news-maker.md/rus/novosti/v-2016-godu-moldova-sokratila-objemy-eksporta-i-importa-27792 (дата обращения: 27.11.2016).
3. Отчет по результатам социологического исследования «Социальное взаимодействие в изменяющемся обществе», проведенного НИЛ «Социология» факультета общественных наук ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
4. Проект ИМПАКТ. Молдова - Приднестровье: общими усилиями - к успешному будущему. Социальные аспекты [Электронный ресурс] : отчет по результатам социологического исследования, проведенного НЦАИ «Новый век». URL: http://www.cisr-md.org/pdf/Social%20RU%20v2.pdf (дата обращения: 10.12.2016).