с такими крупномасштабными, сложными вещественными системами, с какими им сейчас приходится сталкиваться в освоении химизма почв, атмосферы, организмов, популяций и даже в целом химизма биосферы всей планеты. Развертывается исследование химизма космоса. В прошлом химия сосредотачивалась в основном на внутреннем мире молекул. В первой половине ХХ века широко развернулось исследование химических процессов в макросистемах масштабов лабораторных и промышленных реакторов, т.е. химики, расширив пространственные масштабы изучаемых химических систем, стали принимать во внимание и время.
Библиографический список
В настоящее время качественно новый этап развития химической практики связан с тем, что, организуя ее, химик-практик (производственник и экспериментатор) должен считаться с тем, что он имеет дело не с одними лишь стихийными процессами природы, но и с их взаимодействием с антропогенными явлениями, т.е. с процессами производственной (в том числе и химической) практической деятельности человека. А это уже новая конкретная ситуация развития химического знания, в которой недооценка и игнорирование роли практики в познании становятся совершенно недопустимыми.
1. Франк Ф. Философские науки. М.: Наука, 1960. С.70.
2. Гейзенберг В. Физика и философия. М; Изд-во Наука, 1965. С.75
3. Партон Г.Н. Влияние успехов в физике на химическую науку. // Методологические проблемы современной химии. М.: Прогресс, 1967.
4. Лэнгмюр И. Современные концепции в физике и их отношение к химии. // Философские проблемы современной химии. М.: Наука, 1971.
5. Дойч Д. Структура Реальности / перевод с англ. Н.А. Зуб-ченко; под общей редакцией академика РАН В.А. Садовни-чего, РХД - Москва-Ижевск, 2001, С. 5.
УДК 351.758.5
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (РПЦ) ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-НАЧАЛЕ 2000-х гг.
Е.А.Пальмина1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются вопросы, касающиеся государственно-церковных отношений с 1985 г. по начало 2000-х гг. Именно в это время в жизнедеятельности Русской православной церкви происходят кардинальные перемены: увеличивается число храмов, Церковь не подвергается гонениям, как прежде, принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях», который вывел Церковь на более высокий уровень. Данный период еще можно назвать переходным как для Церкви, так и для государства в целом. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: государственно-религиозные отношения; Русская православная церковь и государство.
RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (ROC) IN THE SECOND HALF OF 1980 - EARLY 2000s. E.A. Palmina
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article discusses the issues dealing with the state-church relations from 1985 to early 2000s. This very period in the life of the Russian Orthodox Church is characterized by the fundamental changes: the number of churches increased; the Church was not persecuted as before; the Federal Law "On the Freedom of Conscience and Religious Organizations" was adopted, the last brought the Church to a higher level. This period can also be called a transition one for both the Church and the state as a whole. 8 sources.
Key words: state-religious relations; Russian Orthodox Church and State.
К середине 1980-х гг. в нашей стране особенно остро стала ощущаться необходимость обновления всех сторон жизни общества: экономических основ, политического устройства, социальной и духовной сфер. Но все это не могло начаться, пока, с одной стороны, в высших государственных кругах не появились люди, которые были бы готовы к пересмотру стереотипов, выработке новых подходов, а с другой -пока само общество не было готово к переменам.
В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а в апреле того же года провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс больше известен нам как «политика перестройки», положившей начало демократическим преобразованиям внутри страны, которые затронули все сферы жизни нашего общества. Кардинально изменилась не только социальная, экономическая и политическая, но и духов-
1Пальмина Евгения Александровна, аспирант, тел.: 89500668681. Palmina Evgeniya, Postgraduate Student, tel.: 89500668681.
ная жизнь перестроечного общества. Люди уже не боялись высказывать свое мнение о проводимой политике партии, дальнейшем развитии государства и многом другом. Это можно проследить по периодической печати того времени.
Начало перестройки не принесло особенных изменений в отношения государства и Русской православной церкви. В новой Программе КПСС, принятой на XXVII съезде партии весной 1986 г., говорилось о необходимости распространения «научно-атеистического мировоззрения для преодоления религиозных предрассудков»[3, с.358]. В соответствии с линией партии увеличилось число газетных публикаций, журнальных статей и книг соответствующего содержания. Религиозность продолжала рассматриваться как явление, чуждое советскому обществу. В целом, со времени смерти Сталина государство не преследовало церковь (если не считать период хрущевской «оттепели»), хотя и относилось достаточно сдержанно к её существованию. Она не имела статуса юридического лица, не было законодательства, которое бы регулировало государственно-церковные отношения. Вся деятельность РПЦ, как и деятельность других конфессий, находилась под контролем Совета по делам религии при Совете Министров СССР.
Однако вскоре неэффективность антирелигиозной политики, высказанной на XXVII съезде, становится очевидной. Можно сказать, что она не была принята всерьез. Возможно, наступило подходящее время говорить и делать то, чего всегда боялись. Атеистическая пропаганда постепенно утихает, светская печать всё чаще берет на себя защиту прав верующих, разоблачает местные власти, нарушающие эти права. Изменения, происшедшие в массовом сознании, наглядно показывает информационная записка от 28 февраля 1985 г. Председателя Совета по делам религий К.М. Харчева: «Современные верующие и служители культов весьма внимательно изучают документы и высказывания руководителей партии и государства, касающиеся религии и церкви; знают Конституцию СССР, требования партии о неукоснительном соблюдении всех советских законов. И там, где должностные лица действуют вразрез с политикой государства, создаются острые конфликтные ситуации между верующими и местными органами власти. Особенно ярко это проявилось в последние годы, когда верующие, основываясь на новой Конституции СССР, настойчиво стали требовать официального признания деятельности их обществ» [2, с.56-58].
Постепенно более интенсивными становятся контакты между Московской патриархией и правительством. Патриарх Пимен сопровождает Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в поездке по США в 1987 г., а празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. не без содействия властей приобретает практически международный размах.
Церкви были возвращены многие отнятые ранее храмы и монастыри, дана возможность строить новые. Если на 1 января 1985 г. было зарегистрировано 6 806 религиозных объединений Русской православной церкви, то на 1 января 1990 г. - уже 10 110, т.е. их
количество увеличилось почти в 1,5 раза [4, с.61]. В
1989 г. впервые в советской истории представители духовенства были избраны в высший орган законодательной власти, а год спустя на съезде народных депутатов РСФСР были выбраны четыре православных и даже один буддийский священнослужители. Начали работу новые духовные и богословские учебные заведения, церковно-приходские школы. Закон Божий стал преподаваться в частных школах.
Подобную перемену со стороны государства исследователи РПЦ объясняют тем, что в условиях всестороннего кризиса советской общественно-политической системы и коммунистической идеологии в обществе наблюдался повышенный интерес к традиционным национальным и религиозным ценностям. Хотя и не только к ним, так как в это же время отмечается активный рост сект, в том числе деструктивного характера, которые в дальнейшем были запрещены государством.
Многие исследователи считают, что именно в 1987-1988 гг. произошел коренной перелом в государственно-церковных отношениях. Мы также считаем данную точку зрения вполне обоснованной, особенно в свете пышного празднования 1000-летия Крещения Руси. В то же время не стоит забывать, что все перемены в религиозной политике осуществлялись в рамках прежнего законодательства, восходящего к ленинскому Декрету о Церкви 1918 г., согласно которому Церковь не имела прав юридического лица, а потому была сильно ограничена в своей деятельности [6, с.234-238]. Предоставляя Московской патриархии некоторые послабления и оказывая поддержку, государство по-прежнему действовало преимущественно методами, основанными не на законах, а на личном влиянии и договорённостях. Перемены в положении РПЦ не были закреплены законодательно, они оставались неофициальными, поэтому государство в любой момент могло вернуться к прежней политике и прежним методам.
Более логичным представляется связать коренной перелом в государственно-церковных отношениях с
1990 г. Именно в это время кризис советской системы, который еще усугублялся неудачами в экономической политике и угрозой распада Советского Союза, практически не оставлял действующей власти ни времени, ни сил, ни желания регулировать отношения с религиозными организациями. Общество выступало за продолжение недавно начавшейся демократизации, в том числе и в области религиозной политики, требовала этого и Церковь. После смерти Пимена в мае 1990 г. патриархом стал Алексий II (Ридигер), проявивший себя как сторонник независимости Церкви от государства. Именно с его именем связывают возрождение Церкви. В 1985 г., еще не будучи патриархом, он направил М.С. Горбачеву письмо, в котором поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, который регламентировал статус религиозных объединений. Став патриархом, Алексий II продолжил деятельность в этом направлении, результатом чего стала договорённость об участии представителей РПЦ и других религиозных общин в работе над проек-
том нового закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Продуктами этой совместной деятельности стали союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 1 октября 1990 г., и российский закон «О свободе вероисповеданий», принятый 25 октября 1990 г. [1]. Таким образом, впервые с января 1918 г. государственное законодательство стало соответствовать церковному уставу.
Впервые с 1918 г. Церковь и любая зарегистрированная правительством религия признавались юридическим лицом с правами любой законной общественной организации, с правом собственности на движимое и недвижимое имущество. Российское государство было признано секулярным, в котором ни верующие, ни атеисты не субсидируются и должны существовать на средства собственных фондов и добровольных взносов или пожертвований. Уведомление государственных инстанций о создании религиозного общества не является более обязательным, просто незарегистрированные общества не пользуются статусом юридического лица. Правительство и закон гарантировали право гражданина исповедовать любую религию. Верующие и неверующие стали равны перед законом. Одним из условий закона «О свободе вероисповеданий» являлось то, что государство не возлагало никаких государственных функций на религиозные организации, не вмешивалось в их деятельность. Религиозные организации имели право участвовать в общественной жизни и использовать средства массовой информации. Пожертвования на религиозные организации не облагались налогом, а прибыль от произведенной деятельности облагалась подоходным налогом, как прибыль любой общественной организации. Священнослужители и наемные рабочие религиозных организаций, как и остальные граждане страны, подлежали социальному обеспечению и социальному страхованию на обязательной основе [3, с.370]. Был упразднен Совет по делам религий.
Два этих закона позволили РПЦ выйти из-под контроля властных структур и привели не к номинальному, а к реальному отделению Церкви от государства. Так в государственно-церковных отношениях начался новый период - эпоха сотрудничества, веротерпимости и свободы совести.
Политические изменения, произошедшие в стране в начале 1990-х гг., позволили Церкви начать пересмотр принятого ранее законодательства уже в новом государстве. К тому же необходимость в этом уже назрела: предоставленная всем гражданам возможность свободно выбирать, выражать и проповедовать любую религию привела к резкому увеличению различных религиозных объединений, в том числе и террористического толка.
В 1996 г. по инициативе части депутатов и при активной поддержке Русской православной церкви Государственная дума РФ начала работу над изменением религиозного законодательства. Принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации вариант закона «О свободе совести и о религиозных организациях», закрепляющий привилегированное положение Русской православной церкви, вызвал
массу возмущений и со стороны религиозных объединений, преимущественно христианского толка - католиков и протестантов, и со стороны правозащитных организаций как в России, так и за рубежом. В результате законопроект был отклонен Президентом РФ Б.Н. Ельциным, как противоречащий Конституции. В последующей доработке закона принимали участие представители не только Московской патриархии, но и исламские, буддийские и иудейские иерархи. С учетом их поправок документ был принят 26 сентября 1997 г. Но и в новой редакции закона содержались утверждения, позволяющие одним религиозным конфессиям иметь преимущества перед другими. Констатировалась «особая роль православия в истории России», говорилось об уважении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России»[7].
Согласно Конституции Российской Федерации, государственно-религиозные отношения должны строиться с учетом двух принципов: свободы совести, гарантированной статьей 28 Конституции РФ, и принципа отделения церкви от государства. Российская Федерация провозглашалось светским государством. Поэтому никакая религия не могла устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все религиозные объединения были отделены от государства и равны перед законом. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных организациях» подтверждал и дополнял эти юридические нормы. Согласно этому закону, государство обязуется обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 4, п.1.), а также не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и не возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти (ст. 4, п.2).
Религиозные объединения подразделяются на религиозные группы и религиозные организации. Основное различие между ними - это отсутствие у группы и наличие у религиозной организации статуса юридического лица, что давало возможность иметь в собственности обособленное имущество (ст.7, п.1; ст.8, п.1). Права же религиозных групп ограничивались возможностью совершения богослужений и других религиозных обрядов, осуществления религиозного обучения и воспитания своих последователей (ст. 7, п.3) [7].
Юридическое положение Русской православной церкви ничем не отличается от положения других конфессий. Все они могут основывать и содержать культовые здания и иные места, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний (ст.16, п.1), а также имеют право собственности на эти сооружения, земельные участки, объекты производственного, социального и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности (ст. 21). Учреждения Русской православной церкви вправе проводить религиозные обряды в больницах, детских домах, домах престарелых, тюрьмах, на кладбищах и т.п. (ст. 16, п. 2,3), соз-
давать образовательные учреждения и обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы (ст.5, п.3,4).
В то же время закон официально закреплял ряд принципиально новых положений, приводящих к неравноправию одних конфессий по отношению к другим. Так, возможность создания религиозной организации, обладающей правами юридического лица, предусматривалась только за гражданами Российской Федерации (ст. 9, п. 1). Все религиозные организации должны были быть зарегистрированы в органах юстиции, деятельность без регистрации дозволялась лишь религиозным группам, без образования юридического лица (ст. 7, п. 1). Устанавливались ограничения для преобразования религиозной группы в религиозную организацию - 15-летний срок деятельности на данной территории, причем подтвержденный органами местного самоуправления, либо подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации (ст.9, п.1). Также и религиозные организации, которые не имели документа, который бы подтверждал их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, могли пользоваться правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного срока (ст. 27, п. 3) [7].
Такое положение было достаточно дискриминационно и впоследствии могло вызвать большое недовольство со стороны религиозных организаций, попадающих под эту статью. Поэтому Конституционный суд в постановлении от 23 ноября 1998 г. отметил, что те религиозные организации, которые были зарегистрированы еще до вступления в силу Закона 1997 г., не могут быть подвергнуты ограничениям и должны пользоваться правами юридического лица без подтверждения пятнадцатилетнего срока существования и без ежегодной перерегистрации.
В итоге перерегистрацию прошло более 70% религиозных организаций РФ. Общее число их на 1 января 2001 г. составило 20215. Несомненно, что на первом месте по количеству зарегистрированных организаций находится РПЦ - 10912, что составляет более 50%. Еще можно выделить 330 организаций Свидетелей Иеговы, 106 - кришнаитов, 33 - мормонов, которые чаще всего рассматриваются обществом в качестве первых претендентов на звание «тоталитарных сект» [6,с.271].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Законом 1997 г. закреплялось преимущественное положение традиционных, существующих на территории России долгие годы конфессий над новообразованными церквями и деноминациями. Кроме того, в преамбуле закона прямо указывается на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», что можно расценивать как фактическое нарушение конституционного принципа равенства религий перед законом [7].
После принятия нового закона, благосклонно воспринятого церковью, контакты РПЦ с государственными властями стали ещё более интенсивными. Русская
православная церковь начала активно сотрудничать с различными государственными структурами, прежде всего, с министерствами и ведомствами, которые предоставляли ей широкое присутствие в армии, правоохранительных органах и системе исполнения наказаний, больницах и других государственных учреждениях. Представители политической элиты и высокопоставленные чиновники, начиная с Президента РФ, открыто проявляли свою приверженность к православию, присутствуя на праздничных церковных службах. С 1991 г. Рождество Христово стало выходным днём на всей территории страны. До сих пор это единственный религиозный праздник, имеющий подобающий статус.
Приход к власти администрации В.В. Путина (вплоть до весны 2002 г.) не привел к каким-либо принципиальным изменениям во взаимоотношениях государства и РПЦ по сравнению с предшествующим периодом «лихих девяностых». Экс-президент Путин, как и нынешний президент Д.А. Медведев, постоянно выражает свое уважение к РПЦ, присутствует на праздничных богослужениях, при важных событиях в Церкви, встречается с патриархом. В то же время, требования Архиерейского собора РПЦ 2000 г. вернуть собственность, которая принадлежала Церкви до революции, были фактически проигнорированы.
В администрации президента также существует отдел по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями, который отвечает за религиозную политику. При президентстве В.В. Путина основным форумом, на котором происходили контакты между властью и религиозными организациями, стал Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В этот Совет входят деятели наиболее крупных религиозных объединений -православия, старообрядчества, ислама, буддизма, иудаизма, католицизма, баптизма, лютеранства, пяти-десятничества и несколько ученых-религиоведов. Обеспечение деятельности Совета возложено на Главное управление внутренней политики президента [5, с.28-29].
В настоящее время деятельность РПЦ продолжает развиваться в заданном направлении. Нынешний президент Д.А. Медведев не изменил политику прежнего президента в отношении Русской православной церкви. Но можно отметить, что несмотря на столь активные контакты с органами государственной власти, Церковь реально не имеет влияния как на политику государства, так и на общество.
С одной стороны, Церковь провозгласила невмешательство в политическую жизнь государства, а с другой - активные контакты РПЦ с государственными структурами рисуют противоположную картину. На наш взгляд, это противоречие может существенно подорвать авторитет РПЦ в глазах общественности. Фактически во второй половине 1990-х гг. Русская православная церковь в государстве при декларируемом равенстве религий оказывается в положении привилегированной конфессии. И это не столько из-за активной деятельности самой Церкви, сколько из-за желания самих властей идти на контакт с ней. В на-
стоящее время государственно-церковное сотрудничество остается главным приоритетом в деятельности
Русской православной церкви.
Библиографический список
1. Закон РСФСР от 25.10.1990 г. «О свободе вероисповеданий» // Советская Россия. 1990. 10 ноября (№258); Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. №41.
2. Из информационной записки председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР К.М. Харчева в ЦК КПСС «Религиозная обстановка в стране и вопросы соблюдения законодательства о культах (1980-1984 гг.)» от 28 февраля 1985 г. // Отечественные архивы. 1995. №1. С. 5658.
3. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР: учеб. пособие. М.: Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея, 1996. 403 с.
УДК 316.37
ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
4. Сведения о количестве религиозных объединений в СССР в 1985-1990 гг. // Отечественные архивы. 1995. №1. С. 61.
5. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания: в 4 т./ Отв. ред. М.Бурдо, С.Б.Филатов. М.: Логос, 2004. Т.1. 328 с.
6. Стецкевич М.С. Свобода совести: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 299 с.
7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yav.org.ru/laws/ngo/relig.htm
Е.Н.Струк1, Н.М.Струк2
1Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования инновационной личности. На основе анализа большого теоретического материала показана неоднозначность восприятия личности инноватора в научном дискурсе. Авторы рассматривают проблемы формирования инновационного мышления человека. Ими обозначены черты инновационной личности, а также проблемы, связанные с феноменом отчуждения, присущим инноватору. В статье делается вывод, что в поведении людей в инновационном обществе происходят значительные изменения: ослабевают внешние побудительные мотивы инновационной деятельности, возрастают внутренние; активизируются как рациональные, так и иррациональные искания современного человека. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: инновации; инноватор; инновационное мышление; инновационная личность; отчуждение.
INNOVATIVE PERSONALITY OF MODERN SOCIETY: THEORETICAL ANALYSIS E.N. Struk, N.M. Struk
Irkutsk State University of Railway Engineering , 15, Chernyshevsky St ., Irkutsk , 664074. National Research Irkutsk State Technical University , 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers the problem of innovative personality formation. Based on the analysis of a large theoretical material, the authors show the perception ambiguity of the innovator's personality in scientific discourse. They examine the formational problems of human innovative thinking, mark personality innovative features, and discuss issues associated with the phenomenon of estrangement inherent to the innovator. The article concludes that the behavior of people in an innovative society changes significantly: external innovation incentives weaken, while internal ones grow; both rational and irrational pursuits of the modern man increase. 14 sources.
Key words: innovations; innovator; innovative thinking; innovative personality; estrangement.
1Струк Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук, тел.: (3952) 224124, e-mail: [email protected]
Struk Elena, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Studies, tel.: (3952) 224124, email: [email protected]
2Струк Наталия Максимовна, кандидат философских наук, профессор кафедры социологии и социальной работы, тел.: (3952) 405662 , e-mail: [email protected]
Struk Natalia, Candidate of Philosophy, Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: (3952) 405662, e-mail: [email protected]