Social-humanitarian review
DO 1 10.24411 /2346-8408-2018-10027
The Relationship between the Soviet Avant-Garde and Modern Architecture
Взаимоотношение советского авангарда
и современной архитектуры
G.l. Bykova, candidate of architecture, associate professor of Architecture of the Architectural faculty of the State University of Land Management E-mail: velenecgalina@mail.ru Г.И. Быкова, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: velenecgalina@mail.ru
E.A. Gnatyuk, the 4th year student of the Architectural faculty of the State University of Land Management E-mail: eleng035@gmail.com Е.А. Гнатюк, студент 4-го курса архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: eleng035@gmail.com
A.A. Vinogradova, the 4th year student of the Architectural faculty of the State University of Land Management E-mail: yaxo417@gmail.com А.А. Виноградова, студент 4-го курса архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: yaxo417@gmail.com
Annotation. The birth of a new world, the freedom of creativity, the destruction of stereotypes. A powerful phenomenon of artistic culture, a phenomenon that was ahead of its time, marking the future, was ready to bring a wonderful life to the country and the world. Avant-garde is one of the most striking events in Russian architecture, which influenced the architectural work of the XX and XXI centuries. Аннотация. Авангард зародился на волне создания нового мира, свободы творчества, разрушения стереотипов. Мощный феномен художественной культуры, явление, которое опередило свое время, ознаменовав будущее, готовое было принести прекрасную жизнь стране и миру. Авангард — одно из самых ярких событий в русской архитектуре, которое повлияло на архитектурные произведения XX и XXI вв.
Key words: the soviet avant-garde, constructivism, rationalism, architectural form, modern architecture, postmodernism Ключевые слова: советский авангард, конструктивизм, рационализм, архитектурная форма, современная архитектура, постмодернизм
Во все времена архитектура представляла собой эволюционную систему, опирающуюся на научно-технические достижения, культуру, религию, философию, и запросы общества. На сегодняшний день предпочтения в архитектуре направлены на продолжение развития рационализма, его функции и целесообразности, в то время как конструктивизм, получивший признание в XX в., становится востребованным у современных архитекторов.
В статье путем сравнительного анализа были противопоставлены архитектурные произведения авангарда и современности, чтобы отследить наследственную связь авангардной эпохи с сегодняшним днем.
Из истории архитектуры, мы знаем, что первая треть XX в., знаменуется одним из судьбоносных этапов эволюции мирового искусства. В то время как литература и искусство в 1910-х активно взаимодействовали между собой в условиях научно-технического прогресса,
116
в архитектуре рождение новейшего стиля происходит лишь в начале 1920-х. Важнейшей особенностью развития архитектуры советского времени стали творческие поиски архитекторов. Они проходили через созидательный труд деятелей левых течений изобразительного искусства, которые смогли найти эстетическую красоту в геометрических формах лишенных какого-либо декора. Огромные стремления левых художников привели абстрактную живопись к выработке формообразующих концепций в архитектуре.
В начале XX в. супрематизм становится самобытным стилистическим течением, благодаря высвобождению формы и цвета. У
К.С. Малевича это проявилось в объемном супрематизме и его супрематическом архитектоне.
Супрематизм выражался в комбинациях плоскостей несложных геометрических очертаний: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Важными результатами супрематизма были:
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
возникновение и развитие искусства дизайна, объединение динамики и статики, отказ от способности формообразования системы предшествующей эклектики в архитектуре, архитектоника объемных форм, и супрематизм играл некую роль идейного вдохновителя в становлении новой архитектуры.
Супрематизм в архитектурном проектировании проявился в творческих работах архитектора Л.М. Лисицкого. Одним из первых он понял масштаб творчества Малевича для развития архитектуры. Главным стремлением Лисицкого было выявление в новаторских творческих концепциях то, что можно объединить в едином образе нового стиля. Объединяющие тенденции таланта Лисицкого сказались в стремлении перенести достижения конкретного замысла формообразования из одного вида искусства в другие. Это просматривается в переориентации абстрактных плоскостей в объемные-простран-ственные — проуны (проекты утверждения нового) при сохранении стилеобразующей роли простой геометрической формы. В этом видится проповедническая деятельность Л.М. Лисицкого на пути возникновения новой архитектуры.
Еще одним проводником в будущее советской архитектуры стал В.Е. Татлин (контррельефы). Его интерес к инженерным конструкциям, технологиям обработки материала, функциональности внешней формы, включившийся в движение производственного искусства зародило рационализм и конструктивизм будущего архитектурного авангарда. Огромное значение В.Е. Татлин придавал подсознательному творческому овладению материалом, считая, что синтез художественной интуиции с техникой может привести к новым открытиям.
Русский авангард — исключительное проявление архитектурной формы в мировой истории архитектуры. Здания конструктивизма являются авторским гением, индивидуальность которых легко узнаваема. Фундамент конструктивизма — прагматичность и рациональность. В сооружениях конструктивизма снималась эстетическая нагрузка, а образная идея выводилась из внутреннего, практического содержания объекта. Авангардисты считали главной задачей — устройство нового образа жизни.
Идеологами русского авангарда были Константин Мельников, Моисей Еинзбург и братья Веснины, использовавшие принципы: правильности конструкций и материалов (это одно из основных эстетических средств); функциональности архитектурного сооружения (формирова-
ние инженерных процессов); создание архитектурных пространств интерьера и экстерьера и условия их восприятия.
Елавной развивающий доминантой авангарда в России выступила Уральская область. Возможно, ни в одной российской области не сохранилось такое множество объектов авангарда, как в Екатеринбурге.
Советский авангард просуществовал около десяти лет, стал жертвой политических течений несмотря на то, что до 1932 г. был доминирующим стилем Советской эпохи. В начале 1930-х гг. течение стало запретным и в дальнейшем было обречено на гибель. Строгость линий и лаконичность конструктивизма сменил «сталинский» ампир с орнаментами, лепниной и скульптурой.
Советский авангард возродился аж в 1960— 70-е, что явилось переломным фактором для архитекторов. Развивающиеся деятели современной архитектуры в тот момент, среди которых — Заха Хадид, Норман Фостер, Рем Кол-хас, Стивен Холл, Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, не скрывают колоссального действия, которое дало им изучение авангарда 20-х годов и изучение проектов русских титанов архитектуры — Ивана Леонидова, Николая Ла-довского, Константина Мельникова, братьев Весниных, и многих других. К сожалению, в современной архитектурной школе достояние советского авангарда до сих пор не оценено. Наследие, доставшееся нам, находится в плачевном состоянии, разрушение памятников архитектуры — результат неверного мнения о «коробочкиной архитектуре», выработанного неверными суждениями о социальном эксперименте советского времени.
Конструктивизм — авангардный советский стиль в искусстве, порождение левого искусства, характеризуется геометризмом, лапидарность форм и монолитность внешнего образа. Он явил небывалое вторжение искусства, понятного как экстравагантный инженерный вид творчества, повлиявший на дальнейшее развитие эстетического восприятия человека. Архитектура авангарда — мир воплощенной утопии, облик которого невозможно проигнорировать, это конструирование окружения человека и его предметного мира, очаровывает нас своей простотой, энергетикой и художественным нигилизмом, и подчеркнутой важностью функциональноконструктивной основы сооружения в сфере формообразования.
№3/2018
117
Social-humanitarian review
Почему возрастает интерес к творческому наследию советского архитектурного авангарда? В чем проявляется этот интерес?
Интерес к авангарду возник не случайно. В современной жизни городов, перенасыщенных эмоциональными и информационными условиями, бешеный ритм жизни приводит к необходимости в простых, лаконичных формах, к передаче внутреннего содержания, функции здания на фасад, но при этом не теряя собственной индивидуальности. На основе уникальных произведений авангарда, современные архитекторы формируют новое представление об архитектуре.
Архитектурная форма, стала языком философии, не утратившей в своем дальнейшем развитии роли познавательной деятельности. Структура архитектурной формы рассматривается как интуитивно феноменальный аналог картины мира, каким она представляется в современной космологии, как форма познания и претворения в бытии фундаментальных и сущностных проблем современного мира. Архитектура — часть эстетического восприятия, находящаяся в постоянном диалоге с окружающим нас миром.
Сравнивая образцы советского авангарда, мы нашли множество диад из проектов архитекторов 1920-х и современный деятелей. Сравнительный анализ приводит к выводу, что нереализованные проекты советских архитекторов, стали первообразом в проектах XX и XXI веков.
При сравнении использованы реализованные проекты современных архитекторов и объекты советских архитекторов, которые не всегда становились реализованными, а множество осталось эскизами.
1. Чернихов известен своими орнаментами и ритмами — ритмы старше образов — ив сознании, и в искусстве». Архитектор в совершенстве владел графической техникой, что позволило ему выпустить ряд архитектурных книг. Один из орнаментов — надуманная сложная пространственная композиция линеарного порядка, комбинация кривых и прямых, созданный Я.Г. Черниховым прослеживается в образе торгового комплекса «Ванцзин SOHO», спроектированного Захой Хадид.
2. Конструктивная архитектурная композиция Я.Г. Чернихова, напоминающая фабрику, с выраженной прочностью и плотной компоновкой, вероятно, вдохновила японского архитектора Кензо Танге. В проекте японского архи-
тектора «Центр коммуникаций префектуры Яманаси» прослеживается аналогичный синтез простых геометрических форм, которые создают крепкую ритмометрическую композицию.
3. В рисунках архитектора Я.Г. Чернихова встречаются вариации архитектурного габитуса будущих городов, в которых город формируется композицией взаимосвязанных горизонтальный и вертикальных абстрактных параллелепипедов, узнается в проекте квартирного комплекса «Башня — хэштег» датского архитектурного бюро BIG, для города Сеул. Этот комплекс представляют собой трехмерную конструкцию, структура которого состоит из параллельных башен, которые перпендикулярно пересекают мосты на высоте 70-ти и 140 метров, напоминает архитектурную фантазию Чернихова на тему «Город ученых» из цикла «Основы современной архитектуры».
4. Архитектон Малевича представляет собой вертикальную, многоуровневую композицию, в которой художник исследовал пространственные возможности архитектурных объектов путем произвольного выдавливания объемов из башни. Опыт стал настолько успешным, что архитектон нашел воплощение в известном Эмпайр-стейт-билдинг спроектированном Уилльямом Ф. Лэмбом, и в 5-м авеню 500, разработанным архитектурным объединением Шрив, Лэмб и Хармон, и в других объектах, которые проектировали в течение долгого времени. Отголоски, которых встречаются и в современных проектах.
5. В курсовом проекте Леонидова типография газеты «Известия» (1926 г.), воплотил в себе основные черты конструктивизма. Философией многих проектов Леонидова нередко является концепция простых объемов. Ведь идеальным языком геометрии являются правильные формы. Объемные формы из параллелепипедов слились в гармоничную композицию простого и ясного образа. Лаконичные стиль и прямолинейные формы явились образом для проекта Нормана Фостера Инновационного технологического центра «Comcast».
6. Конкурсный проект Леонидова «Дом промышленности» представляет собой стеклянный параллелепипед. Ясные, лаконичные формы стали успехом и главным принципом архитектора. Которые воплотились в идеи Мис ван дер Роэ в проекте небоскреба Сигрем-билдинг в Нью Йорке, а также в небоскребе 330 North Wabash в Чикаго. Позже образ тиражировался вовремя неофункционализма.
118
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
7. Передовой проект горизонтальных небоскребов для Москвы архитектора Л.М. Лисицкого, означал новую объемно-пространственную композицию города. Производит впечатление замыслом гигантских консолей верхних «парящих» этажей, основанных на принципе мостовых сооружений. К сожалению, оказалось невозможным построить из-за технологических и экономических ограничений временного периода. Только спустя пятьдесят лет, смелый замысел реализован в здании Министерства автодорог Грузии в Тбилиси и в жилом комплексе Habitat Моше Сафди (1967), где сочетание горизонтальных корпусов, поднятых на коммуникационные опоры, образует остросюжетную пространственную градостроительную структуру. Можно сказать, что композиционная идея Лисицкого также вдохновила и Заху Хадид, в проекте виллы «Capitall Hill».
Не одно направление в мировой культуре не имело такого искрометного распространения во все сферы жизни человека, как советский авангард. Повторное открытие авангарда в 1960— 70-е среди мастодонтов архитектуры стало переломным моментом в развитии архитектуры и дизайна XX и XXI веков. Спустя сто лет с момента возникновения этого течения в искусстве, концепция аллегорической абстрактной архитектурной формы соединяется с новыми конструкциями превращаясь в скульптуру в пространстве, в то, о чем мечтали и спорили зодчие советского авангарда. Современная архитектура — скульптура, использующая синтез простых геометрических форм, моделирующих сложные объемно-пространственные композиции, посредством динамики, спиралей, ритмометрических закономерностей. Архитектура городов мира растет вверх, напоминая концепции футуристических городов, а урбанистические комплексы из вертикальных «архитектонов», вызывают в памяти фантастические рисунки супрематистов.
Современные требования к функциональности и рациональности обращают взор современных архитекторов на эстетику советского авангарда. Новые строительные материалы, конструкции и технологии участвуют в базировании экспрессии архитектурной формы. Это вызывает ощущение, что мир имеет прочную основу, он рационально и добротно сделан, это влияет на наше восприятие и дает дополнительные мировоззренческие ориентиры.
Утопические фантазии архитекторов начала XX века помогает изменять облик современных городов. Это говорит о неравнодушном отношении к архитектурному наследию эпохи русского авангарда нашей страны. Попытка сравнения проектов эпохи авангарда и современных архитектурных объектов, показала наследственность в плане формообразующих и композиционных концепций на смысловом и ассоциативном уровнях.
Список литературы
1. http://arch-grafika.ru — Яков Чернихов — Музыка Советской Архитектуры.
2. Смирное Л.Н, Яркоеая Т.Н https://cyberleninka.ru Конструктевизм сегодня — новое звучание старого стиля.
3. Орелъская О.В. https://cyberleninka.ru — научная статья «Прообраз будущих сооружений в авангардных проектах 1920—1930-х годов».
4. Каракова ТВ., Рыжикова Е.В. http://joumal. samgasu.ru Влияние советского авангарда на современное развитие архитектуры.
5. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм. Концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2003.
6. Уханова П.С., Максимова А.А. Советский авангард 1920—1930-х годов. М., 2008.
7. Заламбани М. Искусство в производстве. Авангард и революция в Советской России 20-х годов. М., 2003.
8. 11Цр://моногорода.рф // Сокровища конструктивизма в Нижнем Тагиле.
9. https://archinect.com // The Shapes of Hardcore Architecture.
№3/2018
119