Научная статья на тему 'Взаимодействия суда и органов прокуратуры в период реформирования судебной системы'

Взаимодействия суда и органов прокуратуры в период реформирования судебной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11747
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПРОКУРАТУРА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТЕЙ / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриценкова Е. В.

В статье рассматривается тема взаимодействия суда и органов прокуратуры, выделяются их общие цели и задачи, стоящие перед государством. А также показаны задачи, которые стоят перед прокурором в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. Автором раскрыто взаимодействие прокуратуры и суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия суда и органов прокуратуры в период реформирования судебной системы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 342.56

Гриценкова Е. В.,

аспирант 2 курса факультет подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России г. Рязань, Российская Федерация Научный руководитель: Огородников В. И., доктор юридических наук, профессор кафедры управления и организации деятельности УИС Академии ФСИН России г. Рязани, Российская Федерация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДА И ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

В статье рассматривается тема взаимодействия суда и органов прокуратуры, выделяются их общие цели и задачи, стоящие перед государством. А также показаны задачи, которые стоят перед прокурором в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. Автором раскрыто взаимодействие прокуратуры и суда.

Ключевые слова

Суд, судебная система, прокуратура, органы государственной власти, взаимодействие властей,

защита прав и свобод человека и гражданина.

Рассматривая деятельность и формирование организации власти в Российской Федерации заключаем, что, фундаментальный и основной принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Согласно 10 статье Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых в свою очередь самостоятельны.

При осуществлении правосудия как особой функции государственной власти защита конституционного строя России, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций входит в задачи органов суда. [11, с. 196]

Структура судебной системы государства как материальной основы судебной власти является сферой конституционной компетенции. Конституция РФ указывает, что в судебную систему Российской Федерации помимо высших судов входят иные федеральные суды. Перечень подлежащих созданию федеральных судов, их звенья, организационные и процессуальные взаимосвязи, их территориальное размещение Конституция РФ поручила определить федеральным конституционным законам.

Взаимодействие властей существует в форме взаимного контроля «сдержек и противовесов» между самостоятельными властями. При всем разделении властей в их функциональном предназначении, государство, тем не менее, пытается провести сближение по основным принципам в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, связанным с обеспечением прав и свобод человека.

Взаимодействие прокуратуры с судебной системой следует рассматривать, прежде всего, через призму Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней законов.

Глава 7 Конституции Российской Федерации именуется как «Судебная власть и прокуратура», что вновь указывает о взаимосвязи двух государственно-правовых институтов.

В правовую основу участия прокурора в рассматривании судами уголовных дел входит Конституция РФ, Закон о прокуратуре, Уголовно- процессуальный кодекс.

Правовой основой гражданского судопроизводства деятельности прокурора является Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Закон о прокуратуре, а также другие нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры РФ. [8, с. 309]

Прокуратура является строго централизованным многофункциональным органом, нацеленным на борьбу с преступностью и другими видами асоциального поведения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Прокуратура и суд, в качестве органов государственной власти, входят в систему органов государства и объединены общими целями и задачами, стоящими перед государством:

■ способствование утверждению и укреплению законности и правопорядка в стране;

■ защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; [12, с. 36]

■ формирование уважительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям. [10, с. 8]

Необходимо выделить и отметить конкретные цели и задачи, связанные с деятельностью прокуратуры

и суда в правовой сфере:

■ прокурорский надзор за исполнением предписаний Конституции РФ, законов, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военными управлениями, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в соотношении с судебным порядком рассмотрения жалоб граждан на незаконность актов и действий выше указанных органов, учреждений, организаций и должностных лиц;

■ соотношение прокурорского надзора и судебного контроля за законность в следственной и оперативно-розыскной деятельности;

■ суд и прокуратура при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел;

■ суд и прокуратура в системе исполнения уголовного наказания. [9, с. 220]

Нельзя не отметить одну из общих целей суда и прокуратуры, такую как необходимость осуществления правосудия в разумные сроки.

Л.Б. Алексеева указывает в своем научном труде об выше названной цели, и подтверждает обоюдную заинтересованность прокуроров и судей в контроле за обеспечением сроков, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства, так как именно на них лежит основная ответственность за соблюдением этих разумных сроков.[6, с. 27]

Мы можем найти подтверждение о необходимости осуществления правосудия в разумные сроки в законодательных актах. А именно в Гражданском процессуальном кодексе в статье 6.1, носящей название «Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления», а также в Уголовно-процессуальном кодексе в статье 6.1, которая гласит «Разумный срок судопроизводства».

Ф.М. Кобзарев отмечает, что деятельность суда по осуществлению правосудия и прокуратуры по реализации надзорных и иных полномочий является важнейшим средством обеспечения прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, особенно защиты граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье, имущество, а также произвола и злоупотреблений чиновников. [7, с. 20] Обращая внимание на вышесказанное, необходимо отметить о гарантии государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предусмотренных ст. 45, 46 Конституции РФ.

Исходя из анализа общих целей и задач, стоящих перед прокуратурой и судом наблюдаем их тесное взаимодействие, которое необходимо для граждан Российской Федерации для защиты их прав и обеспечения законности уголовного и гражданского судопроизводства.

Единство целей и задач прокуратуры и суда обусловлено общей деятельностью в правовой сфере, необходимостью формирования единой и стабильной правоприменительной практики и стремлением удовлетворить потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.[5]

Для достижения вышеизложенных целей взаимодействия прокуратуры и суда мы можем рекомендовать:

■ проведение совместных мероприятий, которые являются значимыми формами сотрудничества, для внедрения нововведений в работу, а также обмен уже надежными и опробованными результатами общей деятельности;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

■ обмен положительным опытом, встречающимся у коллег из других регионов, а возможно также зарубежной практики, для устранения недостатков и их причин в работе на территории рассматриваемого региона;

■ разработка пакета рекомендаций для законопроектов, необходимых в совместной деятельности;

■ создание совместной безукоризненной работой правовой культуры населения.

Прокурором, участвующим в рассмотрении судами уголовных дел, реализуются следующие задачи:

■ обеспечение верховенства закона, при осуществлении уголовного судопроизводства;

■ вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;

■ гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;

■ своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве - необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 123 Конституции РФ.

Нельзя обойти вниманием и участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Для достижения обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц и интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований при разрешении судами споров о праве в порядке гражданского судопроизводства прокурор решает следующие задачи:

■ предупреждение нарушений норм материального или процессуального права участниками гражданского судопроизводства или судом;

■ вынесения судом по каждому гражданскому делу законного и обоснованного решения, определения, постановления;

■ обеспечение прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства.

Однако прокурор в гражданском судопроизводстве участвует и путем обращения в суд с иском или заявлением. Данное полномочие используется прокурорами при недостаточной эффективности иных мер прокурорского реагирования. Прежде всего, это способ обеспечения прав граждан, которые сами не всегда могут защитить свои интересы. Речь идет, в первую очередь, о социально незащищенных слоях населения -инвалидах, несовершеннолетних, престарелых, недееспособных гражданах.

Роль прокурора во взаимоотношениях с судебными органами состоит в оказании содействия суду в принятии законного, обоснованного и справедливого решения и в целом в осуществлении справедливого и скорого правосудия, в инициировании объединения усилий по выработке правильного и единообразного применения норм права, формированию стабильной правоприменительной практики.

Подводя итог, изложенным материалам следует заключить, что область взаимодействия суда и прокуратуры достаточно велика. Участие профессиональных, грамотных прокуроров в судебной деятельности является гарантией законности и эффективности уголовного и гражданского судопроизводства. Эти два государственно-правовых института должны быть взаимосвязаны для достижения целей и задач, стоящих перед ними, для достижения достойного результата, который будет выражаться в защите прав человека и обеспечении законности и правопорядка в стране.

Список использованной литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016)// "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532

4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

5. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, N 1, ст. 13.

6. Алексеева Л.Б. Право на справедливое судебное разбирательство: реализация в УПК РФ общепризнанных принципов и норм международного права: Дис. в форме науч.доклада ...д-ра юрид. наук.М.,2003.-57с.

7. Кобзарев Ф. М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства:Автореферат дис. ... докт.юрид. наук :Москва; Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре РФ. 2006.-66с.

8. Анкудинов, О.Т. Прокурорский надзор: учебник для вузов/ О.Т. Анкудинов, А.Ю. Винокуров, В.П. Рябцев; Под ред. А.Я. Сухарева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА - М, 2014.- 480с.

9. Ендольцева, А.В. Прокурорский надзор. Курс лекций учеб. пособие/ под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, А.А. Сумина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2014. - 335с.

10.Кобзарев Ф.М. «Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда»/Пробелы в российском законодательстве 2013. №3.-8-10с.

11.Моргунова А.В. «Взаимодействие прокуратуры и судов в обеспечении прав и свобод человека»/Научные проблемы гуманитарных исследований 2012. №5.-196-200 с.

12. Рябов Н.А. «Взаимодействие органов прокуратуры и суда»/ Сахалинская фемида 2014. №1(7).-36-37 с.

© Гриценкова Е.В., 2016

УДК 343.985

Демьяненко Дарья Сергеевна,

студентка 4 курса ЮФ НГТУ, г. Новосибирск, РФ Dasha25059@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности методики расследования по горячим следам, проанализированы элементы организации, взаимодействия. Разработан алгоритм действий при расследовании по горячим следам.

Ключевые слова

Методика расследования, планирование, взаимодействие, тактические приемы, специальные знания.

Центральным элементом в структуре деятельности борьбы с преступностью органов следствия и дознания является раскрытие и расследовании преступлений, которая регулируется нормами материального и процессуального права.

По мнению Р.С. Белкина: «раскрыть преступление по горячим следам - значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки - за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о нем (в отдельных, особо сложных случаях этот срок увеличивается до 10-15 суток» [1, с. 895].

Для оптимизации работы в условиях дефицита времени, следователю необходимо под рукой иметь конкретные и четкие методические рекомендации по планированию, выдвижению версий и организации расследования по горячим следам. Процесс расследования упорядочивается посредством планирования, которое является непременным условием целенаправленной деятельности следователя.

С.В. Кузьмин под планированием расследования преступлений понимает: «сложный повторяющийся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.