Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза с промышленностью - основа для качественной подготовки кадров'

Взаимодействие вуза с промышленностью - основа для качественной подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутузов Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза с промышленностью - основа для качественной подготовки кадров»

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

За комментариями по вопросам организации сотрудничества университетов с предприятиями редакция обратилась к первому проректору по научно-образовательной работе СПбГЭТУ Владимиру Кутузову

Взаимодействие вуза с промышленностью -основа для качественной подготовки кадров

— Владимир Михайлович, не могли бы привести примеры сотрудничества университета с малыми и крупными предприятиями, проиллюстрировать, таким образом, основные положения новой программы ПУСК?

- Приведу пример классической, я бы даже сказал, идеальной модели взаимодействия вуза с предприятиями промышленности. Это случай, когда фундаментальные и поисковые работы проводятся на кафедрах, потом на стадии опытно-конструкторских разработок они подхватываются малыми фирмами нашего Технопарка, которые берут на себя всю тяжесть внедрения и организации серийного производства новых приборов и оборудования во взаимодействии со средними и крупными предприятиями. Получается цепочка: кафедра — малая фирма технопарка — промышленная компания.

Например, на кафедре «Электронные приборы и устройства» под руководством профессора Быстро-

ва Ю. А. ведутся разработки острофокусных рентгеновских трубок и источников излучения на их основе. Созданное на базе кафедры малое внедренческое предприятие ЗАО «ЭлТех-Мед» выполнило работы по созданию ряда малогабаритных источников рентгеновского излучения и медицинских диагностических аппаратов серии «Пардус». Эти аппараты университетская малая фирма создает в сотрудничестве с промышленными предприятиями — ЗАО «Светлана-Рентген» и ОАО НПП «Буревестник». В итоге реализована модель стратегического партнерства СПбГЭТУ с промышленными предприятиями, которое включает малое предприятие Технопарка. Как результат, сейчас серийно выпускаются и реализуются на рынке дентальные рентгеновские аппараты с пониженным фоном излучения.

Заслуга кафедры заключалась в том, что были разработаны основы технологии получения острофокусных трубок, решены сложные технические проблемы создания высокого напряжения внутри трубок от

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ

первоначальных его значений в 75 кВт до сегодняшних 300 кВт. Каждая стадия увеличения напряжения дает улучшение разрешающей способности рентгеновского аппарата и снижение дозы облучения. ЗАО «ЭлТех-Мед» взяло на себя внедрение этих трубок и медицинских аппаратов на их основе, которые производили НПП «Буревестник» в сотрудничестве с ЗАО «Светлана-Рентген».

Все этапы и формы этого сотрудничества оговорены отдельными финансовыми договорами. Права на интеллектуальную собственность распределены и закреплены юридически за всеми участниками инновационного цикла. При лучшей разрешающей способности и низкой суммарной дозе облучения пациента наши аппараты проигрывали по сравнению с зарубежными аналогами в ряде потребительских характеристик. В частности, снимки делались на фотобумагу, в то время как конкуренты могли их фиксировать на ПЗС матрицу и программно обрабатывать. Когда встал вопрос о переводе на эту технологию, оказалось, что на промышленном предприятии — партнере нет специалистов, которые могли бы работать с компьютерными приложениями.

Поэтому когда были созданы опытные образцы, совместимые с компьютером, НПП «Буревестник» решил финишные операции по стыковке дентальных аппаратов с компьютером и отладку программного обеспечения проводить на базе малой компании-разработчика. Университет выделил малой фирме 300 квадратных метров площадей для производственного участка, на котором и осуществлялась финишная сборка. Для обучения покупателей работе с данными приборами был создан учебный класс на кафедре.

Затем, когда объемы продаж начали расти, масштабное освоение новой продукции потребовало решения кадрового вопроса. Мы создали базовую кафедру от НПП «Буревестник», при том, что на объединении «Светлана» уже существовала общая базовая кафедра, возможности которой использует и ЗАО «Светлана-Рентген». Начали набор целевых групп для обоих промышленных предприятий, которые проходили специальную подготовку на базовой ка-

федре по этим технологиям и по номенклатуре продукции.

Эти ребята, так называемые целевые студенты, оформлялись на работу на соответствующее предприятие на полставки и продолжали обучение в университете. В итоге была реализована очень важная вещь, когда базовое, стандартное обучение в вузе было дополнено этапом технологической адаптации, т. е. специальной подготовки для будущей производственнотехнической деятельности.

Для этих студентов создаются рабочие места, они уже в процессе обучения участвуют в проектировании, изготовлении и наладке приборов, принимают участие и в разработках. Идет проектное обучение, т. е. обучение через проектную деятельность. При этом им в интенсивной форме даются специальные сведения теоретического характера, которые студент сразу же применяет на практике, за которую ему к тому же платят деньги. Большой объем узкопрофессиональных знаний таким образом закрепляется очень эффективно. Такое интенсивное приобретение профессиональных знаний при обычной аудиторной методике не дать. Этот этап охватывает 4-5 курс. Преимуществами данной образовательной технологии являются:

^ Развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности.

^ Предварительное знакомство с будущим местом работы и коллективом.

^ Ранняя технологическая ориентация будущего специалиста на конкретное предприятие.

^ Возможность оценить способности будущего специалиста при защите и сдаче результатов работы заказчику.

Часть выпускников идет работать в малое предприятие, которое стало развиваться, расти, а большая часть уходит на производственные предприятия. Целевое обучение является, таким образом, дополнительной образовательной программой, рассчитанной не на студентов, а уже на сотрудников предприятия, оформленных по совместительству.

У предприятия и студента есть договор, по которому предусмотрено, что последний должен либо

Учебно-научный центр «Рентгено-телевизионные системы и комплексы»

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ

Твердотельные моноблоки рентгеновских излучателей

отработать определенное время на предприятии, либо вернуть средства, затраченные на его обучение. Современное трудовое законодательство это позволяет.

— Какие структуры включает в себя данная модель сотрудничества?

— Я употреблял термин «базовая кафедра». На самом деле мы создали учебно-методический центр по данной технологии, на основании которой уже создается широкая номенклатура продукции и не только медицинские диагностические номенклатурные рентгеновские аппараты.

Структурно данная модель сотрудничества включает учебно-научный центр, базовую кафедру и отделение студенческого учебно-проектного бюро, а также производственный участок финишной сборки и настройки, демонстрационно-тренинговый центр.

А впереди промышленное освоение новых технологий. Одно из основных направлений исследований, проводимых в СПбГЭТУ совместно с ЗАО «ЭлТех-Мед» Технопарка ЭТУ, — разработка металлокерамических рентгеновских трубок и источников излучения на их основе.

По ряду причин и, в первую очередь технологических, в России до сих пор не налажено серийное производство указанных приборов, практически свернута их разработка. В то же время ведущие западные производители рентгеновской техники, например фирма «Зайферт» (Германия), уже более 15 лет назад отказались от использования стекла в качестве вакуумной оболочки высоковольтных рентгеновских трубок.

Новизна такого подхода к конструированию замены обусловлена рядом существенных преимуществ керамики по сравнению со стеклом: значительно большей механической прочностью, более высокой теплопроводностью, постоянством пробивного напряжения, существенно большей рабочей температурой.

В настоящее время СПбГЭТУ совместно с ЗАО «Светлана-Рентген»— ведущим и единственным производителем рентгеновских трубок в России — проводит НИОКР по созданию семейства микрофокус-

Рентгеновские трубки серии БС

ных металлокерамических трубок на напряжение 150-300 кВ и выше, мощностью до 100 Вт.

Разработана и успешно осваивается первая трубка в серии 0,1П-200К. Ряд узлов трубки, включая конструкцию анодного узла и катода, защищены патентами РФ. В стадии проектирования находится первая отечественная разборная трубка на напряжение 300 кВ. Трубка не имеет аналогов в Росси и за рубежом.

Портативные источники излучения на их основе, разрабатываемые в СПбГЭТУ совместно с НПП «Буревестник», будут использованы для реализации перспективных методик микрофокусной рентгенографии в медицинской диагностике, промышленном просвечивании и научных исследованиях.

В ходе работ решается целый комплекс задач как научно-исследовательского (высокоэффективные эмиттеры электронов, электронная оптика, тепловые процессы в мишени), так и опытно-конструкторского (вакуумная и электрическая прочность узлов, системы развертки электронного пучка, схемы высоковольтного питания) характера.

Таким образом, по окончании проекта в России будет освоено производство перспективной рентгеновской аппаратуры, по ряду позиций опережающей современный мировой уровень развития техники в указанной области.

Во многом сходная модель сотрудничества реализуется и с ФГУП «Брянский электромеханический завод» в рамках разработки и промышленного освоения медицинских и диагностических комплексов и другой продукции (руководитель разработок — доцент нашего вуза Сафьянников Н. М.).

Хорошо видно, что в данном примере процесс передачи технологий сопровождается и целенаправленным кадровым сопровождением. Считаю, что поддержка партнерств университетов, малых предпринимательских предприятий и промышленных предприятий со стороны Фонда содействия, Федерального агентства по науке и инновациям при привлечении собственных средств предприятий послужит эффективным инструментом как повышения конкурентоспособности предприятий, так и уровня подготовки специалистов в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.