Список литературы
1. Панин Г. Стартап-индустрия в России // Стартапы в России, их финансирование, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/08/15/startap-mdustшa-v-шssii-msЫa-mvyj-put-razvitiia.html/ (дата обращения: 13.05.2017).
2. Сухорослова А. Лучшие стартапы 2016 года в России // Стартапы в России, их финансирование, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/luchshie-startapy-2016-rossii.html/ (дата обращения: 11.05.2017).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ 1 2 Черницов А.Е. , Марутина М.В.
1Черницов Алексей Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент;
2Марутина Мария Валерьевна - бакалавр, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
г. Пенза
Аннотация: в статье описывается проблема взаимодействия вуза и предприятий-работодателей на современном этапе развития российского общества. Анализируются проблемы трудоустройства выпускников и основные мероприятия по взаимодействию вуза и предприятий - работодателей. Обозначаются ключевые этапы организации взаимодействия вуза и предприятий - работодателей, а также роль бизнеса и органов власти в этом процессе.
Ключевые слова: рынок труда, бизнес, высшее образование, трудоустройство, взаимодействие вуза и предприятий - работодателей.
Взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда.
Этот показатель рассматривается в качестве приоритетного при оценке деятельности вуза Министерством образования, определения его финансирования и развития [4, а 13-17].
Большинство выпускников ориентированы на получение хорошо оплачиваемой работы по своему направлению. Эффективное взаимодействие вуза и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, следовательно, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации.
При партнерстве вузов и работодателей повышается конкурентоспособность выпускников региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развития инновационного предпринимательства и укрепление экономики региона.
Кадровый вопрос занимает устойчивое место среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия - таково мнение большинства работодателей. По значимости эта проблема уступает лишь двум другим, напрямую определяющим экономическое положение предприятия, - инвестициям и сбыту продукции. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что данная позиция по степени
значимости кадровой проблемы сохраняется для предприятий различных типов собственности и не меняется в зависимости от экономического положения предприятия [3, с. 234-241].
Современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к подготовке кадров в системе высшего профессионального образования. Все более востребованными становятся компетентные выпускники вузов, способные эффективно работать в новых динамично изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность. Среди этих требований можно выделить, на наш взгляд, основные: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность [2].
Одной из основных причин проблемы трудоустройства молодых специалистов является некоторая обособленность системы подготовки
высококвалифицированных специалистов от реальных запросов рынка труда, которая выражается в следующих аспектах:
- во-первых, современные выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии. Им требуется большее количество времени к адаптации на предприятии, что в свою очередь снижает производительность труда, конкурентоспособность предприятия;
- во-вторых, отсутствие тесных связей между вузами и реальным сектором экономики, приводит к структурному дисбалансу в этой сфере: во многих регионах страны требуются одни специалисты, а вузы, расположенные там, выпускают других. В результате промышленность испытывает дефицит высококвалифицированных кадров.
Выходом из создавшейся ситуации может стать развитие различных форм взаимодействия и сотрудничества учреждений высшего образования с предприятиями, что позволит модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность самого процесса образования [1, с. 111-116].
В настоящее время существуют различные формы взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. По данным исследования современные вузы страны предпочитают следующие формы взаимодействия с предприятиями (рис. 1).
А для того чтобы выпускники и студенты хотели получать достойную работу и проходить практику в хороших компаниях, а организации всегда были уведомлены о молодых кадрах нужного им профессионального уровня, вузу обязательно нужно прилагать усилия и проводить такие мероприятия как: «Ярмарки вакансий» (33%) и экскурсии в организации (27%). Они являются самыми популярными, следующими мероприятиями по популярности являются мастер-классы не только от преподавателей, но и от специалистов, работающих в разных сферах (20%). Менее популярными среди студентов - это дни фирмы (17%), проведение совместных научно-практических конференций данные мероприятия интересны всего 3% (Рис. 2).
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
31%
30%
-26%-
й
я
№ 03 я
03 а я 2
Я н ч
н я о 03
и о »я 03 & н 03 я & и о
я РО я &
я и 03 & РО 03 & Я
»я
я
_18%_17%_17%_
I ■ ■
Ч :а «
и
и 3 «
* я ^ & Ё я ё
Е Я а И
Н
03
4 о
её &11
*
и о Я
а я | § ® 3
& б И
о Я Л Нои Я »я ¡Ь ® Й Я
2 ^ 1 Й « « § я
о
я £
5 £
Я 03
о &
а Я С
«
и 2 «
Й я 5 « 13
п в я н Е
я н я я 5
а и я РЗ я
н <" ° я &
я г « р я
о оз 5 и ч
Ы а ,5р « 2
^ Ю ^ и
я & я
Я
Рис. 1. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий
Отсюда можно сделать вывод, что большое количество студентов с удовольствием бы принимали участие в таких мероприятиях как ярмарки вакансий, экскурсии в организации и мастер классы от ведущих специалистов своей профессии.
20%
17%
33%
1 «Ярмарки вакансий»
1 экскурсии предприятия
1 совместные научно-практические конференции 1 «Дни фирмы»
1 мастер-классы
3%
27%
Рис. 2. Мероприятия по привлечению молодых специалистов
Взаимодействие вузов и работодателей - ключевой момент в развитии современной системы высшего образования. Формирование партнерского сотрудничества между системой высшего образования и сферой труда с помощью различных форм позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов.
Список литературы
1. Бондаренко Н.А., Сюпова М.С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2014. Том 5. № 4. С. 111-116.
2. Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития. [Текст] / Бондырева И.Б. / Журнал «Теоретическая экономика». № 3, 2012 г.
3. Князева Н.Ю. Взаимодействие вузов и работодателей: проблемы трудоустройства выпускников и пути их решения. // Журнал «Социальная политика и социология». № 3 (104), 2014 г. 234-241 с.
4. Шевченко Д.А., Каплан Д.А., Куневич Я.Ю. Современная организация взаимодействия вуза и работодателей // Человеческий капитал и профессиональное образование, 2012. № 1 (1). С. 13-17.
ПРОБЛЕМЫ МЕЛКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Берберова К.К.
Берберова Каринэ Кеворковна - старший преподаватель, кафедра экономики, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, его представители испытывают трудности в осуществлении предпринимательской деятельности. Проблемы мелкого предпринимательства могут заключаться в недостатке оборотных средств, высоком уровне конкуренции, изменении законодательной базы и т.д.
Ключевые слова: малый бизнес, розничная торговля, конкуренция, Федеральный закон.
На начало 2017 года в Ростовской области насчитывается порядка 174,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. За предшествующие несколько лет в сфере малого предпринимательства, в том числе и на Юге России наметилась тенденция освоения новых видов хозяйственной деятельности [2]. Все больше мелких и средних предпринимателей готовы осуществлять инвестирование не сферы торговли, а производственного сектора экономики (табл. 1). С одной стороны это дает новые возможности и перспективы развития отрасли, которая ранее для малого предпринимательства была не привлекательна. С другой же стороны возникает вопрос о высвобождении трудовых ресурсов, занятых в сфере торговли, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения данного региона. С чем связано изменение интересов предпринимателей? С какими проблемами столкнулись мелкие и средние представители бизнеса в сфере розничной торговли продуктов питания?