Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и предприятий-работодателей по подготовке квалифицированных кадров'

Взаимодействие вуза и предприятий-работодателей по подготовке квалифицированных кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БИЗНЕС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черницов Алексей Евгеньевич, Марутина Мария Валерьевна

В статье описывается проблема взаимодействия вуза и предприятий-работодателей на современном этапе развития российского общества. Анализируются проблемы трудоустройства выпускников и основные мероприятия по взаимодействию вуза и предприятий работодателей. Обозначаются ключевые этапы организации взаимодействия вуза и предприятий работодателей, а также роль бизнеса и органов власти в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черницов Алексей Евгеньевич, Марутина Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и предприятий-работодателей по подготовке квалифицированных кадров»

Список литературы

1. Панин Г. Стартап-индустрия в России // Стартапы в России, их финансирование, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/08/15/startap-mdustшa-v-шssii-msЫa-mvyj-put-razvitiia.html/ (дата обращения: 13.05.2017).

2. Сухорослова А. Лучшие стартапы 2016 года в России // Стартапы в России, их финансирование, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/luchshie-startapy-2016-rossii.html/ (дата обращения: 11.05.2017).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ 1 2 Черницов А.Е. , Марутина М.В.

1Черницов Алексей Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент;

2Марутина Мария Валерьевна - бакалавр, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

г. Пенза

Аннотация: в статье описывается проблема взаимодействия вуза и предприятий-работодателей на современном этапе развития российского общества. Анализируются проблемы трудоустройства выпускников и основные мероприятия по взаимодействию вуза и предприятий - работодателей. Обозначаются ключевые этапы организации взаимодействия вуза и предприятий - работодателей, а также роль бизнеса и органов власти в этом процессе.

Ключевые слова: рынок труда, бизнес, высшее образование, трудоустройство, взаимодействие вуза и предприятий - работодателей.

Взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда.

Этот показатель рассматривается в качестве приоритетного при оценке деятельности вуза Министерством образования, определения его финансирования и развития [4, а 13-17].

Большинство выпускников ориентированы на получение хорошо оплачиваемой работы по своему направлению. Эффективное взаимодействие вуза и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, следовательно, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации.

При партнерстве вузов и работодателей повышается конкурентоспособность выпускников региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развития инновационного предпринимательства и укрепление экономики региона.

Кадровый вопрос занимает устойчивое место среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия - таково мнение большинства работодателей. По значимости эта проблема уступает лишь двум другим, напрямую определяющим экономическое положение предприятия, - инвестициям и сбыту продукции. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что данная позиция по степени

значимости кадровой проблемы сохраняется для предприятий различных типов собственности и не меняется в зависимости от экономического положения предприятия [3, с. 234-241].

Современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к подготовке кадров в системе высшего профессионального образования. Все более востребованными становятся компетентные выпускники вузов, способные эффективно работать в новых динамично изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность. Среди этих требований можно выделить, на наш взгляд, основные: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность [2].

Одной из основных причин проблемы трудоустройства молодых специалистов является некоторая обособленность системы подготовки

высококвалифицированных специалистов от реальных запросов рынка труда, которая выражается в следующих аспектах:

- во-первых, современные выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии. Им требуется большее количество времени к адаптации на предприятии, что в свою очередь снижает производительность труда, конкурентоспособность предприятия;

- во-вторых, отсутствие тесных связей между вузами и реальным сектором экономики, приводит к структурному дисбалансу в этой сфере: во многих регионах страны требуются одни специалисты, а вузы, расположенные там, выпускают других. В результате промышленность испытывает дефицит высококвалифицированных кадров.

Выходом из создавшейся ситуации может стать развитие различных форм взаимодействия и сотрудничества учреждений высшего образования с предприятиями, что позволит модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность самого процесса образования [1, с. 111-116].

В настоящее время существуют различные формы взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. По данным исследования современные вузы страны предпочитают следующие формы взаимодействия с предприятиями (рис. 1).

А для того чтобы выпускники и студенты хотели получать достойную работу и проходить практику в хороших компаниях, а организации всегда были уведомлены о молодых кадрах нужного им профессионального уровня, вузу обязательно нужно прилагать усилия и проводить такие мероприятия как: «Ярмарки вакансий» (33%) и экскурсии в организации (27%). Они являются самыми популярными, следующими мероприятиями по популярности являются мастер-классы не только от преподавателей, но и от специалистов, работающих в разных сферах (20%). Менее популярными среди студентов - это дни фирмы (17%), проведение совместных научно-практических конференций данные мероприятия интересны всего 3% (Рис. 2).

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

31%

30%

-26%-

й

я

№ 03 я

03 а я 2

Я н ч

н я о 03

и о »я 03 & н 03 я & и о

я РО я &

я и 03 & РО 03 & Я

»я

я

_18%_17%_17%_

I ■ ■

Ч :а «

и

и 3 «

* я ^ & Ё я ё

Е Я а И

Н

03

4 о

её &11

*

и о Я

а я | § ® 3

& б И

о Я Л Нои Я »я ¡Ь ® Й Я

2 ^ 1 Й « « § я

о

я £

5 £

Я 03

о &

а Я С

«

и 2 «

Й я 5 « 13

п в я н Е

я н я я 5

а и я РЗ я

н <" ° я &

я г « р я

о оз 5 и ч

Ы а ,5р « 2

^ Ю ^ и

я & я

Я

Рис. 1. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий

Отсюда можно сделать вывод, что большое количество студентов с удовольствием бы принимали участие в таких мероприятиях как ярмарки вакансий, экскурсии в организации и мастер классы от ведущих специалистов своей профессии.

20%

17%

33%

1 «Ярмарки вакансий»

1 экскурсии предприятия

1 совместные научно-практические конференции 1 «Дни фирмы»

1 мастер-классы

3%

27%

Рис. 2. Мероприятия по привлечению молодых специалистов

Взаимодействие вузов и работодателей - ключевой момент в развитии современной системы высшего образования. Формирование партнерского сотрудничества между системой высшего образования и сферой труда с помощью различных форм позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов.

Список литературы

1. Бондаренко Н.А., Сюпова М.С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2014. Том 5. № 4. С. 111-116.

2. Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития. [Текст] / Бондырева И.Б. / Журнал «Теоретическая экономика». № 3, 2012 г.

3. Князева Н.Ю. Взаимодействие вузов и работодателей: проблемы трудоустройства выпускников и пути их решения. // Журнал «Социальная политика и социология». № 3 (104), 2014 г. 234-241 с.

4. Шевченко Д.А., Каплан Д.А., Куневич Я.Ю. Современная организация взаимодействия вуза и работодателей // Человеческий капитал и профессиональное образование, 2012. № 1 (1). С. 13-17.

ПРОБЛЕМЫ МЕЛКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Берберова К.К.

Берберова Каринэ Кеворковна - старший преподаватель, кафедра экономики, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, его представители испытывают трудности в осуществлении предпринимательской деятельности. Проблемы мелкого предпринимательства могут заключаться в недостатке оборотных средств, высоком уровне конкуренции, изменении законодательной базы и т.д.

Ключевые слова: малый бизнес, розничная торговля, конкуренция, Федеральный закон.

На начало 2017 года в Ростовской области насчитывается порядка 174,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. За предшествующие несколько лет в сфере малого предпринимательства, в том числе и на Юге России наметилась тенденция освоения новых видов хозяйственной деятельности [2]. Все больше мелких и средних предпринимателей готовы осуществлять инвестирование не сферы торговли, а производственного сектора экономики (табл. 1). С одной стороны это дает новые возможности и перспективы развития отрасли, которая ранее для малого предпринимательства была не привлекательна. С другой же стороны возникает вопрос о высвобождении трудовых ресурсов, занятых в сфере торговли, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения данного региона. С чем связано изменение интересов предпринимателей? С какими проблемами столкнулись мелкие и средние представители бизнеса в сфере розничной торговли продуктов питания?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.