циальной жизни, которые до сих пор оставались в тени. Эксперимент как «эккиклема» напоминает моделирование универсума в физике, когда воспроизводятся не все, а только нужные экспериментатору параметры реального мира. Применение метода «эккиклемы» позволит не только проникнуть в мир дискурсивного взаимодействия, но и даст ключ к адекватному толкованию природы намерений.
Рассмотренные нами социально-психологические подходы к проблеме понятийной специфики психологического исследования раскрывают современные тенденции в развитии психологического знания на Западе. Главное содержание этой тенденции состоит в обращении к сфере социальных смыслов как к первостепенному объекту психологического исследования. В отличие от когнитивистских моделей социального познания конструкционистские схемы опираются на нетрадиционное толкование генезиса значений и знаний о мире. С этой точки зрения, значения всегда контекстуальны, они возникают не «внутри» индивида, а «между» субъектами социальной интеракции. Инструментом образования значений и создания образа мира служит язык повседневного общения, воплощенный в социально-дискурсивной практике. И К. Джерджен, и Р. Харре в известной мере обогащают сложившийся образ социальной психологии и видят свою задачу в изменении, переосмыслении традици-
онных средств социопсихологического анализа. На смену индуктивной логике и статистическим методам изучения динамики поведения индивидов и групп должна прийти риторика постижения мира с помощью теоретических категорий и понятий. На смену естественнонаучным моделям должно прийти понимание социальной психологии как науки о социальном генезисе психологических явлений.
Библиографический список
1. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. Н. Автономовой. - М., 2000.
2. Куайн У.В. О. Слово и объект / Пер. с англ.
А.З. Черняка и Т.А. Дмитриева. - М.: Праксис, Логос, 2000.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. А.А. Санина // Семерки богов. -М.: Политиздат, 1990.
4. Gergen K.J. Realitis and relationships: Soundings in social construction. - 1994.
5. Harre R. The ethogenic approach: theory and practice // Advances in experimental social psychology. - N.Y.; L., 1977. - Vol. 10. - P. 283-314.
6. Harre R. The second cognitive revolution // Amer. behavioral scientist. - L., 1992. - Vol. 36. -№l. - P. 5-7.
7. Moghaddam P.M., Harre R. Rethinking the laboratory experiment // Amer. behavioral scientist. -L., 1992. - Vol. 36. - №>1. - P. 22-38.
М.Н. Смирнова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих нарушения физического и нервно-психического развития, наследственной патологии, причиной которых могут быть различные экологические, биологические, социальнопсихологические и другие факторы и их сочетание. Анализ динамики численности инвалидов в Российской Федерации за последние 30 лет указывает на неуклонное увеличение масштабов инвалидности. Это подтверждают исследования последних лет ученых и практиков (Е.Т. Лильин, Л.М. Шипицына, Н.С. Морова, В.А. Худик,
М.А. Беляева, В.К. Волкова, Л.Н. Винокурова, М.М. Хекай) и медико-биологическая характеристика всего контингента детей России, составленная по результатам специальных углубленных обследований во многих регионах [2; 4]. В связи с этим, можно наблюдать изменения, произошедшие в российском обществе, которые проявились в усилении внимания к проблеме лиц с ограниченными возможностями здоровья, осознании важности реабилитационных мероприятий. За последние годы комплекс нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий сложился в определенную сис-
тему, позволяющую открывать на базах Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ новые формы реабилитационных учреждений по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии [13]. Структура реабилитационных учреждений может быть разнообразна и формируется в зависимости от потребностей в регионе.
Согласно «Примерному положению о Реабилитационном Центре», реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья призваны оказывать систему медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных у ребенка его заболеванием.
Успешное решение этих задач может быть обеспечено интегративным подходом в процессе взаимодействия специалистов в реабилитационном процессе. В этом случае реабилитационные воздействия не просто интегрируются, но именно преобразуются в составе принципиально нового синтеза научного знания и социальных практик [2; 6]. Для исследования проблемы важен междисциплинарный подход, который в равной мере ориентирован на совокупность как патобиологических, так и психопедагогических аспектов. Поэтому он рассматривается многоаспектно, как междисциплинарный процесс, с выработкой на гуманитарно-антропологической базе междисциплинарных способов анализа и проектирования источников детского развития в норме и патологии [6]. Изучению данной проблемы посвящены работы В.З. Кантор, В.Т. Кудрявцева, К.А. Семенова, С.М. Колковой, Т.В. Бутенко, и др.
Необходимость комплексного подхода к проблеме реабилитации обуславливается единством процессов реабилитации и коррекции в их компенсаторной направленности [5]. Объединение медицинской, психологической, социальной видов реабилитаций в системной концепции является особой методологической установкой, дающей возможность избежать альтернативности (биологическое или социальное) в подходе к ребенку с ограниченными возможностями здоровья [7]. Реабилитационная деятельность может осуществляться лишь на основе глубинной интегрированности образовательных, воспитательных, социальных и лечебно-оздоровительных программ, нацеленных на сочетание индивидуали-
зации и социализации ребенка (И.М. Бгажнокова, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицина, В.К. Волковой, Д.В. Лернер, Р. Иттенбах, С. Кирх, В.И. Загвязинский, В.К. Зарецкий, А.А. Северных,
В.И. Слободчикова, В.К. Волковой и др.).
Одной из центральных категорий научного осмысления специфики оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, выступает категория взаимодействия.
Выступая как междисциплинарная категория, «взаимодействие» подвергается рассмотрению с позиции различных наук: философской, социальной, психологической, педагогической. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию любой материальной системы и является универсальной формой движения и развития. Взаимодействие в процессе реабилитационных мероприятий представляет собой сложную систему взаимопереплетающихся связей, оно с неизбежностью несет бесчисленное множество противоречий, которые заставляют его развиваться, переходить в новое состояние [1].
Анализируя характер взаимодействий в рамках реабилитационного центра мы опираемся на исследования Л.В. Байбородовой, А.В. Волохо-ва, М.И. Рожкова, Л.И. Уманского, Р.Х. Шакурова. Взаимодействие специалистов и детей с ограниченными возможностями здоровья выступает в качестве интегрирующего фактора всех отношений внутри реабилитационного центра.
Анализ работ посвященных системе межличностных отношений ребенка с воспитывающими его взрослыми (К.В. Солоед, Макклелланд, Л.И. Солнцева, Спиваковская, С.М. Хорош, А. Фрейд, Э. Эриксон), характеристике общения и специфике взаимодействий ребенка с другими людьми (В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга), значимость эмоционального характера внутрисемейных отношений для становления личности (Л.В. Загик, Т. А. Маркова, Т.А. Репина, Е.Ю. Яниц-кая и др.) позволил определить, что участие родителей в реабилитационных мероприятиях определяет качество и динамику развития ребенка.
Анализ научно-методических работ позволяет констатировать, что качественное различие характера взаимодействия в реабилитационном процессе определяется, прежде всего, составом участников совместной деятельности. Разнообразие типов взаимодействия объединенных совместной целью обуславливают многоаспект-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
79
Рис. 1. Традиционно сложившаяся система взаимодействия в условиях реабилитационного центра
ность, многоуровневость данного процесса. Характер взаимодействия зависит от компетентности участников, которое отражается в соотношении объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств. Профессионально-важные качества рассматриваются как необходимые для успешной реализации трудовой деятельности и находят свое отражение в понятиях компетентность, профессионализм, квалификация.
Анализ традиционно сложившейся системы взаимодействия врач - реабилитационная команда - воспитатель - семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации комплексной реабилитации показал разнообразные связи в данной системе взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие как система является одной из элементов системы комплексной реабилитации. Комплексная реабилитация, основанная на интеграции педагогической, социальной и медицинской реабилитаций представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия педагогов, воспитателей, психологов, врачей, социологов, организаторов здравоохранения и образования; взаимную адаптацию технологий обучения, воспитания и лечения; временную синхронизацию их в режиме жизнедеятельности ребенка. Изучение работ, посвященных системному подходу к исследованию явлений (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, М.И. Рожков, В.Н. Садовский), по-
зволило сделать вывод о том, что комплексная реабилитация относится к открытым системам. Базовыми принципами ее структурирования выступают принцип комплексности и вариативности, в значении единства многообразия.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет определить общие подходы к комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями: значимость раннего начала реабилитации, так как дошкольный возраст является периодом интенсивной социализации (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); необходимость ранней диагностики как профилактики инвалидности (Л.К. Грачев, О.И. Лебединская); взаимосвязь медицинской и психолого-педагогичес-кой реабилитации детей-инвалидов для повышения эффективности реабилитационного процесса в целом (Г.А. Добровольская, В.И. Лубовский,
Н.Б. Шабалина, Н.В. Шапкина, Л.М. Шипицына)
Понятие «комплексной реабилитации» имеет широкое распространение на практике. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время в теоретическом аспекте недостаточно проработана содержательная сторона данного понятия. На основе проведенного анализа научной литературы в нашем исследовании мы представляем определение комплексной реабилитации как, системы интегрированных медицинских, психологических, педагогических и социальных реабилитационных мероприятий, на-
Рис. 2.
Условные обозначения: ф - семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- реабилитационная команда; ф - группа врачей; ^ - воспитатели, @ - ребенок с ограниченными возможностями здоровья, - схематичное обозначение внутригруппового взаимодействия
правленную на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных патологическим состоянием функций организма ребенка.
Возможность реализации системы комплексной реабилитации, включающей мероприятия медицинского, педагогического, психологического и социального характера для детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей практической задачей реабилитационного центра.
Взаимодействие разнопрофильных специалистов центра с семьей и ребенком с ограниченными возможностями здоровья в процессе осуществляется в процессе:
- медико-социальной реабилитации;
- социально-психологическаой реабилитации;
- социально-педагогической реабилитации.
Специалисты реабилитационного центра информируют родителей о комплексе лечебных и психолого-педагогических мероприятий, применяемых к их ребенку, о содержании отдаленных перспектив в развитии ребенка. Это способствует активному включению семьи в реабилитационный процесс.
В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика характера взаимодействия между ребенком с ограниченными возможностями, их родителями и специалистами, участвующими в реабилитационных мероприятиях. Результаты данной диагностики показали
необходимость психологизации процесса комплексной реабилитации и в особенности взаимодействия в триаде врач-ребенок-родитель.
В процессе анализа научно-педагогической литературы была выделена схема традиционного взаимодействия в реализации реабилитационных мероприятий. Модифицировав данную схему взаимодействия мы применили ее на практике. Модификация проходила в направлениях:
- взаимодействия врачей с участниками реабилитационного процесса,
- психологизации медицинской реабилитации и всего процесса комплексной реабилитации;
- поступательно-возвратного комплексного взаимодействия всех участников реабилитационного процесса;
- выделения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как отдельного участника реабилитационного процесса.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы было доказано, что применение модифицированной схемы способствует более эффективному взаимодействию участников реабилитационного процесса. В тоже время более дифференцированный характер работы реабилитационной команды, указывает на развитие и усовершенствование комплексной реабилитации как системы.
Таким образом, технология организации педагогического взаимодействия в реабилитацион-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20081
ном центре опирается на представление о нем как элементе системы комплексной реабилитации. Специфика педагогического взаимодействия в реабилитационном центре обусловлена структурными особенностями центра, контингентом и отражена в межотраслевом и семейно-центрированном взаимодействии, повышение квалификации специалистов и их компетентности в смежных областях деятельности, обеспечивает коммуникативное единство в процессе межотраслевого взаимодействия. Комплексная реабилитация, организуемая на принципах одновременности и параллельности введения реабилитационных мероприятий способствует, целостности и комплексности системы реабилитации, а вариативность взаимодействия находит отражение в индивидуальной программе развития ребенка в соответствии с его этиопатогенезом. Психологизация процесса реализации реабилитационных мероприятий и активное вовлечение семьи в реабилитационный процесс способствует более эффективному взаимодействию среди участников реабилитационного процесса и положительно влияет на восстановление и развитие ребенка.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 320 с.
2. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. - Тюмень. : Вектор Бук, 2000. - 152 с.
3. Гребенюк О.С., РожковМ.И. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
4. Гришина Л.П., Лавров Д.И. Инвалидность как многофакторная проблема // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2006. - .№2. -
С. 27-31
5. Кантор В.З. Реабилитация лиц с комбинированными нарушениями как комплексная проблема. // Медико-психолого-педагогическое развитие лиц с комплексными нарушениями. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. - С. 3-6.
6. Кудрявцев И.Т. Психологические основы развивающей педагогики оздровления // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С. 101-103.
7. Лильин Е. Т., Доскин В.А. Детская реабили-талогия (избранные очерки). - М.: Издательский центр МБН, 1997. - 279 с.
8. Морова Н. С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1998.
9. Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении // Бюллетень Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России. - 1998. - №4. - С. 34-50.
10. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 139 с.
11. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. -М.: «Когито-Центр», 2000. - 230 с.
12. Худик В.А. Детская патопсихология. - Киев: Здоровье, 1997. - 96 с.
13. ШипицынаЛ.М., ИвановЕ.С. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб., 1995.