Научная статья на тему 'Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования'

Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Николай Константинович, Зайцев Владимир Васильевич, Куликова Светлана Вячеславовна, Борытко Николай Михайлович

Круглый стол выездного заседания бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образовани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Николай Константинович, Зайцев Владимир Васильевич, Куликова Светлана Вячеславовна, Борытко Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования»

философия и методология образования

6-7 октября 2014 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете состоялось выездное заседание Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. В этом мероприятии, запланированном совместно президентом РАО академиком Л.А. Вербицкой и ректором ВГСПУ, членом президиума РАО, чл.-кор. РАО Н.К. Сергеевым, приняли участие академик РАО, д-р пед. наук, проф., академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО М.Л. Левицкий; зам. председателя Бюро Отделения, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. М.В. Богуславский; член Бюро академик РАО, д-р пед. наук, проф. Н.В. Бордовская; члены Отделения: академик РАО, д-р пед. наук, проф. Е.В. Бон-даревская; чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. М.А. Лукацкий; чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев; чл.-кор. РАО,д-р пед. наук, проф. В.В. Сериков, а также ученые ВГСПУ.

В данном разделе публикуются материалы этого выездного заседания.

Н.К. СЕРГЕЕВ, В.В. ЗАЙЦЕВ, С.В. КУЛИКОВА, Н.М. БОРЫТКО (Волгоград)

взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования

(Круглый стол выездного заседания Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования)

Выездное заседание было открыто 6 октября 2014 г. приветственным словом министра образования и науки Волгоградской области, д-ра пед. наук, проф. А.М. Короткова, который поблагодарил членов Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО за то, что ВГСПУ удостоен чести проведения такого серьезного научно-педагогического форума. Он отметил, что мы живем «в эпоху высокой свободы научно-педагогических идей, в эпоху, которая является в каком-то смысле символом повышения научного прагматизма и прагматизма педагогической практики. Мы больше думаем о реализации конкретных идей, о разработке конкретных теорий, которые не просто будут жить в мире педагогических идей, а будут реализованы в конкретной педагогической практике. Предшествующий этап развития подарил на-

шей науке большое количество концепций, категорий. Конечно, не все они нашли свою реализацию в практике. Это, в общем-то, естественно. Можно сказать, что практика предъявила к этим идеям свои требования и прошел в каком-то смысле естественный отбор. Мы сегодня находимся на этапе, когда создаются серьезные научно-исследовательские очаги. Это фильтр того потока идей, которые возникли в последнее время, и поиска путей создания среды для того, чтобы эти идеи реализовались и выросли в успешную практику повышения качества научных исследований и образования. Это то, ради чего живет педагогическая наука и рождаются новые педагогические идеи».

Далее заседание прошло в формате круглого стола по проблеме «Взаимодействие центра и регионов в исследованиях актуальных проблем образования».

ректор университета, член президиума РАО, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Николай Константинович Сергеев подчеркнул важность происходящего события для научной жизни университета и сообщил, что данное мероприятие имеет своими задачами «во-первых, обсудить актуальные проблемы развития современного образования, во-вторых, <...> презентовать возможности ВГСПУ для участия в важнейших научных исследованиях, которые ведутся РАО в целом, показать потенциал структур, ученых нашего универси-

© Сергеев Н.К., Зайцев В.В., Куликова С.В., Борытко Н.М., 2014

философия и МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тета и, тем самым, показать, что в рФ есть регионы, где педагогическая наука продолжает активно развиваться».

далее в своем выступлении проф. Н.К. Сергеев обратился к проблеме взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики, «которая сильно меняется и которая нуждается в научном осмыслении, в добром научном совете, подсказке». Касаясь сложившейся практики подготовки учителя, он отметил, что в адрес педагогического образования направлено множество критических замечаний, и они справедливы, т.к. «образование, в том числе и педагогическое, обладая определенной консервативной природой, в какие-то моменты начинает отставать от запросов. Поэтому рождаются концепции преобразования, проекты модернизации, проекты реорганизации». в этой связи проф. Н.К. Сергеев рассказал о ситуации в южном регионе, подчеркнув, что сегодня вгСПу как профильный вуз - это самый крупный вуз на юге россии по числу обучающихся, количеству профессуры и спектру образовательных программ, которые ориентированы на сферу образования.

обращаясь к сильным сторонам коллектива вгСПу, ректор особенно подчеркнул «сохранившийся устойчивый интерес к разработке методологических проблем науки, разработке тезауруса, понятийного аппарата, регу-лятивов. вкус к этому привили родоначальник нашей научной школы в.С. ильин, в.А. Сла-стенин, Е.в. Бондаревская, в.в. Краевский и многие другие известные ученые. Это также отражает стремление нашего коллектива быть постоянно на пике инноваций».

резюмируя сказанное, Н.К. Сергеев предложил членам Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики рАо провести в ближайшие несколько лет на базе вгСПу конференции, симпозиумы, школы педагогических исследований для молодых ученых и другие мероприятия научного профиля, подготовить совместные публикации.

Академик-секретарь, председатель Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики рАо, академик рАо, д-р пед. наук, проф. Михаил Львович Левицкий обратился к проблеме «Актуальные направления научно-методического сопровождения нового законодательства в сфере образования». он рассмотрел три аспекта сопровождения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: предмет стандартизации в рамках ФгоС; проблемы учительского корпуса, который будет реализовы-

вать ФгоС; стандартизованный образ руководителя образовательной организации.

Академик М.л. левицкий обозначил перед аудиторией очень важные вопросы: что является предметом стандартизации в рамках ФгоС; чего здесь не хватает; какими, например, инструментами можно измерить уровень патриотизма у школьников; какими нормативными документами регламентируется сегодня портрет учителя; адаптированы ли к тарифно-квалификационным требованиям федеральные государственные образовательные стандарты, или их содержание взаимно некорре-спондированно; каков регламент дальнейшего использования профессионального стандарта педагога в частности, а также области эффективного применения стандартов вообще; много ли руководителей образовательных учреждений имеют такого рода образование.

Подытоживая свое выступление, акад. М.л. левицкий высказал предположение, что создание на базе вгСПу регионального центра рао позволит современной педагогической науке не только ответить на поставленные выше вопросы, но и разработать подходы решения этих проблем в образовательной практике.

Зам. председателя экспертного совета вАК рФ по педагогике и психологии, член Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики рАо, академик рАо, д-р пед. наук, проф. Нина Валентиновна Бор-довская в своем выступлении представила позицию экспертов высшей аттестационной комиссии по педагогике и психологии по вопросу повышения качества и эффективности проводимых научных исследований в педагогике. Академик Н.в. Бордовская обратилась не только к качеству диссертационных исследований, но и к инструментарию, который позволяет эффективно этого качества достигать, подчеркнув, что признаками научного исследования выступают конструкционное (соответствие получаемых результатов неким нормам и стандартам) и функциональное (для кого и зачем выполняется исследование) качества.

раскрывая существенные замечания, которые сегодня продолжают высказывать эксперты вАК в адрес диссертационных исследований, академик Н.в. Бордовская остановилась на новизне защищаемых положений, теоретической и практической значимости: «такого рода замечания говорят о рассогласованности между методологической и научно-предметной компетентностью исследователя».

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Н.в. Бордовская подвергла критике заключения диссертационных советов: «...пора не повторять тексты авторефератов диссертаций, а содержательно раскрывать прирост научно-методического знания. При раскрытии новизны целесообразно представить сравнение нового полученного научного продукта с другими авторскими концепциями, с теоретическим обоснованием каждого показателя научного знания».

указав на отличие систем экспертной оценки в других странах по сравнению с нашей российской системой, академик Н.в. Бор-довская обратила внимание на нарастающую тенденцию использования международного опыта в научных исследованиях, повышения уровня цитирования по индексу Хирша, стремления исследователя к выходу на международную арену.

в заключение академик Н.в. Бордовская сказала, что «проблема повышения качества научных, в том числе педагогических, исследований - это проблема методологическая. Я призываю ученых волгоградской научной школы не просто повышать качество научных исследований, но и рассмотреть саму категорию качества как объекта научных исследований».

в традициях круглого стола, член Отделения философии образования и теоретической педагогики рАО, чл.-кор. рАО, д-р пед. наук, проф. Михаил Абрамович Лукацкий также начал свое выступление с вопроса: «вы можете задать вопрос, почему мы сегодня в этом зале, почему мы сегодня ведем речь о региональном центре рАо, который планируется на базе волгоградского социально-педагогического университета и который, я уверен, будет утвержден в скором времени?» Обусловливая повод данного мероприятия, проф. М.А. Лукацкий обратил внимание аудитории на существо организации образовательного и научно-методического процесса в нашей стране, а также на базовую функцию образования: укоренить человека в культуре. Главным героем, который будет решать эту проблему, выступающий определил педагогическую науку, которая «должна стать междисциплинарным исследовательским полем, и ей нужно "дружить" с культурологами, социологами, психологами и др., иначе педагогическая наука не выработает тех теоретических стандартов, которые позволят образованию более-менее хорошо решать вопрос укоренения человека в культуре».

Еще один важный вопрос поставил перед участниками круглого стола проф. М.А. Лу-кацкий: «А что происходит сегодня с наукой?»

ответ на этот вопрос также определяет направление в педагогических исследованиях: «Наука - это продукт нового времени. К сожалению, организация педагогической науки существенно отстает. Мы еще не стали той сетью, которая вырабатывает научную продукцию, позволяющую образованию более или менее конструктивно решать вопросы укоренения человека в культуре. Собственно говоря, вопрос создания оптимальной сети научных и образовательных центров - это тот вопрос, который и пытается решить российская академия образования вместе с вашим многоуважаемым университетом».

Зам. председателя Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики рАО, чл.-кор. рАО, д-р пед. наук, проф. Михаил Викторович Богуславский обозначил взаимосвязь педагогической теории и практики как проблему историко-педагогического исследования. в ходе анализа исторического пути, который прошло отечественное образование за полтора века, он выделил шесть периодов развития взаимосвязи педагогической теории и практики и обозначил 15 продуктивных форм такой связи: педагогические съезды, совещания учителей, на которые собиралось практически все учительство россии того периода; ученый совет при Министерстве народного просвещения; создание образцовых и опытно-показательных школ Народного комиссариата просвещения рСФСр; обобщение и распространение передового педагогического опыта; педагогические чтения; региональный новаторский опыт; научно-педагогические сообщества; региональные научно-педагогические центры; научно-исследовательские проблемные лаборатории; многоуровневая система подготовки ученых в сфере педагогической деятельности; научно-образовательные центры; научное консультирование образовательных учреждений; связи между российскими и международными образовательными центрами; межрегиональные научные центры-лидеры; научно-педагогические объединения с вузом-лидером.

в заключение проф. М.в. Богуславский, обратившись к аудитории, подчеркнул, что «ни одна из исторических форм взаимосвязи педагогической науки и образовательной деятельности не потеряла своей актуальности и сегодня. Безусловно, их применение способно придать творческо-интеллектуальный импульс деятельности научно-образовательного центра - регионального отделения российской академии образования при вГСПУ по решению актуальных задач, стоящих перед со-

философия и методология образования

временным образованием и педагогической наукой».

Член Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, профессор кафедры педагогики ВГСПУ, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Владислав Владиславович Сериков представил стратегическое видение развития волгоградского государственного социально-педагогического университета как регионального центра РАО.

Проф. В.В. Сериков обратился к истории научной жизни Волгоградского пед-университета, у которого «имеются давние и очень глубокие традиции по взаимодействию с центрами российской науки - Москвой, Санкт-Петербургом. Еще в середине 1970-х гг. в Волгограде была создана научно-исследовательская лаборатория общего образования, и волгоградская педагогическая наука развивалась под сильным влиянием и руководством научно-исследовательского Института общей педагогики АПН СССР, из которой происходил со своими научными исследованиями проф. В.С. Ильин. Лаборатория в Волгограде была практически филиалом НИИ общей педагогики АПН СССР. В этот период с нами тесно сотрудничали такие выдающиеся ученые, как В.В. Краевский, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин, А.А. Греков, В.П. Зинченко, З.А. Малькова, М.Н. Берулава, А.П. Тряпицы-на, Н.В. Бордовская, Е.В. Бондаревская и др.».

Далее В.В. Сериков выделил характерные особенности исследований волгоградской научно-педагогической школы. Во-первых, «регионализация педагогических исследований, природа которых вытекает из самой природы педагогического знания, которому свойственны историко-культурная обусловленность, субъектозависимость. Вторая черта волгоградских исследований - это ориентация на личность, на личностный подход, построение личностно-развивающих моделей образования. Волгоград известен своими исследованиями в области педагогической деятельности и педагогического образования, оригинальными трактовками компетентностного подхода, фундаментальными работами в области системы воспитания».

Определяя сотрудничество вуза с Российской академией образования как давнее и тесное, проф. В.В. Сериков отметил, что Волгоград «известен своими работами по управлению качеством образования, здесь сильная историко-педагогическая школа: три доктора педагогических наук занимаются вопросами истории педагогики, два доктора наук -проблемами сравнительной педагогики. Вол-

гоградский государственный социально-педагогический университет выполняет государственное задание по апробации профессионального стандарта педагога, который создан командой Е.А. Ямбурга».

Обращая внимание участников круглого стола на основные направления работы регионального центра РАО, проф. В.В. Сериков остановился на следующих: «оценка и анализ эффективности научно образовательной политики РАО в регионе; реализация, оценка и осуществление специфики функционирования региональных образовательных систем в условиях реализации обновляющегося пакета образовательных стандартов; историко-культурный потенциал и авторитет региона как фактор развития региональной педагогической науки и образования; региональные педагогические школы как фактор совершенствования механизмов; участие университета в образовательных и исследовательских программах РАО федерального значения; создание ресурсной базы регионального образования; обеспечение и трансляция фундаментальных концепций и разработок учеными РАО на примере Волгограда». Проф. В.В. Сериков заострил внимание аудитории на том, что «научно-образовательный центр РАО не подменяет собой лаборатории и исследовательские институты ВГСПУ, а служит стимулирующим, координирующим механизмом взаимодействия центральных институтов Российской академии образования с исследованиями, которые ведутся в регионах на местах».

Член Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, профессор Южного федерального университета акад. РАО, д-р пед. наук Евгения Васильевна Бондаревская доложила собравшимся о философских, методологических и онтологических основах разработки проекта системной модернизации педагогического образования в Южном федеральном университете (ЮФУ). Как и предыдущий участник круглого стола, она обратилась к истории, а именно к 1990-м гг., когда «в общественном сознании возник новый образ учителя, призванного решать социальные, экономические, психологические, культурные и другие проблемы, образ учителя, способного к инновационной деятельности в образовании, созданию авторских образовательных программ и социально-воспитательных проектов».

Академик Е.В. Бондаревская указала на разрыв между потребностями жизни, вызовами нового времени и деятельностью педагогического образования, который проявился в

известия вгпу

следующем: «Резко упал престиж педагогической профессии, сократилось и продолжает сокращаться число образовательных организаций, готовящих педагогов, распались некогда налаженные связи между ступенями и уровнями профессионального образования: школами и вузами, колледжами и университетами, институтами повышения квалификации и педагогическими университетами». Она также обратила внимание на то, что с переходом на европейскую модель образования «исчезло понятие "специалист", что неизбежно повлекло заметное снижение ответственности педагогических вузов за качество профессионализма выпускников. На самом деле, бакалавр - не специалист, магистр - тоже не специалист».

В выступлении академика Е.В. Бондарев-ской был также подвергнут критике компетент-ностный подход, абсолютизация которого недопустима, «ибо в этом случае внимание учителей и студентов сосредоточено на прикладных аспектах познавательной деятельности, а задачи целостного, личностного, ценностно-смыслового развития учителя перемещаются на периферию педагогического сознания». Резюмируя, она подчеркнула, что действующая система педагогического образования себя изжила и ее надо менять «кардинально, концептуально, содержательно, технологически».

Обращаясь к проблеме разработки философских, методологических и онтологических основ педагогического образования, акад. Е.В. Бондаревская поставила ряд сложных вопросов: «С каким человеком мы имеем дело сегодня в образовании? Может ли современное образование обеспечить современное развитие сущностных сил и способностей современного человека, подготовить его к жизни в неопределенном будущем, изменить его? Может ли образование стать человекосораз-мерным, человекоразвивающим процессом? Какой тип образования необходим для развития и удовлетворения сущностных сил человека как существа природного, культурного, социального, исторического, духовного и нравственного?» Ответы на эти вопросы сегодня ищут ученые ЮФУ, разрабатывая проект системной модернизации педагогического образования.

В заключение академик Е.В. Бондаревская выразила уверенность в том, что «этот проект может стать новым общим мегапроектом ростовской и волгоградской научных школ так же, как когда-то таким крупным проектом стал

проект разработки личностно ориентированного образования».

Подводя итог работы круглого стола, его ведущий, проректор по научной работе ВГСПУ, д-р пед. наук, проф. Владимир Васильевич Зайцев поблагодарил всех участников за конструктивный диалог о возможностях сетевого сотрудничества ВгСПу и РАО в проведении научных исследований.

В работе круглого стола приняли участие 188 человек. Это ученые и преподаватели ВгСПу и других вузов Волгограда, представители педагогических колледжей, учителя-исследователи, руководители органов управления образованием, директора инновационных школ, докторанты, аспиранты, магистранты. По традиции заседание круглого стола транслировалось еще в трех аудиториях: Михайловском профессионально-педагогическом колледже, Камышинском педагогическом колледже, Дубовском педагогическом колледже.

Ниже публикуются материалы, подготовленные участниками заседания к обсуждению.

М.л. лЕВицКий

(Москва)

актуальные направления научно-методического сопровождения нового законодательства в сфере образования

Рассмотрены три аспекта сопровождения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: предмет стандартизации в рамках ФГОС, проблемы учительского корпуса, который будет реализовывать ФГОС, стандартизованный образ руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: ФГОС, содержание образования, стандартизация, нормативные оценки учителя, профессиональный стандарт руководителя образовательной организации.

Закон Российской Федерации «Об образовании», как известно, вступивший в действие с 1 июля 2014 г., содержит много новаторских предложений, которые могут служить осно-

© Левицкий М.Л., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.