чей. Письма подписываются либо литературными либо вымышленными английскими именами.
Четвертый шаг: обмениваемся письмами и оцениваем их с точки зрения выполнения коммуникативной задачи, организации текста и точности лексико-грамматических средств.
Пятый шаг: дорабатываем тексты, если это необходимо. Выбираем два письма.
Шестой шаг: разрабатываем алгоритм использования данных писем в учебном процессе. Готовим задания для учащихся, которые они должны выполнить.
Седьмой шаг: проводим урок и приносим примеры писем с оценкой учителя. Подводим итоги: все ли получилось, как было задумано.
К достоинствам технологии отнесем возможность интегра-тивного развития трех компетенций: филологической, коммуникативной и методической. К трудностям отнесем сложность индивидуального оценивания коллективного творчества.
Таким образом, технологии обучения в сотрудничестве ино-
странному языку наряду с формированием коммуникативной, филологической и методической компетенций обеспечивают развитие творческих способностей слушателей, а единые цели и деятельность сплачивают коллектив слушателей.
Литература
1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007.
2. Maley A. Drama Techniques in Language Learning. - Cambridge: CUP, 1997.
3. Mansour W. Classroom graffiti //Modern English Teacher, vol. 4, № 2, 1995.
4. WankatPh.C. The Effective, Efficient Professor. Teaching, Scholarship and Service. Boston: Allyn & Bacon, 2002.
5. Wingate J. How to Use Story Telling in Language Teaching. Bristol: Primary House, 1990.
6. Wright A. Creating Stories with Children. Oxford: OUP, 1997.
взаимодействие ценностных идеалов читателя и писателя в процессе изучения эпических произведений на завершающем этапе общего (неполного) среднего образования (9 класс)
Г.А. Голикова, кандидат педагогических наук, доцент Та гуманитарно-педагогического университета, г. Казань
Обучение литературе в школе не может быть вырвано из контекста школьного учебно-воспитательного процесса. Сегодня пересматриваются цели и задачи школьного образования, решается проблема реализации иных педагогических подходов, стилей, являющихся альтернативными стилям знание-вой (когнитивно-ориентированной) парадигмы образования. Педагогическими технологиями, способными адекватно отразить и реализовать новые подходы в школьном образовании, можно считать личностно-ориентированные технологии, основанные на концепции становления личности. Используются гибкие, ненавязчивые формы, которые организует педагог на уроке. Обращается пристальное педагогическое внимание на конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию. Учебный материал обеспечивает выявление содержания субъектного опыта ученика, его преобразование, а не только расширение, интегрирование, обобщение, структурирование полученных знаний; происходит активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, что обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Таким образом, образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, реализуется педагогика сотрудничества.
В условиях диалога «читатель - автор» на уроке литературы в старших классах сосредоточим внимание не только на внутреннем мире героя и характере его взаимоотношений с миром, но и на ценностном кругозоре как автора произведения, так и читателей-школьников, попытаемся раскрыть мироощущение и ми-рочувствование героя и автора на основе выявления ценностного отношения писателя к миру и человеку, что позволит выявить и характер мотивно-образной структуры произведения, и своеобразие его стилевого начала. Очевидно, что у каждого писателя выявляется свой круг ценностей, что и определяет его мироощущение, а также характер художественности. Так, круг ценностных идеалов И.А. Бунина можно определить следующими категориями: гармоничное единение человека и природы, идеалы «естественности», восходящие еще к идеям Ж.-Ж. Руссо, единство дворянского и крестьянского начал в своей устойчивой патриархальности, единство кратковременного и вечного, реализованное в высших человеческих чувствах, прежде всего в чувстве любви. Рассмотрим примерный ход урока, покажем методические пути взаимодействия ценностных идеалов читателя и писателя, способствующие расширению и преобразованию ценностного опыта школьника с опорой на такой элемент в структуре субъектного опыта ученика, как предметы, явления и представления о них [8].
Урок по рассказу И.А. Бунина «Холодная осень» в 9-м классе школы также может быть построен по принципу актуализации ценностных идеалов читателя и писателя.
Рассмотрим примерный ход урока, покажем методические пути взаимодействия ценностных идеалов читателя и писателя, способствующие расширению и преобразованию ценностного опыта школьника.
Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Тем-
тарского государственного
ные аллеи». Здесь, как и в других рассказах этой «самой совершенной по мастерству» книги, по мнению В.Н. Муромцевой-Буниной, реализовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей героини, с важным эпизодом из ее жизни - последним вечером с женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны. Необычайно важен (как и в целом для всей прозы Бунина) пейзаж, который определяет не столько характер самой природы, сколько состояние души героев и мироощущение самого автора. В рассказе точно определяется место и время происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с началом первой мировой (империалистической) войны. В рассказе также точно представлены основные перипетии жизни русских эмигрантов первой волны во время гражданской войны, их скитания по Балканам и Европе. Характерно, что в этом рассказе писателя, как и в большинстве других, отчетливо прослеживается мотив обращения к прошлому («И, вспоминая все то, что я пережила...»). Несомненен тонкий лиризм повествования, что передается в том числе и через обращение героев рассказа к стихотворению А. Фета «Какая холодная осень!». Все эти художественные особенности бунинского рассказа оказываются объективными трудностями в его восприятии и дальнейшем изучении школьниками 9-х классов татарской школы. Констатирующий эксперимент показывает, что рассказ мало интересен ученикам, непонятен его лиризм, мотив любви, сопряженный с мотивом смерти и вечной, небесной жизни. Анализ ценностных приоритетов также говорит о том, что девятиклассники мало интересуются такими вопросами, как история своего отечества, их мало волнуют события общественно-политического характера, любовь как ценность не определяется в качестве приоритетной (72% из 100%). Характер восприятия рассказа, субъектности учащихся этого возраста таким образом создает методическую проблему в его изучении и понимании, которая может быть разрешена путем создания условий для диалога читателя-девятиклассника и автора произведения. Условия диалогического характера формируются через обращение к субъектному опыту читателя-школьника в процессе анализа и интерпретации художественного текста, к художественной, критической и научной интерпретациям рассказа.
Установкой на восприятие рассказа может стать вступительное слово учителя о цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи». Писатель работал над этой книгой более восьми лет: с 1937 по 1944 год. Большая часть рассказов написана в Грассе, на юге Франции. Здесь, в Грассе, Бунин с женой пережил итальянскую и немецкую оккупацию. В начале мая 1945 года чета Буниных возвратилась в Париж. В Париже в 1946 г. вышло полное издание книги. Одна из главных тем рассказов - тема любви и тема воспоминаний, переплетающихся между собой. Сам Бунин так писал Н.А. Теффи: «все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» (Бунин, 1982, с. 522). Любовь в «Темных аллеях» чаще всего не просто кратковременна, она на мгновение озаряет жизнь человека и уходит, но навсегда остается в его памяти. На этом построено
большинство сюжетов сборника. Как подчеркивает литературовед О.Н. Михайлов, «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах. Ку-принские персонажи находят в несчастье счастье, бунинские доходят в своем пути к счастью до несчастья: не удовлетворяясь скромными отпущенными им сугубо «земными» пределами, они подымаются до тяжбы с природой и вечностью, требуя идеального чувства» [6]. В «Темных аллеях» концепция любви реализована через взаимоотношения двух героев. Это он и она, мужчина и женщина. Этих же героев - ее и его - мы видим и в рассказе «Холодная осень».
Эпиграфом к уроку могут стать слова О.Н. Михайлова, которые уже озвучил учитель и которые написаны на доске или спроецированы на экран с помощью мультимедийной установки: «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах».
В ходе урока выясним, действительно ли любовь у писателя трагедийна, как пишет литературовед, и связана с содержащимся в ней вызовом против несовершенства мира. Эпиграф провоцирует проблему урока. Однако проблема не будет личностно освещенной, если учитель не обратится к личностному пониманию любви самими учениками путем «метода проблематизации». Здесь может помочь своеобразный алгоритм, задаваемый учителем:
Любовь - это ...
Любовь к кому? ...
Любовь к чему? ...
Любовь ради чего? .
Любовь какая? .
Обратимся к тексту самого рассказа, снова перечитаем отдельные его страницы. Беседа по восприятию и оценке рассказа строится по принципу композиционного анализа и может выглядеть следующим образом.
- О чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень»? (о любви, о войне, о прошлом героини). С какими историческими событиями связан сюжет рассказа? (Сюжет рассказа связан с первой мировой войной, ее началом) Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914 года был убит в Сараево (Босния) австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд. Это убийство стало поводом к развязыванию первой мировой войны.
- Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается момент расставания двух влюбленные людей. Рассказано о смерти одного из них на войне, о горьких, тяжелых годах одиночества героини)
- Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли это с определенной мыслью художника слова? (учащиеся подчеркивают, что рассказ состоит из двух отчетливо выделяемых смысловых частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся остальная жизнь героини)
- Вспомним, как заканчивается вторая часть рассказа. Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон».
Обратимся к первой части рассказа. Что произошло в тот холодный осенний вечер, который так дорог героине? На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это расставание? (на чувствах героев, на описании природы) Обратим внимание на природные реалии в этой части рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа можем высветить в своем воображении? (субъективные представления учащихся: застывшие лужи, деревья, жухлая трава, холодно, дождливо, серое небо, учащиеся подчеркивают собственное эмоциональное состояние - мрачное и печальное настроение)
- На чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях пейзажа? Обращаем внимание, что писатель подчеркивает детали ночного пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды», «стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами» (курсив наш. - г.г.). Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин подчеркивает мотив звезды. Звезды яркие, холодные, минерально блестящие.
Учитель в процессе углубления восприятия и понимания
учениками рассказа должен обратиться к мотиву звезды как связанному с мотивом любви и жизни. Этот мотив характерен для русской литературы Х1Х и ХХ века. Присутствует он в поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого татарского поэта Г. Тукая. Так, у Пушкина звезда - это и природное начало, и звезда дружбы (дружбы наконец отрадная звезда), и звезда свободы (звезда пленительного счастья), а также звезда любви («К Делии»).
У М. Лермонтова образ звезды - символ вселенского бытия. У поэта это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так, безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных светил над миром людей поэт подчеркивает в стихотворении «Звезда». В этом стихотворении поэт реализует еще один смысл образа звезды помимо уже существующих в его творчестве, - звезда как символ любви, что в принципе реализует романтическую традицию. Слово «звезда» появляется в достаточно романтическом контексте, который создается такими лексемами, как одна, мечты, высота, судьба.
У Е. Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также становится приметой божественного начала. Прослушаем с учащимися его стихотворение «Звезды». Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил небесных, и сил земных. В стихотворении татарского поэта Г. Тукая «Моя звезда» мы также видим знакомый нам образ (Нет, нет, горит моя звезда, не меркнет отблеск золотой).
Итак, образ звезды у названных поэтов имеет явно романтический характер. Звезда и как судьба, и как персонифицированное любовное чувство, и как образ любимой, и как звезда дружбы и свободы (у Пушкина), и как душа (у Г. Тукая) противопоставлена гоненьям рока и злобе света.
А как можно прочитать образ звезды в рассказе Бунина? Учащимся кажется, что образ звезд также связан с мотивом любви. Им оказывается ближе мироощущение Е. Баратынского. В финале рассказа Бунина именно любовное чувство оказывается сильнее смерти и жизненных невзгод. В этом символика звезд Бунина схожа с символикой поэтов Х1Х века. Звезда у писателя, возможно, связана с вселенской вечностью и любовью как непреходящим началом.
Учитель далее, раскрывая символику бунинского повествования, может прокомментировать образ сада, выпукло представленном в рассказе, часто встречающемся в произведениях писателя и во многом символичном. Этот образ может быть связан с райским блаженством библейских персонажей, с Эдемом. Образ сада ярко предстает в одном из поэтичных рассказов писателя раннего периода его творчества (1900-е годы) - «Антоновские яблоки» (архетипичность образа создает и возможность художественной реализации архетипической ситуации - изгнания из рая).
Снова обратимся к образу холодной осени. И. Бунин связал этот образ со стихотворением А. Фета. Прочитаем стихотворение полностью выразительно (по хрестоматии). Зададим вопрос: «Почему герои, расставаясь, обращаются к поэтическим строкам вообще?» Учащиеся сначала дают тематическое обоснование для объяснения художественного использования поэтических строк Фета (у Фета тоже о холодной осени). В целях создания диалогических взаимосвязей с текстом рассказа выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду, чтобы более полно понять авторский замысел. Теперь девятиклассники рассуждают о том, что чувство любви, которым охвачены герои, не всегда возможно передать обычными словами. Поэтические строки сопутствуют поэтичности чувства. Именно поэтому, считают они, писатель вводит в прозаическое произведение стихотворные строки.
Обратимся ко второй части рассказа. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй части рассказа помогают понять характер исторической эпохи? Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа. Из близких остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все еще живет в Ницце, бедствует, живет на то, что Бог пошлет. Во второй части, подчеркивают учащиеся, представлен мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.
В финале урока снова обратимся к личностным взглядам учащихся. Теперь им будет легче рассуждать по вопросу, что есть для них любовь и чем она является для И. Бунина и его героини. В контексте беседы по данной проблеме обратимся и к эпиграфу урока. Согласны ли учащиеся с А. Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах». Учащиеся говорят о том, что действительно в рассказе Бунина «Холодная осень» представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только любовь противостоит жестокости времени, обстоятельств. Любовь выступает против несовершенства мира.
Обратимся к поэтике названия рассказа. Как можно понять название рассказа? Думается, холодная осень для героини стано-
Домашнее задание может быть дифференцированным. Предложим учащимся написать сочинение на следующие темы (по выбору): «Почему рассказ И.А. Бунина назван «Холодная осень», «Мотив любви в рассказе И.А. Бунина «Холодная осень», «Образ звезды в рассказе И.А. Бунина», сочинение-рекламу «Почему нужно прочитать рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»?»
Литература
1. Богданова О.Ю. Избранные труды / Сост. Л.В. Очинникова, Р.В. Якименко и др. - Южно-Сахалинск: Сах-Гу, 2005.
2. Богданова О.Ю. Бунин в школе: Кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2003.
3. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Кн. для студентов,
символом. Для героини повествования это символ любви, причем любви вечного характера. Это не былое, не утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня горячо верит, совсем как в юности, что где-то ее жених ждет ее - «с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».
Итак, подчеркивает учитель, на четырех страницах рассказа уместилась судьба героини и судьбы многих лишенных родины, разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться на чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно охарактеризовать словами заглавия рассказа -все хорошее осталось там - в том холодном осеннем вечере.
Подытожить восприятие рассказа поможет небольшая таблица реализующихся в рассказе мотивов в 1-й и 2-й частях произ-
преподавателей, аспирантов, учителей. - М.: Флинта; Наука, 2004.
4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887-1917). -Тула, 1980.
5. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995.
6. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. - М.: Наука, 1967.
7. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.
вится самым теплым и ярким эпизодом всей ее жизни (своеоб- ведения. разный контраст). Холодная осень мыслится учащимся неким _
1-я часть рассказа 2-я часть рассказа
Мотив звезды, образы сада, природы Нет природы, нет неба
Поэтичность повествования: поэзия чувств и природного начала Жизненная проза
Мотив родного дома (отчетливо выраженный на лексико-семантическом уровне) Нет родного дома, мотив скитаний, чужбина (множество «вещных» деталей)
Лирический сюжет Эпический сюжет
формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии
Т.Н. Попова, ассистент Нижегородской государственной медицинской академии, соискатель, С.Ф. Жильцов, доктор химических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета
В настоящее время большое внимание в процессе обучения уделяется методам, при которых активное участие принимают сами обучаемые. К ним относятся способы, стимулирующие активную мыслительную деятельность студентов, направленную не только на усвоение фактического материала, но и на выработку практических умений и навыков, применять полученные знания в определенных производственных ситуациях [1].
Разновидностью таких методов являются деловые игры. Деловая игра - это имитационный управленческий процесс, т. е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Одной из целей деловой игры является формирование у студентов навыков в решении конкретной задачи и проблем, с которыми они постоянно встречаются или будут встречаться на практике в предстоящей профессиональной деятельности. Другая не менее важная цель - развитие способности комплексного подхода к решению любой проблемы. Будущий специалист должен мыслить значительно шире, рассматривать наблюдаемое явление в органическом единстве с другими взаимосвязанными явлениями. Наконец, применение деловых игр способствует развитию творческого мышления. Основными компонентами профессиональной компетентности студентов являются предметные знания, умения и навыки, трансформированные в процессе обучения в функциональные, когнитивные, информационно-аналитические, коммуникативные, креативные профессионально значимые качества личности.
Фармацевтическая химия является специальной дисциплиной в системе фармацевтического образования. От нее, как ни от какой другой дисциплины, отходят многочисленные связи с изучаемыми предметами.
Одной из комплексных деловых игр по фармацевтической химии с фармакогнозией для студентов является игра «Прием и анализ лекарственного растительного сырья». Цели данной деловой игры:
- отработка профессиональных умений и навыков приема и анализа лекарственного растительного сырья;
- закрепление теоретических знаний в решении данной проблемы;
- воспитание ответственности при выполнении задания на рабочих местах в аптеке и контрольно-аналитических лабораториях;
- привитие любви к профессиональной деятельности;
- воспитание аккуратности, точности, четкости в работе фармацевта и аналитика;
- развитие логического мышления при решении ситуационных задач;
- умение принимать решения в нестандартных ситуациях.
На деловой игре «Внутриаптечный контроль лекарственных средств или рабочий день аналитика в аптеке» решаются проблемы внутриаптечного анализа лекарственных средств.
Первый этап этой игры включает следующие цели:
- организация и оснащение рабочего места аналитика в аптеке;
- анализ лекарственных средств, поступающих из отделов запасов, концентратов, внутриаптечной заготовки, лекарственных форм, приготовленных по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных учреждений, лекарственного растительного сырья, воды очищенной и др.;
- оформление документации и отчета о работе аналитика.
На втором этапе комплексной деловой игры «Рабочий день аналитика в контрольно-аналитической лаборатории» решаются проблемы: