диссертации предложена и обоснована система организационно-правовых мер пруденциального внутреннего контроля медицинских ошибок.
□□□□
Ионичева В.Н.1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зарубежный опыт взаимодействия таможенной службы с участниками внешнеторговой деятельности (ВТД) оказывает непосредственное влияние на формирование механизмов взаимодействия российской таможенной службы с ее клиентами, к которым относятся как участники ВТД, так и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Вся законодательная база Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее - ТС), а также таможенное законодательство РФ основаны в первую очередь на нормах международного права.
Анализ соответствия норм законодательства ТС и России положениям Киотской конвенции. Все страны мира стремятся к унификации основополагающих документов относительно международной торговли товарами. Основополагающим документом, разработанным Всемирной таможенной организацией (далее - ВтамО), направленным на упрощение
1
Ионичева Валентина Николаевна- аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Статья посвящена рассмотрению положений международного законодательства и опыта взаимодействия таможенных служб зарубежных стран с участниками внешнеторговой деятельности (ВТД).
Ключевые слова: таможенная служба, взаимодействие, Киотская конвенция, Всемирная таможенная организация (ВтамО), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский союз (ЕС).
Ionicheva Valentina N. The cooperation of foreign Customs authorities with participants of foreign trade.
The article describes the statutory provisions and experience of Customs authorities and participants of foreign trade cooperation.
Keywords: Customs service, cooperation, Kioto Convention, World Trade Organization (WTO), World Customs Organization (WCO), European Union (EU).
таможенных процедур, является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского протокола от 1999 года (Модернизированная Киотская конвенция), к которой присоединилась и Россия. Киотская конвенция направлена в первую очередь на унификацию таможенных процедур с целью устранения затруднений в международной торговле. Высокая степень гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики их применения рассматривается как одно из условий, благоприятных для международной торговли и других видов международного обмена и их развития1'
Обязательное применение Киотской конвенции всеми странами направлено на упрощение процедуры перемещения грузов через таможенные границы, связанные с гармонизацией и унификацией таможенных правил для стран-участниц. Разработчики конвенции сформировали «идеологию построения взаимоотношений между бизнесом и государством», основанную на взаимодействии таможенных служб с участниками ВТД в целях учета их потребностей для создания максимально удобных и эффективных методов работы '.В положениях Киотской конвенции большое внимание уделено взаимодействию таможенной службы с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их правам и обязанностям, информированию и консультированию в сфере таможенного дела, обеспечению открытости и предсказуемости всех изменений таможенного законодательства. Конвенцией предусмотрено право для участников внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) выполнять таможенные формальности через посредников, при этом участник ВТД может выбирать, сам он будет осуществлять таможенную очистку товара или через посредника. Таможенное законодательство Таможенного союза, а также российское таможенное законодательство в части взаимодействия таможенной службы с третьими лицами, представляющими интересы заинтересованных лиц, информационного
1 Кожанков А.Ю. Развитие таможенного регулирования в Таможенном союза в рамках ЕврАзЭс на основе Киотской конвенции». М.: ТАС-Издат». Журнал «Таможенное обозрение» 1/2011.
2 Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999года /под ред. и с предисл. первого заместителя Председателя ГТК России, д.с.н. Л.А.Лозбенко, с. VII.
взаимодействия с заинтересованными лицами, полностью приведено в соответствие положениям Киотской конвенции.
В развитие норм Киотской конвенции являются принятые 23 июня 2005 года Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (далее - Рамочные стандарты). Рамочные стандарты приняты таможенными администрациями членов Всемирной таможенной организации (166 стран), и основываются на отношениях таможенных администраций между собой и таможенных администраций с представителями бизнеса.
Пункт 3.3. Рамочных стандартов посвящен вопросам взаимного партнерства между таможенными службами и деловыми кругами. Таможенные администрации привлекают частного сектора к совершению таможенных операций в целях безопасного и надежного перемещения товаров по международной цепи поставок. Данный факт отражает высокую степень доверия таможенных организаций, входящих в ВтамО, к бизнесу, взаимодействие по принципу «презумпции добросовестности» участников ВТД, а также их партнерские взаимоотношения. Рамочными стандартами признается необходимость выбора тех компаний, которые обеспечивают высокую степень гарантий безопасности международных грузоперевозок. Стандарты также устанавливают критерии, в соответствии с которыми участвующие в цепи поставок товаров компании получают специальный статус партнера по поддержанию безопасности. Субъектом, обеспечивающим безопасность является уполномоченный экономический оператор (Authorized Economic Operator). Данный термин заимствован из таможенного права Европейского союза. Отметим, что с июля 2010 года Таможенным кодексом Таможенного союза введен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО), с апреля 2012 года в России начали работу первые УЭО, включенные ФТС России в реестр УЭО.
Россия и ВТО. 22 августа 2012 года вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года». Одновременно с Протоколом начали действовать документы, относящиеся к таможенной деятельности, оказывающие непосредственное
влияние на условия импорта и экспорта товаров в Таможенном союзе и России. Всемирная торговая организация (ВТО) создана в соответствии с Соглашением об учреждении Всемирной торговой организации, подписанным в Марракеше 15 апреля 1994 года. Базовым соглашением ВТО является ГАТТ 1994 - Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, содержащееся в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
Количество участников ВТО и товарооборот между ними постоянно растет, по состоянию на май 2012 года количество членов ВТО составляло 155, Россия стала 156 членом ВТО. Документы ГАТТ/ВТО дают государствам ряд преимуществ, в том числе предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях, открытость рынков, отказ от дискриминационных ограничений. Механизм переговоров, практикуемый в ВТО, позволяет решать торговые споры и гармонизировать внешнеэкономические отношения 1 . Как орган, регулирующий международную торговлю, ВТО унифицирует правила международной торговли между государствами, делая их прозрачными и открытыми для всех участников. Условия соглашений ВТО основаны на принципе, запрещающем введение дискриминации в торговле для отдельных государств. Одним из основных принципов ВТО является режим наибольшего благоприятствования (РНБ), предоставляемый странам-участницам. Данный принцип давно используется Российской Федерацией, а в настоящее время и Таможенным союзом, которые предоставляют РНБ большому количеству стран, а наименее развитым и развивающимся - преференциальный режим.
Отметим, что основными функциями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) являются воздействие на государственную торговую политику путем выработки и обеспечения соблюдения правил мировой торговли, проведение переговоров, способствующих либерализации торговых отношений и урегулирование споров2. Что касается вопросов
1 Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учеб. пособие. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - с. 298.
2 Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс: учебное пособие / под общ. ред. С.Ю.Глазьева и Т.А.Мансурова. Москва: Митель Пресс, 2011. С. 74.
взаимодействия государства и бизнеса особый интерес вызывает статья X ГАТТ «Публикация и применение правил торговли». В соответствии с данной статьей все законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера, применяемые любой Договаривающейся Стороной, относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов или требований, ограничений и запрещений импорта или экспорта или перевода платежей за них, или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование, должны быстро публиковаться таким путем, чтобы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними. Согласно пункту 2 статьи X ГАТТ, никакое мероприятие общего применения, проводимое Договаривающейся Стороной и устанавливающее повышение ставки импортной пошлины или других импортных сборов, платежей при импорте в порядке установленной и единообразной практики, или вводящее новое или более обременительное требование, ограничение или запрещение по импорту или на перевод платежей за него, не должно вступать в силу до тех пор, пока это мероприятие не будет официально опубликовано.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 статьи X ГАТТ каждая Договаривающаяся Сторона должна иметь или учредить, возможно, скорей, судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для целей, в частности, быстрого пересмотра и исправления административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов. В России дела об административных правонарушениях разрешаются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Важен и тот факт, что в настоящее время в России проводятся мероприятия по созданию административных судов в целях скорейшего и профессионального разрешения споров по административным правонарушениям.
Помимо ВТамО и ВТО международные правовые акты в торговой и таможенной сферах принимает Европейская экономическая комиссия ООН, имеющая статус постоянного органа ООН. Деятельность Комиссии заключается в содействии интеграционным процессам в регионе, в
сотрудничество вовлечены свыше 70 интеграционных объединений, в том числе: СНГ, ЕврАзЭС, Европейский союз, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана 1 . Особый интерес для целей настоящего исследования среди документов ЕЭК ООН представляет Рекомендация ЕЭК ООН и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» № 33 (далее -Рекомендация), созданная для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация основана на изучении возможностей реализации подхода, основывающегося на партнерских отношениях между государственным и частным секторами и высокой степени доверия к бизнесу. Например, пункт 3.1 Рекомендации в качестве организации, призванной руководить процессом создания и функционирования механизма «единого окна» может частное учреждение, например Торговая палата, или полугосударственная организация, например Совет по торговле при поддержке государственной организации. Пункт 8.3. Рекомендации предполагает партнерство между государством и частным сектором в деле создания и обеспечения функционирования системы «единого окна» '. Таможенный кодекс ЕС 1992 года и Таможенный кодекс ЕС 2008 года (Модернизированный Таможенный кодекс) являются основными источниками информации о принципах работы таможенных служб европейских государств. Принципы функционирования таможенных служб стран Европы с учетом внедрения и развития электронной таможни позволяют осуществлять таможенные операции быстро и эффективно.
Так, Модернизированный таможенный кодекс ЕС (далее - МТК ЕС) предусматривает различные формы взаимодействия таможенных служб с деловыми кругами, включая информационный обмен между ними при использовании электронных технологий обработки данных. Статья 5 МТК ЕС устанавливает, что любое лицо, взаимодействующее с таможней, имеет право назначить для такого взаимодействия своего представителя. Такое
1 Справка «Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН)//Официальный сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/68c8b3d0cf6fc468c32576bf002c7405/32501567acae398bc325792c0023aac6!OpenDocument (дата обращения 20.10.2012)
2 Официальный сайт ЕЭК ООН// URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33 trd352e.pdf (дата обращения 25.10.2012)
представительство может быть как прямым (от имени и по поручению другого лица), так и косвенным (от своего имени, но по поручению другого лица). Статьей 5а МТК ЕС регулируется деятельность уполномоченных экономических операторов (Authorised economic operators), и предусматривает виды таких операторов, критерии присвоения им данного статуса1.
Амстердамским договором, которым внесены изменения в Договор «О Европейском союзе» (подписан 2 октября 1997 года, вступил в силу 1 мая 1999 года) не только провозглашены принципы прозрачности и открытости, но и закреплены некоторые механизмы их реализации; при этом самым главным достижением договора в этой сфере является облегчение доступа к документам органов Европейского союза . Амстердамский договор провозглашает право каждого гражданина ЕС, физического и юридического лица доступа к документам, касающихся принципов и условий функционирования Европейского Союза и его институтов»3'. Россия четко обозначила направленность своей политики в сторону формирования с ЕС общего экономического пространства (ОЕЭП), которое призвано содействовать: сближению правовых и экономических систем; инвестиционному взаимодействию; решению вопросов сопряженности
4.
транспортных сетей; реализации крупных проектов и пр .
Таким образом, нормы международного права и зарубежный опыт отражают направленность мирового сообщества на открытое, прозрачное и эффективное взаимодействие таможенных служб с участниками ВТД. Делегирование бизнесу некоторых государственных функций (на примере развития института уполномоченного экономического оператора), создание возможностей для развития бизнеса в сфере таможенного дела, высокая степень доверия государства являются показателем развитости экономик
1 Regulation (EC) N 450/2008 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) [Electronic resource] -Mode of access: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0NSLEG:1992R2913:20070101:EN:
(Date of access: 08.10.2012).
2 Блинов Н,М, Иванов В.Н., Кухаранко В.Б. От культа таможни к таможенной культуре: Монография. Мо.: РИО РТА, 2000. с. 257.
3 The treaty of Amsterdam, 2 October 1997. Mode of access: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf (Date of access: 08/10/2012).
4 В.Андрианов. Перспективы Единого экономического пространства. Экономист. № 12, 2005. с. 61.
зарубежных стран и направлены на обеспечение скорости и качества
совершения таможенных операций и ускорение международной торговли.
□□□□