Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов потребительского рынка в условиях цифровой экономики'

Взаимодействие субъектов потребительского рынка в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1115
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СПРОС / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ РЫНКА / ГОСУДАРСТВО / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / БЛОКЧЕЙН / ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Ю. Д., Разин А. Ф., Тактарова С. В., Иванова М. И., Разин О. А.

Статья посвящена вопросам эффективного взаимодействия субъектов потребительского рынка в свете развития цифровой экономики. Цифровизация приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая область строительства, здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, требует качественного пересмотра механизма взаимодействия субъектов рынка и установки принципиально новых инструментов регулирования отношений. В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры спроса платежеспособного населения в определенном регионе. Возможности цифровой экономики меняют потребительские привычки покупателей. Приоритетными становятся взаимоотношения продавцов и покупателей через интернет, где каждый участник готов делиться своими личными данными, общаться с другими участниками, принимать участие в различных маркетинговых программах, направленных на стимулирование спроса. Целью продавцов является консолидация максимально возможной информации касаемо своих покупателей, что позволяет прогнозировать их поведение, лояльность и доверие к продукции. Цифровизация потребительского рынка диктует новые правила игры и требует максимальной персонализации во взаимодействии субъектов, где потребитель и продавец самостоятельно выбирают канал общения друг с другом. Ввиду возможности к моделированию любого вида продукции в рамках инструментов цифровой экономики увеличивается значение индивидуального подхода к формированию продукта. Необходима дальнейшая разработка научной методологии функционирования цифровой экономики в рамках глобальной экономической системы потребительского рынка, обеспечивающей взаимодействие государства, крупных и средних товаропроизводителей, домашних хозяйств для движения экономики в направлении роста не только основных показателей, но и гармоничного развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко Ю. Д., Разин А. Ф., Тактарова С. В., Иванова М. И., Разин О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов потребительского рынка в условиях цифровой экономики»

удк 338.2:004.9 doi: 10.30914/2411-9687-2019-5-1-106-115

Взаимодействие субъектов потребительского рынка

в условиях цифровой экономики Ю. Д. Романенко1, А. Ф. Разин2, С. В. Тактарова3, М. И. Иванова2, О. А. Разин4

1 АО «ВДНХ» г. Москва

2Всероссийский научно-исследовательский институт овощеводства -филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», Московская область, Раменский район, д. Верея

3 Пензенский государственный университет, г. Пенза 4 Федеральный научный центр овощеводства, Московская обл., Одинцовский район, п. ВНИИССОК

Статья посвящена вопросам эффективного взаимодействия субъектов потребительского рынка в свете развития цифровой экономики. Цифровизация приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая область строительства, здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, требует качественного пересмотра механизма взаимодействия субъектов рынка и установки принципиально новых инструментов регулирования отношений. В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры спроса платежеспособного населения в определенном регионе. Возможности цифровой экономики меняют потребительские привычки покупателей. Приоритетными становятся взаимоотношения продавцов и покупателей через интернет, где каждый участник готов делиться своими личными данными, общаться с другими участниками, принимать участие в различных маркетинговых программах, направленных на стимулирование спроса. Целью продавцов является консолидация максимально возможной информации касаемо своих покупателей, что позволяет прогнозировать их поведение, лояльность и доверие к продукции. Цифровизация потребительского рынка диктует новые правила игры и требует максимальной персонали-зации во взаимодействии субъектов, где потребитель и продавец самостоятельно выбирают канал общения друг с другом. Ввиду возможности к моделированию любого вида продукции в рамках инструментов цифровой экономики увеличивается значение индивидуального подхода к формированию продукта. Необходима дальнейшая разработка научной методологии функционирования цифровой экономики в рамках глобальной экономической системы потребительского рынка, обеспечивающей взаимодействие государства, крупных и средних товаропроизводителей, домашних хозяйств для движения экономики в направлении роста не только основных показателей, но и гармоничного развития социума.

Ключевые слова: потребительский рынок, спрос, взаимоотношения, субъект рынка, государство, производитель, потребитель, экономика, цифровая экономика, регулирование рынка, блокчейн, омниканальность.

Interaction of consumer market entities in conditions of digital economy

i О о ? Л

Yu. D. Romanenko1, A. F. Razin2, S. V. Taktarova3, M. I. Ivanova2, O. A. Razin4

1 VDNKh JSC, Moscow 2 All-Russian Research Institute of Vegetable Growing -branch of the Federal Research Center for Vegetable Growing, Moscow Region, Ramensky District, Vereya

3 Penza State University, Penza 4 Federal Research Center for Vegetable Growing, Odintsovsky District, Moscow Region, VNIISSOK

The article is devoted to the issues of effective interaction of the consumer market entities in the light of digital economy development. Digitalization of priority sectors of the economy and social sphere, including construction, healthcare, education, industry, agriculture, transport and energy infrastructure, financial services, requires a qualitative review of the mechanism of interaction between market actors and the establishment of fundamentally new tools for regulating relations. In modern conditions, the structure and volume of the consumer market largely depend on both the organization of the retail business and the demand structure of the solvent population in a particular region. The opportunities of the digital economy are changing the consumer s' habits. The priority is the relationship of sellers and buyers over the Internet, where each participant is ready to share his personal data, communicate with other participants, participate in various marketing programs aimed at stimulating demand. The goal of the sellers is to consolidate the maximum possible information about their customers, which allows them to predict their behavior, loyalty and trust in the products. The digitalization of the consumer market dictates new rules of the game and requires maximum personalization in the interaction of subjects where

the consumer and seller independently choose the channel of communication with each other. Due to the possibility to model any type of product within the digital economy tools, the importance of an individual approach to product formation increases. It is necessary to further develop the scientific methodology for the functioning of the digital economy within the global economic system of the consumer market, ensuring the interaction of the state, large and medium-sized producers, households for the economy to move in the direction of growth not only of the main indicators, but also the harmonious development of society.

Keywords: consumer market, demand, mutual relations, market entity, state, producer, consumer, economy, digital economy, market regulation, blockchain, omnichannel.

Экономика в общем понимании определяется авторами не только как хозяйственная деятельность общества в рамках рассматриваемого потребительского рынка, но и как совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Система организационно-экономических отношений субъектов по вопросам производства, переработки и реализации потребительских товаров определяет функционирование потребительского рынка.

Термин «цифровая экономика», полагаем, уместно применять при установлении факта использования компьютера, Интернета, мобильных телефонов, что также является своего рода «потреблением». Таким образом, цифровую экономику можно представить в широком понимании как часть традиционной экономики, включающую в себя систему экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий; в узком понимании - как часть организационно-экономического взаимодействия субъектов рынка, которая опосредуется Интернетом, сотовой связью, информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Уровни цифровой экономики тесно взаимодействуют друг с другом, тем самым оказывают прямое влияние на общество в целом:

1. Сферы деятельности (рынки и отрасли экономики), где осуществляется взаимодействие субъектов (продавцов, посредников и потребителей товаров, работ и услуг).

2. Платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики.

3. Среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность [1].

Структурные изменения каждого направления цифровизации должны придерживаться таких принципов, как: согласованность государственных интересов с интересами других участников рынка, соответствие системы целей каждого участника рынка стратегическим и текущим целям государства, приоритетность социальной составляющей в системе целей и задач, соизмеримость цели и средств ее достижения, как одно из условий эффективности регулирования потребительского рынка.

Для успешного функционирования цифровой экономики необходимы три элемента - инфраструктура (доступ в Интернет, ПО, телекоммуникации), электронный бизнес (ведение хозяйственной деятельности через компьютерные сети), электронная коммерция (дистрибуция товаров через Интернет). Использование подобных элементов снижают затраты субъектов и время реакции на рыночные изменения.

В общем виде цифровая экономика включает в себя: цифровые экономические модели, цифровые продукты, услуги с применением цифровых технологий, в том числе умные контракты, цифровизацию денежного обращения, изменение трудовых отношений в связи с изменением предмета труда (данные, информация), изменение роли государства, местного самоуправления, цифровое проектирование [4].

Стихийное внедрение направлений цифровой экономики, таких как искусственный интеллект, внедрение современных информационных технологий в экономические расчеты, «Big Data» («большие данные») и др. (рис. 1), может быть эффективным с точки зрения снижения затрат отдельных субъектов, но не может быть эффективным с точки зрения общественных затрат. В основе построения киберсистемы должна лежать динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса, согласующая плановые расчеты «затраты - выпуск» для эффективного выполнения производителями заказов конечных потребителей [9].

"Big Data" (Большие данные)

Нейротехнологии и искусственный интеллект

Системы распределенного реестра

Квантовые технологии

Новые производственные технологии

Компоненты робототехники и сенсорика

Промышленный Интернет

Технологии беспроводной связи

Технологии виртуальной и дополненной реальностей

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Перспективные технологии цифровой экономики, влияющие на взаимодействие субъектов потребительского рынка / Fig. 1. Prospective digital economy technologies affecting the interaction of consumer market entities

В рамках существующей экономической модели претерпевают трансформацию существующие рыночные бизнес-модели. Например, меняется модель формирования добавочной стоимости, поскольку значение посредников всех уровней на рынке резко сокращается.

Системы управления и обслуживания технологических продуктов, основанных на создании, передаче и обработке больших массивов данных превалируют над классическим проектированием, дизайном и традиционным маркетингом, тем самым перемещая центры формирования добавленной стоимости. Данные обеспечивают повышение наблюдаемости, скорости, точности, а за счет этого и управляемости всех технологических процессов и, как результат, достижение ими высоких уровней сложности. Концентрация стратегических данных и инструментов их обработки становится ключевым фактором конкуренции между участниками рынка.

Новый тип потребителей формируется путем интеграции в различные сообщества без информационных барьеров, что ведет к изменению показателей потребительского потенциала. Группы, объединенные общими предпочтениями потребителей, становятся подвижными и динамичными, а жизненный цикл новых потребительских идей - короче.

Взаимодействие производителей и потребителей рынка идет по каналам товародвижения. С применением инструментов цифровизации каналы движения усложняются, появляются новые связи, формируется омниканальность взаимодействия субъектов.

При многоканальности каналы не связаны между собой. При возникновении сбоев в системе работы с потребителями продавцам сложно восстановить историю предыдущих коммуникаций.

Омниканальность улучшает многоканальный вид взаимодействия, не меняя конструктивно его

сущности. Она направлена на создание единой, стабильной платформы, вне зависимости от того, какой канал выбирает потребитель и как часто они переключаются между собой. Объединяются

все каналы: от звонков и SMS до электронной почты, онлайн-консультантов, социальных сетей, мессенджеров и, теоретически, интернет-вещей, применение блокчейна (рис. 2).

Один канал продаж Мультиканалькость

Источник: составлено авторами

Рис. 2. Виды каналов обслуживания потребителей / Fig. 2. Types of customer service channels

При функционировании субъектов в рамках омниканальности, несомненно, будет увеличиваться спрос на уникальные продукты, в том числе в области знания, тем самым увеличиваться потребительский потенциал.

На регионы с опорой на обрабатывающую промышленность и промышленно-аграрные регионы приходится по 10 % совокупного потребительского потенциала. В менее развитых регионах аграрного и сырьевого типов фиксируется наименьший удельный вес - 4 % и 1 % соответственно. Медленный рост розничных продаж, по сравнению с заработной платой, объясняется «защитной» моделью поведения части населения и в посткризисный период [7].

В 2017 году общий темп прироста потребительского потенциала ускорился на 2,2 %, по сравнению с 2016 годом. Более высокий темп роста суммарного дохода в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, был зафиксирован в финансово-экономических центрах, промышленно-аграрных и аграрно-про-мышленных регионах (рис. 3). Кроме того, добывающие и сырьевые регионы вернулись в зону положительных приростов потребительского потенциала.

Факт увеличения потребительского потенциала, в частности в финансово-экономических центрах, обосновывает процесс качественного изме-

нения организационно-экономических связей потребительского рынка, в том числе по причине внедрения во взаимодействие субъектов перспективных технологий цифровой экономики.

Основной вклад в отрицательный прирост 2016 года в добывающих регионах внесло снижение среднедушевого дохода, в сырьевых регионах - снижение численности населения (-0,4-0,5 % ежегодно в 2014-2017 годах).

Процесс цифровизации для потребителей имеет положительный результат: снижается стоимость платежей, так как стоимость услуг, товаров, работ становится ниже, чем в традиционном «реальном» взаимодействии субъектов рынка. Это достигается прежде всего за счет снижения затрат на продвижение продукта, а также за счет более доступных услуг, как коммерческих, так и государственных.

Продавцы с помощью инструментов цифровой экономики могут быстро выйти на глобальный рынок со своим продуктом, стать доступными потребителям в любой точке мира, а также повысить производительность труда, конкурентоспособность своих компаний, снизить издержки производства, рационально использовать имеющиеся компетенции и инфраструктуру, перевести всю цепочку создания стоимости на цифровые технологии.

Источник: Росстат, расчеты аналитического центра.

Рис. 3. Потребительский потенциал по типам регионов, млрд руб., 2013-2017 гг. / Fig. 3. Consumer potential by region types, billion rubles, 2013-2017

Компанию-продавца, которая является «цифровой», можно отличить по следующим признакам: высокий уровень автоматизации, электронный внутренний документооборот, системы бухгалтерского и управленческого учета, электронные хранилища данных, использование CRM, наличие корпоративных социальных сетей.

Предлагаемый продукт может быть практически мгновенно доработан под новые ожидания или потребности потребителя. С помощью инструментов цифровой экономики продавцы готовы предоставить потребителям гораздо более разнообразный информационный, образовательный, научный, развлекательный контент - быстрее, качественнее и удобнее традиционных способов взаимодействия.

В целом за январь - апрель 2018 года продажи продовольственных товаров увеличились на 2,0 % годовых, а непродовольственных - на 2,4 % годовых (рис. 4).

Также в настоящее время разрабатывается законопроект, направленный на создание правовой основы для построения единой системы использования идентификаторов, позволяющей производить дистанционное установление лиц в большинстве публично-правовых, гражданско-правовых и частно-правовых отношениях. Таким образом, взаимодействие субъектов рынка будет закреплено легальными определениями таких понятий, как «идентификатор личности», «присвоение идентификатора», «электронный документ», а также общими принципами идентификации.

Однако возникает проблема обеспечения прав контрагентов, юридических и физических лиц. В цифровом мире, в частности при идентификации, сохранности цифровых данных пользователя, возникают трудности с обеспечением доверия пользователей к цифровой среде. В связи с этим важной составляющей регулирования взаимодействия субъектов рынка в условиях цифровой

экономики является обеспечение информационной безопасности информационных и инноваци-

онных технологий, которая обеспечивает доверие субъектов рынка к цифровой экономике.

Источник: Thomson Reuters, по данным российских ведомств.

Рис. 4. Оборот розничной торговли с разбивкой на виды потребительских товаров, январь 2016 г. - апрель 2018 г. / Fig. 4. Retail trade turnover by type of consumer goods, January 2016 - April 2018

Правительства многих стран, так же как и бизнес, пришли к тому, что в условиях новой цифровой экономики для понимания и управления практически всеми процессами необходимы знания, описывающие природную и антропогенную среду с точки зрения пространственных взаимоотношений. В этих условиях особое значение приобрели университеты, обучающие центры (такие, например, как Сколково, Иннополис, Университет Сбербанка), научные города, где междисциплинарные кадры способны быстро разобраться в сложных тематиках и обучить достаточное количество людей новым профессиям [5].

Тем не менее уже сейчас можно обозначить положительные эффекты цифровой экономики для государства в целом и для субъектов в частности (рис. 5).

Однако инструменты цифровой экономики недееспособны без цифровизации одновременно общества, бизнеса и государства, поэтому ее развитие заключается в ускорении процессов проникновения цифровых отношений на все уровни

взаимодействия ее субъектов - от государственных до частных.

Одним из таких направлений является, на наш взгляд, применение технологии блокчейн (Block-chain) в цепочке движения товара от производителя к потребителю. Под сетью блокчейн мы подразумеваем распределенную базу данных, устройства хранения данных которой не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками. Каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. В настоящее время технология применяется преимущественно в финансовом секторе.

В августе 2017 года десять крупнейших мировых продуктовых компаний начали сотрудничать с IBM в вопросе интеграции технологии блок-чейн в свои цепочки поставок. Это компании -Walmart, Nestle, Unilever, McCormick, Tyson, Kroger, McLane, Driscoll's, Dole и Golden State Foods, - которые представляют более половины триллиона долларов глобальных продаж в год.

1. Повышение эффективности процессов (управления данными)

2. Снижение уровня мошенничества и злоупотребления при получении гос. услуг.

3. Анализ и идентификация трендов общества с использованием «Big Data».

4. Эффективное взаимодействие с гражданами, частным и коммерческим сектором

1. Быстрый выход на рынки, в том числе зарубежные, что приведет к росту выручки.

2. Повышение эффективности внутренних процессов (управление логистикой, клиентоориентированность)

3. Привлечение лучших трудовых ресурсов путем использования цифровых каналов связи.

4. Формирование информационного и интеллектуального потенциала

4. Прозрачность взаимодействия с государственным сектором

1. Приобретение лучших товаров и услуг по выгодным ценам.

2. Использование ранее недоступных продуктов (через совместное потребление).

3. Использование информации по актуальным возможностям для трудоустройства.

4. Упрощение доступа к государственным услугам через цифровые порталы

Для государства в целом

Новый источник роста ВВП

Повышение конкурентоспособности отечественных компаний Эффективное использование существующих ресурсов Развитие технологий и инноваций

Источник: составлено авторами.

Рис. 5. Положительные стороны цифровизации взаимодействия субъектов рынка / Fig. 5. Positive aspects of digitization of interaction of market entities

Сервис блокчейн потребительского рынка отечественной экономики, на наш взгляд, должен оперировать такими данными (блоками), как: место производства продукции, переработки, упаковки полуфабрикатов, срок годности поставляемых продуктов, требования к условиям перевозки и температура хранения (применимо для продуктов питания). Логистический инструмент на основе технологии блокчейн поможет потребителю отслеживать путь каждого конкретного продукта от производителя, так называемую «продуктовую родословную», а перекупщикам и продавцам - контролировать контрафактную продукцию. С помощью технологии блокчейн все субъекты-поставщики надежно и автономно друг от друга могут идентифицировать свои продукты (переработка может объединять продукты разных производителей), а сети магазинов могут точно сообщать потребителям, откуда и какой

ингредиент продукта, который они покупают, был доставлен.

Также, благодаря доступности транзакций (например, платежи в WeChat и АНрау), производитель (продавец) получает возможность построения уникальной системы лояльности, где все операции отражены по кошельку покупателя. Производитель (продавец) формирует профиль каждого покупателя индивидуально, применяя структуру вознаграждений за покупки, таких, например, как кэшбэк.

Помимо удобства в логистике товаров и реализации маркетинговой стратегии компаний-производителей, перекупщиков, розничных сетей и т. д. субъекты получают возможность отслеживать движение документов, счетов, сертификатов товаров, составляющих, комплектующих, снижая тем самым риски потери документов, расхождения в информации, человеческие ошибки (рис. 6).

Источник: составлено авторами.

Рис. 6. Схема технологии блокчейн в функционировании потребительского рынка / Fig. 6. The blockchain technology scheme in the functioning of the consumer market

Общее применение технологии блокчейн значительно упрощает процессы бухгалтерской работы, такие как сверка транзакций и отчетность, и является преимуществом как для непосредственно производителей, так и для других субъектов потребительского рынка. Если раньше сверка требовала сопоставления и перекрестной проверки документов из нескольких источников, то в случае применения технологии блокчейн операции сверки происходят мгновенно между всеми сторонами.

Использование технологии блокчейн в розничной и оптовой торговле проходит начальные стадии, но реализация немногочисленных успешных кейсов утверждает, что данная технология будет востребована уже в ближайшем будущем.

Авторы считают, что с целью дальнейшего изучения влияния цифровой экономики на социально-экономическое взаимодействие субъектов рынка необходима разработка научной методологии функционирования цифровой экономики в рамках глобальной экономической системы потребительского рынка, обеспечивающей взаимодействие государства, крупных и средних товаропроизводителей, домашних хозяйств для движения экономики в направлении роста не только основных показателей, но и гармоничного развития социума. Вышеуказанная проблематика будет рассмотрена в следующих публикациях авторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Авдеева И. Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. 2017. С. 19-25.

2. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. № 24. С. 11-21.

3. Бондарь А. А., Лосев В. С. Методика выбора информационной системы планирования ресурсов предприятия // Вестник ТОГУ. 2015. № 1. С. 93-102.

4. Варнавский В. Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики // Друкеровский вестник. 2015. № 3 (7). С. 73-80.

5. Добрынин А. П., Черных К. Ю., Куприяновский В. П., Куприяновский П. В., Синягов С. А. Цифровая экономика -различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4. № 1. Р. 4-10.

6. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. № 157. С. 17-20.

7. Попов Е. В., Семячков К. А. Особенности управления развитием цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 54-61.

8. Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. 2017. № 8 (80). URL: https://sovman.ru/article/8001/ (дата обращения: 12.02.2019).

9. Стефанова Н. А., Седова А. П. Модель цифровой экономики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 91-93.

References

1. Avdeeva I. L. Analiz perspektiv razvitiya tsifrovoi ekonomiki v Rossii i za rubezhom [Analysis of prospects of digital economy development in Russia and abroad]. Tsifrovaya ekonomika i «Industriya 4.0»:problemy iperspektivy = Digital economy and "the Industry 4.0": problems and prospects, 2017, pp. 19-25. (In Russ.).

2. Babkin A. V., Chistyakova O. V. Tsifrovaya ekonomika i ee vliyanie na konkurentosposobnost' predprinimatel'skikh struktur [Digital economy and its impact on the competitiveness of business structures]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2017, no. 24, pp. 11-21. (In Russ.).

3. Bondar' A. A., Losev V. S. Metodika vybora informatsionnoi sistemy planirovaniya resursov predpriyatiya [Selection procedure for information system of enterprise resource planning]. Vestnik TOGU = Bulletin of PNU, 2015, no. 1, pp. 93-102. (In Russ.).

4. Varnavskii V. G. Tsifrovye tekhnologii i rost mirovoi ekonomiki [Digital technologies and the growing of world economy]. Drukerovskii vestnik = Drukerovskij vestnik, 2015, no. 3 (7), pp. 73-80. (In Russ.).

5. Dobrynin A. P., Chernykh K. Yu., Kupriyanovskii V. P., Kupriyanovskii P. V., Sinyagov S. A. Tsifrovaya ekonomika -razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu tekhnologii (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA i drugie) [The Digital Economy - the various ways to the effective use of technology (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA, and others)]. International Journal of Open Information Technologies, 2016, vol. 4, no. 1, pp. 4-10. (In Russ.).

6. Pan'shin B. Tsifrovaya ekonomika: osobennosti i tendentsii razvitiya [Digital economy: features and development trends]. Nauka i innovatsii = The Science and Innovations, 2016, no. 157, pp. 17-20. (In Russ.).

7. Popov E. V., Semyachkov K. A. Osobennosti upravleniya razvitiem tsifrovoi ekonomiki [Features of managing the development of the digital economy]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and abroad, 2017, no. 2, pp. 54-61. (In Russ.).

8. Semyachkov K. A. Tsifrovaya ekonomika i ee rol' v upravlenii sovremennymi sotsial'no-ekonomicheskimi otnosheniyami [Digital economy and its role in the management of modern socio-economic relations]. Sovremennye tekhnologii upravleniya = Modern Management Technology, 2017, no. 8 (80). Available at: https://sovman.ru/article/8001/ (accessed 12.02.2019). (In Russ.).

9. Stefanova N. A., Sedova A. P. Model' tsifrovoi ekonomiki [Model Digital Economy]. Karel'skii nauchnyi zhurnal = Karelian scientific journal, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 91-93. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.02.2019 г.; принята к публикации 15.03.2019 г.

Submitted 17.02.2019; revised 15.03.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Романенко Ю. Д., Разин А. Ф., Тактарова С. В., Иванова М. И., Разин О. А. Взаимодействие субъектов потребительского рынка в условиях цифровой экономики // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2019. Т. 5. № 1. С. 106-115. DOI: 10.30914/24119687-2019-5-1-106-115

Об авторах

Романенко Юлия Дмитриевна

кандидат экономических наук, зам. начальника отдела управления проектами общественного питания АО «ВДНХ», г. Москва, jromanenko@vdnh.ru; julialioness@mail. гы

Анатолий Фёдорович Разин

доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела экономики Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства -филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», Московская область, Раменский район, д. Верея, razin@rambler.ru

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, Пензенский государственный университет, г. Пенза, staktarova@yandex. гы

Иванова Мария Ивановна

доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН, главный научный сотрудник отдела селекции и семеноводства Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», Московская область, Раменский район, д. Верея, ivanova_170@тси1. гы

Разин Олег Анатольевич

кандидат сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник лаборатории селекции и семеноводства капустных культур ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», Московская обл., Одинцовский район, п. ВНИИССОК, vniioh@yandex. гы

Citation for an article:

Romanenko Yu. D., Razin A. F., Taktarova S. V., Ivanova M. I., Razin O. A. Interaction of consumer market entities in conditions of digital economy. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2019. vol. 5, no. 1, pp. 106-115. DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-1106-115 (In Russ.).

About the authors Yuliya D. Romanenko

Ph. D. (Economics), Deputy Head of the Department of Project Management of Public Nutrition at "VDNKh" JSC, Moscow, jromanenko@vdnh.ru; julialioness@mail.ru

Anatoly F. Razin

Dr. Sci. (Economics), Chief Researcher of the Economics Department of the All-Russian Research Institute of Vegetable Growing - Branch of the Federal Research Centre for Vegetable Growing, Moscow Region, Ramensky District, Vereya, razin @rambler.ru

Svetlana V. Taktarova

Ph. D. (Economics), Penza State University, Penza, staktarova@yandex. ru

Mariya I. Ivanova

Dr. Sci. (Agriculture), Professor of the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher of the Breeding and Seed Production Department of the All-Russian Scientific Research Institute of Vegetable Growing -Branch of Federal Research Centre for Vegetable Growing, Moscow, ivanova_170@mail.ru

Oleg A. Razin

Ph. D. (Agriculture), Chief Researcher of the Laboratory of Breeding and Seed Production of Cabbage Crops, Federal Research Centre for Vegetable Growing, Odintsovsky District, Moscow Region, VNIISSOK, vniioh@yandex.ru

удк 336.6 doi: 10.30914/2411-9687-2019-5-1-116-122

Расчет математического резерва страховой компании

при совместном страховании рисков И. В. Сухорукова, Н. А. Чистякова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

Одним из наиболее востребованных видов страховых услуг во всех развитых странах является индивидуальное страхование. В России рынок добровольного личного страхования только начинает развиваться. Государство заинтересовано в ускоренном развитии данного вида долгосрочного страхования, так как оно способствует поступлению дополнительных средств в экономику страны и служит источником повышения инвестиционной привлекательности страны и благосостояния всех граждан. Актуальность данного научного исследования связана с переходом страхового надзора в РФ Центральному банку. Представленная работа посвящена актуарной методике расчета математического резерва по договорам страхования с несколькими застрахованными. Предполагается, что у двух партнеров существует совместная деятельность, связанная с выполнением ими своих обязательств в течение фиксированных отрезков времени, у каждого - своего. Партнер, выполнивший свои обязательства, перестает быть дальнейшим участником проекта. Партнеры хотят застраховать свое совместное дело от внешних случайных событий, влекущих досрочное выбытие из дела любого из них, поэтому в момент начала совместного проекта они заключают договор страхования, при котором в случае досрочного выхода из совместной деятельности по внешним причинам любого из компаньонов оставшийся в проекте партнер получает страховку, чтобы компенсировать потери и завершить совместный проект. Целью данной работы является вычисление математического резерва в любой момент действия такого договора. Разработаны теоретические аспекты, предложен алгоритм и практические рекомендации расчета резервов страховой компании в договорах о взаимном страховании участников в случае риска досрочного выхода одного из партнеров по причине внешних обстоятельств. При построении математической модели используется актуарная методика вычисления страховых тарифов методами теории вероятностей и математической статистики.

Ключевые слова: стоимость страхового договора, страховые суммы, финансовые схемы, математический резерв, актуарная математика, страховой тариф, нетто-ставка, плотность распределения, функция распределения.

Calculation of mathematical reserve

of the insurance company under joint insurance of risks I. V. Sukhorukova, N. A. Chistyakova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

One of the most popular types of insurance services in all developed countries is individual insurance. In Russia, the voluntary personal insurance market is just beginning to develop. The state is interested in the accelerated development of this type of long-term insurance, since it contributes to the flow of additional funds into the country's economy and serves as a source of increasing the country's investment attractiveness and the welfare of all citizens.The relevance of this research is related to the transition of insurance supervision in the Russian Federation to the Central Bank. The presented work is devoted to the actuarial methodology for calculating the mathematical reserve under insurance contracts with several insured persons. It is assumed that the two partners have joint activities related to the fulfillment of their obligations within a fixed period of time, each of them has its own. The partner who has fulfilled his obligations ceases to be a further participant in the project. Partners want to insure their joint business against external aleatory events that lead to the early quitting of any of them. Therefore, at the start of a joint project, they enter into an insurance contract, in which, in the event of an early quitting the joint activity due to external reasons of any of the partners, the remaining partner receives insurance to set off losses and complete the joint project. The purpose of this work is to calculate the mathematical reserve at any time of the validity of such a contract. Theoretical aspects are developed, the algorithm and practical recommendations for calculating the reserves of the insurance company in mutual insurance contracts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.