УДК 376.3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ
КОМАНДЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
© 2019 В. В. Заболтина1, С. Б. Домогатский2, М. Д. Заболтин3
1канд. пед. наук, доцент кафедры дефектологического образования, сурдопедагог
e-mail:zaboltina @ bk. ru
Россия, Череповец, ФГБОУВО «Череповецкий государственный университет»
Россия, Череповец, БУЗ ВО «Череповецкая городская больница»
2обучающийся 6 курса, направление подготовки 31.05.01 Лечебное дело e-mail: domogatskii [email protected]
3обучающийся 6 курса, направление подготовки 31.05.01 Лечебное дело e-mail: zaboltin mihail @ list. ru
Россия, Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
В статье рассматриваются проблемы ранней мультидисциплинарной помощи детям с нарушениями слуха. Отмечается, что успешная реабилитация, абилитация и социализация возможны, если семьям и их детям будет оказываться регулярная квалифицированная медицинская, техническая и специальная психолого-педагогическая поддержка в условиях учреждений здравоохранения по месту жительства.
Ключевые слова: аудиологический скрининг, кохлеарная имплантация, нарушения слуха, ранняя комплексная помощь.
В Российской Федерации на государственном уровне уделяется значительное внимание детскому здоровью и оказанию ранней междисциплинарной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, с целью создания системы первичной профилактики детской инвалидности, внедрения современных и инновационных, в том числе высокотехнологичных методик комплексной реабилитации и ранней помощи. Подчеркивается необходимость и важность применения мультидисциплинарного (включающего медицинскую, коррекционно-педагогическую и социально-психологическую составляющие) подхода к помощи ребенку и членам его семьи.
На современном этапе развития науки и практики не подвергается сомнению важность первых лет жизни для развития ребенка в его развитии и коррекции выявленных у него нарушений [Денисова, Заболтина, Леханова 2016]. Речевое развитие является одним из условий, обусловливающих адекватное психофизическое, познавательное, личностное развитие ребёнка и его социализацию. Особую группу составляют дети с перцептивными нарушениями слуха, чьи коммуникативные трудности без специальной ранней междисциплинарной помощи в дальнейшем будут выражены значительно, что влечет за собой инвалидизацию и срыв социальной адаптации. У детей данной группы также отмечается функциональная незрелость мозговых, в том числе корковых, структур, что вызывает дисфункцию различных
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
сенсорных анализаторов и их систем. Кроме того, тугоухость и глухота, не являясь тяжелой соматической патологией, оказывают тяжелую психоэмоциональную травму, захватывающую всех членов семьи, и требуют серьёзных материальных затрат семьи и государства.
В настоящее время по вопросам этиопатогенеза нарушений слуха у ученых нет единого мнения. Поражения слухового анализатора носят гетерогенный характер. Доказана роль в аскулярных нарушений функционального и органического генеза, инфекционных заболеваний, травматических повреждений, воспалительных заболеваний среднего и внутреннего уха, менингита различной этиологии, токсических повреждений, наследственных заболеваний, врожденных пороков развития и др. Среди медико-генетических факторов нарушения слуха особое место занимает атипичное функционирование генов, ответственных за выработку Connexin 26 [Петрова 2010].
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, распространенность заболеваний органа слуха в России составила 1,2 на 1 тыс. детского населения. В последнее время, по данным Федеральной службы государственной статистики, отмечается прогрессивный рост числа детей с нарушениями слуха (за период 2011-2016 гг. количество детей в возрасте до 18 лет впервые признанных инвалидами по слуху увеличилось на 11,9%), что связано, с одной стороны, с увеличением количества недоношенных (за период 2011-2015 гг. на 17,9%), у которых имеется высокий риск развития сенсоневральной тугоухости и глухоты, а с другой - с введением в Российской Федерации обязательного аудиологического скрининга всех новорожденных, детей младенческого и раннего возраста, который позволяет своевременно выявлять снижение слуховой функции с помощью современных объективных методов исследования всех отделов слухового анализатора.
Благодаря введению аудиологического скрининга новорождённых, использованию современных диагностических методов и технологий слухопротезирования, разработке новых методов педагогической реабилитации шансы детей с нарушениями слуха на успешную социальную адаптацию сегодня значительно повысились. Известно, что у детей, которым была проведена операция слухопротезирования в течение первого года жизни и которые получили своевременную абилитационную помощь, речевое развитие приближается к возрастной норме. Для детей с нарушенным функционированием волосковых клеток улитки внутреннего уха становится невозможным восприятие речи даже с использованием мощных современных слуховых аппаратов. Поэтому для них целесообразно раннее проведение операции кохлеарной имплантации, позволяющей преобразовывать звуковые волны в электрические импульсы. Кохлеарная имплантация является современным эффективным комплексным методом помощи детям с глубокой патологией слуха, включающим в себя инновационные, в том числе высокотехнологичные, разработки в области медицины и психолого-педагогической реабилитации. Однако повсеместной практики психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации, обеспечивающей полную реализацию реабилитационного потенциала ребенка, наряду с завершением разработки стандартов медицинской помощи детям с кохлеарными имплантами, в Российской Федерации пока не сложилось.
Аудиологический скрининг новорожденных и раннее слухопротезирование - это ключевой, но только первый этап абилитации детей с нарушениями слуха. Слуховой анализатор после операции слухопротезирования не может спонтанно начать выполнять свою ведущую роль в овладении речью. Дети не умеют воспринимать окружающие звуки, дифференцировать их друг с другом и поэтому не могут без
Заболтина В. ВДомогатский С. БЗаболотин М. Д.
Взаимодействие специалистов мультидисциплинарной команды и родителей
в процессе абилитации ребенка с нарушенным слухом
специальной поддержки овладеть речевой функцией.
Развитие речи детей возможно только на основе развитого слухового восприятия, поэтому необходимо осуществлять дифференцированную раннюю мультидисциплинарную помощь и постоянно поддерживать контакт родителей со специалистами (сурдологом, аудиологом, сурдопедагогом, психологом, логопедом), чтобы создать необходимые условия для коммуникации и развития. Следовательно, возрастает значение понимания специалистами медицинского, педагогического профилей и родителями важности их постоянного и систематического взаимодействия на основе современных знаний, достижений науки и технологий, понимания индивидуальных личностных и физиологических резервных возможностей ребенка и поддержания нормального общения с ним с целью составления и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка и его семьи.
Такой междисциплинарный подход требует от всех заинтересованных в скорейшей реабилитации ребенка сторон расширения и обновления знаний и умений в следующих областях: аудиология и слухопротезирование, современные подходы к слухоречевой реабилитации и обучению родителей в соответствии с семейно-центровым подходом, особенности помощи детям с сочетанными нарушениями и билингвизмом в семье и др.
Каждый из методов слухопротезирования требует интенсивной, систематической совместной работы специалистов и родителей, качественной медицинской и аудиологической поддержки, создания естественной речевой среды и ряда специальных условий (акустические, технические, педагогические, психологические) в повседневной жизни и на занятиях. К акустическим условиям можно отнести: расположение говорящего с протезированной стороны; материалы стен и пола с низким уровнем отражения звука; напевный темп, интонационно окрашенная речь и четкая артикуляция говорящего; использование повторений слов и простых коротких фраз; выделение голосом ключевых слов во фразе. Важным техническим условием для улучшения восприятия речи окружающих в различных акустических условиях является использование БМ-систем и других современных технологий [Королева 2012].
Основополагающим фактором речевого развития ребенка с нарушенным слухом является раннее, своевременное и качественное слухопротезирование, однако малыш не может сам оценить, насколько хорошо он слышит. Поэтому для правильной и адекватной настройки слухового аппарата или кохлеарного импланта важно наладить взаимодействие членов семьи больного и специалистов (аудиолога, сурдопедагога) с целью уточнения реакций ребенка на окружающие звуки и речь [Королева 2012]. Часто профессиональное общение затруднено из-за разности понимания проблемы специалистов различных профилей, специальностей и областей знаний. Для налаживания продуктивного контакта можно использовать «Дневник слухопротезирования ребенка раннего возраста» (Е.С. Гарбарук, И.В. Королёва (2015), в который специалисты и родители вносят результаты обследований слуховой функции ребенка, настроечных сессий и наблюдений за реакциями ребенка дома и на занятиях на звуковые раздражители, что позволяет в конечном итоге эффективнее развивать умение и навык малыша слышать и говорить. Важно отметить, что данный дневник также содержит советы для родителей по актуальным вопросам развития ребенка и использованию слуховых аппаратов.
Для успешной реабилитации и абилитации необходимо проведение педагогической диагностики, регулярных занятий-консультаций сурдопедагога по месту жительства семьи до и после протезирования, на которых родители научатся
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
развивать слух и речь своего ребенка в домашних условиях и получат ответы на волнующие их вопросы. При организации специальных занятий важно определить уровень слухоречевого развития ребенка и зону его ближайшего развития, учесть индивидуальные особенности, активно вовлекать родителей в занятия, ставить совместные задачи и достигать их. Сурдопедагог при этом должен владеть не только классическими методиками обучения детей со слуховыми аппаратами, но и современными методиками обучения проимплантированных малышей. Важно помнить, что в обучении детей с имплантированными кохлеарными имплантами следует опираться на их приобретенные слуховые, а не компенсаторные возможности, поэтому неприемлемо использование дактилологии и жестового языка, сопряженного проговаривания, опоры на тактильно-вибрационные ощущения и глобальное чтение [Королева 2012]. При адекватной помощи со стороны педагога и родителей ребенок научается слушать и различать звуки, а в дальнейшем и воспроизводить их.
Важность активного привлечения членом семьи ребенка в процессы реабилитации и обучения ребенка с нарушениями слуха не подвергается сомнению, но остаётся актуальным вопрос организации её психологической поддержки. Это вызвано необходимостью поддержания активности и мотивации семьи на постоянные систематические занятия с ребенком и использование его вновь приобретенных слухоречевых возможностей, корректировки психоэмоционального состояния и настроя её членов. Психологическая помощь должна быть предоставлена семье на постоянной основе. Этого можно достичь благодаря использованию различных видов помощи (физическая, информационная, эмоциональная) и форм работы: группы поддержки и обучения (очные и дистанционные посредством интернет технологий и электронных средств связи), индивидуальные консультации с использованием мобильных видов связи, заочные консультации через информационные буклеты и специально разработанные пособия.
Основной возможностью взаимодействия специалистов медицинского и педагогического профиля в учреждении здравоохранения является проведение консилиумов, где обсуждается стратегия оказания ранней мультидисциплинарной помощи ребенку с нарушенным слухом и его семье, а также вопросы комплексной диагностики развития ребенка и рекомендации для родителей по созданию специальных условий дома.
Специалисты, работающие с ребенком и членами его семьи должны осознавать и учитывать в своей работе следующие проблемы, которые могут стать препятствием для эффективной реабилитации и абилитации: материальные трудности в семье, неумение родителей оказывать ежедневную помощь своему ребенку, отсутствие поддержки родителей со стороны других членов семьи и родственников, ожидания, не соответствующие реальным возможным результатам, отсутствие мотивации к занятиям с малышом, тяжелый психологический статус. Результат ранней мультидисциплинарной помощи также во многом зависит от того, насколько рано и своевременно было обнаружено нарушение слуха у ребенка, начаты регулярные занятия с сурдопедагогом, проведено слухопротезирование и насколько успешно прошли первые этапы слухоречевой реабилитации. Кроме того, проблемы могут быть обусловлены несистематичностью наблюдений у специалистов (сурдолога, аудиолога, сурдопедагога) и отсутствием специальных условий в семье. Важно отметить необходимость стандартизации процессов абилитации и реабилитациив условиях детских поликлиник и регулярного повышения квалификации специалистов междисциплинарной команды.
Таким образом, успешная абилитация и социализация возможны, если семьям и
Заболтина В. ВДомогатский С. БЗаболотин М. Д.
Взаимодействие специалистов мультидисциплинарной команды и родителей
в процессе абилитации ребенка с нарушенным слухом
их детям будет оказываться систематическая квалифицированная медицинская, техническая и специальная психолого-педагогическая поддержка в условиях учреждений здравоохранения по месту жительства. Для этого важно организовать работу региональных междисциплинарных центров помощи, где будут созданы специальные условия, оказываться поддержка всем участникам абилитационного процесса, использоваться различные организационные формы помощи и современные дистанционные технологии, работать команды специалистов, которые владеют современными профессиональными компетенциями и средствами помощи, поддержки.
Среди нерешенных на сегодняшний день вопросов находится проблема стандартизации помощи детям с КИ и их семьям, что связано с необходимостью налаживания межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов. Прежде всего, диалог необходим в вопросах разработки единого научного подхода к слухоречевой реабилитации, стандартов помощи и при обсуждении новых целей-задач-компетенций специалистов.
Важно помнить, что реализация междисциплинарного подхода в работе команды специалистов, обладающих соответствующими современными знаниями и компетенциями, позволит сформировать у детей с нарушениями слуха способность к общению и социальный статус личности, направить их по пути инклюзивного образования (совместного со слышащими обучения), а в конечном итоге -трудоустроиться в зрелом возрасте.
Библиографический список
Денисова О.А., Заболтина В.В., Леханова О.Л. Проектирование программы подготовки межведомственной команды специалистов для работы с детьми раннего возраста // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. ст. по материалам науч.-практич. конф. (07-09 апр. 2016 г., Москва). М., 2016. С. 56-63.
Петрова Н.Н. Проблемы профессиональной сенсоневральной тугоухости: автореф. дис. ... док. мед. наук. СПб., 2010. 49 с.
Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012. 397 с.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). СПб.: КАРО, 2012.751 с.