УДК 37:001.127.18
М. П. Войтеховская, А. И. Таюрский
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Достижение нового качества российского образования и выполнение высокой миссии, возложенной на школу, по созданию конкурентного общества XXI в. возможно лишь совместными усилиями педагогов общеобразовательной и высшей школы. В Томской области накоплен определенный опыт такого взаимодействия и поставлена задача объединения и координации усилий высшей школы по взаимодействию с учреждениями общего образования.
Ключевые слова: модернизация образования, взаимодействие вузов с учреждениями общего образования, развитие учительского потенциала, качество образования, повышение квалификации педагогов.
В настоящее время Россия решает важнейшую задачу построения постиндустриального общества, что предусматривает глубокую перестройку всей системы российского образования. Общее образование - начальная и важнейшая составляющая этой системы, неслучайно основные направления развития общего образования заданы программой президентского уровня «Наша новая школа» [1]. Не будет преувеличением сказать, что основной интеллектуальный потенциал сосредоточен в системе высшего образования, поэтому вузы могут и должны сыграть существенную роль в реализации президентской программы. При этом основными направлениями приложения усилий для вузов являются:
1) развитие учительского потенциала через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
2) обновление содержания образования через экспертизу существующих и создание новых учебно-методических комплексов, а также через разработку и внедрение новых систем учебного оборудования;
3) индивидуализация образовательного процесса и поддержка талантливых детей в первую очередь через систему дополнительного образования.
Почему проблемы общего образования касаются вузов? Качество образования, которое дает вуз, зависит от уровня научной квалификации профессорско-преподавательского состава, организации учебного процесса, состояния материальной базы университетов и многого другого. Но решающее значение для качества подготовки выпускников имеет уровень способностей и мотивации, а также предметной подготовки абитуриентов. Все эти качества формируются в школе, а это значит, что вузы должны прийти в профильную школу как заинтересованные партнеры. В этом свете рассмотрим то, что уже делают томские университеты, чтобы помочь школе решать возникающие проблемы.
Во-первых, в последние десятилетия в обществе сформирован устойчивый стереотип: люди нау-
ки - это социальные неудачники, которые занимаются непонятными и плохо оплачиваемыми вещами. Трудно бороться с этими стереотипами в школе, но еще можно, используя существующий авторитет высшей школы. Для этого вузы ведут в школах профориентационную работу, которую можно и нужно улучшить, объединив усилия в популяризации достижений науки и техники, делая общедоступными имеющиеся примеры успешности людей, занятых в этой сфере. Вузы региона должны скоординировать и объединить в этом свои действия при непосредственном участии школы.
Во-вторых, одной из причин снижения качества образования является ухудшение качества учебнометодического материала, что связано с фактической монополизацией всей системы производства, издания и распространения учебников, а также учебного оборудования для школы. Основная проблема - именно учебники, которые неоправданно часто меняются. При этом новые учебники по физике, математике, химии и т. д. часто оказываются хуже существовавших ранее. Имеющаяся база учебного оборудования в значительной мере далека от требований времени. Процесс создания и распространения учебного оборудования также монополизирован, что приводит к завышению цен на это оборудование при недостаточном его качестве. Вузы на уровне области могли бы противодействовать этим негативным явлениям, проводя научную экспертизу и создавая современное учебное оборудование и учебно-методические комплексы. В Томской области в этом направлении уже ведется работа.
В-третьих, главным условием повышения качества общего образования является уровень квалификации учителей. Действующий учитель работает в очень непростых условиях: нет устоявшихся стандартов, комплектов учебников. Намного сложнее стало работать со значительно хуже мотивированными на учебу школьниками. В значительной мере снижен уровень воспитательного процесса. Существенно изменило содержание работы учите-
ля введение ЕГЭ. В школу приходят новые образовательные технологии.
В этих условиях особую роль должна сыграть система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, что особенно актуально для отдаленных малочисленных и малокомплектных школ [2]. В программе «Наша новая школа» этому придается особое значение. В частности, поставлена задача активно привлекать высшую школу к повышению квалификации действующих учителей. Поэтому в Томской области, как в целом по России, необходимо создать условия для более активного привлечения вузов к этой работе.
Отдельная задача, которая поставлена программой «Наша новая школа», - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования при условии прохождения ими психо-лого-педагогической подготовки и освоения новых образовательных технологий. Главными средствами решения этой задачи являются профессиональная переподготовка и обучение в педагогической магистратуре, что может стать эффективным инструментом повышения квалификации и действующих учителей с педагогическим базовым образованием. Для этого желательно предусмотреть возможность обучения в магистратуре по педагогическим направлениям за счет средств федерального бюджета специалистов, получивших дипломы до вступления в действие нового закона.
Направлениями воздействия системы высшего образования на систему общего образования могут быть непосредственная работа вузов с учениками и учителями, взаимодействие вузов с департаментами образования и их учреждениями. В Томске уже накоплен некоторый опыт взаимодействия учреждений высшего профессионального образования со школами и учащимися. Во-первых, все томские вузы имеют структуры довузовской подготовки и осуществляют подготовительные курсы для абитуриентов, направленные на профориентационные цели и повышение качества подготовки будущих студентов.
Профориентационная работа со школьниками не только Томска и области, но и соседних регионов обрела следующие формы: «Дни открытых дверей»; работа выездных агитбригад; различные культурные мероприятия, экскурсии в университеты. Томский государственный и Томский политехнический университеты курируют или имеют в качестве структурных подразделений лицеи и гимназии. Для педагогического университета «родными» являются «базовые школы» (их более 50 в городе и более ста по области, многие из которых - малокомплектные).
Почти все вузы создали предметные школы: «Школа юного архитектора» (ТГАСУ); «Школьный университет» (ТУСУР); «Естественнонаучная
школа ТПУ»; «Физико-математическая школа», школы «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер», «Школа молодого журналиста» (ТГУ); «Медико-биологическая школа» (СГМУ); «Летняя математическая школа», «Летняя естественнонаучная школа», вечерняя «Биолого-химическая школа», «Дистанционная школа по информатике» (ТГПУ). Самой распространенной формой работы являются предметные олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции с участием школьников. Для выпускников школ созданы специальные порталы, пособия по подготовке к ЕГЭ, программы дистанционного образования, позволяющие углубить знания по отдельным темам или предметам.
При всей значимости непосредственной работы вузов с учащимися следует отметить, что вузы не могут и не должны заменять школу. Их деятельность в этой сфере носит выборочный характер и должна быть направлена либо на разработку и внедрение новых образовательных технологий, либо на адресную работу с одаренными детьми. Основное направление воздействия вузов на школу - это их работа по повышению квалификации учительских кадров, оказание помощи в научно-методическом обеспечении учебного процесса. Этот процесс активно осуществляется ТГПУ, ТГУ, ТПУ.
В направлении деятельности вузов с департаментами образования и их учреждениями основными являются повышение квалификации и переподготовка руководящих кадров, что приобрело особую актуальность в связи с переходом учреждений образования к новым организационно правовым формам в соответствии с Федеральным законом от 1.01.2011 г.
Вторым поводом тесного взаимодействия вузов с департаментами образования является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и новых направлений деятельности. В ТГУ работает Институт инноваций в образовании, одним из направлений деятельности которого является проектирование содержания и форм организации инновационного образования в муниципальных и региональных системах образования. В ТПУ создается система тестирования и оценки для образовательных учреждений Томской области. ТГПУ участвует в выполнении проектов по внедрению свободного программного обеспечения в системе общего образования, осуществляется мониторинг кадровых потребностей школ области, реализуется проект по поддержке малокомплектных школ Томской области [3]. Кроме того, ТГПУ активно участвует в разработке нормативного и правового обеспечения деятельности малокомплектных школ. Так, разработаны базисные учебные планы, методические рекомендации по орга-
низации образовательного процесса и по управлению МКШ, университет участвовал в разработке рекомендаций по финансово-экономическому
обеспечению малокомплектных школ.
Среди поручений Президента Правительству Российской Федерации содержится пункт о создании специализированных общеобразовательных центров. Томский государственный педагогический университет создал Центр физико-математического и естественнонаучного образования. Наличие в Томской области технико-внедренческой зоны возлагает особую ответственность на учреждения системы общего и профессионального образования за качество подготовки кадров для ТВЗ. К сожалению, по всей стране наметилась тенденция к снижению качества физико-математического и естественнонаучного образования в школах, объективными показателями которого, в частности, является недостаточный уровень результатов ЕГЭ. Сложная ситуация сложилась в преподавании в школах физики в классах гуманитарной направленности [4]. Сокращается число школьников, избирающих в качестве выпускных экзаменов физику, химию, биологию. Снижение качества школьного физико-математического и естественнонаучного образования требует оперативного реагирования на системном уровне.
В настоящее время Томский государственный педагогический университет совместно с департаментом образования г. Томска реализует комплексную программу по развитию физико-математического и естественнонаучного образования. В программу вовлечены все томские школы, педагоги которых совместно со специалистами университета - психологами, педагогами и предметниками -проводят отбор школьников по способностям
успешно обучаться по физико-математическим и естественнонаучным направлениям; профориентационную работу с учетом личностных характеристик выпускников. Ведется работа по совершенствованию необходимого научно-методического аппарата и оказанию соответствующей помощи педагогам и учащимся при подготовке к ЕГЭ. Коллектив университета разрабатывает специальные электронные обучающие программы, сочетающие в себе достоинства учебного пособия и тренажера по ЕГЭ. На базе Центра физико-математического и естественнонаучного образования проводится повышение квалификации учителей. Его работа связана с реализацией программы «Талантливые дети», поскольку он, являясь структурным подразделением ТГПУ, выполняет и функции учреждения дополнительного образования. К работе здесь привлечены лучшие научно-педагогические кадры Томска, специалисты из ведущих российских и зарубежных вузов и научных учреждений.
Задачами Центра являются кардинальное улучшение физико-математического и естественнонаучного образования и восполнение научной элиты за счет талантливой молодежи, победителей высокого уровня конкурсов и олимпиад. Помимо прочего, Центр позволяет реализовывать одно из положений программы «Наша новая школа», поскольку создает условия развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Таким образом, только совместными усилиями педагогов общеобразовательной и высшей школ возможно достижение нового качества российского образования и выполнения высокой миссии, возложенной на школу, по созданию конкурентного общества XXI в.
Список источников и литературы
1. Образовательная инициативная программа «Наша новая школа».
2. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Санникова И. Г. Основные теоретические положения концепции подготовки управленческо-педагогических команд для модернизации малокомплектных школ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 57-61.
3. Михайличенко А. Ю. Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета) // Там же. 2009. Вып. 12 (90). С. 19-21.
4. Румбешта Е. А., Гельфман Е. Г. Особенности преподавания физика в школах разного типа // Там же. 2010. Вып. 11 (101). С. 128-131.
Войтеховская М. П., кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Таюрский А. И., доктор экономических наук, профессор, академик РАО, председатель СО РАО, заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ; директор.
Институт проблем непрерывного образования РАО.
Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.02.2012.
M. P Voitekhovskaya, A. I. Tayurskiy
THE INTERACTION OF HIGHER VOCATIONAL AND GENERAL EDUCATION AS AN IMPORTANT POTENTIAL RESOURCE
FOR THE DEVELOPMENT OF TEACHERS
Achievement of the new quality of Russian education and implementation of high mission entrusted to the school in creation of the competitive society of the 21st century is possible only by joint efforts of the teachers of secondary and higher education. In Tomsk region there has been accumulated some experience of this interaction and the task of unification and coordination of higher education institutions to interact with general education institutions.
Key words: modernization of education, collaboration with institutions of higher education institutions of general education, development of teaching capacity, quality of education, professional development of teachers.
Voitekhovskaya M. P.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Tayurskiy A. I.
Institute of Continuing Education Problems of the Russian Academy of Education.
Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021.
E-mail: [email protected]