УДК 37.018.26
DOI: 10.54158/27132838_2021_5_23
Научная статья
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Исакова Г.К.,
магистрант 3 курса ОП «Педагогическая инноватика» Центра магистерской подготовки,
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14, gulschat_2301@mail
Аннотация:
В статье рассматривается сущность понятия взаимодействия семьи и школы. Авторы отмечают, что взаимодействие детей в классах сельской малокомплектной школы близко к взаимодействию в семье, поскольку реализуется на основе разновозрастного взаимодействия. Практика современных малокомплектных школ в селах демонстрирует достаточно низкий уровень организации взаимодействия семей и школы, что негативно сказывается на воспитании детей. Задача учителя сельской школы состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию детей, не допустить полного перекладывания на школу функций родителей.
Ключевые слова: взаимодействие, малокомплектная сельская школа, семья, дети, воспитание.
Original article
FAMILY - SCHOOL INTERACTION IN A SMALL RURAL SCHOOL
Isanova G.K.,
Master student 3ndcourse OP student
2ndcourse OP OP «Pedagogical innovation»,
Master's Training Center,
Omsk State Pedagogical University,
14, nab. Tukhachevsky, Omsk, 644099, Russia
gulschat_2301@mail
Summary:
The article discusses the essence of the concept of interaction between family and school. The authors note that the interaction of children in the classrooms of a rural small school is close to the interaction in the family, since it is implemented on the basis of different age interactions. The practice of modern small schools in villages demonstrates a rather low level of organization of interaction between families and schools, which negatively affects the upbringing of children. The task of the teacher of a rural school is to draw the attention of parents to the upbringing of children, to prevent the full transfer of the functions of parents to the school.
Keywords: interaction, small rural school, family, children, education.
23
Для цитирования: Исанова Г.К. Взаимодействие семьи и школы в условиях малокомплектной сельской школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 23-30. DOI: 10.54158/27132838_2021_5_23
For citation: Isanova GK. Family - school interaction in a small rural school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):23-30. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_23
Введение. Воспитание детей начинается именно с семьи, поскольку нравственные и культурные основы ребенок перенимает у близких окружающих его людей; направленное воздействие школы будет эффективным при повсеместном и заинтересованном участии родителей. Современная рыночная экономика обусловила смену приоритетов для многих людей, которым нужно искать средства для заработка, постоянно совершенствоваться и развиваться для обеспечения должного финансового положения. В таких условиях, к сожалению, родители отводят воспитание детей на второй план, а во многом полагаются в этом вопросе на школу и педагогов, считая воспитание исключительно их задачей. В связи с этим, остро стоит проблема обеспечения мотивации семьи к участию в процессе воспитания детей, что предъявляет новые требования к педагогической науке и практике, где должны быть проработаны вопросы сотрудничества семьи и школы.
Материалы и методы: анализ теоретических источников и педагогического опыта, систематизация.
Результаты исследования и их обсуждение. О важности взаимодействия семьи и школы писали Ш.А. Амонашвили [1], А.С. Макаренко [2], В.А. Сухомлинский [3], К.Д. Ушинский [4]. Анализ нормативных документов, регулирующих сферу российского образования, свидетельствует о том, что в современной России взаимодействие с семьей признается одним из приоритетных направлений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует на государственно-общественное управление образованием,
24
взаимодействие с семьей в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения1.
Значимость организации сотрудничества школы и семьи отмечается в современных стандартах образовательной деятельности в РФ. В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования названо «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»2.
По мнению В.П. Фофанова, «взаимодействие всегда предполагает большую активность одной из сторон, при этом не исключая возможную активность другой стороны» [5, с. 145].
В исследованиях И.Б. Котова и Н.И. Шиянова понятие «взаимодействия» рассматривается в качестве косвенного или прямого взаимодействия субъектов определенного процесса (к примеру, образовательного) друг на друга, что формирует соответствующую и взаимообусловленную связь [6, с. 154].
И.В. Кощиенко отмечает, что «взаимодействие - условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий
взаимообусловленность связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент педагогического общения, заключающийся в обмене действиями, в планировании общей деятельности» [7, с. 66].
Взаимодействие рассматривается как взаимная активность родителей учащихся и учителя, классного руководителя, в процессе которого
1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
25
осуществляется межличностный контакт между указанными участниками взаимодействия. В центре внимания находится всестороннее развитие личности учащегося и позитивная социализация, проявляющиеся в изменениях в поведении, деятельности, отношениях всех субъектов взаимодействия.
Выделяют следующие компоненты взаимодействия. Во-первых, обмен мыслями, знаниями, целями, т.е. информацией (коммуникативный компонент); во-вторых, обмен действиями (деятельностный компонент); в-третьих, процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). В совокупности данные компоненты обеспечивают взаимопонимание людей и их полноценное взаимодействие.
По мнению Е.В. Коротаевой, в основе педагогического взаимодействия лежит «детерминированная образовательная ситуация, выражающаяся в наличии особой связи образовательных объектов и субъектов, которая, в итоге, влечет к определенным количественным и качественным изменениям сущности, организации и эффективности педагогического процесса» [8, с. 117]. Педагогическое взаимодействие - это личностный контакт субъектов образовательного процесса - учителей, учащихся и их родителей, он всегда направлен на какие-либо взаимные изменения в их поведении, установках, совместной деятельности.
Вопрос взаимодействия семьи и школы наиболее остро стоит в современной сельской малокомплектной школе.
Малокомплектная школа занимает особое место в жизнедеятельности небольшого села, фактически, является для жителей не только воспитательно-образовательным учреждением, но и настоящим культурным центром села. Малокомплектные школы характеризуются специфическими особенностями, среди которых достаточно замкнутый социум с уже сформировавшимися отношениями, наличие постоянного дефицита общения среди учащихся.
26
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in Education:Electronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
Вопрос взаимодействия семьи и школы наиболее остро стоит в современном селе. С одной стороны, в небольшом селе у учителя есть возможность ежедневно обмениваться с родителями информацией о поведении и успеваемости ребенка. А с другой стороны, наблюдается пассивность и безразличие многих родителей к вопросам образования и воспитания по разным причинам, в том числе: неудовлетворенность качеством образования, низкий культурный уровень самих родителей и другие.
Практика взаимодействия семей и школы в современных сельских малокомплектных школах нуждается в обновлении форм, методов и средств взаимодействия с родителями, - это жизненно необходимо для успешного решения задач воспитания и образования детей в современном обществе.
На наш взгляд, в основе эффективного взаимодействия школы и семьи лежит положение о том, что семья - это основа, главенствующее звено, поскольку именно в семье закладываются нравственные основы. Модель взаимодействия детей в классах сельской малокомплектной школы реализуется по принципу семейной модели: разновозрастные дети и доверительные отношения между ними. Дети в малокомплектной школе друг с другом хорошо знакомы и, как правило, много общаются и за пределами школы. Также отношения с учителями у школьников гораздо ближе, чем в массовых городских школах. Это положительно сказывается на дисциплине, создании почти семейной атмосферы взаимопомощи и поддержки. Можно сказать, что именном семья является образцом для выстаивания педагогического взаимодействия в малокомплектной школе.
Поэтому одной из задач учителя в малокомплектной школе состоит в том, чтобы привлечь родителей к воспитанию своих детей, не допустить полного перекладывания на школу функций родителей.
27
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in Education:Electronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
В связи с этим, основной целью взаимодействия семьи и малокомплектной сельской школы состоит в том, чтобы включить родителей в воспитательный и образовательный процесс через «формирование оптимальных педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих совместное сопровождение ребенка в образовательном процессе» [9, с. 29].
Заключение. Очень важно, чтобы родители принимали активное участие в школьной жизни, как образец примера и авторитета для учащихся. Участие родителей может быть самым разнообразным - от помощи в обеспечении жизнедеятельности малокомплектной школы до включения в проектную деятельность и участия в культурно-просветительских событиях в течение всего учебного года. Взаимодействие с родителями особенно актуально также в связи с естественными трудностями организации учебно-воспитательной деятельности, обусловленными небольшой численностью учебного коллектива учеников и учителей. Взаимодействие с родителями особенно значимо в современной малокомплектной школе; при этом, основной целью взаимодействия с семьей является интеграция родителей в воспитательное пространство школы, проявляющееся в непосредственном участии семьи в воспитании учащихся.
1. Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования. СПб.: Питер, 2019. 58 с. [Amonashvili ShA. Dukhovnaya osnova obrazovaniya. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2019. 58 p. (In Russ.).]
2. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с. [Makarenko AS. O vospitanii. Moscow: Politizdat Publ.; 1988. 256 p. (In Russ.).]
Список литературы / References
28
3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Академия, 2019. 247 с. [Sukhomlinskii VA. Roditel'skaya pedagogika. Moscow: Akademiya Publ.; 2019. 247 p. (In Russ.).]
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 776 с. [Ushinskii KD. Sobranie sochinenii. Moscow: Akad. ped. nauk RSFSR Publ.; 1950. Vol. 8. 247 p. (In Russ.).]
5. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. 304 c. [Fofanov VP. Sotsial'naya deyatel'nost' kak sistema. Novosibirsk: Nauka Publ.; 1981. 304 p. (In Russ.).]
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999. 288 с. [Kotova IB, Shiyanov EN. Razvitie lichnosti v obuchenii. Moscow: Akademiya Publ.; 1999. 288 p. (In Russ.).]
7. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2012. 208 с. [Koshchienko IV. Vzaimodeistvie pedagogov i roditelei v usloviyakh gruppy kratkovremennogo prebyvaniya detei v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Cand. pedagogic sci. Diss. Moscow, 2012. 208 p.]
8. Коротаева Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий. М.: Юрайт, 2019. 242 с. [Korotaeva EV. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeistvii. Moscow: Yurait Publ.; 2019. 242 p. (In Russ.).]
9. Ткачёва А.В. Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по В.А. Сухомлинскому // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 20-23 октября 2019 г. СПб: Свое издательство, 2019. С.
29
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in EducationiElectronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
28-31. [Tkacheva AV. Semeinaya pedagogika i unikal'nost' metodiki vzaimootnosheniya uchitelya s uchenikom po V.A. Sukhomlinskomu. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy XI Mezhdunar. nauch. konf; 2019 Oct 20-23; Saint Petersburg; Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo Publ.; 2007. pp. 28-31. (In Russ.).]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
The author has read and approved the final manuscript
Сведения об авторе:
Исанова Гульшат Кайдаровна, магистрант 3 курса ОП «Педагогическая инноватика» Центра магистерской подготовки, ФГБОУВО «Омский государственный педагогический университет», е-mail: gulschat_2301@,mail
Isanova G.K., Master student 3ndcourse OP student 2ndcourse OP OP «Pedagogical innovation», Master's Training Center, Omsk State Pedagogical University, е-mail: gulschat_2301@,mail
Поступила 21.10.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 28.11.2021. Submitted 21.10.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 28.11.2021
(jj Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.U License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
30
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in Education:Electronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru