Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
Научная статья
УДК 37.018.26
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-18-24
Светлана Сергеевна Игнатович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-1625-77Tk, e-mail: vign62@mail.ru
Арина Владленовна Игнатович
г. Москва, Россия ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X e-mail: arign90@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОСНОВНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье описана проблема становления ребенка в семье. Показана проблема взаимоотношений родителей с детьми. Даны отличительные особенности и характеристика современной семьи. Представлен анализ научной литературы и методических рекомендаций по вопросам семейного воспитания. Выделены основные правила, на основе которых строится взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе. Семья как социокультурный феномен позволяет нам говорить не о формировании ее по определенному заданному образцу, а об оптимизации процесса семейного воспитания. Раскрыты психологические механизмы социализации ребенка в семье. Показано, что в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, нравственные, демографические. Отмечено, что жизнь семьи характеризуется многочисленными отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Среди многообразия реализуемых семьей функций выделены воспитательная и родительская.
Ключевые слова: семья, социализация, взаимоотношения, родительская функция
Для цитирования: Игнатович С.С., Игнатович В.К., Игнатович А.В. Взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе. Педагогика: история, перспективы.2020.Том. 3. № 4. С. 18-24. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-18-24
Original article
Svetlana S. Ignatovich
Kuban state University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru
Vladlen K. Ignatovich
Kuban state University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X, e-mail: vign62@mail.ru
Arina V. Ignatovich
Moscow, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X e-mail: arign90@mail.ru
INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL AS THE MAIN EDUCATIONAL INSTITUTION IN SOCIETY
Abstract. The article describes the problem of formation (development) a child in a family. It demonstrates a problem in parent-child relationships. Distinctive features and characteristics of the modern family are given. The article analyzes scientific literature and methodological recommendations on family education. The basic rules on the basis of which the interaction between family and school as the main educational institution in society is based are highlighted. The family as a socio-cultural phenomenon allows us to speak not about forming it according to a certain set pattern, but about optimizing the process of family education. Psychological mechanisms of child socialization in the family are revealed. It is shown that in addition to the main socio-economic factors, other factors -biological, psychological, moral, and demographic-are involved in the transformation of the family. It is noted that family life is characterized by numerous relationships: socio-biological, economic, moral, and psychological. From the variety of functions performed by the family, educational and parental functions are highlighted.
Keywords: family, socialization, relationships, parental function
For citation: Ignatovich S.S., IgnatovichV.K., Ignatovich A.V. Interaction between family and school as the main educational institution in society. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume. 3. No. 4. P. 18-24.
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-18-24 (In Russ., abstract in Eng.).
На протяжении многих десятилетий семья как сфера духовно-нравственного становления ребенка выступает объектом самых разных по своему содержанию исследований. Эта проблема является междисциплинарной [1].
С точки зрения социальной группы она относится к сфере исследований социальной психологии. Условия социализации ребенка в семье отражены во многих социально-психологических исследованиях западных психологов (Т. Пар-сонс, О. Брим, Э. Дюркгейм, К. Роджерс, А. Бандура, У. Бронфенбренер, Э. Эриксон, Ф. Хайдер, Ф. Оллпорт и др.). Особо подробно роль семьи в процессе социализации и духовно-нравственного воспитания личности ребенка рассмотрена в теориях социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура) и психодинамической теории социализации Ф. Хайдера. В первом случае семья понимается как главный источник «подкреплений» социально одобряемого поведения ребенка, ее роль состоит в том, чтобы «давать модели социально приемлемого поведения» [2, с. 49]. Во втором случае (психодинамическая концепция социализации) семья понимается как источник «воспитательных барьеров», преодолевая которые за счет собственной внутренней активности, ребенок социализируется.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях семья чаще всего анализируется в русле понятий социальной педагогики и общей теории воспитания (В.А. Мудрик, И.С. Кон, Н.Ф. Голованова, С.Д. Поляков, О.С. Газман, В.А. Сла-стенин и др.). Так, рассматривая современную семью в качестве одного из микрофакторов социализации, В.А. Мудрик [3] выделяет следующие ее свойства.
Современная семья сильно отличается от той, которая была типична в начале двадцатого века. Она стала нуклеарной (состоящей из детей и родителей). Вследствие этого исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми членами семьи, взрослыми братьями и сестрами, тетками и дядьями. При сохранении традиционного разделения мужского и женского труда, первый в массе своей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи с ее «домашней» и «внедомашней» ролью в семье. Дети достаточно рано приобретают высокий внутрисемейный статус.
Семья - важнейший фактор социализации, так как она представляет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется конкретными параметрами жизни семьи. Социокультурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе и в учебе. Демографический параметр определяется структурой семьи - большая или нуклеарная, полная или неполная, малодетная или многодетная.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых лет коренными изменениями ее эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу - сравнительно недавнее приобретение человечества. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, всё более становясь эмоционально-психологическими, то есть определяемыми мерой и глубиной привязанности их друг к другу. Но это, как ни парадоксально, отмечает В.А. Мудрик, не упрощало семейную жизнь, а лишь усложняло ее, ибо резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые очень многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь, для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди их сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении этих занятий родителями. Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста стали зарабатывать деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей, делая иногда детей основными «добытчиками» в семье.
Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда отличают то, что следует разрешать, от того, что разрешать не следует, что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях с детьми достаточно трудной.
Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов подчеркивается в исследованиях известного психолога И.С. Кона. Он, в частности, указывает, что содержание и характер этого влияния связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Во-первых, с подкреплением - поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм, знания о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример. И, наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы, или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом [4, с. 78].
Современные семьи, развивает эту мысль В.А. Мудрик, разнообразны с точки зрения того, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них названные механизмы социализации. Обобщая сказанное, он отмечает, что «есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия» [5, с. 64].
Одна из особенностей современной семьи, по мнению В.А. Сластенина [6], состоит в том, что, в отличие от других социальных институтов, семья не поддается прямому формирующему (перестраивающему) воздействию. Процесс морального, психологического обновления семьи длителен, противоречив и сложен. Именно это свойство семьи как социокультурного феномена позволяет нам говорить не о формировании ее по определенному заданному образцу, а об оптимизации процесса семейного воспитания.
Сам термин «оптимизация» использован нами в значениях понятия «оптимальность», определенных в междисциплинарном словаре по педагогике, где оптимальность достаточно близка по смыслу к эффективности.
В первом значении она трактуется как «достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников». Второе значение - «наилучший с точки зрения определенных критериев». В третьем значении оптимальность определяется как «наилучший для конкретных условий; наилучший из некоторых вариантов» [7, с. 222].
Таким образом, оптимизация процесса семейного воспитания предполагает достижение наилучшего из возможных результатов с учетом реальных условий жизни конкретной семьи.
Следует учитывать, что в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, нравственные, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии, равно как и трудности, связанные с прогнозированием развития семьи.
Жизнь семьи характеризуется многочисленными отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап развития семьи, подчеркивает В.А. Сластенин, связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные функции по отношению к обществу и человеку.
Среди многообразия реализуемых семьей функций можно выделить воспитательную и родительскую. Эти функции не тождественны друг другу. Воспитательная функция соответствует общественной миссии семьи и состоит в «передаче знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовном воспроизводстве» [7, с. 535]. Родительская же функция состоит в создании духовной гармонии совместной жизни детей и родителей. Оптимизация процесса воспитания ребенка в семье связана с проблемой целостности, взаимодополняемости и единства воспитательной и родительской функции.
В этой связи в духовно-нравственном воспитании выделены основные правила, на основе которых строится взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе.
Во-первых, в основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Во-вторых, необходимо укреплять доверие к воспитательным возможностям родителей и способствовать повышению уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
В-третьих, это педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
В-четвертых, необходим жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качеств ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие духовной личности.
Однако анализ научной литературы и методических рекомендаций по вопросам семейного воспитания позволил нам установить следующее противоречие. При всей положительной направленности школы на семью, цели воспитания в семье остаются подчиненными целям школьного (общественного) воспитания. Самостоятельного значения цели семейного воспитания не имеют, они воспринимаются лишь в контексте целей, определяемых государством, школой и обществом в целом. Процесс становления образовательной самостоятельности ребенка, выводящий его в позицию субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории, начинается в семье, причем уже с дошкольного возраста [8, с. 7 - 12., с. 8 - 9].
Данное обстоятельство позволяет нам утверждать, что в современной воспитательной ситуации отсутствует основа субъект-субъектных взаимодействий семьи и школы. Выявление причин и определение путей их возможного
преодоления составляют актуальное направление исследовательской деятельности. Последнее определяет необходимость глубокой проработки различных психологических, духовно-нравственных и социокультурных аспектов семейного воспитания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Чуприна А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка // диссерт. канд. философ. наук. Ставрополь, 2005.
2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. -272 с., с. 49.
3. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982. - 364 с.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: уч. пособие. - М., 1997. - 365 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
7. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с., с. 222.
8. Игнатович В.К. Проблема становления семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. №2. С. 7 - 12. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/3 7
REFERENCES
1. Chuprina A. A. Family as a sphere of spiritual and moral formation of a teenager's personality. dissert. PhD in philosophy. Stavropol, 2005. (In Russ).
2. Golovanova N. F. Socialization and upbringing of a child. SPb.: Speech, 2004. 272 p., p. 49. (In Russ).
3. Kojaspirova G. M. Kojaspirov A. Yu. Dictionary of pedagogy. M.: ICC "March"; Rostov n/A: Publishing center "March", 2005. 448 p. (In Russ).
4. Kon I. S. Psychology of a high school student. M., 1982 364 p. (In Russ).
5. Mudrik A.V. Introduction to social pedagogy: textbook. M., 1997. 365 p. (In Russ).
6. Slastenin V. A. Pedagogy: Textbook for students. higher PED. studies'. Institutions. V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; edited by V. A. Slastenin. 3rd ed., stereotype. M.: publishing center "Academy", 2004. 576 p. (In Russ).
7. Kodzhaspirov G. M. Kodzhaspirov A. Y. Dictionary of pedagogy. Moscow: ICC "March"; Rostov n/D: Publishing center "March", 2005. 448 p., p. 222. (In Russ).
8. Ignatovich V. K. the Problem of family formation as a subject of designing an individual educational trajectory of a child. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. No. 2. Pp. 7-12. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/37 (In Russ).
Информация об авторах: Игнатович Светлана Сергеевна, доцент, канд. пед. наук,
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117
ssign67@mail.ru
г. Краснодар, Россия
Игнатович Владлен Константинович, доцент, канд. пед. наук., доцент. Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 vign62@mail.ru
Игнатович Арина Владленовна, магистр психологии и педагогики, медиатор, воспитатель ДОУ г. Москва, Россия
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X arign90@mail.ru
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Ignatovich Svetlana Sergeevna, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences Kuban state University Corresponding author
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117
ssign67@mail.ru
Krasnodar, Russia
Vladlen Ignatovich, associate Professor, PhD, associate Professor. Kuban state University
ORCID Id: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X
vign62@mail.ru
Krasnodar, Russia
Arina Vladlenovna Ignatovich, master of psychology and pedagogy, mediator ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X arign90@mail.ru Moscow, Russia
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.07.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 10.08.2020
Принята к публикации / Accepted for publication: 20.08.2020
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests