УДК 339.72 А. А. ИЛЬЯС
AKYLBEKILYAS
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКОВ КАПИТАЛА КАЗАХСТАНА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ РЫНКАМИ
INTERACTION OF CAPITAL MARKETS IN KAZAKHSTAN WITH INTERNATIONAL FINANCIAL MARKETS
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы взаимодействия рынков капитала Казахстана и международных финансовых рынков. Рассмотрены виды международных финансовых рынков. Дана характеристика инвестиционной привлекательности Казахстана для институциональных инвесторов.
Ключевые слова: капитал; инвестиции; финансовый рынок; институциональные инвесторы; финансовая либерализация; финансовая глобализация.
Abstract: this article deals with the ways of integration capital markets in Kazakhstan and international financial markets. It examines the types of international financial markets. The article characterizes Kazakhstan’s investment attractiveness for the international investors.
Key words: capital; investments; financial market; institutional investors; financial liberalization; financial globalization.
Рынки капитала — это сфера, в которой формируются источники экономического роста, концентрируются инвестиционные ресурсы. За годы экономических реформ в Казахстане осуществлены многие необходимые меры по формированию рынков капитала, в том числе фондового рынка, и их финансового обеспечения. Развитие рынков капитала важно для решения таких социально-экономических задач, как преодоление спада производства и инвестиционного кризиса; обеспечение достойного уровня жизни населения; создание эффективного механизма перераспределения доходов с целью активизации инвестиционного процесса; достижение устойчивых темпов экономического роста.
Деятельность международных финансовых рынков предполагает присутствие на них представителей разных стран. На современные финансовые рынки развитых стран мира существенное влияние оказывает процесс их глобализации. Глобализация финансовых рынков означает интеграцию внутренних финансовых рынков различных стран и регионов в единый
мировой финансовый рынок. Причины глобализации определяются несколькими факторами.
1. Расширение и развитие внутренних финансовых рынков неизбежно приводит к накапливанию таких масс капитала, которые не всегда находят эффективное применение на внутренних рынках. Инвесторы начинают искать более эффективные формы приложения своего капитала на внешних рынках.
2. Разные страны оказываются заинтересованными в привлечении капитала из других стран и осуществляют относительную либерализацию различных аспектов функционирования своих финансовых рынков, что существенно облегчает доступ на них иностранного капитала.
3. Развитие современных технических средств телекоммуникации не только приводит к существенному упрощению процессов перевода капитала из финансовых рынков одних стран на финансовые рынки других, но и способствует широкому и беспрепятственному распространению информации о финансовых рынках, трансакциях на них, а также выполнению заказов и проведению анализа.
4. В современных условиях на финансовых рынках всё большую роль начинают играть институциональные инвесторы, которые управляют привлечённым капиталом своих клиентов или вкладчиков. К их числу относятся пенсионные фонды, страховые компании, а также коммерческие банки и сберегательные учреждения. Институциональные инвесторы накапливают весьма большие массы капитала. Так, в США существуют пенсионные фонды с капиталом до 5 трлн долл., для которых крайне важно, с учётом объемов их обязательств, найти наиболее эффективные формы вложения капитала, и они охотно улучшают характеристики доходности и риска своих портфелей за счёт инвестиций за рубежом.
Указанные причины взаимно обуславливают друг друга и приводят к ускоренному развитию процессов глобализации мировых финансовых рынков. Этот процесс захватывает не только рынки развитых стран мира, но и финансовые рынки развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Процесс глобализации представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление, поскольку, с одной стороны, он позволяет инвесторам разных стран использовать преимущества тех или иных финансовых рынков, способствует распространению существующих в развитых странах форм хеджирования риска, а с другой — проблемы и кризисы, возникающие в отдельных странах, хотя и имеют локальный характер, но могут оказывать своё негативное влияние на финансовые рынки других стран и регионов.
Ряд особенностей в способах интеграции имеют нефтедобывающие страны. Для них характерны значительные колебания величины счёта текущих операций вслед за изменением мировых цен на углеводороды. Другая отличительная черта этих стран состоит в том, что основная доля нефтяных доходов, как правило, находится под управлением государства. Всё более распространённой становится практика создания нефтяных фондов, в которых сберегается значительная часть доходов (по крайней мере в периоды благоприятной конъюнктуры). Стандартный подход состоит в инвестировании средств нефтяных фондов в иностранные активы. Это означает, что профицит/дефицит
счёта текущих операций частично компенсируется оттоком/притоком капитала по каналам государства благодаря изменению официальных валютных резервов, а направление потоков капитала может циклически меняться. На начальной стадии освоения месторождений для нефтедобывающих стран характерен массированный приток прямых иностранных инвестиций1.
Согласно стандартному подходу, финансовая открытость несёт с собой множество выгод. С точки зрения инвесторов, выход на внешние финансовые рынки позволяет увеличить доходность капитала и диверсифицировать риски. С позиции реципиентов капитала, привлечение внешних инвестиций расширяет возможности финансирования инвестиционных проектов, в результате чего увеличивается норма накопления, повышается фондовооружённость и ускоряется развитие экономики. Кроме того, наличие внешних рынков капитала способствует макроэкономической стабильности, позволяя сглаживать объём потребления за счёт заимствований в неблагоприятные периоды (спада производства или ухудшения внешней конъюнктуры) и погашения долга — в благоприятные.
Другой аспект финансовой интеграции — появление на внутренних рынках иностранных банков и инвестиционных компаний — также может иметь серьёзные положительные последствия. В результате усиления конкуренции повышается эффективность посреднической деятельности: снижается её стоимость и оптимизируется распределение ресурсов. Международный опыт показывает, что приход иностранных банков на внутренний рынок облегчает предприятиям доступ к кредитам.
В рамках этих представлений основной выигрыш от глобализации должны получать развивающиеся страны: у них, как считается, относительно низкий уровень сбережений и вследствие притока капитала снижаются процентные ставки. Для развивающихся стран характерна значительная волатильность макроэкономических показателей, соответственно они больше, чем развитые страны, нуждаются в стабилизирующих инструментах. Но финансовая интеграция несёт с собой немало рисков. Прежде всего, существенный приток капитала
1 Сейткасимов Г. С. Макроэкономические проблемы современной экономики Казахстана. Астана: изд-во КазУ- ЭФиМТ, 2010. С. 282.
может привести к серьёзным макроэкономическим проблемам, включая избыточную денежную экспансию (в силу трудностей стерилизации), перегрев экономики, инфляционное давление, реальное укрепление национальной валюты и ухудшение счёта текущих операций. Поддержание в таких условиях фиксированного обменного курса может в итоге подорвать стабильность и привести к валютному кризису. Одно из важнейших последствий либерализации движения капитала связано с принципом трилеммы: невозможностью в условиях открытости одновременно контролировать обменный курс и процентные ставки. Это означает, что власти либо должны перейти к более гибкому формированию обменного курса, либо они столкнутся с ограничениями при проведении независимой монетарной политики.
Как показали Дж. Айзенман, М. Чинн и Х. Ито, разные группы стран по-разному решали эту проблему. Наиболее развитые страны с начала 1990-х гг. на фоне существенной либерализации ослабили монетарную независимость, значительно повысив стабильность обменного курса (в основном благодаря образованию зоны евро). Страны с формирующимся рынком придерживались принципа стабильности обменного курса до конца 1980-х годов, после чего стали проводить компромиссную политику управляемой гибкости, основанную на промежуточном состоянии всех элементов трилем-мы: открытости счёта операций с капиталом, контроля обменного курса и монетарной независимости. Необходимым элементом такой политики выступает накопление значительных валютных резервов.
Анализ, проведённый Всемирным банком, показал, что потоки краткосрочного капитала носят проциклический характер: его приток увеличивается в периоды ускорения экономического роста и снижается в периоды замедле-ния2. Такая цикличность может быть опасна, если она связана не с изменением внутреннего спроса, а с внешними факторами, например (применительно к нефтедобывающей стране) с падением цен на нефть. Интеграция может усилить подверженность страны воздействию внешних условий. В частности, резкая смена
притока капитала на его отток (как в ходе нынешнего кризиса) может вызвать в стране — реципиенте инвестиций кризис ликвидности. При этом проблемы могут возникнуть даже у страны с хорошими макроэкономическими показателями, поскольку разворот капитала в подобной ситуации обусловлен ситуацией в стра-нах-донорах. Риск неожиданного прекращения притока или начала оттока капитала из развивающихся стран в последнее время вызывает особые опасения, так как многие из этих стран в значительной степени полагаются на заимствования в зарубежных банках или на портфельные инвестиции иностранных инвесторов.
Ещё один источник рисков связан с тем, что финансовая интеграция повышает требования к качеству общественных институтов. Особенно важны в такой ситуации ответственная макроэкономическая политика и здоровая финансовая система. Отметим, что доступ на мировые рынки капитала, не подкреплённый жёсткой бюджетной дисциплиной, нередко приводит к избыточным заимствованиям и наращиванию бюджетного дефицита и дефицита счёта текущих операций при низкой эффективности государственных расходов. Из-за большого объёма краткосрочного долга, номинированного в иностранной валюте, страна становится уязвимой к внешним шокам или изменению настроений инвесторов. Опыт многих стран с высокой степенью финансовой интеграции, пострадавших от такого накопления внешнего долга, указывает на усиление рисков низкой бюджетной дисциплины в условиях открытого счёта движения капитала. Его поспешное открытие также ставит страну перед серьёзными рисками, если её надзорные и регулятивные органы недостаточно эффективны. В условиях слабо регулируемой банковской системы и наличия других нарушений на внутренних финансовых рынках приток иностранного капитала может усилить существующую в такой экономике неэффективность. Например: если внутренние финансовые институты направляют значительную часть инвестиций в фирмы с плохими фундаментальными показателями и избыточными рисками, то финансовая интеграция приведёт к росту этих потоков.
2 The Benefits and Risks of Sort-term Borrowing / The World Bank // Global Development Finance. 2000. Vol. 1. Ch. 4.
Так как экономическая теория чётко не определяет баланс выгод и издержек финансовой открытости, целесообразно обратиться к эмпирическим исследованиям. При этом необходимо рассмотреть не только наличие связи между либерализацией и экономическим развитием, но и основные механизмы такой связи (если она существует). Наиболее детальный обзор эмпирических работ по данной теме представлен в исследовании экспертов МВФ3. Дж. Айзенман показал, что расчётная доля финансирования инвестиций (с учётом сбережений в одни годы и заимствований — в другие) за счёт собственных средств для развивающихся стран и стран с формирующимся рынком на протяжении 1990-х гг. оставалась стабильной (на уровне 90 %), несмотря на активные процессы либерализации4. Более того, авторы установили, что страны с более высоким уровнем «самофинансирования» росли быстрее других. Аналогичные результаты получили индийские исследователи, показав, что в развивающихся странах и в странах с формирующимся рынком между величиной счёта текущих операций и темпами роста существует положительная корреляция. Это означает, что наблюдаемый чистый отток капитала из стран данной группы не вредит их развитию. Можно сделать вывод, что анализ фактических показателей развития стран, активно проводивших политику финансовой либерализации, не даёт свидетельств её положительного эффекта (ни в отношении ускорения роста, ни в отношении снижения волатильности). Не находят подтверждения и стандартные гипотезы о механизмах такого эффекта (в частности о дефиците собственных финансовых ресурсов в развивающихся странах). Отсутствие ожидаемых положительных результатов можно частично объяснить тем, что отмеченные выше потенциальные отрицательные последствия либерализации могут перевешивать положительные эффекты, а также тем, что их потенциальные механизмы действуют лишь при определённых условиях.
Поскольку стандартные представления об эффекте финансовой либерализации не под-
тверждаются, необходимо существенно модифицировать подход к её оценке. Если проанализировать последствия притока капитала различного вида с точки зрения финансирования инвестиционных проектов, то можно увидеть, что различные формы инвестиций дают аналогичный эффект. Однако, если исходить из «побочных» эффектов движения капитала, различия могут оказаться весьма существенными. В этом случае надо изучить факторы, определяющие состав капитальных потоков.
В ряде исследований были сформулированы и иные эффекты либерализации. Так, А. Коуз5 выявил несколько косвенных выгод открытости финансовой системы, которые могут положительно воздействовать на совокупную факторную производительность, улучшая распределение ресурсов. К таким выгодам относятся: развитие внутреннего финансового сектора; улучшение институциональной среды; совершенствование государственного регулирования; оптимизация макроэкономической политики и др. Конкретным примером подобного «экстернального эффекта» открытости может быть повышение финансовой прозрачности и стандартов корпоративного управления в компаниях, заинтересованных в привлечении инвестиций на внешних рынках. Стимулом для них выступает снижение стоимости капитала, а эффект проявляется как до, так и после привлечения инвестиций. Для выхода на международные рынки капитала необходимо привести стандарты финансовой отчётности и корпоративного управления в соответствие с международными требованиями. После получения инвестиций компания или банк подвергаются мониторингу внешнего кредитора, либо они должны допустить внешнего собственника к корпоративному контролю. Косвенные выгоды могут быть связаны и с действиями властей: если, например, для привлечения внешних инвестиций они приводят в соответствие с лучшими международными образцами законодательство, касающееся функционирования финансовых рынков, условий инвестиционной деятельности, налогообложения и т. д. В ряде
3 Global Financial Stabiliry Report.
4 Aizenman J., Chinn M., Ito H. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper No 14553, 2008.
5 Kose A., Prasad Е., Terrones М. Financial Integration and Macroeconomic Volatility // IMF Staff Paper No 03/50. 2003.
эмпирических исследований подобный подход получил подтверждение. Так, листинг компании на бирже страны, имеющей высокое качество судебной системы и административного аппарата, а также более строгие требования по раскрытию информации, ведёт к улучшению корпоративного управления в этой компании. Стимулом служит повышение капитализации: факт котировки акций компании на американской фондовой бирже повышает их стоимость. Можно предположить, что исходные условия, определяющие эффект финансовой либерализации, обусловлены качеством институциональной среды. М. Клейн обнаружил значимое положительное влияние либерализации на экономический рост в странах с относительно высоким качеством институтов6. Учитывая тесную связь между институциональной средой и уровнем душевых доходов, можно предположить, что от либерализации могут выиграть страны с доходами выше среднего уровня.
Следующий шаг в понимании эффекта финансовой интеграции — выявление его порогового характера. Влияние либерализации на экономический рост может быть положительным или отрицательным в зависимости от исходного качества институциональной среды. Выигрывают от интеграции страны с развитой финансовой системой, с эффективной системой банковского надзора, с защищенными правами собственности, проводящие ответственную макроэкономическую политику. В этих условиях положительный эффект перевешивает риски глобализации, в противном случае общие последствия могут оказаться как положительными, так и отрицательными. Подтверждением этого вывода может служить более высокая степень либерализации в самых развитых странах.
Возникновение связи между институциональной средой и результатами либерализации может быть отчасти вызвано факторами, обуславливающими направление движения капитала. Л. Альфаро показал, что в 1970-2000 гг. распределение капитала между странами в значительной мере определялось качеством их институциональной среды: защищённостью соб-
ственности, степенью коррумпированности, квалификацией административного аппарата, соблюдением законности. Выявленная зависимость была достаточно сильной: по мере повышения качества институтов от уровня Перу до уровня Австралии при прочих равных условиях инвестиции выросли в четыре раза. С учётом сказанного, «парадокс Лукаса»7 получает институциональное объяснение: относительно небольшой по сравнению с предсказаниями стандартных теоретических моделей приток инвестиций в развивающиеся страны обусловлен низким качеством их институтов. Согласно выводам Л. Альфаро и соавторов, в рассмотренный ими период институциональные факторы служили основной причиной преобладания потоков капитала в развитые страны. Связанные с институциональной слабостью риски и дополнительные трансакции фактически снижали эффективную доходность инвестиций в развивающиеся страны. Таким образом, с учётом этих поправок предельная доходность инвестирования в развитые и развивающиеся страны оказывается примерно одинаковой.
Особенно чувствительны к качеству институциональной среды прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они составляют наиболее желательную форму притока капитала. Во-первых, ПИИ сопровождаются передачей технологий и управленческого опыта. Во-вторых, такие инвестиции менее мобильны, следовательно, в этом случае уменьшается риск внезапной остановки притока капитала, нередко провоцирующей серьёзный кризис. В ряде работ показано, что приток ПИИ практически полностью трансформируется в накопление основного капитала, тогда как для других видов капитала такая связь значительно слабее.
Следует учитывать, что важно не только, в какой форме инвестиции приходят в страну, но и в какие секторы они поступают. Так, инвестиции в обрабатывающую промышленность оказывают более сильное воздействие на экономику, поскольку они генерируют больший спрос на продукцию других отраслей, а также «подтягивают» институциональную среду на более
6 Klein М. Capital Account Liberalization, Institutional Quality and Economic Growth: Theory and Evidence // NBER Working Paper No 11112. 2005.
7 Lucas R. Why Doesn't Capital Flow from Rich to Poor Countries? // American Economic Review. 1990. Vol. 80. No 2.
высокий уровень. В целом положительно оценивается и приток портфельных инвестиций, хотя их более высокая (по сравнению с ПИИ) волатильность повышает риск внезапной остановки потоков капитала.
Для предотвращения серьёзных кризисов необходимо пересмотреть стандартные представления об эффекте финансовой либерализации. Её последствия связаны главным образом с совершенствованием институциональной среды и проявляются не столько в увеличении накопления благодаря дополнительным инвестиционным ресурсам, сколько в повышении совокупной факторной производительности. При этом финансовая либерализация требует тщательной предварительной подготовки: развития финансовой системы и улучшения качества институциональной среды. Одним из элементов такой подготовки может быть повышение торговой открытости экономики, поскольку в этом случае адаптация к внешним шокам в большей мере происходит за счёт текущих операций. И наоборот, результаты могут оказаться скорее негативными: не стимулируя рост, финансовая либерализация усилит подверженность экономики внешним шокам и увеличит вероятность кризиса. Но если экономика достаточно хорошо подготовлена к финансовой либерализации, проведение соответствующей политики может способствовать институциональному развитию страны, укреплению финансовой системы и росту производства.
Решение вопросов по дальнейшему сотрудничеству Казахстана с международными инвесторами — крупными компаниями, финансовыми институтами и непосредственно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) — позволяет республике рассчитывать на более тесное сотрудничество с западными инвесторами и, следовательно, в будущем значительно расширить объёмы иностранных инвестиций в свою экономику. Одной из главных задач на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной прежде всего на улучшение инвестиционного климата в стране. Приняты меры по улучшению законодательной базы, упорядочению взаимоотношений между инвесторами и госу-
дарством, уменьшена налоговая нагрузка на предприятия.
Ярким свидетельством проводимых в последние годы реформ является положительная динамика макроэкономических показателей, в том числе рост ВВП, промышленного производства, прогнозируемость инфляции и курса национальной валюты, объёмов инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций. В целях обеспечения дальнейшего роста иностранных инвестиций в Казахстан правительство республики ставит перед собой амбициозную задачу по ускоренной диверсификации экономики и переходу на форсированный индустриально-инновационный путь развития, который будет основываться на инновациях, новой технологической базе, продукции и технологиях. Этот стратегический выбор призван обновить не только экономику, но и весь облик Казахстана. Открывается большой потенциал для расширения и углубления сотрудничества с иностранными компаниями, имеющими намерение инвестировать в приоритетные отрасли республики. Поэтому необходимо проводить совместную реализацию планов по индустриализации страны и переход на новый этап сотрудничества по инвестированию приоритетных отраслей и созданию новых производств8.
В Казахстане уже заложена необходимая база для дальнейшего продвижения и есть что предложить. Так, в республике созданы все необходимые условия для компаний, владеющих современными технологиями: либерально-рыночная экономика, законодательство, обеспечивающее защиту иностранных инвестиций. Кроме того, Казахстан отличают благоприятный налогово-инвестиционный климат, устойчивая банковская финансовая система. На наиболее важных направлениях государство создаёт исключительные преференции прежде всего для отраслей обрабатывающей промышленности. Кроме того, неплохие возможности открывает для иностранных и отечественных инвесторов Таможенный союз, который создан Россией, Казахстаном и Беларусью, с численностью населения около 170 млн человек. Европейские предприниматели смогли бы подключиться к освоению этого масштабного
8 Н. А. Назарбаев и становление новой модели мировой экономики. Астана, 2011. С. 44.
рынка. Успех Казахстана в значительной степени обусловлен последовательной политикой открытости, благодаря которой республика привлекает более значительные инвестиции, чем все страны Центральной Азии, вместе взятые. Если политика страны будет привлекательной и в последующие годы, Казахстан сможет войти в пятерку крупнейших производителей в ближайшие 10 лет. Однако на начало 2011 г. реализована лишь малая часть огромнейшего потенциала республики. Примером продуктивного сотрудничества может служить, например, Карачаганакское месторождение (одним из его сооператоров является BG Group), добыча на котором увеличилась с 1999 г. в три раза. Традиционную основу сотрудничества Казахстана и Европы создают проекты в нефтегазовой отрасли. Доля Европы в экспорте нефти из Казахстана составляет 80 %, а доля нефтегазовой отрасли в европейских инвестициях в экономику республики превышает 90 %.
Результаты этого партнёрства весьма впечатляющи. Компании из Европы сыграли важную роль в том, что энергетический сектор стал одним из главных источников экономического роста Казахстана. За годы независимости энергетический комплекс более чем удвоил свою долю в формировании ВВП; в той же пропорции увеличилось присутствие страны на мировом нефтяной рынке, доведён вклад отрасли в экспортных доходах республики до 60 %, сформирован Национальный фонд Казахстана. Ресурсы этого Фонда позволили республике в годы глобального кризиса избежать экономического спада, и рост ВВП продолжился. Высокая роль нефтяной отрасли как источника роста производства непременно сохраняется, равно как и возможности активного инвестирования в неё.
В то же время приоритеты развития и отрасли, и энергетического сектора Казахстана в целом сейчас активно трансформируются. После выхода из кризиса в стране осуществляются сразу несколько программ индустриально-инновационной модернизации экономики, которые открывают перед иностранными инвесторами новые возможности. Общая цель нынешнего этапа развития республики состоит в том, чтобы увеличить в национальном ВВП долю обрабатывающего сектора. В нефтяной
отрасли должны появиться новые объекты инфраструктуры различного назначения, созданы дополнительные перерабатывающие мощности, близкие по своему технологическому уровню к индустрии стран Евросоюза. Однако многолетний опыт успешного партнёрства в традиционной нефтяной сфере должен стать стимулом для использования открывшихся возможностей и в других областях энергетического сектора.
Основным драйвером развития республики в нынешнем десятилетии станет Фонд национального благосостояния Казахстана «Самрук-Ка-зына». Только в ближайшие несколько лет компании, входящие в состав Фонда, инвестируют в проекты индустриально-инновационного развития более 18 млрд долл. Сосредоточить внимание следует именно на тех точках роста, которые предусматривают не наращивание добычи сырья, а технологический подъём. В том числе и потому, что именно эта тенденция теперь определяет корпоративную стратегию энергетических компаний страны, обуславливает их инвестиционный спрос на долгосрочную перспективу.
Европейский банк уже участвует в процессе раскрытия нового инвестиционного потенциала энергетической отрасли Казахстана. ЕБРР, Каз-ТрансГаз и южнокорейская компания Kolon Group планируют подписать меморандум по проекту перевода общественного транспорта Алматы на компримированный газ. Этот проект обладает синергическим эффектом, снижая расходы на топливо, улучшая экологию и структуру энергетического баланса. Ожидается, что Европейский банк предоставит для него 200 млн долл. США кредита и изучит возможности своего участия в распространении этой практики на другие области Казахстана. Так, компания Самрук-Энер-го совместно с германской фирмой Lamayer International разрабатывает проект модернизации 3-го блока Экибастузской электростанции. Он основан на применении прогрессивного оборудования, которое повысит энергетическую мощность и коэффициент полезного действия, а также снизит расходы топлива и выбросы парниковых газов и золы. В результате будут достигнуты европейские нормы экологической безопасности9. Европейские институты разви-
9 Кучукова Н. К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы за годы независимости Казахстана. Астана: изд-во КазУЭФиМТ, 2011. С. 284.
тия, представители корпоративного сектора ЕС имеют большую практику генерации и применения высоких технологий в энергетическом комплексе. В свою очередь, Казахстан обладает успешным опытом превращения своих природных и хозяйственных ресурсов в реальные бизнес-проекты. Интеграция возможностей экономики страны обеспечит создание нового рынка капиталов, товаров и услуг в системе глобальной экономики. В этой связи кажется вполне естественным, что большое внимание должно уделяться не только и не столько нефтегазовому сектору страны, сколько несырьевым отраслям.
Республика Казахстан является молодым государством, а это значит, что перед ним стоят большие вызовы. Примерами таких вызовов являются инфраструктура и транспортный сектор. В системе дорог и электроснабжения необходима не только модернизация, но и изменение структуры. К примеру, линии электропередач севера страны, где есть избыток, и юга, где ранее ощущался дефицит, необходимо было строить с нуля. То же самое касается транспортного сектора, который в советское время был ориентирован в основном на север-юг, а направление восток-запад оставалось недостаточно развитым. Новая транспортная сеть является крайне важным элементом, для того чтобы страна в лучшей мере могла воспользоваться своим потенциалом. Исследования показывают, что именно качество инфраструктуры является ключевым фактором для привлечения инвестиций.
Страна имеет не только такой чёткий план развития, как, например, транзитный проект Западная Европа — Западный Китай, ей так-
же необходимо развивать сельскохозяйственный бизнес. Роль республики видится в качестве одной из продовольственных кладовых для всего мира. Сельскохозяйственный сектор Казахстана особенно важен в настоящее время, характеризующееся растущими ценами на продовольствие, которым к концу этого века, по прогнозам, придётся обеспечивать свыше 9 млрд человек. Наряду с Россией и Украиной Казахстан является страной с самым высоким незадействованным потенциалом в мире.
ЕБРР — крупнейший инвестор в республике за пределами нефтегазового сектора. Этот банк кредитовал около 130 проектов в различных отраслях экономики страны на сумму в 4 млрд долл. и привлёк еще 8 млрд долл. дополнительных инвестиций. Инвестиционная привлекательность Казахстана для институциональных инвесторов и развитие рынка капиталов позволяют привлекать долговой капитал казахстанскими компаниями для финансирования дальнейшего роста, расширять перспективы и возможности казахстанских финансовых рынков в последующие десять лет, содействовать оздоровлению банковского сектора. Казахстан намерен добиться увеличения ежегодного привлечения прямых инвестиций. 2009 - 2010 гг. стали достаточно удачными для республики в привлечении прямых инвестиций: в страну вложено 18-19 млрд долл. Несмотря на продолжающееся влияние финансового кризиса, в республике наблюдается тенденция укрепления прямых инвестиций в обрабатывающей отрасли. Так, если в 2009 г. в эту отрасль инвестировалось чуть менее 1,8 млрд долл., то в 2010 г. — 2,1 млрд долл. Это небольшой рост, но он очень важен, и необходимо закреплять эту тенденцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучукова Н. К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы за годы независимости Казахстана: предпосылки, тенденции и перспективы развития: Монография. - Астана: КазУЭФиМТ, 2011. - 310 с.
2. Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы. Бумы, системные риски. - М.: GELEOS Publishing Hous; Кэпитал Трэйд Компани, 2011. - 480 с.
3. Назарбаев Н. А. и становление новой модели мировой экономики. - Астана, 2011. - 240 с.
4. Сейткасимов Г. С. Макроэкономические проблемы современной экономики Казахстана: Монография. - Астана: КазУЭФиМТ, 2010. - 350 с.
5. Aizenman J., Chinn М., Ito Н. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper No 14553, 2008.
6. Alfaro L., Kalemli-Ozcan S., Volosovych V. Why Doesn't Capital Flow from Rich to Poor Countries? // NBER Working Paper No 11901. 2005.
7. Chinn M., Ito H. A New Measure of Financial Openness, Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. 2008. Vol. 10, No 3.
8. Global Financial Stabiliry Report.
9. The Benefits and Risks of Sort-term Borrowing / The World Bank // Global Development Finance. 2000. Vol. 1. Ch. 4.
10. Klein M. Capital Account Liberalization, Institutional Quality and Economic growth: Theory and Evidence // NBER Working Paper No 11112. 2005.
11. Kose A., Prasad E., Rogoff K., Wei S. Financial Globalization: A Reappraisal // IMF Working Paper No WP/06/189. 2006.
12. Kose A., Prasad E., Terrones M. Financial Integration and Macroeconomic Volatility // IMF Staff Paper No 03/50. 2003.
13. Lucas R. Why Doesn't Capital Flow from Rich to Poor Countries? // American Economic Review. 1990. Vol. 80. No 2.