УДК 342
Волков Николай Алексеев
кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, уполномоченный по правам человека в Кемеровской области [email protected]
Взаимодействие
российских
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ЗАЩИТЕ КОН ОТИТУ ЦИОН Н ЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Nikolai A. Volkov
candidate of philosophical Sciences, docent, professor. Department of state and municipal administration, Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev, commissioner for human rights in the Kemerovo region [email protected]
Interaction between
RUSSIAN COMMISSIONERS FOR HUMAN RIGHTS WITH LOCAL AUTHORITIES ON PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS
Аннотация. В статье анализируется местное самоуправление как специфическая форма самоорганизации, обеспечивающая оптимальный режим удовлетворения повседневных потребностей населения конкретного муниципального образования. Взаимодействие института уполномоченных по правам человека с органами местного самоуправления происходит по двум основным направлениям: первое направление - это содействие уполномоченных гражданам в полной реализации гарантированного им права на местное самоуправление, второе направление - это непосредственный контроль со стороны государственных правозащитников за соблюдением органами местного самоуправления конституционных прав человека в повседневной деятельности и совместная деятельность по их защите. В целях приближения института уполномоченного по правам человека к населению в муниципальных образованиях в ряде субъектов РФ используется такая форма взаимодействия с органами местного самоуправления, как создание института общественных помощников (представителей) уполномоченного в муниципальных образованиях.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, уполномоченный по правам человека, конституционные права.
Annotation. This article analyzes the local government as a specific form of self-organization providing optimum mode satisfying the everyday needs of the population of a particular municipality. Interaction between the commissioners for human rights institution with local authorities takes place in two main directions: the first direction -assistance to citizens in the full realization of their rights guaranteed by the local government, the second one - direct control of the public defenders over local governments on constitutional rights of person in daily activities and joint activities for their protection. In order to bring the institution of the Commissioner for Human Rights to the population in the municipalities in a number of subjects of the Russian Federation it is used such form of interaction with local authorities as the institution of public commissioner assistants (representatives) in the municipalities.
Keywords: local government, municipalities,
Commissioner for Human Rights, constitutional rights.
В цепях наибольшего соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а именно это является основной целью и гражданского общества, и государственных органов, необходимо взаимодействие этих двух важнейших составных частей общественной жизни, необходим диалог между обществом и властью, между человеком и государством [5].
Значительное место в работе российских уполномоченных по правам человека по защите прав граждан занимает взаимодействие со всеми органами государственной власти и со всеми элементами гражданского общества. В том числе такое взаимодействие необходимо и с органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти Российской Федера-
123
ции, но входящими, как считают многие исследователи, в гражданское общество. По мнению бывшего федерального российского Уполномоченного В. П. Лукина, «отличительным и определяющим признаком местного самоуправления является самостоятельное решение населением задач местного значения. В отличие от государственной власти, местное самоуправление составляет специфическую форму самоорганизации, обеспечивающую оптимальный режим удовлетворения повседневных потребностей населения конкретного муниципального образования» [7, с. 171].
Александр Солженицын писал о роли местного самоуправления: «Только в таком объеме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способностям, и по душевным качествам. Здесь - не удержатся ложные репутации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации ... Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропрочной жизни, да само понятие «грааданской свободы» теряет смысл» [8].
Комментируя эти слова великого философа современности, Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечает, что в них заложена очень точная мысль: демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление - это школа ответственности граждан. В то же время, это -«профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей. И далее он добавляет: «Считаю, что «профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления» [8].
Взаимодействие института Уполномоченных по правам человека с органами местного самоуправления происходит по двум основным направлениям. Первое направление - это содействие уполномоченных гражданам в полной реализации гарантированного им права на местное самоуправление. И второе направление -это непосредственный контроль со стороны государственных правозащитников за соблюдением органами местного самоуправления конституционных прав человека в повседневной деятельности и совместная деятельность по их защите.
Как утверждал в своем ежегодном докладе за 2011 год бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин, в демократическом государстве право на местное самоуправление является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса граждан, который дает «каждому из них возможность на основе принципа равенства, то есть без дискриминации, участвовать в осуществлении местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.
Актуальность задачи укрепления и развития местного самоуправления в последние годы
возросла в связи с тем, что волею обстоятельств оно оказалось как бы «на стыке» двух извечно конкурирующих в России управленческих тенденций - к централизации и автономизации власти» [7, с. 168].
Таким образом, российский федеральный экс-омбудсман считает, что предоставление федеральным коллективным субъектам - политическим партиям - исключительного права формирования местных представительных органов по пропорциональной системе должно рассматриваться как посягательство на сами принципы местного самоуправления, так как ограничивает права значительного количества граждан быть избранными в эти органы. Эта позиция Уполномоченного по правам человека в РФ была поддержана Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 07.07.2011г. № 15-П [2].
Основные направления взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с органами местного самоуправления анализирует в своей диссертации бывший саратовский омбудсман Н.Ф.Лукашова [6].
Конституция Российской Федерации (от. 18) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления [1]. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия. С учетом того, что органы местного самоуправления имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения и защиты социальных, трудовых, жилищных и других конституционных прав граждан, большое значение приобретает использование уполномоченным различных форм взаимодействия с органами местного самоуправления в целях защиты и восстановления прав и свобод граждан.
Взаимодействие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и органов местного самоуправление осуществляется по следующим направлениям: рассмотрение уполномоченным жалоб на действия (бездействие} органов местного самоуправления и их должностных лиц; рассмотрение обращений граждан по вопросам местного значения; совершенствование правовых актов органов местного самоуправления; правовое просвещение населения.
В целях приближения института уполномоченного по правам человека к населению в муниципальных образованиях субъекта РФ в ряде субъектов используется такая форма взаимодействия с органами местного самоуправления, как создание института общественных помощников (представителей) уполномоченного в муниципальных образованиях, что позволяет повысить доступность уполномоченного как одного из средств внесудебной защиты для наиболее уязвимых социальных слоев населения.
124
В последние годы в России появилась новая проблема, связанная с введением в действие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Речь идет о низком качестве многих нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления, число которых в последнее время значительно увеличилось.
Одним из путей выхода из создавшегося положения может стать, во-первых, обязательное введение должности уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации и, во-вторых, назначение или избрание помощников уполномоченного в муниципальных образованиях. Во многих субъектах РФ такой институт уже создан. Правда, сегодня помощники работают пока не везде и в своем большинстве на общественных началах. Тем не менее, работа помощников уполномоченного помогает не только мобильно разрешать проблемы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, но и своевременно реагировать на возможные нарушения прав человека, следить за выполнением федерального и регионального законодательства на местном уровне, осуществлять мониторинг правового пространства на всей территории федерации и, более того, результативно вмешиваться в муниципальное нормотворчество еще на стадии подготовки и обсуждения правовых нормативных актов, обеспечивая тем самым единое правовое пространство [3].
Общественные помощники уполномоченных по правам человека в муниципальных образовани-
Литература:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И. И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана». Система ГАРАНТ. URL: http:// base.garant.ru/58202409/#ixzz3VwTEZQi4
3. Волков НА. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области в 2011 году: доклад уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2012. 110 с.
4. Волков НА. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области в 2014 году: доклад уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015. 131 с.
5. Волков, НА. Диалектика государства и гражданского общества в истории философской и правовой мысли / Н.А. Волков, Д.Н. Волков //
ях оказывают им большую помощь в работе по защите прав граждан. Помощники уполномоченного разъясняют населению порядок приема жалоб и обращений, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, ведут разъяснительную работу о порядке и методах защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, самостоятельно или совместно с органами местного самоуправления осуществляют прием граждан по вопросам соблюдения их прав и свобод [4].
Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время целесообразно ускорить обсуждение и принятие Государственной Думой Российской Федерации предложенных Президентом Российской Федерации законопроектов о внесении изменений в Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», в которых предусмотреть обязательность, императивность введения такой должности в каждом регионе, определить статус помощников уполномоченных по правам человека и направления их деятельности по участию в мониторинге законодательства и правоприменительной практики в регионах, по усилению взаимодействия региональных уполномоченных по правам человека с органами местного самоуправления в защите конституционных прав граждан.
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation / adopted by popular vote on December 12, 1993 // Russian Gazette. December 25, 1993.
2. The Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated July 7, 2011 № 15-P «On the constitutionality of the provisions of paragraph 3 of Article 23 of the Federal Law» On general principles of local self-government in the Russian Federation «and the parts 2 and 3 of Article 9 of the Chelyabinsk region «On the municipal elections in the Chelyabinsk region» in connection with the complaints of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and citizens I.I. Boltushenko and Yu.A. Gourmet» URL: IL system GARANT: http://base.garant.ru/58202409/#ixzz3VwTEZQi4
3. Volkov N.A. On the observance of the rights and freedoms of man and citizen in the Kemerovo region in 2011 : report of the Commissioner for Human Rights in the Kemerovo region. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2012. 110 p.
4. Volkov N.A. On the observance of the rights and freedoms of man and citizen in the Kemerovo region in 2014: Report of the Commissioner for Human Rights in the Kemerovo region. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2015. 131 p.
5. Volkov N.A. The dialectic of state and civil society in the history of philosophical and legal thought /
N.A. Volkov, D.N. Volkov // Theoretical and applied
125
Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции г. Белгород, 31 декабря 2014 г. В шести частях. Часть IV. С. 166—169.
6. Лукашова Н.Ф. Взаимодействие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с органами государственной власти и другими структурами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 37c.
7. Лукин В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. М., 2012. 440 с.
8. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля.
aspects of modern science : collection of scientific papers based on the proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. Belgorod, December 31, 2014. In 6 parts. Part IV. P. 166-169.
6. Lukashova N.F. The interaction of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation with public authorities and other bodies in the field of protection of the rights and freedoms of man and citizen: constitutional and legal aspect : author's abstract dis. ... cand. jurisp. Saratov, 2011. 37 p.
7. Lukin V.P. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for the year 2011 // Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. M., 2012. 440 p.
8. Putin V.V. Democracy and quality of state // Kommersant. February 6, 2012.
126