Научная статья на тему 'Взаимодействие российских политических партий со средствами массовой информации (на примере избирательной кампании 2011 г. По выборам в Государственную Думу)'

Взаимодействие российских политических партий со средствами массовой информации (на примере избирательной кампании 2011 г. По выборам в Государственную Думу) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
525
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ 2011 / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL PARTIES / ELECTIONS IN 2011 / MASS MEDIA / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Валентина Алексеевна

В гражданском обществе, особенно в период выборов, большую роль играет стратегия взаимодействия политических партий со СМИ. В российской политической системе она имеет особую специфику. В неравных условиях политической конкуренции с партией власти правильный выбор оппозицией такой стратегии способен привести ее к значительному успеху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванова Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of interaction between political parties and a mass media is very important in civil society, especially during the electoral period. This strategy has its own specificity in Russian political system. The right opposition's choice of such a strategy can lead it to a considerable success in the unequal conditions of political competition with the party of power.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие российских политических партий со средствами массовой информации (на примере избирательной кампании 2011 г. По выборам в Государственную Думу)»

Валентина ИВАНОВА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (на примере избирательной кампании 2011 г. по выборам в Государственную Думу)

В гражданском обществе, особенно в период выборов, большую роль играет стратегия взаимодействия политических партий со СМИ. В российской политической системе она имеет особую специфику. В неравных условиях политической конкуренции с партией власти правильный выбор оппозицией такой стратегии способен привести ее к значительному успеху. The strategy of interaction between political parties and a mass media is very important in civil society, especially during the electoral period. This strategy has its own specificity in Russian political system. The right opposition’s choice of such a strategy can lead it to a considerable success in the unequal conditions of political competition with the party of power.

Ключевые слова:

политические партии, выборы 2011, средства массовой информации, гражданское общество; political parties, elections in 2011, mass media, civil society.

Структура любого достаточно развитого гражданского обще -ства имеет высокую степень сложности и включает в себя значительное число институтов разной направленности — политических, экономических, социальных и т.д. Большое значе -ние имеет как взаимодействие этих институтов между собой, так и их отношения с установлениями, находящимися за рамками гражданского общества, в частности с государственной властью. Особую роль в этом играют политические партии. Сама природа этого специфического института носит двойственный характер: партии являются и элементами гражданского общества, и в то же время — частью государственного механизма. Фактически любая партия представляет собой агента двусторонней связи граждан -ского общества и государства1. И эта особенность политических партий устанавливает достаточно сложный характер их взаимодей ствия с иными звеньями общественной структуры. В российских условиях сравнительно молодой многопартийности и неукоренен ности гражданских институтов эти отношения приобретают целый ряд специфических особенностей.

Рассмотрим в качестве примера взаимодействие политических партий с таким важным институтом гражданского общества, как средства массовой информации. Необходимость активного сотрудничества партий со СМИ заложена в самих базовых функциях политической партии — ее участии в электоральном процессе в целях прихода к власти либо прямого участия во властных струк турах; пропаганде своей программы среди населения; консоли -дации и активизации своих политических единомышленников и союзников. Важным элементом этого сотрудничества является PR-составляющая — создание и поддержание имиджа партии, ее лидеров и выдвигаемых кандидатов.

Для взаимодействия со СМИ любая серьезная политическая пар -тия должна иметь собственную стратегию сотрудничества, учиты

1 Холодковский К.Г. Политические партии России // Гражданское общество в России: структуры и сознание. — М., 1998, с. 175.

ИВАНОВА Валентина Алексеевна — аспирант кафедры международных отношений и политологии НРГЛУ

им. Н.А. Добролюбова [email protected]

вающую и место партии в политической системе России, и ее финансовые и про -пагандистские возможности. В этой ситуации очевидно, что стратегии «Единой России» как партии власти и, скажем, «Патриотов России» не могут не отли -чаться кардинально. Яркий пример таких различий дала, в частности, кампания 2011 г. по выборам в Государственную Думу

В рамках этой предвыборной кампа-нии основные политические партии осу ществили серьезную экспансию в сферу издания и распространения печатных СМИ. Особенно выделилась на этом фоне «Справедливая Россия», заложившая в предвыборный бюджет сумму в 300 млн руб., предназначенную для выпуска соб ственных печатных изданий, что состав ляет почти половину от оговоренного законом максимума затрат на избиратель ную кампанию (700 млн руб.). У КПРФ на эти же нужды затраты составили 60 млн, у партии «Правое дело» — 56 млн руб.1 «Единая Россия», располагающая серьезным административным ресурсом и значительным числом подконтроль ных СМИ, такую стратегию отвергла. Мы не исключаем того, что подобные действия партий оказали серьезное влия ние на исход выборов. Прямая корре ляция, конечно, едва ли возможна при наличии большого числа других факто ров, однако число голосов, поданных за «Справедливую Россию», выросло почти в 2 раза по сравнению с 2007 г. — с 7,74% до 13,24%, а «Единая Россия» потеряла почти 15% голосов избирателей2.

С учетом особой роли телевидения в современных СМИ интересна структура взаимодействия разных политических партий. Партии так называемой систем -ной оппозиции накануне парламентских и президентских выборов 2011—2012 гг. сосредоточили свои усилия на поддержа нии паритета предоставляемого партиям бесплатного эфирного времени. Особую активность в этом вопросе проявили КПРФ и «Справедливая Россия», менее заметной была эта составляющая у партий «Яблоко», «Патриоты России» и ЛДПР.

1 http://media- day.ru/opinion/imho/8135/

2 http://www.rg.ru/sujet/4370/

В целом, такая стратегия имела успех. Системная оппозиция смогла отстоять по крайней мере формальный паритет. В результате удалось до некоторой степени нивелировать очевидные преимущества партии власти как доминирующего поли тического актора, достигнутые ею в пре дыдущих избирательных циклах3.

Особенностью последних избиратель -ных циклов в России стало значительное возрастание роли Интернета как особого средства массовой коммуникации. Стоит отметить, что гораздо большую актив -ность во взаимодействии с интернет ресурсами проявили оппозиционные партии, особенно так называемая неси стемная оппозиция. «Единая Россия», сделавшая ставку на подконтрольные ей традиционные СМИ, значительной активности в Интернете не проявляла. В результате Интернет превратился в пло -щадку для свободных дискуссий, в кото рых партия власти чаще терпела пораже ния, чем одерживала победы4. И можно с большой долей уверенности говорить, что некоторое пренебрежение Интернетом со стороны «Единой России» стало одним из важнейших факторов ее относительной неудачи на выборах в декабре 2011 г

Таким образом, последняя избирательная кампания по выборам в Государственную Думу VI созыва показала разные варианты стратегии взаимодей ствия политических партий с различными СМИ. Очевидно, что верно выбранная стратегия, даже в условиях контроля над телевидением и в значительной степени — над печатными СМИ, уже не дает партии власти гарантию безоговорочной победы. Возможности Интернета и собственная печать, а также использование законных способов доведения информации до теле -зрителей позволили системной оппози ции значительно увеличить свое предста вительство в Госдуме.

3 Гельман В.Я. Эволюция электоральной политики в России: на пути к недемократической консолидации. Третий электоральный цикл в России : коллективная монография / под ред. В.Я. Гельмана. — СПб., 2007, с. 31.

4 Выборы как выход в Интернет // Независимая газета, 05.12 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.