DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10005
Л.Е. Васильев
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ*
Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности взаимодействия России и Китая в сфере обеспечения стабильности и безопасности в Восточной Евразии, а также возможным вариантам развития обстановки этом регионе в ближайшей перспективе и вероятной реакции двух государств на новые вызовы региональной безопасности.
Ключевые слова: Евразия, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, безопасность, региональная безопасность,
* Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований президиума РАН на 2018 г. №22 «Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России» согласно проекту «Анализ и прогноз новых глобальных и региональных возможностей расширения ШОС для России (2018—2020 гг.)» № 0194-2018-0001. Номер государственной регистрации: АААА-А17-117122890039-3.
вызовы и угрозы безопасности, международный терроризм, сепаратизм, экстремизм, Шанхайская организация сотрудничества, антитеррористические учения.
1. Основные вызовы безопасности России и Китая
Сотрудничество России и КНР в сфере безопасности стало в новейшей истории одним из основополагающих факторов, влияющих на выстраивание отношений между двумя государствами. Безопасность самого крупного континента планеты — Евразии обусловливает безопасность мирового сообщества в целом. При этом надо учитывать, что территориально наши две страны занимают большую часть данного континента, а с экономической и с военной точек зрения — относятся к ведущим мировым акторам, способным оказать серьезное (если не сказать — решающее) влияние на развитие всего мирового сообщества.
Кроме того, географическое расположение той части Евразии, которую занимают Россия и Китай, обладает особым значением: по территории двух стран проходят кратчайшие пути между Европой, Ближним и Средним Востоком, а также между Северной Африкой и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, которые в настоящее время являются наиболее динамично развивающимися регионами мира. Вследствие этого именно из Евразии наиболее удобно контролировать как указанные транзитные пути, так и глубинные тыловые районы крупнейших региональных государств — Китая, Индии и России. Поэтому обеспечение безопасности в Евразии имеет и, скорее всего, будет иметь на длительную перспективу существенное значение с точки зрения обеспечения внешней и внутренней безопасности России и Китая.
Базовым документом, заложившим юридические основы сотрудничества двух стран в сфере поддержания безопасности, стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанный 16 июля 2001 г. В ст. 9 Договора были прописаны действия сторон при возникновении угроз: «В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может
создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы». Ст. 20 Договора развивает это положение, подчеркивая, что «Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, оружия и другой преступной деятельностью»1.
В сентябре 2013 г. китайским руководством была озвучена программа по радикальной активизации всей внешнеэкономической деятельности КНР в Евразии, получившая название «инициатива/ проект Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). В китайской экспертной трактовке этот проект имеет целью связать между собой Центральную, Восточную, Южную и Западную Азию с помощью различных способов экономического сотрудничества2. Российское руководство заявило о своей поддержке проекта, а также об участии в нем РФ. Очевидно, что с началом реализации ЭПШП значимость работы по обеспечению безопасности на Евразийском континенте существенно возрастет. При этом необходимо учитывать, что в современных реалиях Россия и Китай являются и в ближайшем будущем останутся основными гарантами безопасности в регионе.
Основные угрозы и вызовы стабильности и безопасности Евразии связаны с наличием практически во всех государствах региона значительных групп населения, проповедующих идеи сепаратизма, исламского экстремизма и использующих для достижения своих целей методы и инструментарий террористической борьбы. Кроме того, в настоящее время наблюдается продвижение военизированных исламистских группировок к северным и северо-восточным границам Афганистана, а также налаживается взаимодействие таких террористических организаций, как запрещенные в России «Талибан», «Исламское движение Узбекистана» и «Исламская партия Туркестана» с боевиками также запрещенного в РФ «Исламского го-
сударства» (ИГИЛ), в число которых входит немалое количество выходцев из стран Центральной Азии, в первую очередь, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Следует учитывать, что в этой части Евразии сепаратизм имеет этническую подоплеку. Его идеологическую основу составляет национализм. Этим объясняется тот факт, что этнический сепаратизм в этом регионе был и остается радикальным, «эгоцентрическим» (ни коим образом не признающим других точек зрения) способом разрешения проблем, которые, так или иначе, возникают в многонациональных обществах, во взаимоотношениях этнического меньшинства с этническим большинством, а также отдельных территорий с центральной властью.
Вторым «злом» и угрозой безопасности в Евразии является исламский экстремизм. Толковый словарь Ожегова трактует понятие «экстремизм» как приверженность крайним взглядам и средствам достижения поставленных целей. С другой точки зрения, экстремизм можно охарактеризовать как идеологию, основанную на нетерпимости и исключительности. Понятно, что экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, — религиозным.
Исламский экстремизм в Евразии представляет собой сложное и многоаспектное явление, включающее политический, экономический, социальный, криминальный и военный компоненты. В Евразии оперируют международные организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, стремящиеся занять главенствующее положение в мировом исламском движении. Исламистский экстремизм, как и любой другой экстремизм религиозного толка, предполагает: отрицание и подавление всяческого инакомыслия; жесткое утверждение своего свода политических и религиозных взглядов; слепое повиновение приказам лидера. В организационном плане — подпольный и жестко структурированный характер экстремистской структуры; постоянная агрессивность ее действий вплоть до использования методов террора; стремление противопоставить себя действующему государственному строю.
К основным экстремистским и сепаратистским организациям, действующим в данной части Евразии, следует отнести:
«Исламское движение Узбекистана» и его ответвление «Союз исламского джихада», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), Исламский джихад (Джамаат моджахедов). Эти крупные террористические организации действуют практически на всем пространстве Центральной Азии (деятельность всех этих организаций запрещена на территории России).
Автономные ячейки международной террористической организации «Братья-мусульмане», такие, как «Общество социальных реформ», «Комитет исламского призыва», «Даава Исламийя» и др. действуют в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.
Террористические организации «Акромиды», Адолат уюшмаси», «Ислом лашкарлари» («Воины ислама») — действует в Узбекистане, организация «Товба» («Покаяние») — имеет сторонников и активистов в Кыргызстане и Узбекистане.
Кроме того, в регионе активно работают фонды и организации исламской направленности, такие, как «Мутакалим», «Ихсан-Хария», «Аль Вакь Аль Ислами», «Всемирная ассамблея исламской молодежи», «Международный гуманитарный призыв», «Комитет мусульман Азии», «Союз исламского джихада» и др., некоторые из которых проповедуют направления радикального ислама, такие, как сулафизм и ваххабизм. Практически все из вышеперечисленных организаций, реальная деятельность ячеек которых отмечается в России, запрещены законом Российской Федерации как террористические.
В последнее время на территории ЦАР и прилегающих к нему районах активно начали работать ячейки самой крупной международной террористической организации современности — ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), в арабской транскрипции — ДАИШ (запрещена в России). Это непризнанное квазигосударство было провозглашено в 2014 г. в форме «всемирного халифата» с шариатской формой правления. По своей сути — это международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. Кроме того, помимо Сирии и Ирака, ИГИЛ и подконтрольные ему группировки участвуют в боевых действиях в Ливане, Афганистане, Алжире, Пакистане, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, а также ведут тер-
рористическую деятельность в некоторых других странах. Международные организации «Исламское государство Ирака и Леванта» и родственная ей организация «Джебхат ан-Нусра» признаны террористическими и запрещены во всех государствах ШОС.
Основной сепаратистской организацией уйгуров, действующей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (далее — СУАР), является «Исламская партия Туркестана» (ранее известная как «Исламское движение Восточного Туркестана»), которая пользуется наибольшей поддержкой среди представителей этого этноса в регионе (эти организации запрещены в России).
Таким образом, характеризуя современную обстановку в Восточной Евразии, угрозы и вызовы ее стабильности, а также особенности активности террористических, сепаратистских и экстремистских организаций в соседних с Россией и Китаем регионах, нельзя не отметить, что эта деятельность носит явный трансграничный характер. Ею охвачены территории практически всех центральноази-атских и южноазиатских государств, и она координируется международными террористическими центрами.
Поэтому столь сложные и нередко деликатные проблемы, как обеспечение безопасности в Евразии, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, особенно в условиях их интернационализации, могут быть наиболее эффективно решены только при международной кооперации, и в первую очередь — между заинтересованными государствами. В этом плане Шанхайская организация сотрудничества во главе с ее лидерами — Россией и Китаем, имеющими опыт совместной деятельности в данной сфере и схожие внешнеполитические интересы, является наиболее подходящей структурой, в рамках которой деятельность по обеспечению безопасности в регионе может обрести необходимую эффективность.
2. Взаимодействие России и Китая в решении проблем обеспечения безопасности в Евразии
Российско-китайское взаимодействие в решении проблем обеспечения безопасности в Евразии, а также в борьбе с силами «трех зол» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, осуществляет-
ся в основном в рамках ШОС. Конечно, сотрудничество государств в этой в сфере коррелируется с системой их взаимоотношений в других международных организациях (например, ООН, АСЕАН и т. п.), но по указанной проблеме наиболее эффективно такое сотрудничество проявляется именно в формате ШОС. При этом следует отметить, что с самого начала Россией и Китаем был заложен концептуальный фундамент такого взаимодействия, выработаны и утверждены руководством государств его теоретическая, научная и юридическая база.
Для эффективной и целенаправленной работы по данной проблеме на саммите глав государств-участников ШОС в Санкт-Петербурге (2002 г.) было подписано «Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре» (далее — РАТС), представляющей собой межгосударственный институт Организации, призванный вырабатывать стратегию деятельности в этой области, рекомендовать порядок взаимодействия силовых структур и конкретных мероприятий для их совместного осуществления.
На РАТС возложена и задача содействовать национальным органам сторон (по их просьбе) в борьбе с проявлениями так называемых новых угроз. Для этого РАТС, в частности, накапливает и анализирует информацию, формирует банк данных по международным террористическим и экстремистским организациям, их лидерам, структурам и лицам, причастным к этим организациям. В сфере деятельности РАТС находится также анализ текущего состояния, а также тенденций в распространении терроризма и экстремизма с одновременным сбором информации о неправительственных организа-
3
циях и лицах, оказывающих поддержку террористам .
В целях реализации поставленных задач разработаны и утверждены:
• соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий;
• соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности;
• соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений;
• соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований;
• соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам;
• соглашение о банке данных РАТС и другие документы, регламентирующие деятельность структуры.
Кроме того, в марте 2006 г. на заседании Совета РАТС в Ташкенте были утверждены «Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС» и «Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера». В Перечне для каждого государства-члена ШОС указаны организации, которые официально признаны данным государством террористическими, сепаратистскими и экстремистскими и деятельность которых запрещена на его территории. Данные этих документов постоянно уточняются и корректируются.
Другим направлением взаимодействия России и Китая в сфере обеспечения безопасности в Евразии, а также в антитеррористической деятельности является проведение совместных антитеррористических учений. Учения под кодовым названием «Мирная миссия» регулярно проводятся с 2005 г. Основными их целями является повышение боевой готовности антитеррористических подразделений и укрепление оперативного взаимодействия между компетентными органами государств-членов ШОС. Учения, как правило, включают в себя анализ обстановки, проведение военно-политических консультаций на уровне руководства вооруженными силами, выработку совместного решения на проведение контртеррористической операции и отработку практического взаимодействия войск при ведении операции, включая проведение разведки, захват ключевых районов, блокирование и преследование террористов, их разоружение и ликвидация на земле и с воздуха. Численность личного состава, привлекаемого к учениям, достигает 10 тыс. человек, ос-
новная часть которых — воинские подразделения России и Китая. Время и координаты учений «Мирная миссия» представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п Время проведения Место проведения
1 Август 2005 г. г. Владивосток (Россия), полуостров Шань-дун и прилегающая к нему морская зона (Китай)
2 Август 2007 г. г. Урумчи (Китай), полигон Чебаркулем (Челябинская область, Россия)
3 Июль 2009 г. г. Хабаровск (Россия), полигон Таонань (Китай)
4 Сентябрь 2010 г. Алма-Ата, полигон Матыбулак (Казахстан)
5 Июнь 2012 г. Полигон Чорух-Дайрон (Согдийская область, Таджикистан)
6 Август 2013 г. Полигон Чебаркулем (Челябинская область, Россия)
7 Август 2014 г. Полигон Чжужихэ (Внутренняя Монголия, Китай)
8 Сентябрь 2016 г. Полигон Эдельвейс (Иссык-Кульская область, Кыргыстан)
9 Август 2018 г. Полигон Чебаркулем (Челябинская область, Россия)
Кроме серии учений «Мирная миссия», которые проводятся в рамках ШОС, регулярно организуются военно-морские учения флотов России и Китая, целью которых, среди прочего, является усиление совместных возможностей борьбы с пиратством как одной из разновидностей терроризма. Первые подобные учения были прове-
* Планируется провести в 2018 г. с участием представителей вооруженных сил новых членов ШОС — Индии и Пакистана.
дены в 2005 г. в морской акватории, прилегающей к полуострову Шаньдун. Начиная с 2012 г. проводятся ежегодные военно-морские учения флотов двух стран «Морское взаимодействие». Время и координаты учений представлены в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п Время проведения Место проведения
1 Август 2005 г. Полуостров Шаньдун и прилегающая к нему морская зона Желтого моря (Китай)
2 Сентябрь 2009 г. Аденский залив
3 Апрель 2012 г. Полуостров Шаньдун и прилегающая к нему морская зона Желтого моря (Китай)
4 Июль 2013 г. Залив Петра Великого (Россия)
5 Май 2014 г. Район ВМБ Усун (г. Шанхай, Китай)
6 Август 2015 г. Средиземное море
7 Сентябрь 2016 г. Южно-Китайское море
8 Сентябрь 2017 г. Владивосток (Россия) и прилегающая к нему морская зона, а также акватории Японского и южной части Охотского морей
Исследуя процесс взаимодействия России и Китая в сфере обеспечения стабильности и безопасности в Евразии, можно выделить основные принципы их взаимодействия:
• всестороннее изучение причин существования и распространения экстремистских идеологий и терроризма, а также создание предпосылок для их устранения;
• отказ от политики двойных стандартов в определении принадлежности тех или иных движений к экстремистским и террористическим организациям как внутри собственной страны, так и действующих в сопредельных государствах;
• оказание содействия региональному и международному сотрудничеству между соответствующими агентствами и структурами, работающими в смежных областях (борьба с организованной преступностью, незаконной миграцией, с производством и распространением наркотиков и т. п.), путем обмена информацией, создания объединенных баз данных, согласования розыскных действий и т. п.;
• углубление сотрудничества в противодействии террористическим угрозам на межгосударственном уровне и вовлечении в него неправительственных, общественных, религиозных, молодежных и иных организаций;
• активизация деятельности, направленной на повышение толерантности и уважения к правам человека в обществе, в том числе оказание широкой поддержки межцивилизационному и межконфессиональному диалогу;
• сохранение секуляризма в светском государстве, развитие и распространение «классического» ислама, организация общественных дискуссий с участием представителей органов власти, общественности, религиозных деятелей и ученых;
• поддержание в постоянной готовности соответствующих военных структур обоих государств для пресечения и нейтрализации наиболее крупных и скоординированных выступлений экстремистов.
На наш взгляд, в целях повышения эффективности взаимодействия двух стран в этой сфере необходимо:
1. Повысить эффективность деятельности РАТС, расширив ее возможности и полномочия аналогично принципам деятельности такой организации, как Интерпол.
2. Поручить РАТС выявление тех негосударственных иностранных организаций, действующих на территориях государств ШОС, идеология которых позволяет использовать нелегитимные способы ведения политической борьбы.
3. Постепенно, но планомерно расширять масштабы и состав участников антитеррористических учений под эгидой ШОС, создать постоянные воинские формирования в государствах-участниках, а также объединенное командование этих подразделений, которое
смогло бы обеспечить решение задач в условиях жесткого лимита времени.
4. Россия и Китай должны увеличить помощь другим государствам ШОС в плане военно-технического сотрудничества, а также совершенствования деятельности их национальных спецслужб, пограничных войск и органов внутренних дел.
Примечания
1 Приводится по: Российско-китайские отношения на современном этапе. К 15-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. С. 7, 8.
2 Голишников О. Центральная Азия на прицеле Китая: последствия для России. URL: http://globalaffairs.ru/ (дата обращения: 06.06.2014).
3 См. соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре от 07.06.2002 г. URL: http://ecrats.org/upload/iblock/90a/2.pdf