Взаимодействие РФ и стран Индокитая в условиях преодоления рецессии в российской экономике и наличия рисков и трудностей для работы российских компаний в этом регионе
Cooperation between the Russian Federation and Southeast Asia in the Context of Overcoming Recession in the Russian Economy and Existing Risks and Difficulties for Russian Companies in the Region
Ле Ань Зуй
аспирант Института экономики Российской академии наук (Москва) 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Le An' Zuy
Institute of Economics of RAS
Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218
В восточноазиатской политике России важное место занимают страны Индокитая, с которыми сотрудничество расширилось в XXI в. Эти страны долгое время находились в сфере стратегических интересов Китая и США, которые пытались сохранить за собой лидерство и привязать их к своим национальным интересам.
Цель. Изучить отрасли экономики для вложения российских инвестиций в страны Индокитая и наличие необходимых условий для экономического сотрудничества РФ со странами Индокитая.
Задачи. Изучить риски инвестиционного сотрудничества российских компаний в Индокитае, внутриполитическое положение, состояние экономики, финансов, особенности индустриализации стран Индокитая. Исследовать российскую политику выхода экономики из кризиса, факторы и ресурсы экономического роста в России. Результаты. Комплексный анализ всех факторов, влияющих на расширение торгово-ин-вестиционных отношений России и Индокитая, выявил следующие тенденции:
• установлены приоритетные отрасли инвестиционного сотрудничества, где Россия может конкурировать с США и КНР;
• в Индокитае сохраняются устойчиво высокие темпы экономического роста;
• в Индокитае реструктуризация и рост экономики зависят от объема экономической помощи Донорского сообщества и поэтому имеются долги, включая российский долг;
• торговля РФ со странами Индокитая значительно уступает инвестиционному сотруд-
о <
о
о о
> <
УДК 339.9
ничеству. Необходима реиндустриализация в РФ для расширения экспорта товаров в Индокитай; • страны Индокитая увеличивают импорт российского оружия. Отсутствие компромисса в отношениях РФ с новой администрацией США втягивает Россию в продолжение гонки вооружений, а это оказывает негативное влияние на выход России из кризиса.
Ключевые слова: Россия, Индокитай, торговля, инвестиции, конкуренция, риски, прогнозы
Southeast Asia plays an important role in Russia's East Asian economic policy, and the 21st century has brought enhanced cooperation with the countries of the region. These countries have long been in the domain of Chinese and American strategic interests, both of which have attempted to maintain leadership and bind these countries to their national interests. Aim. This study aims to examine economic sectors for Russian investments in Southeast Asia and the conditions required for economic cooperation between the Russian Federation and Southeast Asia.
Tasks. This study examines the risks of investment cooperation for Russian companies in Southeast Asia and the internal political situation, state of the economy and finance, and specific features of industrialization of countries of Southeast Asia. It examines the Russian anti-recessionary policy as well as factors and resources to promote economic growth in Russia.
g Results. Complex analysis of the factors af-
fecting the expansion of trade and investment
< relations between Russia and Southeast Asia ¡| shows the following trends:
^ • Priority sectors for investment cooperation,
к where Russia can compete with the U.S. and
i China, are determined
<
со • Southeast Asia has been maintaining a high
rate of economic growth ^ • Economic restructuring and growth in South-
8 east Asia continue to depend on the volume
of economic aid received from the donor com-
Ш
s munity; therefore, there are debts, including
=r Russian debt
>
< • Russia's trade with countries of Southeast
Asia is far inferior to its investment cooperation level; moreover, reindustrialization in the Russian Federation will be required to expand export of goods to Southeast Asia • The countries of Southeast Asia are increasing their import of Russian weapons. Lack of compromise in talks between the Russian Federation and the new U.S. administration has drawn Russia further into a new arms race, adversely affecting Russia's economic recovery. Keywords: Russia, Southeast Asia, trade, investments, competition, risks, prediction
Россия начала усиливать и расширять экономические связи с Лаосом, Камбоджей и Мьян-мой только со второго десятилетия XXI в. в силу следующих причин.
1.Крупные российские государственные и частные компании установили прямые контакты с компаниями этих стран в отраслях по взаимным интересам только тогда, когда на примере Вьетнама убедились, что можно эффективно сотрудничать с ними в энергетических отраслях, добыче и переработке полезных ископаемых.
2. Со своей стороны Лаос, Камбоджа, Мьянма поняли, что даже в условиях кризиса и рецессии всей российской экономики сохранились отрасли, где риски взаимодействия практически отсутствуют, так как там работают и приносят прибыль крупные государственные компании.
3. Возможность расширения сфер взаимодействия России с Лаосом, Камбоджей и Мьян-мой появилась в условиях нормализации их внутреннего положения и обновления экономической политики. В Мьянме после длительного пребывания военной администрации к руководству страной пришло новое прагматически настроенное правительство и начало проводить экономическую реформу. Страна имеет большой ресурс для модернизации отраслей реальной и развития инновационной экономики. В Камбодже нет условий для смены власти. Руководство Камбоджи, видимо, учло уроки своих ранее допущенных ошибок в руководстве страной.
В Лаосе, ориентирующемся на рыночную экономику с сохранением социалистических форм правления (госпланирования) и на развитие здоровой конкуренции государственных и частных структур, сложились нормальные условия для дальнейшего наращивания производства.
4. Во всех четырех странах Индокитая, включая Вьетнам, среднегодовые темпы экономического развития в 2011-2016 гг. были выше среднемировых примерно в 2 раза, что, тем не менее, не означает скорого их включения в число среднеразвитых стран с более высоким среднедушевым производством ВВП.
5. Большую пользу для роста экономики и сотрудничества принесло участие стран Индокитая в Зоне свободной торговли АСЕАН, так как к настоящему времени по номенклатуре их экспорта-импорта пошлины были в основном снижены или обнулены. Это стало дополнительным источником их развития. Вместе с тем на развитие отношений стран
Индокитая с РФ на период среднесрочной перспективы негативное воздействие могут оказывать следующие факторы:
• во-первых, кроме СРВ три остальные страны Индокитая не сформировали экономическую стратегию и план развития основных отраслей, по существу нет даже приблизительных оценок по производству основных продуктов;
• во-вторых, не ясна политика Китая и США по оказанию дальнейшей экономической помощи странам Индокитая. Если следовать логике рассуждений президента США Д. Трампа, то он хочет до минимума сократить оказание зарубежной помощи и вернуть транснациональные американские компании с их активами обратно в страну;
• в-третьих, в странах Индокитая накопились крупные общественные долги, в том числе перед Россией, а также долги крупным зарубежным компаниям. Значительную роль в их погашении могли иметь нефтедоллары от продажи собственной сырой нефти. Но до сих пор волатильность мировой цены на нефть сохраняется, а национальные бюджеты теряют доходы, которые могли бы быть использованы на развитие и модернизацию экономик;
• в-четвертых, осложняют развитие финансовые затраты на индустриализацию, экономика Лаоса, Камбоджи, Мьянмы не достигла уровня индустриальной зрелости. Кроме того, как уже сказано, в этих трех странах не сформировалась своя национальная концепция индустриализации в условиях реального времени, хотя обозначены некоторые ее направления — энергетика, аграрное, лесное, рыбное хозяйства, логи-
стика, легкая промышленность. Это очень капиталоемкие отрасли при ограниченных собственных капитальных ресурсах;
• в-пятых, стратегии развития четырех стран Индокитая не были социально ориентированными. Сохраняются бедные отсталые провинции, жизненный уровень населения низкий в целом и особенно в сравнении с другими развитыми странами — членами АСЕАН. Основным ресурсом развития социальной сферы могла быть Донорская помощь (ОДА), но ее для Лаоса, Камбоджи, Мьянмы было выделено развитыми странами и международными банками недостаточно. Будут ли основные доноры международной помощи — Европейский союз, Япония, США — помогать им в тех же, даже в более скромных размерах — это вопрос, и скорее всего ответ на него будет отрицательным из-за отрицательного восприятия ими усиления присутствия России в Индокитае. Правда, при Д. Трампе соперничества с Россией по Индокитаю, видимо, не будет, а по сравнению с эффективностью работы китайских фирм российские компании работают лучше, что было уже доказано на примере Вьетнама;
• в-шестых, как отсутствуют прогнозы среднесрочного развития экономики Лаоса, Камбоджи и Мьянмы, так и нет сформированной позиции российского руководства по вопросу, когда закончится рецессия и начнется экономический рост в России.
На отсутствие у России ясной и четко просчитанной перспективы влияет военный фактор, связанный со значительным военным бюджетом РФ. Отсутствие компромисса в отношениях с США невольно втягивает Россию в гонку вооружений. Второй фактор — социальная сфера, т. е. крайний дефицит бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, науку, на выплату социальных пособий, на повышение пенсий. Россия теперь, как никогда, нуждается во внешних заимствованиях, тем более что государственный общественный долг у страны небольшой: в 2013 г. он составлял 12% ВВП (в СРВ — более 50% ВВП).
Некоторые аналитики, специалисты по составлению прогнозов, считают, что России, чтобы преодолеть рецессию, нужно выходить на годовой рост ВВП в 6%, но тогда удельный вес общественного долга может возрасти до 35% ВВП. Считается, что внутренние накопления для инвестиций можно нарастить от приватизации госсобственности в профильных отраслях начиная с нефтяных компаний (как образец обычно приводится приватизация в 2016 г. государственной компании «Баш-нефть»).
В 2016 г. на научных симпозиумах в Сочи, на Валдайском и на Восточном форуме — на
острове Русский, в публикациях официаль- § ных властей, «маститых» ученых и экспертов ^ мнения не совпадают по главному вопросу: | прошла ли Россия «дно падения» ВВП, резко- ^ го снижения доходов населения, или Россию ^ ждет длительная стагнация. В чем основные ^ проблемы и в чем трудности? 5
Главная проблема, по общему мнению, состоит в необходимости возобновления эконо- ^ мического роста. Сегодня экономика России ^ находится в состоянии рецессии, с сокраще- ш нием ВВП, которое проявилось в 2015 г. с по- ^е стоянным нарастанием с I по IV квартал этого < года. В 2016 г. темп падения роста ВВП не- 1 сколько снизился. В 2015 г. было сокращение ВВП на 3,7%, по итогам 2016 г. — на 05-0,6% [1]. В мае 2016 г. В. Путин на президиуме Экономического совета РФ признал, что «сам по себе экономический рост не возобновится. Если мы не найдем новых источников роста, то динамика роста ВВП будет находиться около нулевой отметки» [2]. По выводам автора, для роста российской экономики в 2015-2016 гг. были следующие источники:
1) активы банков, превысившие 83 трлн руб. в 2015 г., т. е. они были в 6 раз выше федерального бюджета РФ. В основной капитал было направлено в 2015 г. 1,1 трлн руб., или 6% всех вложенных в экономику России инвестиций, что было крайне недостаточно. В развитых странах, например в Германии, этот показатель достигал 30-50%, в КНР и развивающихся странах — 20% [3];
2)золотовалютные резервы в 2015 г. составили 400 млрд долл., доля золота в резервах — 1414 тыс. т [4];
3)внешние заимствования в размере 2030 млрд долл. в год не грозили экономической безопасности, поскольку Россия имеет самый низкий в мире (среди стран сопоставимых по уровню развития) государственный долг;
4)средства от приватизации госсобственности в 2016 г., по прогнозам, должны были составить до 1 трлн руб. Был подготовлен список первоочередных объектов для приватизации в нефтегазовой отрасли, металлургии, на транспорте, включая крупнейшие российские авиакомпании и аэропорты;
5)средства, накопленные населением, предложено использовать правительством в форме выпуска облигационных займов и пустить в оборот для строительства жилья и производства отечественных автомобилей для продажи по более низким ценам;
6) накопления отчислений от прибыли предприятий и организаций составляют 2 трлн руб. Можно их пустить в оборот, но при условии освобождения части полученной прибыли от налогообложения.
§ Основным драйвером экономического роста I в России для выхода из состояния рецессии | будут инвестиции в основной капитал, которые ^ должны расти, а не сокращаться, как сейчас. ^ В 2014 г., например, в целом они сократились ^ на 16%, в том числе инвестиции в госсекто-5 ре — на 30%.
§: Некоторые российские ученые напрямую ^ связывают выход России из состояния рецес-^ сии с перспективой ускоренного развития ки-ш тайской экономики, которое, однако, в 20152016 гг. несколько замедлилось. < Научный руководитель Института эконо-1 мики РАН Р. Гринберг считает: «Если Китай восстановит свою экономику и спрос на ресурсы возобновится в прежних объемах, то у нас все снова будет хорошо» [5]. Но, по нашему мнению, должны быть выполнены новые ин-вестпроекты России с Китаем по нефтегазопроводам, проекты по линии БРИКС и должен сохраниться нынешний уровень высокого всестороннего стратегического партнерства и доверия России к Китаю.
На возможность преодоления рецессии в РФ влияет падение доходов населения. В 20152016 гг. реальные доходы и зарплата уменьшились на 10%, объем розничного товарооборота — на 14-16%. Финансирование образования, здравоохранения и соцобеспечения уменьшилось на 10% [2].
Поэтому в мировом рейтинге Россия входит в топ-5 самых «несправедливых экономик» мира. 90% накопленных богатств в России находится в собственности 127 000 крупных частных собственников, из них 26% — это миллиардеры. У 145 млн российского населения 12% накопленного богатства. По статистике, к «официально бедному» относится 16% российского населения. У 44 млн пенсионеров среднемесячная пенсия не выше 12 000 рублей (200 долл. США). Экспертами доказано, что разрыв между богатыми («верхами») и бедными («низами») в России составляет от 17 до 20 раз [6].
По прогнозу Минэкономразвития РФ, в России сохранится стагнация, рост ВВП будет не выше 1,5% в год. По прогнозам реальные доходы населения вернутся на докризисный уровень не ранее 2021 г. Основной экспортный ресурс РФ — это энергосистемы. По уровню годовой добычи нефти Россия занимает сейчас 1-е место среди 16 главных нефтедобывающих стран мира (12,81% общей добычи). Китай в общемировой добыче занимает 4-е место в мире (5,34%) [7].
России благодаря ее уникальному географическому положению и ресурсному потенциалу самой природой предназначено стать энергомостом между Европой и Азией. Российская нефть обеспечивает сегодня около 30% евро-
пейского импорта, нефтепродукты — 43%. Россия остается основным поставщиком газа в Европу, покрывая свыше 30% ее спроса на этот энергоноситель. Одновременно Россия развивает восточные энергоресурсы (Восточной Сибири и Дальнего Востока) и строит инфраструктуру энергомоста в Азию.
Процесс развития трансконтинентальной инфраструктуры нефтегазовой отрасли обретает уже второе дыхание, распространяясь одновременно на восток (Китай, Японию и другие страны) и на юг (Ближний Восток), чтобы включить в свою сферу быстрорастущие экономики этих регионов. В энергетике инфраструктура во многом базируется на том, что Россия является стабильным долгосрочным источником поставок энергоносителей на рынки Европы, Азии, Ближнего Востока. Российские компании в условиях рецессии активно работают на рынках Китая, Индии, Японии, Индонезии, Вьетнама и многих других стран, азиатские инвесторы стали основными инвесторами в российскую нефтегазовую отрасль. Поставки российской нефти в азиатские страны с 2000 г. выросли в 40 раз.
«Роснефть» имеет в пакете инвестпроекты в 100 млрд долл. на новые проекты на шельфе Арктики и севере Западной Сибири, на развитие энергетической инфраструктуры, тем самым российское государство сможет значительно увеличить годовую добычу нефти, доведя ее до 200 млн т к 2045 г. [8]. Энергетика останется основным направлением сотрудничества РФ со странами Индокитая, и 1-е место, по-видимому, сохранит Вьетнам. Вьетнам и Россия развивают крупномасштабное сотрудничество в нефтегазовой промышленности на вьетнамской территории и в труднодоступных районах российского Крайнего Севера.
На нефтепромыслах работают крупнейшие государственные российские компании и их «дочки». Вьетнамскую сторону также в России представляют госкомпания и ее «дочки». На вьетнамском шельфе наряду с госкомпаниями работают крупные частные нефтегазовые компании из России, поэтому это направление взаимовыгодно и обеспечено необходимым оборудованием российского и западного производства и финансовыми ресурсами, включая средства госбюджета.
Второе направление сотрудничества России и стран Индокитая — взаимная заинтересованность в развитии атомной энергетики. Россия производит современные атомные электростанции с высокой степенью защиты от радиации и стихийных бедствий. Например, Вьетнам находится в зоне активной сейсмоопасности. Второе главное направление материально и финансово обеспечено и будет развиваться, исключая риски.
Третье перспективное направление — агро-сфера, для которой есть ресурсы развития, поэтому может быть налажен взаимообмен сельхозпродуктами, используя российскую агротехнику и производство продуктов без ГМО.
Четвертое направление — повышение эффективности участия Вьетнама в зоне свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отмена 90% пошлин на товары экспорта-импорта позволит увеличить торговлю Вьетнама с Россией к 2025 г. в 2 раза. Чтобы привлечь другие страны в зону свободной торговли ЕАЭС, надо преодолеть возникшие трения в отношениях России и Белоруссии. Задача № 1 в ЕАЭС — это увеличение взаимной торговли.
Доля взаимного товарооборота всех пяти членов ЕАЭС сейчас равна 13%, тогда как в ЕС она в 5 раз выше. Доля во взаимной торговле ЕАЭС и России — это 8% товарооборота, 92% — торговля РФ с третьими странами.
Эффективность ЕАЭС снижает ее общая сырьевая специализация вместо высокотехнологичной, как в ЕС. Члены ЕАЭС, как правило, вывозят сырье, а не его переработку. Пока отсутствует технологическая кооперация для изготовления конкурентоспособной продукции. Затрудняет работу ЕАЭС отсутствие наднационального органа в отличие от ЕС (там эту функцию осуществляет Европейская комиссия).
Доля экономического потенциала ЕАЭС в мировой экономике составляет 3,4%. Нарастить его можно путем присоединения крупных экономик, включая Индию, Китай, а также сопряжения зоны свободной торговли ЕАЭС с зонами свободной торговли Китай — Япония — Республика Корея, преодоления недостатков системы управления и возникающих разногласий между государствами — членами ЕАЭС.
Литература
1. Колесниченко А., Барова Е., Молоткова П., Чеботарев А. По плану, со знаком плюс. Владимир Путин подвел итоги 2016 года // Аргументы и факты. № 52. 28 декабря 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/ russia/po_planu_so_znakom_plyus_vladimir_putin_ роёууо1_ио§^2016_§оёа.
2. Аганбегян А. Точный диагноз // Аргументы и факты. № 39. 28 сентября 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/opinion/ t ochnyy_diagnoz.
3. Аганбегян А. Деньги есть! // Аргументы и факты. g № 42. 19 октября 2016: [Электронный ресурс]. Ре- ^ жим доступа: http://www.aif.ru/money/opinion/ < dengi_est.
4. В России растет производство золота // Аргументы о недели. № 36 (527). 15 сентября 2016: [Электронный к ресурс]. Режим доступа: http://argumenti.ru/talks/ ^ n556/467440. 5
5. Гринберг Р. «Главная опасность — обнищание на- ^ селения» // Мир новостей. № 43 (1191). 18 октября ^ 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ^ mirnov.ru/ekonomika/ruslan-grinberg-glavnaja-opas- х nost-obnischanie-naselenija.html. з
6. Китова О. Кем богаты, тем и рады? // Мир ново- ^ стей. № 29 (1009). 13 сентября 2016: [Электронный < ресурс]. Режим доступа: http://nvtornik.ru/wp- 1 content/uploads/2016/09/29_A3_tipograf-var3.indd_. pdf.
7. US Energy Information Administration, EIA: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eia. gov/.
8. Ситков А. Игорь Сечин. России самой природой предназначено быть мостом между Европой и Азией: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kp.ru/daily/26597/3613030.
References
1. Kolesnichenko A., Barova E., Molotkova P., Chebo-tarev A. According to plan, with a plus sign. Vladimir Putin summed up the results of 2016. Argumenty i fakty, December 28, 2016, no. 52. Available at: http:// www.aif.ru/politics/russia/po_planu_so_znakom_ plyus_vladimir_putin_podvyol_itogi_2016_goda. (in Russ.).
2. Aganbegyan A. Accurate diagnosis. Argumenty i fakty, September 28, 2016, no. 39. Available at: http:// www.aif.ru/money/opinion/tochnyy_diagnoz. (in Russ.).
3. Aganbegyan A. There is money! Argumenty i fakty, October 19, 2016, no. 42. Available at: http://www. aif.ru/money/opinion/dengi_est. (in Russ.).
4. Production of gold is growing in Russia. Argumenty nedeli, September 15, 2016, no. 36 (527). Available at: http://argumenti.ru/talks/n556/467440. (in Russ.).
5. Grinberg R.: "The main danger — the impoverishment of the population". Mir novostey, October 18, 2016, no. 43 (1191). Available at: http://mirnov.ru/ekono-mika/ruslan-grinberg-glavnaja-opasnost-obnischa-nie-naselenija.html. (in Russ.).
6. Kitova O. What we are rich in, are we happy with? Mir novostey, September 13, 2016, no. 29 (1009). Available at: http://nvtornik.ru/wp-content/up-loads/2016/09/29_A3_tipograf-var3.indd_.pdf. (in Russ.).
7. U.S. Energy Information Administration (EIA). Available at: https://www.eia.gov/.
8. Sitkov A. Igor' Sechin: Russia is naturally destined to be a bridge between Europe and Asia. Komsomol'-skaya Pravda, October 21, 2016. Available at: http:// www.kp.ru/daily/26597/3613030. (in Russ.).