ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И РЕГИОНООБРАЗУЮЩЕЙ КОРПОРАЦИИ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Фиберт Светлана Витальевна, преподаватель кафедры экономической теории, экономики и управления НОУ ВПО.
Место работы: «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей»
Контакты автора: 8-918-4779770
Аннотация. Кризисные условия развития региональных экономических систем, существующих на мезо- уровне организации экономических отношений, определяют необходимость поиска рационального способа их взаимодействия с крупными корпорациями.
Ключевые слова: мезо- уровень; развитие; регион.
INTERACTION BETWEEN REGIONAL ECONOMIC SYSTEM AND CORPORATIONS REGION FORMATIVE IN CRISIS
Fibert Svetlana, lecturer in economic theory, economics and management know VPO.
Place of employment: Institute of Economics, Law and Humanistic specialties.
Contacts of the author: 8-918-4779770
Annotation. The crisis conditions of development of regional economic systems, which located at mezzo- level of organization of economic relations, determinate the imperative of research of rational type of there connection with the grate corporations.
Keywords: mezzo- level; development; region.
Мезо- уровень организации экономических отношений характеризуется высоким эволюционным потенциалом, а также адекватным потенциалом формирования рисков и угроз, что нашло проявление в условиях глобального финансового кризиса. Субъекты, относящиеся к данному уровню, вовлекаются в различные формы взаимодействия, в том числе и в специфически кризисные формы, которые продуцируют существенный негативный эффект, распределенный во времени.
Как свидетельствует развитие современной кризисной ситуации в хозяйственном пространстве России, для многих региональных экономических систем доминирующим фактором рецессии, депрессии и последующего выхода из кризиса становится способ взаимодействия с такими интегрированными субъектами, как господствующие во внутренней среде региона крупные корпорации, которые в отечественной научной литературе квалифицируют в качестве регионообразующих [1]. Данное обстоятельство необходимо учитывать в процессе формирования и реализации социально-экономической политики.
Статус регионообразующей корпорации означает, что все хозяйственное пространство территориальной
экономической системы организуется вокруг ядра, функционально и структурно заданного воспроизводственным процессом указанной корпорации. Выделим два вида угроз, обусловленных таким доминированием [2].
Во-первых, при переходе определенного «порога меры» во взаимодействии региональной экономической системы и крупной, доминирующей в регионе корпорации, может начаться активная дезинтеграция системы региона - распад пространственной целостности и разрушение системного качества элементов хозяйственного процесса и социальных коммуникаций в пределах территории региона. Отметим, что в ходе дезинтеграции прежде устойчивая территориальная система «рассыпается» на отдельные элементы, теряет системное качество взаимодействия внутренних процессов, при этом каждый из элементов входит в какую-то иную систему отношений. Однако дезинтеграция затрагивает и регионообразующую корпорацию, поскольку она теряет системно организованного контрагента по взаимодействию, обретая вместо него разрозненную совокупность факторов и ресурсов, что, как правило, ведет к разрастанию издержек ее хозяйственного процесса.
Во-вторых, доминирование крупной корпорации во внутренней среде региона, развившееся до уровня монопольного хозяйничанья, обезличивает территориальную экономическую систему, лишает ее статуса субъекта эволюционного процесса, а также процесса формирования и реализации региональной социальноэкономической политики. Чем сильнее выражен диктат одной или нескольких крупных корпораций, тем больше редукция указанного статуса субъекта применительно к региональной экономической системе. Приведенная закономерность нашла своеобразное отображение в понятии «отраслевого региона», активно используемом в обороте отечественных региональных исследований [3].
Отметим, что именно «отраслевые регионы», субъектный потенциал которых предельно низок, переживают наиболее глубокую и длительную рецессию в ходе глобального финансового кризиса (Кемеровская и Вологодская области, Пермский край и др.). Фактически их экономические системы сведены к придаткам соответствующих регионообразующих корпораций.
Глубина кризиса в «отраслевых регионах» в определенной мере зависит от уровня развития и отраслевой принадлежности доминирующих корпораций. Если в основе воспроизводственного процесса корпорации лежит совокупность «высоких технологий» и комплекс элементов человеческого капитала, то у региональной экономической системы есть хорошие шансы для быстрейшего выхода из кризиса. Иная ситуация складывается, если доминирующий корпоративный субъект ориентирован на добычу, первичную переработку и экспорт сырья и энергоносителей.
Известно, что национальная экономика современной России ориентирована на освоение природных ресурсов, имеющихся в масштабном хозяйственном пространстве, используя при этом потенциал института государственной власти. По существу, речь идет об установлении контроля над хозяйственным пространством как над главным источником национального богатства, поскольку оно сконцентрировано в природной ресурсной кладовой. Естественными ограничениями в развитии такого способа организации хозяйственного процесса выступают:
Бизнес в законе
1'2010
- дефицит населения, поскольку оказывается, что людей всегда не хватает для освоения ресурсного богатства пространства; в основании указанного дефицита лежат низкая квалификация и соответствующая цена рабочей силы; высоко развитые элементы человеческого капитала оказываются не востребованными в данной системе хозяйственных отношений;
- «богатство» многообразных экстремальных условий проживания людей, которое корреспондируется с опорой на потенциал института государственной власти, ориентацией на освоение природных ресурсов, а также с низкими общественными оценками рабочей силы и других форм человеческой личности;
- высокие трансакционные издержки бизнеса в данном хозяйственном пространстве и специфические затраты субъектов бизнеса на осуществление «социальных коммуникаций» (под которыми понимаются контакты с институтом государственной власти).
Выделим такой аспект взаимодействия региональной экономической системы и доминирующей в ее внутренней среде корпорации, как ослабление прав собственности. Господство института государственной власти над институтом собственности вызывает к жизни такой специфический феномен, как пролонгированная трансформация собственности, когда права собственности отчуждаются от одного субъекта и передаются другому субъекту вне связи с потребностями нормального функционирования и развития воспроизводства [4].
Длительное существование указанного феномена в хозяйственном пространстве региона приводит к тому, что взаимодействие территориальной экономической системы и доминирующей в ее внутренней среде корпорации сводится к конкурентному взаимодействию двух вертикалей экономической власти. Институт собственности сворачивается в данном случае до сугубо сервисной функции обеспечения доходных потребностей института государственной власти. Данное обстоятельство обусловливает низкую эффективность всех усилий региональных властей по привлечению инвесторов - отсутствие адекватных механизмов защиты собственности и служебную роль указанного отношения применительно к власти невозможно перекрыть или замаскировать никакими маркетинговыми приемами и инструментами управления инвестиционными проектами.
Существует ли альтернатива выходу регионообразующей корпорации за указанный выше «порог меры» в исследуемом взаимодействии с территориальной экономической системой? Представляется, что такая альтернатива очерчена рамками процесса развития сбалансированного взаимодействия указанных интегрированных субъектов - от простейшей формы кооперации усилий в осуществлении ряда совместимых друг с другом проектов до сложной формы интеграционного взаимодействия.
Простейшая форма кооперации опирается на разовые, краткосрочные соглашения о партнерском взаимодействии на следующих направлениях деятельности:
- участия обеих сторон в реализации глобального проекта;
- реализации на территории региона какой-либо ФЦП с привлечением регионообразующей корпорации;
- формирования или модернизации определенных звеньев территориальной инфраструктуры, в которых заинтересована данная корпорация;
- развития сектора территориального рынка труда, перспективного для каких-либо бизнесов, составляющих портфель корпорации и др.
Более сложная - стратегически ориентированная -форма взаимодействия региональной экономической системы и крупной корпорации, доминирующей в ее внутренней среде, опирается на долгосрочное соглашение между властями территории и органом управления корпорации, в котором прописаны различные варианты сотрудничества: от осуществления совместных инвестиционных проектов до разработки социальных инициатив. Необходимо отметить, что данная форма не нашла распространения в практике развития связей между региональными экономическими системами и регионообразующими корпорациями - например, в ЮФО лишь в двух регионах-субъектах из тринадцати заключены стратегические договора о взаимодействии между указанными субъектами [5].
Наиболее сложная форма взаимодействия между региональными экономическими системами и регионообразующими корпорациями имеет место в случае интеграции данных субъектов. В современной экономической литературе интеграция определяется как многоэтапный и структурно разветвленный процесс последовательного переплетения, органического соединения и сращивания отдельных функций и элементов организационных структур двух и более взаимодействующих экономических субъектов; при этом каждый из них может принадлежать к различным уровням организации хозяйственных отношений [6].
Вряд ли правомерно относить к интеграционному взаимодействию между региональными экономическими системами и регионообразующими корпорациями регулярное участие в инвестиционных проектах или программах, инициированных на макро- уровне. Существенным признаком интеграции является собственная инвестиционная, маркетинговая или социальная инициатива на основе близости соответствующих интересов субъектов, участвующих в процессе.
Экономические предпосылки интеграции на мезо-уровне организации хозяйственных отношений много-плановы; они могут определены следующим образом:
- тяготением друг к другу точек роста инновационного характера, естественно складывающихся в пространстве одного или нескольких регионов, поскольку такие точки объективно нуждаются во взаимодействии друг с другом, а также в проведении эффективной политики модернизации хозяйственной системы со стороны региональных властей;
- развитием отношений финансового рынка и инвестиционного процесса в условиях расширения возможностей хозяйственного взаимодействия, в том числе, между региональными системами и функционирующими в их внутренней среде крупными корпорациями;
- потребностями формирования и развития человеческого капитала, в котором нуждаются практически все региональные системы и крупные корпорации; соединение и переплетение экономических потенциалов на данном направлении ведет к формированию позитивного синергетического эффекта;
- необходимостью создания новых возможностей комбинирования имеющихся у регионов ресурсов, поскольку модернизация хозяйственных комплексов регионов-субъектов РФ требует концентрации ресурсов всех субъектов, действующих в их внутренней среде на важнейших направлениях эволюционного процесса, и преодоления барьеров между региональными рын-
ками, препятствующих свободному и эффективному движению капиталов, товаров, рабочей силы.
Интеграционное взаимодействие региональной экономической системы и крупной корпорации, доминирующей в ее внутренней среде, имеет место, если в указанной среде складываются необходимые условия для совместного осуществления ряда стратегически ориентированных инвестиционных проектов, развития социальных коммуникаций, а также соединения и совместного использования элементов общей территориальной и корпоративной инфраструктуры и т.п. В таком случае различные формы пространственной организации интегрированных субъектов соединяет процесс обобществления локализованных в них отношений.
Иной вариант взаимодействия реализуется в том случае, если в пространство региональной эконом иче-ской системы спонтанно входят конкурентные по отношению к ранее доминировавшей там корпорации экономические субъекты. Интенсификация конкурентной борьбы ставит региональную систему, сформировавшую с указанной корпорацией устойчивые и рассчитанные на перспективу отношения, перед сложным выбором - либо отказаться от сложившихся отношений и связанных с ними известных выгод в пользу неопределенных выгод, связанных со сменой контрагента, либо развивать такие отношения, противодействуя новым корпоративным участникам внутренней среды территории. Эффективный выбор стратегического решения в данном случае зависит от качества соответствующего анализа ситуации, складывающейся в регионе.
Список литературы:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
3. Ворус А.М. Экономика отраслевых регионов. М.: МГУ, ТЕИС, 2000.
4. Хутыз З.М. Антикризисное управление экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития. Краснодар: ЮИМ, 2009.
5. Регионы России. М.: Росстат, 2009.
6. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.