Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов с семьей в процессе инклюзивного обучения'

Взаимодействие педагогов с семьей в процессе инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИССИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ВКЛЮЧЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / INCLUSIVE EDUCATION / MISSION / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / INCLUSION MODEL / STRATEGIC METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурыкина Наталья Михайловна

Включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. В обучении, ориентированном на ребенка, характерно убеждение, что каждый человек уникален и вносит свой ценный вклад в общество. Но создание инклюзивных классов может оказаться трудным делом для педагогов, административных работников и семей. Проанализировав наиболее типичные трудности и те стратегические методы, которые учебные заведения, осуществляющие включение детей с отклонениями в развитии, должны применять для их преодоления при регулировании отношений между детьми в учебном классе, можно сгруппировать в три раздела: применение успешных методов в административной работе и управлении; создание формулировки основной задачи («миссии») и разработка целей; уменьшение опасений при решении проблем. Из сказанного следует, что для отечественной системы специального образования нужна особая модель инклюзивного обучения, учитывающая «российский фактор». В статье раскрываются наиболее типичные трудности и те стратегические методы, которые учебные заведения, осуществляющие включение детей с отклонениями в развитии, должны применять для их преодоления; предлагаются пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Teachers with a Family in the Course of Inclusive Training

Inclusion of children with special educational needs in mass educational institutions is a world process in which all advanced countries are involved. In the training oriented to the child there is a typical belief that each person is unique and makes his important contribution to society. But creation of inclusive classes can be difficult for teachers, administrative workers and families. Having analysed the most typical difficulties and those strategic methods which the educational institutions performing inclusion of children with deviations in development, shall apply them to overcome in case of regulation of relations between children in the class, it is possible to group in three sections: application of successful methods in administrative work and management; formulate the main objective («mission») and development of the goals; how to reduce concerns in case of the problem solution. It means that the Russian system of vocational education needs a special model of inclusive training considering «the Russian factor». In the article here are revealed the most typical difficulties and those strategic methods which the educational institutions performing inclusion of children with development deviations shall apply in order to overcome them; ways to solve problems are offered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов с семьей в процессе инклюзивного обучения»

УДК 37

Н. М. Бурыкина

Взаимодействие педагогов с семьей в процессе инклюзивного обучения

Включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. В обучении, ориентированном на ребенка, характерно убеждение, что каждый человек уникален и вносит свой ценный вклад в общество.

Но создание инклюзивных классов может оказаться трудным делом для педагогов, административных работников и семей. Проанализировав наиболее типичные трудности и те стратегические методы, которые учебные заведения, осуществляющие включение детей с отклонениями в развитии, должны применять для их преодоления при регулировании отношений между детьми в учебном классе, можно сгруппировать в три раздела: применение успешных методов в административной работе и управлении; создание формулировки основной задачи («миссии») и разработка целей; уменьшение опасений при решении проблем.

Из сказанного следует, что для отечественной системы специального образования нужна особая модель инклюзивного обучения, учитывающая «российский фактор».

В статье раскрываются наиболее типичные трудности и те стратегические методы, которые учебные заведения, осуществляющие включение детей с отклонениями в развитии, должны применять для их преодоления; предлагаются пути решения проблем.

Ключевые слова: инклюзивное образование, миссия, индивидуализация образования, модели включения, стратегические методы.

N. M. Burykina

Interaction of Teachers with a Family in the Course of Inclusive Training

Inclusion of children with special educational needs in mass educational institutions is a world process in which all advanced countries are involved. In the training oriented to the child there is a typical belief that each person is unique and makes his important contribution to society.

But creation of inclusive classes can be difficult for teachers, administrative workers and families. Having analysed the most typical difficulties and those strategic methods which the educational institutions performing inclusion of children with deviations in development, shall apply them to overcome in case of regulation of relations between children in the class, it is possible to group in three sections: application of successful methods in administrative work and management; formulate the main objective («mission») and development of the goals; how to reduce concerns in case of the problem solution.

It means that the Russian system of vocational education needs a special model of inclusive training considering «the Russian factor».

In the article here are revealed the most typical difficulties and those strategic methods which the educational institutions performing inclusion of children with development deviations shall apply in order to overcome them; ways to solve problems are offered.

Keywords: inclusive education, mission, individualization of education, inclusion model, strategic methods.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей: это значит, что признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне.

Инклюзивное или включенное образование -термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология,

которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потреб-

© Бурыкина Н. М., 2017

ность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

На современном этапе развития обучения и воспитания детей отмечается интерес ученых к формам обучения и воспитания учащихся с отклонениями в развитии, но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Однако следует заметить, что по включению детей с отклонениями в развитии в учебный процесс общеобразовательных школ мало публикаций, нет методических рекомендаций и программ. В данной статье значительное место отводится разработке педагогической модели включения детей с отклонениями в развитии в учебный процесс общеобразовательной школы.

Основная цель - при практическом применении данной педагогической модели создать условия для успешной социальной адаптации школьников.

В основе создания классов начальной школы, ориентированных на интересы ребенка, лежат следующие убеждения, соответствующие идеалам демократического общества:

— индивидуализировать обучение и воспитание в детских учреждениях для каждого ребенка;

— предоставлять детям возможности хорошего выбора, который способствует дельнейшему обучению;

— вовлекать детей в активное обучение;

— укреплять взаимоотношения с семьями и способствовать их непосредственному участию в обучении их ребенка.

В школах, ориентированных на интересы ребенка, педагоги и административные работники должны глубоко верить в необходимость работы с детьми для того, чтобы укрепить следующие убеждения:

— несмотря на разные способности, у детей больше сходств, нежели различий;

— дети являются частью семьи и сообщества;

— дети учатся лучше всего друг у друга в сообществах, ориентированных на нормальную жизнь;

— дети «расцветают» в условиях, когда их потребности принимаются во внимание и удовлетворяются индивидуализированным образом.

Школы, ориентированные на ребенка, должны функционировать таким образом, чтобы удовлетворять индивидуальные нужды детей и способствовать развитию демократических идеалов и принципов. В таких классах, ориентированных на ребенка, детей поощряют делать выбор, критически мыслить, быть находчивыми и использовать свои творческие способности и воображение. Они учатся принимать ответственность за свои решения и помогать друг другу [5].

Ориентированные на ребенка школы, практикующие включение детей с отклонениями, должны стремиться раскрыть потенциал каждого ребенка. Когда педагоги в таких инклюзивных классах стараются удовлетворить индивидуальные потребности каждого ребенка, они своим собственным примером воспитывают в детях терпимость к различиям людей, демонстриуют ценность человеческих отношений и показывают на примере собственных поступков и действий, как проблемы людей можно решить, если члены сообществ работают над ними сообща и поддерживают друг друга.

Создание инклюзивных классов может оказаться трудным делом для педагогов, административных работников и семей. Проанализировав наиболее типичные трудности и те стратегические методы, которые учебные заведения, осуществляющие включение детей с отклонениями в развитии, должны применять для их преодоления при регулировании отношений между детьми в учебном классе, можно выделить три раздела.

1. Применение успешных методов в административной работе и управлении

Важный урок, который школы, практикующие включение, должны извлечь из своего опыта: прежде чем создавать инклюзивные классы, родители и работники учебного заведения должны обсудить те опасения, которые имеются как у родителей, так и у сотрудников школы в отношении включения. Такого рода обсуждение может предупредить многие проблемы, которые возникают, в сущности, из-за отсутствия информации о предстоящих изменениях.

Работники администрации школ играют первостепенную роль в том, как будут складываться отношения между детьми в учебном классе. Именно им придется находить ресурсы, принимать решения, преодолевать трудности и гото-

вить сотрудников к переменам. Чтобы вводить в учебном заведении практику включения, необходимо иметь ясные представления о том, к чему это ведет, и эти меры должны соответствовать философии данной школы. В тех ситуациях, когда руководители школы проявляют нерешительность, принимают плохие решения или же вообще не способны принять решений, - подлинные перемены не произошли.

Всем тем, кто будет вовлечен в процесс создания инклюзивных классов, понадобится оказать дополнительную поддержку. Педагогам - воспитателям и учителям начальной школы - потребуется подготовка и обучение. Родителям нужна будет информация, поддержка, а также твердое и уверенное руководство, когда появятся трудности. В школьных классах детям - как тем, у которых имеются специальные нужды, так и тем, у которых их нет - потребуется дополнительное внимание. Руководитель, если он обладает силой и сочувствием, с помощью своего влияния может содействовать успеху практики включения. Для этого необходимы конкретные стратегические методы в руководстве и управлении для создания инклюзивных классов начальной школы:

— Создание комитета по включению, куда могут войти административные работники, педагоги (воспитатели и учителя школы), родители и специалисты. Все, кто окажется задействован в процессе включения, должны принять участие в планировании. Комитет по включению должен

• разработать формулировку основной задачи («миссии»);

• выявить подходящие, имеющиеся в наличии ресурсы для подготовки педагогов и родителей;

• дать возможность педагогам и родителям высказывать замечания относительно результатов совместного планирования, а также относительно руководства и распределения ресурсов (как людских, так и финансовых);

• обеспечить систематическую поддержку сотрудникам, подходя к решению задач по методу работы единой командой единомышленников;

• уметь видеть успехи и опираться на них в своей дальнейшей деятельности.

— Создание группы планирования обучения для того, чтобы оценивать проблемы и нужды детей при обучении. Группы по своему составу должны быть междисциплинарными и включать в качестве партнеров и необходимых своих членов родителей детей. Члены таких групп должны

неформально, открыто и честно обмениваться информацией. Возникающие проблемы должны рассматриваться как общие проблемы, стоящие перед группой, и решаться сообща.

— Создание центра для родителей в школе. По возможности необходимо найти добровольцев из числа родителей, чтобы определенное количество часов в неделю кто-то из них находился в центре и отвечал на телефонные звонки родителей и членов местного сообщества, разговаривал с педагогами, а также выполнял функции библиотекаря, выдавая материалы и книги по включению.

— Назначение одного из сотрудников школы помощником по вопросам включения. Этот сотрудник будет содействовать успешному включению детей со специальными нуждами, осуществлять связь с семьями, разрабатывать материалы для адаптации учебных планов, помогать намечать индивидуальные цели и задачи для отдельных детей, а также устанавливать связи в местном сообществе для выявления ресурсов и обмена информацией. Такой консультант по вопросам включения может также помогать педагогам в применении эффективных методы обучения.

Полезными могут оказаться также следующие стратегии (которые, вероятно, удается применять не везде):

— Учителям и воспитателям необходимо разрешать принимать добровольное решение, будут ли в их классах дети со специальными нуждами. Когда у педагогов есть выбор, они - точно так же, как дети и родители - лучше контролируют ситуацию, а это часто ведет к тому, что они принимают на себя больше ответственности за то, чтобы изменения проходили успешно.

— Администрация должна подумать об уменьшении общего количества детей в классе в зависимости от конкретных нужд и потребностей в данном классе.

Услуги поддержки, такие как использование воспитателя, а также терапевтические услуги, должны предоставляться гибко - на основе индивидуализации и дифференциации для того, чтобы удовлетворять разнообразные нужды педагогов и детей.

2. Создание формулировки основной задачи («миссии») и разработка целей

Школы - учреждения, где у сотрудников никогда не хватает времени: ежечасно, ежедневно и из года в год они должны удовлетворять потребности других людей. Педагоги и другие сотруд-

ники школ проводят на работе много времени и при этом во многих местах получают за свою работу более чем скромную зарплату. Иногда, чтобы помочь педагогам и административным работникам осознать свою общую цель по обучению детей, сотрудникам школ бывает полезно совместно с членами местных сообществ разработать «миссию» школы, сформулировать основную задачу и перечислить цели, которые помогают ее достижению, а также создать план действий по их выполнению.

Формулировка «миссии» в детских учебных заведениях, осуществляющих включение, должна отражать убеждения сотрудников школы. В ней простыми словами должны быть выражены их убеждения в отношении того, как происходит обучение детей и как следует обслуживать детей и их семьи. Такая формулировка «миссии» в отношении включения

— поможет сообществу школы определить свою задачу;

— предоставит возможность педагогам и членам местного сообщества обсудить друг с другом цели образования и воспитания маленьких детей;

— поможет создать критерии для того, чтобы можно было оценить, насколько хорошо школа добивается намеченных в «миссии» целей.

Поскольку принципы включения распространяются не только на детей с проблемами в развитии, важно понимать, что удовлетворение различных нужд детей поможет школе работать более эффективно в отношении всех детей. Формулировка «миссии» школы, если она четко отражает философию обучения, ориентированного на интересы ребенка, поможет в будущем преодолевать возникающие трудности и препятствия на пути к успеху [6].

Образец формулировки «миссии»

Мы верим, что все дети - независимо от уровня способностей, пола и социального происхождения - имеют право на получение качественного образования, когда педагоги видят, ценят и поощряют развитие навыков и умений, которые будут им необходимы на протяжении всей жизни. Осуществление данной задачи предполагает достижение следующих целей:

— Обучение, ориентированное на интересы ребенка, которое поощряет развитие у него навыков критического мышления посредством предоставления возможностей выбора и активного обучения.

— Задания и среда, которые поощряют детей «открывать мир» и находить решения проблем.

— Возможности вносить значимый вклад в повседневные дела и занятия, что способствует развитию у детей независимости и автономности и в то же время развивает чувство ответственности за сообщество, страну и окружающую среду.

— Использование методов обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, воображения и находчивости, а также соответствуют индивидуальным потребностям ребенка в обучении.

— Внимание к укреплению дружбы и сотрудничества между детьми, взрослыми и семьями.

— Установление отношений партнерства с семьями, чтобы школа и местное сообщество работали, поддерживая друг друга.

После того как комитет выработает формулировку «миссии» школы, ему необходимо составить список программных целей, среди которых могут быть следующие:

— Оказывать поддержку семьям в достижении их собственных целей. Для того, чтобы осуществление включения было эффективным, необходимо, чтобы включение соответствовало целям и приоритетам семей.

— Способствовать вовлечению детей в жизнь класса и развивать у них уверенность в себе. Ключевая цель включения заключается в том, чтобы помочь детям научиться взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

— Способствовать развитию детей в важных областях (когнитивное развитие, тренировка моторики, общение, игра, социальное развитие, формирование навыков ухода за собой, воспитание самоуважения и самоконтроля).

— Развивать и поддерживать у детей чувство социальной компетентности. Чувство социальной компетентности особенно важно для детей со специальными нуждами, поскольку если социальные навыки остаются неразвитыми, то это становится проблемой на всю жизнь.

— Учить детей использовать свои навыки. Детям необходимо научиться переносить усвоенные навыки из одной обстановки в другую.

— Предоставлять детям возможность получать опыт обычной жизни и готовить их к этому. Дети с проблемами в развитии могут продолжать учиться и развиваться в обычной обстановке в школе, а также в повседневной жизни местного сообщества.

— Предотвращать будущие проблемы и развитие инвалидности. Многим маленьким детям со специальными нуждами угрожает риск появления в будущем проблем в учебе, хотя имеющиеся

165"

трудности на данный момент и не являются очевидными. Например, у ребенка с неразвитыми коммуникативными навыками позже могут появиться специфические трудности при обучении в школе [6].

3. Как уменьшить опасения при решении проблем?

Некоторые родители и педагоги, возможно, выразят озабоченность, что нужды детей с отклонениями в развитии нельзя удовлетворить, включая их в обычные классы. Других родителей и педагогов, возможно, будут беспокоить нужды типично развивающихся детей в инклюзивных классах. Одно из самых больших опасений в отношении практики включения касается того, что школа не справится с трудностями и в результате этого как дети с проблемами в развитии, так и дети без таких проблем будут учиться хуже, что дети с проблемами в развитии могут испытать социальное отторжение, а работа воспитателей и учителей станет слишком сложной. Работники администрации школ часто опасаются возрастания расходов и вероятности протестов родителей

[5].

Опыт свидетельствует: когда школа начинает обдумывать введение практики включения в своей работе и выдвигает его в качестве своей важной цели, наличие упомянутых выше опасений обычно ими не осознается. Весьма полезно иметь заранее созданный план того, как реагировать на высказываемые опасения и как решать появляющиеся проблемы.

Например, важно установить гибкое соотношение между числом детей и числом педагогов. Хотя опыт включения не дает возможности спрогнозировать, сколько детей с проблемами в идеале следует включать в один класс начальной школы, во многих инклюзивных школах считают, что два или три ребенка с проблемами (от легких до умеренных) можно легко интегрировать в класс. Решения в отношении включения конкретных детей в класс следует принимать, рассмотрев следующие факторы:

— индивидуальные нужды детей с проблемами в развитии;

— характеристики и нужды детей без проблем в развитии;

— отношение воспитателей и учителей в школе и их навыки;

— степень доступа к службе поддержки;

— количество детей, которое приходится на одного взрослого;

— возможность координировать решения с родителями.

Работники администрации и педагоги должны встретиться с родителями прежде, чем принимать ребенка в школу. Педагоги сначала должны узнать о сильных сторонах ребенка и его нуждах от его родителей. Родители должны предоставить важнейшую практическую информацию о своем ребенке и его проблеме в развитии. Например, они могут рассказать, какая повседневная медицинская помощь ему необходима [7].

В некоторых школах считают полезным, чтобы новый ребенок мог прийти и посмотреть школу до того момента, когда его туда окончательно примут. Такие посещения, которые можно проводить до начала обычного дня в школе или после его окончания, часто могут устранить опасения ребенка, родителя или педагога. Очень полезными могут оказаться также и посещения учителем на дому для того, чтобы установить положительные взаимоотношения в обстановке, комфортной для ребенка. Для некоторых детей может быть полезно присутствовать в школе только часть дня; может потребоваться также присутствие в школе кого-то из родителей, пока ребенок не привыкнет к школьному распорядку, к пребыванию в учебном заведении.

Библиографический список

1. Абрахам, М. Р., Моррис, Л. М., Вальд, И. Дж. Инклюзивное обучение детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Р. Абрахам, Л. М. Моррис, И. Дж. Вальд. - Сан-Антонио, штат Техас, 1993. -176 с.

2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] / Л. И. Аксенова. - М., 2001. - 192 с.

3. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности [Текст] / Н. В. Андреенкова // Социальные исследования. - 1970. - № 3. - С. 43-47.

4. Байбородова, Л. В. Педагогические средства развития способностей к преодолению трудностей социализации детей-сирот [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль : ЯГПУ, 1998. -С. 82-131.

5. Бекман, П., Провес, С. О., Мейсельс, С. Д., Фромберг, Д. П. Социально-педагогическая поддержка детей с особыми проблемами в развитии-опыт и перспективы [Текст] / П. Бекман, С. О. Провес, С. Д. Мейсельс, Д. П. Фромберг // Дефектология. -1999. - № 2. - С. 76-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бурыкина, Н. М. Социально-педагогическая поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и обучающихся в массовой общеобразовательной школе [Текст] / Н. М. Бурыкина. - Ярославль : ЯГПУ, 2004. -С. 66-73.

7. Воронецка-Боровская, А. Социально-

педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы [Текст] : авто-реф. ... дис. канд. пед. наук / А. Воронецка-Боровская. - Ярославль : ЯГПУ, 2003. - 18 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Abraham, M. R., Morris, L. M., Val'd, I. Dzh. Inkljuzivnoe obuchenie detej mladshego shkol'nogo voz-rasta [Tekst] / M. R. Abraham, L. M. Morris, I. Dzh. Val'd. - San-Antonio, shtat Tehas, 1993. - 176 s.

2. Aksenova, L. I. Social'naja pedagogika v spe-cial'nom obrazovanii [Tekst] / L. I. Aksenova. - M., 2001. - 192 s.

3. Andreenkova, N. V. Problemy socializacii lichnosti [Tekst] / N. V. Andreenkova // Social'nye issledovanija. -1970. - № 3. - S. 43-47.

4. Bajborodova, L. V. Pedagogicheskie sredstva razvitija sposobnostej k preodoleniju trudnostej socializa-

cii detej-sirot [Tekst] / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : JaGPU, 1998. - S. 82-131.

5. Bekman, P., Proves, S. O., Mejsel's, S. D., From-berg, D. P. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej s osobymi problemami v razvitii-opyt i perspektivy [Tekst] / P. Bekman, S. O. Proves, S. D. Mejsel's, D. P. Fromberg // Defektologija. - 1999. - № 2. -S. 76-98.

6. Burykina, N. M. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej, imejushhih otklonenija v razvitii i obucha-jushhihsja v massovoj obshheobrazovatel'noj shkole [Tekst] / N. M. Burykina. - Jaroslavl' : JaGPU, 2004. -S. 66-73.

7. Voronecka-Borovskaja, A. Social'no-pedagogicheskaja pomoshh' detjam-invalidam v uslovijah massovoj obshheobrazovatel'noj shkoly [Tekst] : avtoref. ... dis. kand. ped. nauk / A. Voronecka-Borovskaja. - Jaroslavl' : JaGPU, 2003. - 18 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.