УДК 373.24
Алина Витальевна Абсалямова Наталья Юрьевна Ган
г. Шадринск
Взаимодействие педагога ДОО с родителями по духовно-нравственному воспитанию
Статья посвящена проблеме современного дошкольного образования -взаимодействию педагога дошкольной образовательной организации с родителями в сфере духовно-нравственного воспитания детей. У детей часто искажены представления о доброте, дружбе, милосердии, справедливости, гражданстве и патриотизме. Это связано с рядом факторов, которые делают данную проблему особенно актуальной в наши дни. Во-первых, стремительное развитие технологий и информационного пространства приводит к увеличению влияния негативной информации на сознание детей. Социальные изменения и процессы глобализации порождают множество новых вызовов и угроз, связанных с дезориентацией и утратой традиционных ценностей. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений современного образования.
Авторами статьи рассмотрены основные задачи и методы, направленные на формирование нравственных и духовных ценностей у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, представлены наиболее эффективные формы и методы вовлечения родителей в духовно-нравственное воспитание детей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, дети дошкольного возраста, образовательная среда, взаимодействие педагога и семьи, виды деятельности.
Alina Vitalievna Absalyamova Natalia Yurievna Gan
Shadrinsk
Interaction of a preschool teacher with parents on spiritual and moral education
The article is devoted to the problem of modern preschool education - the interaction of a preschool teacher with parents on spiritual and moral education of children. Children often have distorted ideas about kindness, friendship, mercy, justice, citizenship and patriotism. It depends on a number of factors that make this problem especially relevant. Firstly, the rapid development of technology and the information space leads to an increase in the influence of negative information on the minds of children. Social changes and the processes of globalization give the threats related to the disorientation and loss of traditional values. Therefore, the spiritual and moral education of preschoolers is one of the priorities of modern education.
The authors of the article consider the main tasks and methods aimed at the formation of moral and spiritual values in preschool children in a preschool educational organization and present the most effective forms and methods of involving parents in the spiritual and moral education of children.
Keywords: spiritual and moral education, values, preschool children, educational environment, interaction of a teacher and a family, types of activities.
Введение. Вопрос духовно-нравственного развития и воспитание личности представляет собой сложный и многогранный процесс. Он тесно связан с жизнью человека во всей ее полноте и противоречиях, включая семью, общество, культуру, человечество в целом,
страну проживания и культурно-историческую эпоху, которая формирует образ жизни народа и сознание человека. Данный процесс, включает в себя формирование у детей системы ценностей, основанной на гуманистических принципах: на признании уникальности и ценности каждой личности, а также на создании условий для ее всестороннего развития.
В современном обществе традиционные ценности стали основой государственной политики и руководством к развитию образовательной системы (согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей») [8].
Средством воплощения государственной стратегии в сфере задач духовно-нравственного воспитания и развития детей в период дошкольного детства является Федеральная образовательная программа (ФОП) и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [7,9].
В программе подчеркивается важность следующих ценностных ориентиров для формирования фундамента духовно-нравственного развития: чувства любви к своей малой родине, привязанности к своему дому, семье и близким людям; качества искренности, сочувствия, дружелюбия, уважения и признания разнообразия среди людей; развитие базового мировоззрения на основе традиционных ценностей российского общества [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит целью глубокое и целенаправленное рассмотрение вопросов организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку в документе приоритетными направлениями обозначены: основы духовно-нравственной личности отражены во всех образовательных областях Стандарта. Предполагается воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, детскому саду и взрослому сообществу, формирование представлений о себе и других людях, малой родине и Отечестве, а также о Земле как общем доме человечества [9].
Цель исследования - обоснование форм и методов взаимодействия педагога ДОО с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме «Формирование профессиональных компетенций у педагогов в духовно-нравственном развитии детей (на примере культуры русского и белорусского народов)» (№ 16-382 от 2 мая 2024 г.).
Основная часть исследования. Понятие «духовность» в психолого-педагогической литературе рассматривается К. А. Абульхановой-Славской, как личностная организация, основанная на принципах гуманности и гармонии, тогда как Н.А. Коваль определяет её как стремление личности к постижению абсолютной истины.
Вопросы нравственного воспитания также изучались в работах таких учёных, как М.В. Бениаминова, З.И. Васильева и В.И. Лесняк [2]. Первыми педагогами в истории, кто сделал первый шаг к осмыслению процесса духовно-нравственного воспитания, были К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, В.О. Ключевский, Е.О. Лихачева и другие выдающиеся педагоги.
В научной педагогической литературе нет конкретного определения понятиям «воспитание», «духовность», «нравственность». Каждый ученый рассматривает их со своей точки зрения. Так, Л.С. Выготский, рассматривал «воспитание», как процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, с целью подготовки их к жизни и труду, для обеспечения дальнейшего полноценного развития общества [4]. Т.И. Власова рассматривала «нравственность» как способность совершать какие-либо действия, мыслить и чувствовать в соответствии со своими внутренними установками [3].
Чтобы лучше понять этот процесс, необходимо рассмотреть составляющие понятия «духовно-нравственное воспитание». «Духовность» - это иррациональное состояние, которое не зависит от конкретных жизненных ситуаций и относится к идеальному миру.
«Нравственность», в свою очередь, подразумевает воспитанность, то есть соблюдение моральных норм и правил. Объединяя эти понятия, мы характеризуем «духовно-нравственное воспитание», как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и ребенка, способствующий гармоничному развитию личности и формированию у неё устойчивых духовных, нравственных и национальных ценностей, которые лежат в основе отношений между людьми, а также определяют их отношение к семье и обществу.
Современные исследователи П.Ф. Каптерев, Н.А. Бердяев, Е. Шестун и др. сошлись во мнении, что для полноценного развития общества большую и важную роль имеет духовно-нравственное воспитание, где воспитанник восходит к вершинам человеческого духа, к высшим проявлениям сочувствия, милосердия, доброты, переживания чувства прекрасного.
Наиболее полно и ярко роль духовно-нравственного воспитания в развитии ребенка характеризовал К.Д. Ушинский, по мнению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума».
Традиционно, семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Основной характеристикой семейного воспитания является создание такого эмоционального климата, который будет способствовать формированию характера ребенка, его отношения к окружающему мира и к самому себе. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи, такие как Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, И.В. Лапицкая, Т.А. Маркова.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 44 прописано, что «родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [10].
Эффективность семейного воспитания во многом зависит от того, насколько тесно и продуктивно семья сотрудничает с дошкольным учреждением. Дошкольное воспитание -важный период в становлении и развитии детской личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы системы духовно-нравственных ценностей, определяющие отношение человека к миру во всем его многообразии. Важность обусловлена тем, что дошкольники находятся под влиянием как семьи, так и образовательной среды, что делает взаимосвязь педагога и родителя ключевым фактором духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственных чувств: совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, доброты и др.
Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания - помочь ребенку осознать свою уникальность и внутренний мир, развить способность к рефлексии, пониманию и осмыслению жизненных процессов и явлений. Это воспитание души, формирование внутренней гармонии. Педагог несет ответственность за создание такой образовательной среды, в которой ребенок получает нравственные и духовные уроки каждый день. Это пространство должно быть безопасным, доброжелательным и наполненным примерами нравственного поведения. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя ценным участником коллектива и осознавал ответственность за свои поступки. В такой среде ребенок учится основам взаимодействия с окружающими, уважению к себе и другим, а также принимает общие ценности, которые разделяет коллектив детского сада.
Другие важные задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников включают в
себя:
- воспитание у детей искренней любви к семье, дому, родному краю;
- формирование трепетного и уважительного отношения к природе и всему живому;
- формирование у детей, уважительного отношения к труду;
- знакомство детей с государственными символами (герб, флаг, гимн);
- расширение знаний о родной стране;
- развитие интереса к русским культурным традициям;
- приобретение базовых знаний о правах человека;
- воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности и уважения к другим народам и их культурным традициям.
Эти задачи решаются в различных видах деятельности детей. Педагог должен планировать и организовывать занятия, игры и другие виды деятельности таким образом, чтобы в них отражались нравственные и духовные аспекты. Рассмотрим подробнее ключевые виды деятельности, в которых происходит духовно-нравственное воспитание:
1. Образовательная деятельность. Это специально организованные воспитателем занятия, где педагог целенаправленно развивает у детей нравственные качества.
Пример: в ходе занятия по теме «Добро и зло», педагог рассказывает детям сказку, где герои сталкиваются с выбором между правильным и неправильным поступком. После прочтения сказки совместно обсуждается, почему герой выбрал тот или иной путь, что такое добро и как важно помогать другим. Это помогает детям задуматься о нравственных качествах и их важности в жизни.
2. Игровая деятельность. Игра - как известно, один из ведущих видов деятельности дошкольников. Через игровые ситуации дети учатся моделировать социальные роли, понимать нормы поведения и взаимодействия. Педагог в игре направляет детей на осознание важности нравственных ценностей.
Пример: в ролевой игре «Семья» дети учатся заботиться друг о друге, проявлять уважение к «родителям» и «детям». Педагог в процессе игры подсказывает, как важно быть внимательным, вежливым, доброжелательным по отношению к членам семьи, что способствует развитию у детей понимания семейных ценностей.
3. Чтение и обсуждение литературных произведений. Литературные произведения играют важную роль в формировании духовного мира ребенка. Педагог выбирает книги, в которых поднимаются важные нравственные темы, и обсуждает с детьми поступки героев.
Пример: после прочтения рассказов «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка» В. Осеевой о дружбе и взаимопомощи педагог задает детям вопросы: «Как вы думаете, правильно ли поступил герой? Что бы вы сделали на его месте?» Такие обсуждения развивают у детей умение анализировать поведение и учат различать правильные и неправильные поступки.
4. Музыкальная деятельность. Музыка и пение способствуют развитию чувствительности и эмоциональности у детей, формируя у них внутренний духовный мир. Через песни, музыкальные игры и занятия дети учатся выражать свои чувства, понимать эмоции других и развивать эстетический вкус.
Пример: педагог разучивает с детьми народные песни «Два веселых гуся», «Улыбка», Вместе весело шагать», «Бравые солдаты», «Нет страны чудесней» и др., в которых прославляются доброта, трудолюбие и патриотизм. Музыкальные композиции могут сопровождаться обсуждением их смысла, что помогает детям лучше понять культурные и духовные ценности.
5. Трудовая деятельность. Привлечение детей к труду учит их уважению к работе, развивает ответственность, самостоятельность и уважение к труду других людей. Дети учатся видеть результат своего труда, осознавать его ценность и необходимость для других.
Пример: воспитатель ставит перед детьми такие трудовые задачи, как полив растений на участке или уборка игрушек в группе. В процессе труда дети осознают, что их усилия приносят пользу окружающим, а забота о природе и своем окружении является важной частью нравственного воспитания.
6. Театральная деятельность. Постановки различных театральных сценок дают детям возможность проживать различные ситуации и роли, помогая им осознать значение нравственных норм и духовных ценностей. Через игру на сцене дети учатся выражать свои чувства, взаимодействовать с другими и оценивать поступки героев.
Пример: педагог организует спектакль по мотивам сказки «Репка», где каждый персонаж проявляет взаимовыручку и трудолюбие. Дети, играя роли, осознают важность помощи друг другу и то, как каждый вклад важен для общего дела.
7. Беседы и обсуждения на морально-нравственные темы. Беседы педагога с детьми помогают раскрыть перед ними важные нравственные понятия и сформировать моральные установки. В таких обсуждениях дети учатся рассуждать о добре, зле, честности, справедливости, уважении к старшим и младшим.
Пример: педагог проводит беседу на тему «Что такое честность?», где вместе с детьми разбирает примеры из жизни или литературных произведений. Дети приводят свои примеры честного и нечестного поведения, а педагог помогает им осознать важность честности в повседневной жизни.
8. Праздники и традиции. Праздники - это особый способ приобщения детей к культурным и духовным традициям своего народа. Они позволяют детям ощутить значимость традиций и обрядов, формируют чувство принадлежности к своему народу, развивают патриотизм и уважение к предкам.
Пример: в детском саду проводятся праздники, посвященные Дню России или Масленице. Педагог рассказывает детям о традициях, связанных с этими событиями, а затем вместе с детьми готовит выступления, песни и танцы, что помогает детям почувствовать связь с культурными традициями своего народа.
9. Наглядная агитация и создание творческих работ. В процессе создания наглядных материалов или творческих работ (рисунков, поделок) дети выражают свое понимание мира, духовных и нравственных ценностей. Совместные с педагогом творческие задания позволяют закрепить знания о том, что такое добро, забота, помощь, уважение.
10. Экскурсии и прогулки на природе. Экскурсии и прогулки на свежем воздухе - это возможность развивать у детей уважительное отношение к природе и окружающему миру. Педагог во время таких мероприятий не только обучает детей наблюдательности, но и формирует чувство ответственности за окружающую среду.
Пример: во время прогулки по парку педагог рассказывает детям о необходимости бережного отношения к растениям и животным. Дети учатся собирать мусор, поливать растения и бережно относиться к природе, осознавая важность заботы о мире вокруг.
Чтобы духовно-нравственное воспитание было по-настоящему эффективно, педагог должен помогать родителям, осознавать их роль в формировании моральных и духовных основ ребенка. Для этого могут использоваться различные формы и методы вовлечения родителей в духовно-нравственное воспитание детей [1, 5, 6]:
- родительские собрания - это важный формат для обсуждения вопросов воспитания и обучения. Отличная возможность для педагогов поделиться своими планами и идеями по воспитанию детей. На таких встречах педагоги могут делиться успешными практиками и методами, которые родители могут применить в домашних условиях;
- тематические выставки, могут быть посвящены теме семьи, окружающей природы и родного края. Эти выставки чаще всего включают в себя совместные творческие работы детей и родителей, такие как рисунки и поделки. Участие в таких выставках не только укрепляет семейные связи, но и позволяет родителям лучше понять интересы и ценности своих детей, а также содействует развитию их духовно-нравственных качеств через совместное творчество;
- беседы и викторины, направлены на обсуждение моральных и этических вопросов, которые могут стать интересным и познавательным форматом взаимодействия. Педагог может организовать беседы на темы, связанные с нравственным воспитанием, а также
проводить викторины, которые помогут детям и родителям рассмотреть эти вопросы в игровой форме. Это способствует формированию и укреплению нравственных ориентиров у детей и их родителей;
- анкетирование и тестирование могут служить инструментами для оценки уровня осведомленности родителей о духовно-нравственном воспитании и их вовлеченности в этот процесс. Педагог может разработать анкеты, чтобы узнать мнение родителей о текущих методах воспитания и выявить потребности в дополнительных консультациях или рекомендациях. Это также поможет разработать подходы к воспитанию в зависимости от потребностей и запросов семьи;
- совместные праздники и развлечения, такие как театральные представления, могут служить отличной платформой для духовно-нравственного воспитания. Такие мероприятия позволяют родителям и детям взаимодействовать в радостной и непринужденной обстановке, укрепляют взаимопонимание и создают положительный эмоциональный фон для обсуждения нравственных тем;
- индивидуальные консультации и рекомендации по вопросам духовно-нравственного воспитания дают родителям возможность получить персонализированную помощь и советы. Педагог может проводить консультации по различным вопросам, таким как способы воспитания, разрешение конфликтов или поддержка детей в трудных ситуациях. Такие консультации помогают родителям уверенно действовать в процессе воспитания и применять эффективные методики;
- информационные стенды, буклеты, ширмы и другие информационные материалы, размещённые в доступных местах, помогают родителям лучше понять, какие ценности важны для воспитания детей;
- изготовление подарков вместе с детьми и вручение их родителям может быть значимым элементом взаимодействия. Это могут быть поделки, рисунки или другие творческие работы, которые дети создают, чтобы выразить свои чувства и ценности.
Перечисленные методы помогут создать прочную связь между педагогами и родителями, способствуя более глубокому вовлечению семей в процесс воспитания и развития духовно-нравственных качеств у детей.
В заключение хочется добавить слова К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей формирования личности ребенка. Для его успешной реализации необходимо тесное взаимодействие педагога и семьи, основанное на доверии и взаимном уважении. Только в таком случае можно достичь гармоничного развития ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоцерковская, Ю.В. Тематическо-практическое пособие по взаимодействию с семьями воспитанников по направленности «Духовно-нравственное воспитание современных детей» / Ю.В. Белоцерковская, Ю.В. Кобецкая. - Краснодар : Экоинвест, 2018.
- 46 с. - Текст : непосредственный.
2. Бениаминова, М.В. Воспитание детей / М.В. Бениаминова. - 2-е изд., стереотип. -Москва : Медицина, 1986. - 281 с. - Текст : непосредственный.
3. Власова Т.И. Педагогика духовности: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания / Т.И. Власова. - Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 107 с. - Текст : непосредственный.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова.
- Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. - (Психология: Классические труды).
5. Козлова, С.А. Работа ДОУ с семьей : метод. рекомендации / С.А. Козлова, Р.П. Дешеулина. - Москва : Сфера, 2004. - 112 с. - Текст : непосредственный.
6. Лесик, Л.И. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) / И.Л. Лесик, Л.Л. Игошина. - Текст : электронный // Молодой ученый. -2022. - № 50 (445). - С. 396-398. - URL: https://moluch.ru/archive/445/97896/ (дата обращения: 10.09.2024).
7. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ от 25.11.2022 № 1028. -Текст : электронный // Министерство Просвещения Российской Федерации : офиц. сайт. -URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf.
8. Российская Федерация. Президент (2018 - ; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ от 9 нояб. 2022 г. № 809. - Текст : электронный // Президент России : офиц. сайт. - URL: http://kremlin.ru/acts/news/69810.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. - Москва : Сфера, 2014. - 96 с. - Текст : непосредственный.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ : письма и приказы Минобрнауки. - Москва : Сфера, 2013. - 136 с. - Текст : непосредственный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.В. Абсалямова, студентка 3 курса 313Б группы института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
Н.Ю. Ган, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
rd
A.V. Absalyamova, 3 year student, Institute of Psychology and Pedagogics, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
N.Yu. Gan, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].