Л.В. ВЕДЕРНИКОВА, профессор, проректор О.А. ПОВОРОЗНЮК, доцент
Взаимодействие общеобразовательной школы и педагогического вуза в социокультурном контексте
В статье рассматривается возможность создания целостного социокультурного пространства региона через организацию взаимодействия общеобразовательной школы и педагогической практики на трех уровнях: научно-исследовательском, инновационно-практическом, профессионального совершенствования.
Ключевые слова: социокультурное пространство региона, взаимодействие социальных институтов, инновационная деятельность, формы и уровни взаимодействия педагогического вуза и школы
Государственными структурами разного уровня сегодня активно обсуждается вопрос о выборе основного принципа формирования целостного социокультурного пространства. В соответствии с запросами общества и государства педагогическая наука и практика выбирают новую стратегию и тактику, связанные с развитием культуры личности. Рассмотрим проблему формирования культуры личности с позиций организации взаимодействия таких социальных институтов, какпедагогический вуз и общеобразовательная школа.
Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова является значимым социокультурным учреждением не только для г. Ишима, но и для Прииши-мья. Вуз выступает определяющим фактором формирования ценностного отношения людей, живущих в регионе, к достижениям культуры. При этом он существенно влияет на социальную структуру юга Тюменской области. В образовательных учреждениях сельскохозяйственных районов Тюменской области и г. Ишима выпускники института составляют от 50 до 70% педагогических кадров. Кроме того, выпускники ИГПИ трудоустраиваются в учреждения социальной сферы (социальная защита, органы молодежной политики и спорта, культуры, специализированные учреждения для дезадаптированных
подростков и молодежи, УВД). Здесь процент выпускников пединститута составляет более 30%.
В условиях современной региональной ситуации миссия Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова видится нам в установлении тесных связей с работодателями, в интеграции инновационной, научной и образовательной деятельности вуза и школы. Мы исходим из того, что взаимодействие данных социокультурных институтов - это процесс управляемый, он может быть организован сознательно, причем такое взаимодействие рассматривается нами не как самоцель, а как средство, с помощью которого можно наиболее эффективно решать те или иные социальные и культурные проблемы.
Взаимодействие социальных институтов проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. При установлении такого рода взаимоотношений необходимо учитывать следующие принципы:
• принцип открытости, реализующийся в готовности к сотрудничеству, в принятии образовательными учреждениями субъектных позиций своих партнеров;
• принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию отношений взаимодействующих коллективов, налаживание
Из жизни вуза
111
гибких связей образовательных учреждений с социальным окружением;
• принцип перспективности, предполагающий определение стратегических и тактических целей взаимодействия образовательных учреждений;
• принцип системности, дающий возможность образовательным учреждениям выстраивать собственную образовательную политику;
• принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательными учреждениями достоинств и преимуществ той культурной среды, общества, региона, в которой функционируют субъекты взаимодействия [1].
Для того чтобы интеграционные процессы в сферах высшего и общего образования приобрели системный характер, специалистами нашего вуза была разработана «Программа организации взаимодействия ИГПИ им. П.П. Ершова и департамента по социальным вопросам администрации г. Ишима». Местом организации сотрудничества вуза и образовательной практики являлся Центр развития ребенка «Академия детства». Создание данного структурного подразделения было обусловлено рядом обстоятельств. Дело в том, что взаимодействие вуза и школы в формате традиционных временных объединений, как оказалось, не позволяло последовательно реализовывать интеграционную политику, являющуюся важным направлением работы ИГПИ им. П.П. Ершова. Функционирующие на территории г. Ишима узкопрофильные центры также не решали проблем интеграции науки и практики, профессионального совершенствования педагогов. При этом существующая образовательная практика очевидно нуждалась в системном и целенаправленном психолого-педагоги-ческом сопровождении для обеспечения, во-первых, преемственности и непрерывности в содержании и организации образовательного процесса с использованием инновационных технологий, во-вторых, психо-
лого-педагогической поддержки будущих молодых матерей и отцов, родителей детей дошкольного возраста, многодетных семей, детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Нельзя было оставлять без внимания и такой сегмент образовательных услуг, как работа с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья в плане их социализации.
Взаимодействие вуза и школы в рамках разработанной модели реализуется сегодня на следующих уровнях: научно-исследовательском, инновационно-практическом, профессионального совершенствования.
Научно-исследовательская деятельность ИГПИ осуществляется в рамках лабораторий: качества общего дошкольного и школьного образования в условиях введения ФГОС и ФГТ; интерактивных средств обучения; инклюзивного образования; пси-холого-педагогического сопровождения детей и взрослых. Фундаментальные исследования по данным направлениям организуются с участием магистрантов и аспирантов в ходе работы научно-исследователь-
ских семинаров, в процессе выполнения ими диссертаций [2].
Разработанные научные идеи реализуются на инновационно-практическом уровне не только на базе «Академии детства», но и в формате экспериментальных площадок в общеобразовательных учреждениях по следующим темам:
• «Обеспечение качества обучения в средней общеобразовательной школе в условиях ФГОС»;
• «Развитие творческого потенциала школьников в условиях дополнительного образования»;
• «Совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей как средство формирования гражданской позиции школьников»;
• «Школа как центр формирования социальной успешности школьников»;
• «Организация здоровьесбережения школьников в условиях физкультурнооздоровительной среды общеобразовательной школы »;
• «Формирование ценностных отношений к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»;
• «Формирование профессиональной мобильности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях ДОУ»;
• «Патриотическое воспитание дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой Родины»;
• «Формирование управленческой компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГТ ».
Сотрудничество всех субъектов экспериментальной площадки: научного руководителя, педагогов, детей, родителей, студентов - обеспечивает производство прак-тико-ориентированных знаний, а также технологий педагогической деятельности. Взаимодействие вуза и школы на инновационно-практическом уровне предусматри-
вает разработку тематики ВКР и научнометодических изданий с учетом потребностей региональной общеобразовательной практики [3]. Проблемное поле таких исследований определяется запросами школы и концентрируется в следующих сферах деятельности:
■ сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе в условиях ФГОС;
■ психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, учащихся, имеющих проблемы в поведении, социально уязвимых школьников;
■ профилактика психоэмоционального переутомления учителя;
■ профессионально-педагогическая мотивация учителя.
Результативность работы преподавателей и студентов по данным направлениям определяется работодателями как при апробации результатов исследований в школах города, так и в процессе итоговой государственной аттестации и экспертизы основных образовательных программ.
Третий уровень - профессионального совершенствования - реализуется через
Из жизни вуза
113
организацию в школах стажерских площадок по следующим темам:
■ психологические основы организации образовательного процесса школы;
■ проблемы социальной дезадаптации школьников;
■ организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС;
■ коррекция нарушений речи школьников;
■ организация здоровьесбережения школьников;
■ проблемы физико-математического образования школьников;
■ организация психолого-педагогичес-кого сопровождения школьников в системе специального образования.
Совместная деятельность в рамках стажерских площадок способствует появлению новых форм повышения квалификации педагогических кадров. С одной стороны, привлечение школ к организации курсов повышения квалификации для преподавателей вуза в форме мастер-классов позволяет демонстрировать образцы передового опыта учителей. С другой стороны, научнометодические семинары для педагогов общеобразовательной практики открывают возможности для повышения их профессионального уровня, формирования готовности к инновационной деятельности [4].
В шести школах города созданы семь базовыхкафедр (физики, математики, русского языка, истории, начального образования, психологии, здоровьесберегающих технологий), деятельность которых обеспечивает практикоориентированность подготовки бакалавров через организацию семинарских, практических и лабораторных занятий в реальных условиях общеобразовательных учреждений [5]. Кроме того,
научные подразделения, действующие на базе школ, позволяют преподавателям вуза систематически участвовать в школьных учебно-методических объединениях, осуществлять научное сопровождение учителей при их подготовке к участию в профессиональных конкурсах, оказывать консультационную поддержку при написании научно-методических статей.
Реализация «Программы организации взаимодействия ИГПИ им. П.П. Ершова и департамента по социальным вопросам администрации г. Ишима» является важнейшим шагом в установлении взаимовыгодного сотрудничества вуза и школы в образовательном пространстве города, выступает ресурсом их развития и создания целостного социокультурного пространства региона.
Литература
1. Обутова А.Д., Голиков А.И., Сапалова Д.У.
Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.
2. Ведерникова Л.В., Рындина Ю.В. К вопро-
су о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. №5. С. 51-7; Ведерникова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности как основы инновационного раз-
вития вуза // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 77-80; Ведерникова Л.В. Основные принципы и условия становления исследовательской компетентности студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. № 12. С. 43-45.
3. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. Систе-
ма организации научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 57-60.
4. Ведерникова Л.В. Педагогическая под-
держка саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2010. №5. С. 87-91.
5. Поворознюк О.А. Социально-психологическая адаптация студентов в педагогическом вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. № 5. С. 91-94; Поворознюк О.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогическая наука и образование. 2012. № 2. С. 91-94.
Мировоззренческий
В.И. ПОЛИЩУК, профессор
потенциал культурологии
В статье представлены размышления автора о важности, ценности и содержании мировоззрения сегодняшней российской молодежи. Показано, что культурология как комплекс различных дисциплин и самосознание современной культуры может служить основой и средством формирования необходимого мировоззрения.
Ключевые слова: мировоззрение, убеждение, сознание и самосознание, культура, культурология, тенденции современной культуры, мировоззренческие ориентиры
События последних десятилетий в стране обесценили и само понятие мировоззрения, и, соответственно, задачу его формирования. В результате вопрос о формировании у студентов определенного мировоззрения в рамках высшей школы сегодня стоит весьма абстрактно. Более того, можно сказать, что утрачено само представление о том, какое мировоззрение вообще необходимо в современной России. Многообразие политических и просто житейских ориентаций, позиций, суждений и мнений обусловило едва ли не отказ от выбора или предпочтения какого-либо устойчивого и позитивного убеждения или воззрения на мир, окружающую действительность не только у молодежи, но и у зрелого поколения. Россияне живут сегодня не убеждениями, а случайными сведениями и обстоятельствами, которые навязываются им помимо их воли. Естественно, что в ситуации неопределенности и непредсказуемости именно знания
представляются самой надежной опорой и испытанным средством формирования у молодежи более или менее необходимых качеств и способностей к выживанию. Передачей знаний в основном и ограничивается сегодня деятельность вузовского педагога. Правда, немало говорится и о важности воспитательной работы в вузе, о воспитании патриотизма в частности. Но вопрос о формировании мировоззрения по-прежнему остается открытым. Почему так?
Может быть, потому, что слишком много усилий прилагалось в годы не такой уж далекой от нас «советской жизни » для формирования соответствующего - марксистско-ленинского - мировоззрения? И не напрасны ли были эти усилия? Ведь очевидно, что мальчики 70-х годов прошлого столетия, едва повзрослев к концу его, легко освоились в мире совсем иных воззрений и ценностей. Это значит, что уже тогда, треть века или немногим более тому назад, никакого