Взаимодействие образовательных организаций высшего образования и машиностроительных предприятий как один из основных инструментов развития человеческого капитала
Ю. В. Подураев,
д. т. н., профессор, проректор, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
А. А. Харин,
д. э. н., доцент, начальник управления по развитию новых образовательных технологий, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
О. С. Харина,
к. э. н., зам. начальника учебного отдела, ФГБОУ ВПО РГУИТП
В статье рассмотрены теоретические и прикладные основы развития человеческого капитала на основе взаимодействия образовательных организаций высшего образования и предприятий машиностроительного профиля в сфере подготовки кадров для обеспечения инновационного развития национальной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, подготовка кадров, образовательные организации, машиностроительные предприятия, инновационная экономика.
ю
о с^
сч о N
00
3
£ <
СО
о
Основной задачей инновационных процессов разработки оборудования в машиностроении является, как известно, создание новой техники и технологии, причем успех проведения этих процессов открывает новое качество, новые области применения оборудования, новые, более эффективные позиции на машиностроительных рынках сбыта [1]. Это, в свою очередь, незамедлительно приводит к острому дефициту специалистов в данной сфере, способных эффективно объединить интеллектуальные и технологические ресурсы и обеспечить коммерциализацию новшеств на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, задача развития человеческого капитала, способствующему инновационному развитию машиностроительных предприятий и экономики страны в целом является особенно актуальной [2].
Формирование основных образовательных программ подготовки (ООП) специалистов машиностроительного профиля происходит под влиянием науки и экономики (рис. 1). Знания, как основа качества образования, вырабатываются в процессе экономической и научной деятельности индивидов, систематизируются в образовательном портфеле общества (совокупность систематизированных знаний по отраслям) и зависят от уровня развития экономики и науки как основных источников их формирования. Это говорит о взаимном влиянии образования, экономики и науки друг на друга, так как знания либо вырабатываются в процессе хозяйственной (экономической) деятельности индивидов и затем обобщаются наукой, либо вырабатыва-
ются непосредственно самой наукой и впоследствии подтверждаются практикой [3].
Подготовка специалиста в современных условиях — это задача, которая должна решаться образовательными организациями высшего образования (ООВО) совместно с работодателями, включая прогнозирование развития отрасли, исследование динамики факторов, обусловливающих функционирование той или иной сферы производственной и непроизводственной деятельности, создание совместных инжиниринговых центров [4]. Решение этой задачи позволит эффективно управлять человеческим капиталом, и будет способствовать экономическому развитию государства.
Интеграция сфер науки, образования и бизнеса привела к необходимости формирования профес-
—Ы Экономика
Г
Обмен
Знания, вьработ энные экономикой и обобщенные наукой
Т>-
±2:
Знания, вьработанные наукой и подтвержденные экономикой
I
с
0
в
0 3
к н
У А
п н
н и
0 й
с
т
ь
Отрасль 1
Отрасль 2
Отрасль N
Образов 31 ель ньй портфель общества
00П1
Образовательный портфель вуза
—Наука
Рис. 1. Формирование основной образовательной программы под влиянием науки и экономики
сиональных и образовательных стандартов на основе компетентностного подхода. Само по себе понятие компетентности трактуется шире, чем понятия знание, умение или навык. Э. Ф. Зеер в данное понятие включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую, результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и др. Таким образом, компетентность — интегративная целостность и действенность знаний, умений, навыков [5]. Компетентность обладает интегративной природой, так как вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и профессиональной деятельности.
Под компетенцией же понимается «общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий». Ключевые компетенции обеспечивают универсальность специалиста и поэтому не могут быть слишком специализированными. Компетенции проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных). Э. Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями компетентность и компетенция, подчеркивал, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; а способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности» [5].
Компетенции квалифицированного специалиста можно разделить на две взаимозависимые группы:
• квалификационные компетенции — это единство знаний сотрудника о предмете его деятельности, профессиональный опыт, способности действовать и навыки поведения в сфере его прямых должностных обязанностей;
• неквалификационные компетенции — это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения сотрудника в сферах, косвенно относящихся к предмету его профессиональной деятельности или не касающихся его совершенно, но относящихся к разряду характеристик, влияющих на духовно-нравственную, психофизическую, интеллектуальную и (или) творческую составляющую их обладателя.
К развитию неквалификационных компетенций можно отнести приобретение, поддержание и повышение уровня профессиональной квалификации и знаний вне сферы профессиональной деятельности (смежных отраслях, законодательстве и т. д.), приобретение профессиональных знаний о других организациях, структурах и органах, влияющих на работу организации, развитие способностей в области планирования и организации труда. Цель развития квалификационных компетенций — углубление знаний по актуальным проблемам техники, технологии, законодательства, науки, социально-экономических проблем по профилю профессиональной деятельности, а также повышение уровня мотивации, интегративных и коммуникативных способностей, адаптационных способностей, стимулирование восприимчивости и
генерации инноваций, развитие самопознания и эм-патии (рис. 2).
Конечной задачей организаций, вовлеченных в межорганизационные взаимоотношения субъектов, является достижение целей, которые сложно достичь независимо [6], что обосновывает необходимость взаимодействия образовательных организаций высшего образования и предприятий машиностроительного профиля по разработке основных образовательных программ, включая соответствующие требования к содержанию учебных дисциплин с целью обеспечения их соответствия стратегии управления развитием человеческих ресурсов предприятия и их бизнес-стратегий [7]. Сфера образования заинтересована в формировании ООП на основе профессионального стандарта для того, чтобы оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, активно обновлять содержание ООП в соответствии с изменяющимися внешними требованиями. Кроме того, разработка, действие и совершенствование профессиональных стандартов, в соответствии с которыми должны формироваться основные образовательные программы, влечет изменение требований к качеству услуг преподавателей, к набору их педагогических компетенций. Перечень этих требований определяется непосредственно самими преподавателями и работодателями путем консолидации их взглядов и мнений в рамках разработанной ООП.
Тесное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и высокотехнологичных предприятий позволит не только повысить эффектив-
ю
о с^
о? о сч
оо
< СО
о
- развитие самопознания, самоконтроля
Рис. 2. Развитие компетенций человеческого капитала
ю о
CN
cí о сч
оо
J <
со
о
Рис. 3. Основы развития человеческого капитала в инновационной деятельности
ность подготовки инженерно-технических кадров для машиностроения [8], но и системно решать некоторые задачи модернизации и инновационного развития экономики страны [9]:
• апробация и внедрение инновационных подходов в работе образовательных организаций высшего образования, являющихся генераторами знаний в инновационной экономике;
• совместная деятельность ООВО и машиностроительных предприятий для реализации результатов интеллектуальной деятельности и создания высокотехнологичной продукции [10];
• создание необходимых условий для реализации концепции непрерывного образования и преемственных образовательных программ между уровнями общего и профессионального образования;
• формирование профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций, влияющих на образовательный процесс и структуру основных образовательных программ подготовки квалифицированных специалистов;
• привлечение представителей работодателей к непосредственному участию в осуществлении и совершенствовании учебно-методического обеспечения учебного процесса и его оценки.
Для обеспечения развития человеческого капитала следует строить процесс обучения как на использовании классических подходов (лекции, семинары и практики, лабораторные работы, курсовые проекты и пр.), так и на использовании интерактивных (деловые игры, интеллектуальные разминки, тренинги, круглые столы, работа в малых группах и др.). Именно такая организация процесса обучения при условии взаимодействия ООВО и предприятий способствует формированию
аналитического и прогностического мышления, навыков поведения и эффективного управления инновационной деятельностью, развитию необходимых знаний и умений за счет интеграции теоретического и практического обучения, формированию, а также накоплению практического опыта (рис. 3).
Объединяя свои усилия, ООВО и предприятия становятся способными к своевременному обновлению образовательных программ, закладывая тем самым требования к уровню знаний, умений и навыков, востребованных современным рынком. Дополнение и обновление образовательных программ в интересах производства продукции и разработки технологий позволит не только готовить квалифицированных специалистов, адаптированных к современным условиям труда, но и управлять подготовкой кадров для современной, быстро изменяющейся экономики [11].
Список использованных источников
1. Павлов В. В., Соломенцев Ю. М. Моделирование иерархии целей функционирования производительных систем в СЛЬ8-технологиях//Вестник МГТУ «Станкин». - 2009. - № 1. - С. 98-101.
2. Федоров В. К., Ганза А. Н., Харин А. А. Повышение качества инновационных разработок в специальном машиностроении на основе применения методов стандартизации и дизайна. Технология машиностроения. № 12, 2013. - Москва: ООО «Издательский центр «Технология машиностроения». - с. 62-64.
3. Григорьев С. Н. Кадровое обеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ «Станкин». - 2009. - № 1. - С. 5-8.
4. Балашов В. В., Харина О. С., Харин А. А. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами. Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 4-2 (183) 2013 - СПб.: Изд-во СПбГПУ. - с. 217-222.
5. Харина О. С., Харин А. А. Совершенствование управления развитием человеческого капитала в инновационной деятельности. Монография. М.:РГУИТП, 2012. - 210 с.
6. Григорьев С. Н. Перспективы развития единого федерального инжинирингового центра в области станкостроения на базе МГТУ «СТАНКИН» и ОАО «СТАНКОПРОМ» // Вестник МГТУ «Станкин». - 2014. - № 1 (28). - С. 8-12.
7. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. - 2002. - 126 с.
8. Van de Ven Л. On the nature, formation, and maintenance of relations among organizations//Academy of management review. 1976. Vol. 1 № 4. P. 24-36.
9. Еленева Ю. Я., Дубовцева Н. Е. Методы обеспечения соответствия стратегии управления развитием человеческих ресурсов и бизнес-стратегии пред-приятия//Вестник МГТУ «Станкин». - 2012. - № 1 (т. 2). - С. 110-112.
10. Балашов В.В., Рождественский А.В., Харина О.С., Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: Монография/Под ред. д-ра экон. наук, профессора А.В. Рождественского. - М.: Изд-во Альфа-М, 2014. - 160 с.
11. Григорьев С. Н. Повышение эффективности подготовки инженерно-технических кадров для машиностроения//Вестник МГТУ «Стан-кин». - 2012. - № 3 (22). - С. 7-13.
12. Подураев Ю. В., Фархатдинов И. Г. Экспериментальное исследование дистанционного управления мобильным роботом с применением системы отражения усилий с переменным коэффициентом обратной связи// Вестник МГТУ «Станкин». - 2011. - № 1. - С. 17-21.
13. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Волкова А. В. Проблемы кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса// Вестник МГТУ «Станкин». - 2014. - № 3 (30). - С. 107-110.
Interaction of the educational organizations of the higher education and machine-building enterprises as one of the main instruments of the human capital development Y. V. Poduraev, Doctor of Technical Sciences, Professor, Vice-rector of MSTU «STANKIN». A. A. Kharin, Doctor of Economic Sciences, Associate professor, head of the department for the new educational technologies development, MSTU «STANKIN». O. S. Kharina, PhD in Economics, deputy head of the educational department, RSUITB
The article deals with theoretical and practical basis for the development of human capital on the basis of interaction between educational institutions of higher education and enterprises of machine building in the field of training for the innovative development of the national economy.
Keywords: human capital, training, educational organizations, machinebuilding enterprises, innovative economy.