Шестакова Е. В.
8.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ГОСУДАРСТВА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Шестакова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»
Место работы: ООО «Актуальный менеджмент»
Аннотация: В налогообложении неизбежно и государство и налогоплательщик используют налоговое планирование, государство для планирования сбора налогов, а налогоплательщик для того, чтобы снизить налоговое бремя, развивать эффективно бизнес-проекты. На государственном уровне используются механизмы стимулирующей и сдерживающей политики. Налогоплательщик же использует как налоговые льготы, преференции, так и методы ухода от налогов.
Ключевые слова: налоговое планирование, условия нестабильности, теория игр в налогообложении, налоговые льготы, бизнес-проекты, уход от налогов.
TAX STATE AUTHORITIES' INTERACTION WITH TAXPAYERS TAX PLANNING IN THE UNCERTAINTY CONDITIONS
Shestakova Ekaterina V., PhD in Law, CEO of LLC Aktualny management Work place: LLC Aktualny management
Annotation: Tax compliance represents a social dilemma in which the state and the taxpayer use tax planning. The state plan tax to provide sufficient tax funds for public goods, and the taxpayer try to lower a tax burden to develop effectively business projects. There are used the stimulating and constraining policy at the state level mechanisms. The taxpayer uses as tax benefits, preferences and methods of avoidance of taxes.
Keywords: tax planning, instability conditions, game theory in the taxation, tax benefits, business projects, avoidance of taxes.
Фискальная политика государства
Фискальная политика представляет собой один из основных методов вмешательства «государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе» 1. При этом фискальная политика оказывает важное влияние на налогоплательщика, поскольку именно от налоговой политики зависит развитие государства, развитие бизнеса, а также такие процессы, как импортозамещение, развитие производства, инновации. Е.Н. Григорьева в преломлении к вопросам фискальной политики отмечает, что «Осмысление фискальной политики государства рядовым налогоплательщиком находится в области субъективной оценки о ее справедливости либо несправедливости»2. Можно также согласиться с Деминым А.В., который говорит о том, что важной функцией налогообложения является «перераспределение национального дохода таким образом, чтобы обеспечить объективную устойчивость социальных взаимодействий и субъективную оценку в общественном сознании этих взаимодействий как справедливых»3. Действительно, справедливая фискальная политика имеет положительный эффект в виде увеличения налоговых поступлений, снижению тенденций по сокрытию доходов,
уводу их в низконалоговые оффшорные и оншорные юрисдикции. Несправедливая налоговая политика приводит к обратному эффекту использования серых схем, снижению налоговых поступлений в бюджет.
Поэтому часто фискальная политика государства заключается в применении «кнута и пряника». В качестве подобного «пряника» в фискальной политике используются налоговые льготы. По мнению ряда авторов, «налоговые преференции - это инструменты фискальной политики государства»4. С другой стороны, «если в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:
- увеличение ставки налога;
- сокращение расходов государства;
- применение обоих методов одновременно»5.
Благодаря данному разделению возможно классифицировать фискальную политику государства следующим образом:
- стимулирующая политика государства;
- сдерживающая политика государства.
Представим в таблице характеристику видов политики государства.
1 https://ru.wikipedia.org
2 Григорьева Е.Н. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры налогоплательщика с фискальной функцией современного государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 46.
3 Демин А.В. Совершенствование налоговой культуры как важнейшая
предпосылка перехода к «партнерской» модели налогового администриро-
вания // Налоги. 2016. № 5. С. 19-22.
4 Черникова Е.В., Чупек Б., Фамульска Т., Прокошин М.С. Правовой режим получения налоговых преференций в Российской Федерации и Республике Польша: сравнительно-правовой аспект // Современное право. 2016. № 6. С. 100-105.
5 Беклемишев А. Причины возникновения финансово-экономических кризисов // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. № 36. С. 14-15.
Проблемы экономики и юридической практики
Таблица 1
Характеристика видов политики государства
Вид политики характеристика
Стимулирующая политика Призвана увеличить уровень производства, уровень рождаемости компаний, производительности труда, в этой связи стимулирующая политика предусматривает ряд мероприятий с целью использования рычагов для подъема экономики, таких как снижение налоговых ставок, рост субсидий, государственных закупок
Сдерживающая фискальная политика Применяется с целью удержания темпов экономического роста или же в связи с дефицитом бюджетных средств. Данная политика реализуется посредством повышения налогов, исключения системы льгот и преференций, сокращения социальных выплат
Как справедливо отмечает Бакаева О.Ю. «налоги, так и порядок их взимания побуждают субъектов активно действовать в одних направлениях и сдерживать действия в других»6.
Эффект от политики можно проиллюстрировать с помощью теории игр, разработанной Джоном Нэшем, математиком, нобелевским лауреатом. Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх.
Существует несколько моделей поведения государства и налогоплательщика.
АИК ЯИНШ ■ку
рШИгП
Если выигрывает налогоплательщик и государство, это означает, что государство построило такую фискальную политику, которая приносит положительный эффект как физическому лицу - налогоплательщику, так и государству в виде повышения собираемости налогов.
Если проигрыш у всех участников фискальной политики и у государства и у налогоплательщика, то в этом случае, большинство компаний закрываются или уходят в тень, а государство недополучает фискальные платежи. Государственная машина пытается компенсировать недополученные платежи путем взыскания налогов через суд, закрытия компаний, банков, но фактически подобная политика «убивает курицу, несущую золотые яйца», обескровливает бизнес и снижает бизнес-активность в стране.
Если выигрывает государство в виде собираемости налогов, но теряет налогоплательщик в виде высоких налоговых платежей, то такая политика в перспективе также будет приводить к
6 Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
разорению компаний и снижению собираемости налогов и сборов.
Если выигрывает налогоплательщик и ему удается снизить налоговое бремя, то в перспективе государство не будет получать необходимые налоговые поступления и не сможет эффективно исполнять свои функции.
Со стороны налогоплательщика при реализации любой политики государства как стимулирующей, так и сдерживающей, поведение налогоплательщика можно охарактеризовать как законопослушное налоговое планирование, так и планирование с целью ухода от налогов.
Законопослушное налоговое планирование
Законопослушное налоговое планирование связано с применением налоговых льгот, использованием свободных экономических зон.
Для понимания приведем конкретные механизмы законопослушного налогового планирования.
Для примера возьмем страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, которые произведены в следующих случаях:
1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (статья 420 НК РФ).
Но снизить законно взносы можно с помощью пониженных тарифов.
Первым основанием для применения льготных тарифов является осуществление интеллектуальной деятельности
Второе основание для применения льгот предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности
Третьим основанием является деятельность в области информационных технологий.
Четвертое основание для применения пониженных тарифов предусмотрено для членов экипажей судов и поэтому не очень распространено.
Пятое основание для применения пониженных тарифов:
- для индивидуальных предпринимателей;
- осуществление отдельных видов деятельности.
К льготным видам деятельности, в частности, относятся следующие:
- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
- транспорт и связь;
- предоставление персональных услуг;
- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
- производство музыкальных инструментов;
- производство различной продукции, не включенной в другие группировки.
Но это не единственный способ снизить размер взносов.
Существуют необлагаемые выплаты.
1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации,
2. все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого до-вол ьствия;
- с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы.
Такие методы налогового планирования и снижения налоговой нагрузки являются законными, обоснованными и могут свободно применяться налогоплательщиками.
Но существует категория незаконных методов налогового планирования.
Налоговое планирование с целью ухода от налогов
Существует ряд схем использования схем снижения налогового бремени. Такие схемы налоговый орган именует как «необоснованную налоговую выгоду».
Например, часто используются фирмы-однодневки. Суть схемы заключается в создании цепочки контрагентов, при прохождении которой стоимость товара увеличивается путем его многократной реализации. Обычно организации подконтрольны налогоплательщику. Такая цепочка создается исключительно с целью увеличения стоимости товара и уменьшения налогооблагаемой базы налогоплательщика. Все это необходимо доказать, в том числе в суде. В качестве примера, когда налоговый орган смог отстоять свои аргументы, приводятся постановления ФАС МО от 08.02.2013 по делу № А40-54652/2012 и ФАС СКО от 23.05.2013 по делу № А53-22230/2012.
Представим иллюстрацию данной схемы.
Компания-лрин-ципал(УСНО)
ЛроЭсрто пзооаро за 1JS ООО руб., в том числе НДС 18 000 руб.
Поставщик (0CH0)
Агентская схема снижения налогов
Агентское вознаграждение
23 бооруб. Агентское
(11 £00 руб. + вознаграждение
+ HS00pySJ (ПВООруб.)
---Агент -1
——----(0CH0) ——-i
для продажи для продажи |
НДС 1800 руб. НДС ¡800руб,
(ю ооо руб. шаэд (10 000 руб. х 15%)
Схема
Субагент (OCHO)
Продажа товара за
! 65 2СО руб. без НДС
Бюджет
Покупатель, которому не нужны вычеты
Покупатель - лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.
Схема
«Агентская» схема уклонения от уплаты НДС
Duim
НДС
6и КЯС_
шщ'
С НДС
Технически« Компании (Принципал)
с нас
Покупатель
Еще одна схема представляет собой вывод денежных средств путем заимствований, когда взаимозависимой компании выдаются займы, которые впоследствии не возвращаются.
Также необоснованная налоговая выгода может быть получена в результате совершения отдельных хозяйственных операций, например, сделкой с драгоценными металлами. Лицами, участвующими в схеме, являются: Банк - кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;
Принципал - организация, обладающая признаками фирмы-«однодневки», собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;
Суть схемы заключается в следующем: между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.
Впоследствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла, перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.
Каким образом налоговый орган выявляет подобные схемы?
Налоговый орган выявляет следующие моменты, свидетельствующие о формальном документообороте:
- фактическая сумма налогов, подлежащая уплате в бюджет, заявляется в минимальном размере;
- расходы за аренду помещений, коммунальные услуги не списывались, что свидетельствует об отсутствии офисных, складских, гаражных помещений, то есть об отсутствии административно-хозяйственных расходов, обычных при ведении финансово-хозяйственной деятельности;
- по юридическому адресу организация не находится.
Налоговые органы доказывают, что «спорный» контрагент не
имел возможности выполнить работы (оказать услуги). Это налоговые органы зачастую достаточно легко доказывают на основании бухгалтерской отчетности, отчетности в ПФР, банковских выписок контрагентов, выписок из ЕГРЮЛ и других документов, имеющихся в их распоряжении.
Если договор был заключен с фирмой-однодневкой, а работы выполнялись собственными силами, то доказательствами будут следующие:
- подписание первичных документов лицом, не поименованным в ЕГРЮЛ как имеющим право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у него отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия;
- смерть должностного лица контрагента до заключения договора, нахождение должностного лица контрагента, от имени которого подписан договор, в местах лишения свободы, дисквалификация руководителя контрагента на основании соответствующего судебного акта;
- «спорный» контрагент не зарегистрирован в установленном законом порядке или исключен из ЕГРЮЛ до момента заключения сделки с проверяемым налогоплательщиком;
- оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществлена за наличный расчет с превышением установленных законодательством РФ лимитов.
Ответственность налогоплательщика как мера сдерживающей политики государства
При использовании незаконных методов налогового планирования, которые не предусмотрены фискальной политикой, всегда могут возникнуть негативные последствия.
Проблемы экономики и юридической практики
В случае наступления убытков государства в области налогообложения существует несколько видов ответственности:
- налоговая ответственность;
- административная ответственность;
- уголовная ответственность.
Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Уголовная ответственность влечет наибольшие риски для руководителя и предпринимателя. Согласно статье 199.2 УК РФ сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Предприниматели пытались оспорить данную статью Уголовного кодекса. Но, безуспешно. В Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 2062-0 «суд принял решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демидова Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Подобные уголовные дела чаще всего заканчиваются приговором суда. Например, в Постановлении Президиума Вологодского областного суда от 21.11.2016 по делу № 44У-45/2016 суд признал правомерным сам приговор, но вместе с тем, приговор оставлен в силе в части взыскания с осужденного причиненного материального ущерба в доход федерального бюджета.
Таким образом, риски привлечения к уголовной ответственности тоже существуют.
Обратите внимание!
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 № 15555/07 по делу № А81-609/2005 сделан вывод о том, что поскольку согласно пп. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения, приговор в отношении генерального директора общества освобождает инспекцию от обязанности доказывать факты совершения им действий, на основании которых общество может быть привлечено к налоговой ответственности.
Соответственно, важно, за какие нарушения наступает уголовная ответственность.
Таблица 2
Нарушения, за которые наступает уголовная _ответственность руководителя_
Статья УК РФ Нарушение Ответственность
Статья 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок
Статья 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем не-п редставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем вкл ючен ия в нал оговую декларацию ил и такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Статья 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Статья 199.1 УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или безтакового
Шестакова Е. В.
Таблица 2 (продолжение)
Крупным размером в соответствии со статьями 199 УК РФ и 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Приведем конкретные примеры из судебной практики.
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей
В Постановлении Московского городского суда от 31.08.2015 № 4у/8-4486/2015 суд привлек к ответственности группу лиц. Граждане, действуя группой лиц по предварительному сговору между собой и с неустановленными следствием соучастниками, осуществляя руководство хозяйственным обществом и приобретая от имени последнего товар - одежду у иностранного поставщика, умышленно игнорируя нормы таможенного законодательства, совершили уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу РФ товара и предоставления недостоверных сведений об участниках внешнеэкономической сделки, что привело к неначислению и к неуплате таможенных платежей в крупном размере. При таких обстоятельствах граждане правомерно осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ, поскольку факты уклонения от уплаты таможенных платежей были установлены. Лица умышленно игнорируя нормы таможен-
ного законодательства, совершили уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу РФ товара и предоставления недостоверных сведений об участниках внешнеэкономической сделки, что привело к не исчислению и не уплате таможенных платежей в период с 02.02.10 г. по 07.10.10 г. на общую сумму 21821755,84 рублей, что является крупным размером.
2. Уклонение от уплаты налогов и сборов
В Определении Московского городского суда от 08.07.2016 № 4г-7371/2016 суд признал вину директора.
Были доначислены налоги, но акционерное общество недоимку по налогу на прибыль не погасило, затем АО признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, в ходе которого не сформирована конкурсная масса, за счет которой возможно погашение требований по обязательным платежам. В результате выездной налоговой проверки должника АО установлено, что под руководством генерального директора была разработана схема вывода (обналичивания) денежных средств с применением ценных бумаг иностранных компаний. Приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 26.07.2013 г. Ш. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 199 ч. 2 п. «б» УК РФ, и указанным приговором установлена его вина в причинении ущерба бюджету РФ в особо крупном размере.
3. Неисполнение обязанностей налогового агента
В Апелляционном определении Саратовского областного суда от 27.01.2016 по делу № 33-580/2016 директор автобусного парка признан виновным по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, но амнистирован, уголовное дело прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Таким образом, государство с помощью мер ответственности также реализует сдерживающую фискальную политику государства.
В заключение необходимо отметить, что для государства важно создать наиболее понятную и лояльную налоговую политику, а для налогоплательщика во избежание негативных налоговых последствий важно применять только законные способы налогового планирования.
Список литературы:
1. https://ru.wikipedia.org
2. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
3. Беклемишев А. Причины возникновения финансово-экономических кризисов // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. № 36. С. 14-15.
4. Григорьева Е.Н. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры налогоплательщика с фискальной функцией современного государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 46.
5. Демин А.В. Совершенствование налоговой культуры как важнейшая предпосылка перехода к «партнерской» модели налогового администрирования // Налоги. 2016. № 5. С. 19-22.
6. Черникова Е.В., Чупек Б., Фамульска Т., Прокошин М.С. Правовой режим получения налоговых преференций в Российской Федерации и Республике Польша: сравнительно-правовой аспект // Современное право. 2016. № 6. С. 100-105.
Статья 199.1 УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем орган иза-ции либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового