Научная статья на тему 'Взаимодействие костромских предпринимателей и органов местного самоуправления в начале ХХ века: налоговый вопрос'

Взаимодействие костромских предпринимателей и органов местного самоуправления в начале ХХ века: налоговый вопрос Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ГОРОДСКАЯ ДУМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НЕДОИМКИ / PRIVATE ENTREPRENEURS / MUNICIPAL DUMA / TAXATION / ARREARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцев Роман Юрьевич

Вопрос уплаты налогов для предпринимателей всегда был проблемным. Величина налогов в начале ХХ века зависела от органов местного самоуправления городских дум. Система налогообложения была несовершенна и запутанна, что позволяло предпринимателям активно влиять на количество выплат в бюджет. Одним из способов уменьшения налогов было участие в деятельности местных городских дум

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of the private entrepreneurs and the bodies of local self-government in Kostroma at the beginning of the 20th century: tax problem

For the private entrepreneurs, discharge of tax has always been problematic. At the beginning of the 20th century, the taxation depended on the bodies of local self-government, namely municipal Dumas. The taxation was an imperfect and tangle system. This fact allowed the private entrepreneurs to exert influence on the quantity of budget payments. The participation in the municipal Dumas` activities was one of the ways to diminish the repayment of taxes.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие костромских предпринимателей и органов местного самоуправления в начале ХХ века: налоговый вопрос»

УДК 94(47).082; 94 (47). 083

Мальцев Роман Юрьевич

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

malt-rom@mail. т

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОСТРОМСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: НАЛОГОВЫЙ ВОПРОС

Вопрос уплаты налогов для предпринимателей всегда был проблемным. Величина налогов в начале ХХ века зависела от органов местного самоуправления — городских дум. Система налогообложения была несовершенна и запутанна, что позволяло предпринимателям активно влиять на количество выплат в бюджет. Одним из способов уменьшения налогов было участие в деятельности местных городских дум.

Ключевые слова: предприниматели, городская дума, налогообложение, недоимки.

Предприниматели в нач. ХХ в. испытывали повышенный интерес к деятель. ности местных органов самоуправления. Это объяснялось не только бескорыстным служением городу, но и вполне прагматичными целями.

На основании Городового положения 1870 года выбирать местные думы и избираться в них имели право все горожане (всесословный принцип), которые уплачивали налоги и другие платежи в городскую кассу.

В Костроме был создан распорядительный орган - городская дума. Состояла она из 72 гласных [11]. Дума избирала из своего состава исполнительный орган - городскую управу. Городские органы самоуправления выбирались на четыре года налогоплательщиками городских налогов. Часть этих налогов поступало в кассу городских органов самоуправления.

С принятием Городового положения 1892 года усилился государственный контроль. Для избирателей был введен имущественный ценз и многие горожане потеряли свои избирательные права. В число избирателей включались владельцы торгово-промышленных заведений города, имеющие гильдейские свидетельства. Отстранение от участия в «самоуправлении» городов мелкой и части средней буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии, в ведении которой находились городские думы и управы [5, с. 234-235].

Вся хозяйственная деятельность органов местного самоуправления находилась под контролем губернского по городским (затем и земским) делам присутствия под предводительством губернатора. Губернатор контролировал по Положению 1892 года «законность» и «правильность» действий думы. Кроме того, и сметы городского

управления утверждались губернатором. Дума занималась сугубо муниципальными вопросами, была «политически благонадежна» [3, с. 51-52].

Попечительству городской думы подлежали вопросы городского благоустройства (городской транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, уборка мусора, и т.п.), а также заведование образованием, врачебным и благотворительным делом, городской торговлей, городским кредитом [10, с. 92-93].

Руководил думой городской голова [14, с. 12]. Одним из первых эту должность в конце XVIII -начале XIX века в г. Костроме занимал купец первой гильдии, основатель и владелец полотняной мануфактуры, Василий Иванович Стригалев [4, с. 15]. Городской голова был наделен довольно широкими полномочиями. Он отдавал распоряжения о созыве думы и определял повестку дня заседаний. Под его личную ответственность печатались доклады по делам, назначенным к слушанию. Лица, избранные на указанную должность в губернских городах, утверждались министром внутренних дел.

Предприниматели активно старались участвовать в деятельности думы, еще в 70-х годах XIX в. из 72 гласных 56 человек были купеческого и мещанского сословия [3, с. 39].

До революции 1917 г. в Костроме из 29 городских голов лишь последние двое не принадлежали к купеческому сословию В.А. Шевалдышев и Н.И. Воробьев (1917). Но Шевалдышев был ко времени избрания директором фабрики, и соответственно принадлежал к числу крупных предпринимателей. А Воробьев занимал свой пост непродолжительное время в эпоху революции 1917 г. [4, с. 33]. Схожая ситуация наблюдалась и в не губернских городах - городскими головами и городскими старостами на 1901 г. являлись

© Мальцев Р.Ю., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

239

почти исключительно купцы или мещане и лишь 3 должности были заняты отставными чиновниками [13, л. 68 об.]. Среди 60 гласных Ярославской городской думы избранных на четырехлетие 1905-1908 гг. 20 были купцами, т.е. 30% [15]. В тот же период в уездных городах гласных купеческого сословия было около половины.

Наиболее важным для предпринимателей вопросом, которым ведала дума, несомненно, был вопрос налогообложения. Дело в том, что по городовому положению 1892 г. думе предоставлялось:

- определение размера местных сборов;

- переложение натуральных земских повинностей обывателей в денежные;

- сложение безнадежных к поступлению или неправильно числящихся недоимок по городским сборам.

В пользу городского поселения устанавливались следующие сборы:

1) оценочные с недвижимых имуществ;

2) с документов на право торговли и промыслов;

3) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок...

Оценочному сбору подлежали все состоящие в пределах городского поселения имущества.

Размер оценочного с недвижимого имущества сбора определялся думой в процентах с чистого дохода с имуществ, определенного общественным управлением или по стоимости иму-ществ.

Оценочный сбор взимался на основании следующих правил: 1) дума назначала срок, к которому сбор должен быть внесен; 2) управа после производства надлежащих оценок, распределяла сбор на основании этих оценок и доводила их до всеобщего сведения [14, с. 14, 30].

Вот поэтому у предпринимателей был нешуточный интерес к заседаниям думы, поскольку от этого зависела сумма уплачиваемого налога. Время, которое тратилось на участие в заседаниях и «безвозмездность» [14, с. 13] исполнения должности гласного, с лихвой окупалось возможностью лоббирования постановлений выгодных им.

Гласные-предприниматели не редко вступали в ожесточенную полемику с другими гласными. Например, когда дело касалось повышения арендной платы за землю. Например, Александр Петрович Преображенский и Владимир Андреевич Зотов (крупный предприниматель), разруга-

лись в пух и прах прямо на заседании 27 октября

1900 г. «Причину инцидента происшедшего в думе я могу только объяснить желанием г. Преображенского порисоваться и похвалиться, он вообразил, что сумел извлечь из 40-летней пыли такие факты, о существовании которых в течении стольких лет никто и подозревать не мог» - писал

В. Зотов [6, с. 254-259]. Тяжбы по неправильно уплаченным сборам могли тянуться годами. В частности, в ноябре 1907 года правление «Товарищества льнопрядильни Бр. Зотовых» после обращения в Правительствующий Сенат о неправильности наложения сбора на недвижимое имущество, добилось возврата взысканной недоимки 1903 года в сумме 1804 руб. 52 коп. [8, с. 266-267].

В июне 1901 г министр внутренних дел Д.С. Си-пягин совершил визит в Костромскую губернию. Он успел предпринять только одну такую поездку, во время которой посетил Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую и Владимирские губернии, чтобы их осмотреть «во всех отношениях». После поездки Д.С. Сипягин составил план законодательных и административных работ осуществление, которого растянулось бы на несколько лет, и в своем докладе императору сделал вывод: «Мы сидим на вулкане» [12, с. 8].

Министр внутренних дел во время своей поездки не только инспектировал положение дел в губерниях, но и встречался с представителями различных слоев провинции.

В 20-х числах июня 1901 г. Сипягин принял предложение обедов от Крылова, Куломзина, Кокорева, Коновалова, Красильникова, Горбунова (владельцы крупных фабрик и заводов) [1, л. 2, 3]. Представители предпринимательского класса могли поведать министру о своих проблемах непосредственно. В среде костромских предпринимателей созрели определенные предложения по улучшению создавшегося положения. Председатель местного Комитета торговли и мануфактур Кашин ходатайствовал перед министром:

1) об освобождении от двойного обложения городских фабрик - городского и земского сборов, оставив лишь городской сбор;

2) освободить от городского обложения помещений школ, театров, больниц, казарм для рабочих принадлежащих фабрикам. Они, «не являясь для предпринимателей источником извлечения доходов, служат целям улучшения духовного и материального положения рабочих» (земства налогом их не облагали);

3) учитывать при оценке износ фабрик и оборудования, расходы на ремонт, возможный простой;

4) фабричные сооружения облагать «не по их стоимости, а по доходности, как основанию более уравнительному и справедливому»;

5) сосредоточить оценку фабричного оборудования и доходность фабрик в центральном органе. Изъять это дело от земств и городского управления, «как неприспособленных, в силу их организации и условий деятельности» [1, л. 91-92].

Эти требования, по мнению Сипягина, были справедливы и исходили от представителей промышленников всех губерний. Проблема была рассмотрена Сипягиным уже по приезду в столицу, выяснилось следующее.

В 1901 г. Костромское городское управление, переоценив расположенные в Костроме фабрики и заводы, повысило их оценку с 1328 тыс. рублей до 6760 тыс. руб., т.е. в 5 раз. На 1901 г. городской сбор совместно с городским налогом на недвижимое имущество возрос с 13284 руб. До 53730 руб. (т.е. на 32%), а «обложение прочих недвижимых имуществ, владельцы коих составляют большинство гласных в среде местной городской думы, наоборот значительно сократилось» [1, л. 93].

В журнале костромской городской думы заседание 1 ноября 1901 г. читаем: «произведена оценка вновь возведенных в 1900 г. фабричнопромышленных заведений в гор. Костроме, а именно: 1) при фабрике т-ва новой Костромской льняной мануфактуры; 2) при фабрике бр. Зотовых; 3) при фабрике анонимного общества Гратри, Жерар и Михиной; 4) при фабрике И.С. Сидорова; 5) при механическо-токарно-сле-сарном заведении Н.П. Прянишникова; 6) при мастерской серебряных и золотых вещей бр. Савельевых и 7) при винокуренном заводе И.П. Третьякова. Оценка выразилась в сумме 530139 р. 93 к.» [7, с. 237].

Губернатор приостановил это решение, направил его в сенат который видимо (как полагал Сипягин) отменил данное постановление.

Прения в Городской думе на протяжении

1907 г. велись по поводу изменения оценки для обложения недвижимых имуществ. В результате 31 декабря была принята новая оценка. С ней фабриканты были в корне несогласные. Костромской фабрикант И.М. Чумаков заявлял: «доход с частновладельческих имуществ уменьшится на 3146 руб. 37 коп., а доход от фабрик увеличиться

на 18413 руб. 81 коп., т.е. не только весь дефицит по смете будет погашен за счет фабрик, но и часть прежнего налогового бремени... будет перенесено на фабрично-заводские предприятия». Тут же маленький шантаж: «Владельцы предприятий не могут не протестовать против такого ненормального положения вещей, а их протесты могут приостановить поступление в город оценочного сбора, что поставит Управу и Думу гор. Костромы в тяжелое положение» [8, с. 304-305].

Все постановления думы, касающиеся налогов, тем паче их увеличения сразу становились известными заинтересованным лицам. Механизмы задержки выплаты налогов, а также недоимок были разработаны виртуозно. В ход шли личные связи, продвижение нужных кандидатов и использование пробелов в законодательстве. В письме

С.Н. Третьякову от 8 января 1908 года В.А. Ше-валдышев (управляющий Товарищества Новой костромской льняной мануфактуры) писал: «Я узнал, что Городская дума в экстренном заседании от 31 дек. 07 г. постановила взыскать налог по новой оценке... налог с фабрики увеличится. Сегодня я был у Чумакова и Морганова... просят тебя обратиться к присяжному поверенному, что бы подать ряд и однообразных жалоб в Губернское Присутствие. Завтра повидаю Аристова, Зотова и Толстопятова, чтобы поговорить с ними, так как жалобы всех промышленников вместе [имеют] больше значения.» [2, л. 54].

В этой ситуации В.А. Шевалдышев, как присяжный поверенный (юрист), становится центром противодействия увеличению налога. «25 января 1908 года .жалобу в губернское присутствие я подал. Тут у меня собрались все фабриканты и все в один голос согласились с нашим планом, так что сегодня уже начали поступать... жалобы и от других» [2, л. 58].

Противодействие при этом велось на нескольких уровнях. Письмо В.А. Шевалдышева от 28 января 1908 года: «.вчера меня вызывал к себе губернатор поговорить о городском деле. Как я полагал, он очень заинтересован не столько делом, сколько желанием напакостить городу и земствам. .он обратился ко мне со следующей просьбой: не могу ли я позондировать всех фабрикантов Костромской губернии по поводу земских и городских налогов, и если все фабриканты считают поведение земств несправедливым, то не могут ли фабриканты собраться у губернатора. причем он заранее при такой постановке дела обе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

241

щает встать на сторону фабрикантов. Таким образом, как я это понимаю, ему желательно, чтобы о «съезде фабрикантов» у него в доме стало известно в Петербурге, т.к. он со всеми перессорился и ему необходимо будет на кого-нибудь опереться» [2, л. 60].

Письмо В. А. Шевалдышева 15 февраля 1908 года: «Сегодня я был в земской управе. На собрании мне удалось отстоять Василия Семеновича Соколова, этот вопрос решится в желательном для него смысле. Управа, списавшись с Соколовым, почти, наверное, откажется от взыскания недоимки. Во всяком случае, сразу платить 84 т. мы не будем, так как рассрочку дадут непременно» [2, л. 64]. Нужно заметить, что В.С. Соколов был членом Костромской губернской оценочной комиссии, которая устанавливала величину требуемого с предприятия налога.

В результате таких действий экстренное собрание Городской думы 30 декабря 1908 года было посвящено оценке вновь возведенных трех строений при фабрике Т-ва Новой Костромской льняной мануфактуры. Была сделана значительная скидка в оценке стоимости фабрики с 94833 руб. 96 коп. до 80095 руб. 72 коп. Нужно учесть, что на заседании думы, проходящем в канун нового года, в основном присутствовали гласные предприниматели, которые единогласно согласились на уменьшение налога [9, с. 320].

Общественный темперамент, авторитет и необходимость лоббировать интересы Товарищества БКЛМ привели к тому, что с 1907 г. В.А. Ше-валдышев стал гласным костромского уездного земства, с 1909 г. - гласным городской думы, а в 1913 г. был избран городским головой. Это позволило ему еще больше влиять на городскую жизнь.

Основной целью работы предпринимателей в местных органах самоуправления была не забота о благе города, а удовлетворение личных коммерческих интересов. Предприниматели старались использовать все доступные им средства

для уменьшения уплаты налоговых сборов, не гнушаясь сговором и подкупом должностных лиц.

Библиографический список

1. ГАКО, ф. 133 б/ш, д. 1154, л. 3, 12.

2. ГАКО, ф. 671, оп. 1, д. 6.

3. Голубева И.В. Из истории местного самоуправления в крае: Костромская городская дума (1870 - нач. 900-х гг. XX в.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Волжский рубеж. - 2006. - №5. - С. 36-52.

4. Градоначальники Костромы. 1785-2003: От городского головы до главы самоуправления / авт.-сост.: Т.М. Карпова, П.П. Резепин. - Кострома: ООО «Костромаиздат-850», 2003. - 208 с.

5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведении по специальности «Историко-архивоведение». - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1983. - 351 с.

6. Журнал Костромской городской думы за

1900 год. - Кострома: Губернская типография, 1900. - 494 с.

7. Журнал костромской городской думы за

1901 год. - Кострома, 1902. - 435 с.

8. Журнал Костромской городской думы за

1907 год. - Кострома, 1908. - 306 с.

9. Журнал Костромской городской думы за

1908 год. - Кострома, 1910. - 327 с.

10. История становления местного самоуправления в Костромском крае. - Кострома, 2002. -130 с.

11. Костромские губернские ведомости. -1871. - №8.

12. Марасанова В.М. Местное управление в Российской империи (на материалах Верхнего Поволжья). - М., 2004. - 216 с.

13. РГИА, ф. 1282, оп. 3, д. 549.

14. Свод законов Российской империи. Горо-довое положение. Т. II. - СПб., 1892. - 567 с.

15. Ярославские губернские ведомости. -1905. - 4 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.