ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
S.A. Surmenev
The Interaction between Election Commissions and State Authorities, Local Government, and Civil Society Institutions in Contemporary Russia
The content of the forms of interaction between election commissions and public authorities and civil society institutions is studied. A classification of such forms of interaction is drawn, and the practice of their application is analyzed.
Key words and word-combinations: election commissions, public authorities, local authorities, interaction.
Исследуется содержание форм взаимодействия избирательных комиссий с органами публичной власти и институтами гражданского общества. Приводится классификация форм взаимодействия, анализируется практика их применения.
Ключевые слова и словосочетания: избирательные комиссии, органы государственной власти, местное самоуправление, взаимодействие.
УДК 342.8 ББК 67.400.8
С.А. Сурменев
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
^Формирование демократической правовой государственности - сложный процесс, обусловленный последовательной реализацией принципа разделения властей, эффективным функционированием механизма государственной власти и воспитанием конституционной культуры и сознания должностных лиц и рядовых граждан.
Институциональная ценность выборов -одного из институтов прямой демократии -проявляется, в частности, в деятельности государства по организационно-правовому опосредованию избирательного процесса. Демократическая ориентация избирательного процесса предполагает деятельность избирательной комиссии по обеспечению его законности. При этом деятельность самих из-
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 107
бирательных комиссий должна быть предметом комплексного и целенаправленного совершенствования со стороны государства. Преодоление отчужденных форм взаимоотношений между гражданским обществом и государством предполагает расширение общественных начал организации и функционирования избирательных комиссий. Следовательно, проблема взаимодействия избирательных комиссий с органами публичной власти и институтами гражданского общества весьма актуальна в настоящее время.
Будучи непосредственно вовлеченными в политические процессы избирательные органы обязаны обеспечить легитимность власти, потенциально способствовать стабильности политической системы и эффективности государственного и муниципального управления. Однако без тесного взаимодействия с другими органами власти и институтами гражданского общества это не представляется возможным в полной мере.
С теоретико-содержательной позиции можно говорить об одностороннем и многостороннем взаимодействии между избирательными комиссиями, государственными и муниципальными органами и другими участниками избирательных правоотношений.
Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления носит односторонний характер и по существу представляет собой информационное, материально-техническое и иное обеспечение избирательных комиссий необходимыми материальными и нематериальными благами в рамках содействия им в осуществлении полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В связи с этим понятие «взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления» по объему совпадает с понятием «содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления избирательным комиссиям» [1, с. 31]. Примерами одностороннего взаимодействия являются формирование Центральной избирательной комиссии Президентом РФ и палатами Федерального Собрания; организация выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Центральной избирательной комиссией РФ.
Примечательно, что в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица оказывают комиссиям именно содействие в реализации их полномочий [2]. Необходимо указать, что перечень органов государственной власти, с которыми взаимодействуют избирательные комиссии, в избирательном законодательстве не содержится. Однако не только одностороннее, но многостороннее взаимодействие на практике встречается достаточно часто. Так, ЦИК РФ, не обладая правом законодательной инициативы, активно участвует в законотворческом процессе при поддержке Президента РФ [3].
В настоящее время действует Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной налоговой службы от 13 января 2011 г. № 08/137-2011/ММВ-27-3/1 [4]. Предметом является организация взаимодействия и взаимного обмена информацией между ЦИК России, иными
108 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
избирательными комиссиями, комиссиями референдума и Федеральной налоговой службы России, территориальными органами ФНС России в целях оказания содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, Соглашением устанавливаются формы взаимодействия указанных органов и принципы: самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий; независимость в принятии решений и осуществлении возложенных на стороны функции; взаимное доверие при строгом соблюдении требований по неразглашению государственной и налоговой тайн, а также информации ограниченного доступа и другие.
Таким образом, нормативное закрепление получает еще одна форма деятельности в сфере электоральных отношений - «взаимодействие в целях оказания содействия».
Особое внимание в деятельности избирательных комиссий необходимо уделять взаимодействию с правоохранительными органами. Однако, как отмечает Р.Т. Биктагиров, в регулировании надзорных полномочий органов прокуратуры в сфере электоральных отношений имеются существенные пробелы и противоречия. В частности, Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24 июля 2007 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» избирательные правоотношения в целом и избирательные комиссии в частности не включил в число объектов, на которые распространяется прокурорский надзор. Не внесло достаточную ясность в эту проблему и федеральное законодательство о выборах. Хотя прокурор является субъектом, который вправе возбудить в суде вопрос о принудительном назначении выборов в случаях, когда они не назначены в установленный срок уполномоченным на то государственным, муниципальным органом или соответствующей избирательной комиссией, прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением на предмет отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов [5, с. 15].
В условиях развития в России информационного общества взаимодействие избирательных комиссий с органами власти и институтами гражданского общества приобретает новые формы. Еще в сентябре 2005 г. в Венгрии проводилась конференция Глобальной электронной организации и Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы. На ней отмечалось, что использование автоматизированных систем голосования имеет перспективный характер, однако в этой сфере существуют проблемы, требующие решения.
Например, в ходе прошедших в Российской Федерации в 2012 г. президентских выборов использовались новые технологии информирования избирателей
о времени и месте голосования. Во второй раз (впервые - на парламентских выборах) на сайте ЦИК России функционировали Интернет-сервисы «Найди себя в списке избирателей» и «Найди свой избирательный участок». Ими воспользовались более 250 тыс. человек (в декабре 2011 г. - около 390 тыс.). Более 105 млн избирателей были внесены в списки тех избирательных участков, где осуществлялось видеонаблюдение или видеорегистрация.
На Всероссийском совещании председателей, заместителей председателей и секретарей избирательных комиссий субъектов РФ Председатель ЦИК РФ В.Е. Чуров призвал избирательные комиссии совместно с Федеральной миграци-
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 109
онной службой и местными органами власти «более широко использовать как эти сервисы, так и иные традиционные методы для максимального уточнения списка избирателей» [6, с. 5].
13 сентября 2012 г. Д. Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, в котором предписано Минкомсвязи обеспечить в 2012 г. организацию видеотрансляций процедур голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на выборах с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме реального времени [7]. Органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления документ рекомендует для организации видеотрансляции обеспечить доступ сотрудников «Ростелекома» в здания, где располагаются избирательные участки, чтобы они могли монтировать, настраивать и технически обслуживать оборудование. С помощью веб-камер транслировалась информация с избирательных участков при проведении выборов 14 октября 2012 г. из 76 регионах России [8].
За период функционирования избирательной системы России сформировались и развиваются различные формы взаимодействия избирательных комиссий с институтами гражданского общества.
Избирательные комиссии Российской Федерации активно участвуют в мероприятиях всевозможных общественных структур (форумы, круглые столы, диспуты правозащитных организаций), образовательных проектах в сфере повышения правовой культуры различных категорий граждан (школьные и молодежные парламенты, олимпиады, конференции). Так, ежегодно проводятся конкурс ЦИК России для студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации на лучшую научную работу по вопросам избирательного процесса и избирательного права, Всероссийская олимпиада школьников по граждановедческим дисциплинам.
Кроме того, увеличивается количество общественных организаций, занимающихся вопросами защиты избирательных прав граждан. Ведущую роль среди них играют Российский фонд свободных выборов, Координационный совет по защите избирательных прав граждан, ассоциация «Г ражданский контроль» (является одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России и включает более 20 организации), общественный совет «Честный выбор» [9].
Еще одной активно использующейся формой общественного мониторинга стали горячие линии для работы с обращениями граждан (call-center) и Интернет-порталы, куда граждане могут обратиться по различным вопросам, связанным с защитой их избирательных прав. Такие линии были организованы, в частности, ассоциацией «Гражданский контроль», общественными палатами субъектов РФ. Например, с момента начала работы горячей линии Российского фонда свободных выборов с 23 января по 7 марта 2012 г. по всем каналам связи поступило 9124 обращения избирателей из 82 субъектов РФ [10].
Таким образом, взаимодействие избирательных комиссий с органами власти и институтами гражданского общества многогранно, постоянно совершенствуется и преобразуется, что позволяет говорить о необходимости его своевременной правовой регламентации. В связи с этим представляется целесообразным разработка общей концепции и комплексной целевой программы развития современной избирательной системы, отвечающей практике прозрачных и конку-
1 10 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
рентных политических выборов, учитывающей тенденции и перспективы взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Библиографический список
1. Волков В.П. Некоторые проблемы и пути решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации: науч.-метод. пособие. М., 2009.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 19 сент. 1997 г. № 124-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 39.
3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Вешняков; науч. ред. В.И. Лысенко. М., 2003.
4. URL: http://www.omsk.izbirkom.ru/way/977758.html
5. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционноправовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
6. Чуров В. Электоральная активность как главная оценка федеральных выборов // Журнал о выборах. 2012. № 3.
7. Рос. газ. 2012. 20 сент.
8. Шадрина Т. Видимые голоса // Рос. газ. 2012. 20 сент.
9. URL: http://www.nke520.narod.m/law/cikrf.html
10. Воронова Т.Г. Тезисы к докладу члена ЦИК России «Взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с институтами гражданского общества». URL: http:// www.cikrf.ru/news/relevant/2012/07/19/tesis voronova.html
S.O. Dospan
Lobbying as a Multidimensional Phenomenon of Socio-Political System
The key aspects of the phenomenon of lobbying are analyzed. The special attention is paid to the political aspect that reveals the interrelation of lobbying and state policy, political system, bureaucracy, and political parties.
Key words and word-combinations: lobbying, political system, social institution, legal regulation.
Анализируются ключевые аспекты феномена лоббизма. Акцентируется внимание на политическом аспекте, раскрывающем взаимосвязь лоббизма и государственной политики, политической системы, бюрократии, политических партий.
Ключевые слова и словосочетания: лоббизм, политическая система, социальный институт, правовое регулирование.
УДК 321 ББК 66.0
С.О. Доспан
ЛОББИЗМ КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
I I ри комплексном анализе политической системы государства особое место отводится изучению взаимоотношений между органами государственной власти и влиятельными группами интересов. Актуализация данного вопроса обусловлена активным участием последних в формировании и реализации основных направлений государственной политики.
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 111