ций, способствующий развертыванию аутоагрессивных форм поведения достаточно широк в современном социуме и может включать: резкое изменение образа жизни, социального статуса, учебной, трудовой деятельности в сторону увеличения нагрузок, сокращение или исчезновение социально-психологической поддержки ближайшего окружения, актуальных социальных институтов, состояние длительной фрустрации, нервно-психического напряжения, неуверенности в завтрашнем дне, состоянии хронической социальной неопределенности. Все это истощает адаптивный потенциал личности, формирует состояние «дезадаптационной готовности» [7], являющейся предиспозици-ей аутодеструкций. Внешнюю обусловленность аутоагрессивного поведения развивает теория научения, которая особую роль придает формированию подражания аутоагрессивным поведенческим стереотипам, возникающим в процессе воспитания. Ряд исследователей выявили гендерные различия в условиях формирования аутоагрессивных компонентов в поведении. Так, аутоагрессивное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Саморазрушительное поведение девушек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере [6; 7].
Библиографический список
Резюмирую все вышесказанное, можно констатировать, что феномен аутогрессии возникает, как точка «бифуркации», пересечения дисгармоничных социальных ситуаций, осложняющих процесс социализации и особых психо-физиологических особенностей личности. Несмотря на то, что аутоагрессия, прежде всего, формируется из-за особого комплекса психологических черт, социальный факторы могут усиливать или нивелировать уровень проявления аутоагрессии. В связи с этим в похожих социальных условиях молодые люди могут реализовать разные паттерны поведения; аутоагрессия характерна не только для соответствующих субкультур, таких как байкеры, джамперы и.т.п., но может реализоваться в обычных социальных условиях; у молодежи со сходными индивидуально-психологическими особенностями аутоагрессия возникает в разных случаях. Следовательно, аутоагрессивное поведение формируется за счет уникального сочетания разных групп факторов, куда входят психологические, биологические, социальные, и др. Таким образом, представленные в статье теории генеза аутогрессии, объединяет мнение о детерминирующей роли личности, но в преломлении процесса социализации, что подчеркивает роль современного социума, его актуальность для детерминации интенсификации аутоагрессивного поведения в настоящее время. С другой стороны, данный тезис важен для формирования оптимальных условий социализации и жизнедеятельности молодежи с целью профилактики данного негативного явления.
1. Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведение: учеб. пособие / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. - Ижевск, 2002.
2. Сарацено, Б. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье, новое понимание, новая надежда. База данных
«Здоровье для всех» (БД ЗДВ). - Копенгаген, 2001.
3. Мартыненко, А.В. Суицид в молодежной среде // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - № 1.
4. Мягков, А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств // Социологические исследования (СОЦИС). - 2004. - № 12.
5. Психология подростка: учебник / Ж.К. Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - СПб., 2007.
6. Козлов, В.В. Аутоагрессивные паттерны поведения личности. - СПб., 1999.
7. Лемерт, Э. Первичное и вторичное отклонение // Конспекты современности. - Казань, 2001.
Bibliography
1. Lekomcev, V.T. Socialjnihe disfunkcii i samorazrushayuthee povedenie: ucheb. posobie / V.T. Lekomcev, E.A. Panchenko. - Izhevsk, 2002.
2. Saraceno, B. Doklad o sostoyanii zdravookhraneniya v mire. Psikhicheskoe zdorovje, novoe ponimanie, novaya nadezhda. Baza dannihkh «Zdorovje dlya vsekh» (BD ZDV). - Kopengagen, 2001.
3. Martihnenko, A.V. Suicid v molodezhnoyj srede // Ehnciklopediya gumanitarnihkh nauk. - 2005. - № 1.
4. Myagkov, A.Yu. Temporaljnihe kharakteristiki samoubiyjstv // Sociologicheskie issledovaniya (SOCIS). - 2004. - № 12.
5. Psikhologiya podrostka: uchebnik / Zh.K. Dandarova [i dr.]; pod red. A.A. Reana. - SPb., 2007.
6. Kozlov, V.V. Autoagressivnihe patternih povedeniya lichnosti. - SPb., 1999.
7. Lemert, Eh. Pervichnoe i vtorichnoe otklonenie // Konspektih sovremennosti. - Kazanj, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.02.14
УДК 316.4.066
Zritnev V.V. INTERACTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES AND CIVIL SOCIETY: SOCIOLOGICAL ASPECTS.
The problem of sociological point of interaction of executive authorities and civil society is under the main focus in the research. The author names a unit of sociological analysis of this process.
Key words: executive, civil society, social institutions, social processes, the interaction of institutions.
В.В. Зритнев, аспирант каф. социологии и теологии Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье с социологических позиций рассматривается проблема взаимодействия институтов исполнительной власти и гражданского общества. Указаны единицы социологического анализа данного процесса.
Ключевые слова: исполнительная власть, гражданское общество, социальные институты, социальные процессы, взаимодействие институтов.
Проблема взаимодействия институтов исполнительной власти и гражданского общества требует глубокого социологического изучения, прежде всего, в связи с тем, что в современных условиях социально-экономическое развитие общества, направленное на достижение высоких стандартов качества жизни, вы-
сокого уровня экономики и развития гражданского общества, обуславливает необходимость принятия комплекса мер, направленных на развитие и поддержку общественного самоуправления, саморегуляции и самодеятельности гражданских объединений. Кроме того, в условиях формирования равноправного
партнерства государства и гражданского общества и открытости власти постоянно осуществляется выработка новых механизмов их конструктивного взаимодействия.
Понятийное поле рассматриваемой проблемы требует пояснения некоторых позиций, относящихся к выяснению сущности и признаков исполнительной власти, а также институтов гражданского общества.
Конституция РФ 1993 года вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах (Ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125 Конституции РФ).
По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые соответствуют органам законодательной власти в системе разделения властей. Органы исполнительной власти представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Являясь носителями определенного объема государственно-властных (юридически-властных) полномочий исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия.
Исполнительная власть достаточно широко и разнопланово изучается в политологии, социологии, юриспруденции (А.В. Акчурина, И.И. Брянцев, Е.А. Голобурда, А.В. Жеребцов, Н.В. Лимберов, И.М. Мусиенко, В.Н. Орлова, С.В. Пле-шенков и др.).
В исследованиях исполнительная власть рассматривается с юридических позиций, как совокупность государственных органов - учреждений, осуществляющих властно-распорядительные функции по реализации Конституции и законов, как система правительств, министерств и ведомств. А с социологических позиций - как развивающийся социальный институт, гармонично включенный в структуру общества.
Существуют различные определения исполнительной власти.
Так, В.Ф. Халипов представляет исполнительную власть как систему органов государственного управления, действующую на основе Конституции и принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Исполнительная власть осуществляет свои полномочия самостоятельно и не вправе выходить за их пределы [1, с. 64].
К.С. Бельский формулирует определение исполнительной власти в широком смысле слова как систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью обеспечения нормального функционирования общества. В узком смысле - это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица [2, с. 72]. Позднее, в другой публикации, К.С. Бельский определяет понятие «исполнительная власть» как систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение [3, с. 31].
С социологических позиций исполнительную власть следует рассматривать как социальный институт в системе государственно-политических институтов управления обществом. Институционализация исполнительной власти предполагает наличие системы связей власти и подчинения, определенных ролей и законодательных норм, реализуемых в специально созданных государственных органах, а также функций, направленных на поддержание стабильности и развитие социальной системы. Развитие института исполнительной власти осуществляется во взаимодействии с другими ветвями власти и институтами гражданского общества.
Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и политическое значение. Юридический, социологический, философский и другие словари дают различные
толкования данного понятия. Объединяет различные дефиниции то, что понятие «гражданское общество» является одним из ключевых для осмысления всего комплекса отношений современного общества и современного государства.
В современных концепциях гражданское общество рассматривается с нескольких сторон.
Так, гражданское общество рассматривается как «свободное демократическое правовое общество, которое ориентировано на личность, обеспечивает свободу творческой (предпринимательской) деятельности, создает возможность реализации прав человека и гражданина» [4, с. 93].
С юридических позиций гражданское общество рассматривается как «способ социальной жизни, основанный на праве и демократии». Это такое «устройство общественной жизни, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его бытия (экономического и политического), утверждаются права человека, обеспечивается многообразие идеологических мнений» [5, с. 102].
С позиций социологии гражданское общество рассматривается как система общественных институтов, отношений, общественных образований, различных социальных сил, которые являются самостоятельными и независимыми от государства. Это способствует реализации потребностей и интересов, прежде всего, отдельного человека и различных коллективов, объединений. Если процитировать данную мысль Серебрякова С.Л. дословно, то гражданское общество - это «система социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для самореализации индивида» [6, с. 98].
Также в понятие «гражданское общество» включают граждан, не имеющих непосредственного отношения к власти или государству, но стремящихся к защите общественных (некоммерческих) интересов [7, с. 5].
В еще одной трактовке рассматриваемого понятия акцент сделан на взаимодействии «общества граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» [8, с. 156].
Можно вычленить два специфических значения понятия гражданского общества: теоретико-аналитическое и нормативное. С позиции первого, гражданское общество рассматривается как совокупное понятие, обозначающее наличие социальных связей и общественных коммуникаций, социальных институтов и социальных ценностей. Главным субъектом гражданского общества является гражданин с его гражданскими, политическими правами, социально-экономическими правами. Другими субъектами выступают гражданские организации: ассоциации, объединения, общественные движения, союзы, партии.
Нормативное значение используется в ситуации мотивации и мобилизации граждан и других социальных агентов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. Одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 года № 1789-р Концепция административной реформы в Российской Федерации указывает на необходимость решения такой задачи, как «повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом».
Взаимодействие, как одна из категорий философии, отображает процессы влияния разнообразных объектов друг на друга. При этом всегда существует их взаимозависмость и взаи-мопереход взаимодействующих объектов или субъектов, система взаимосвязанных индивидуальных действий, в которой действия каждого участника выступают одновременно и стимулом, и ответом на действия остальных.
С психологической точки зрения «взаимодействие» есть процесс непосредственного или опосредованного взаимовлияния объектов/субъектов, порождающий их взаимную обусловленность и связь и способствующий образованию социальных структур.
Таким образом, понятие «взаимодействие» предполагает и прямое и опосредованное взаимовлияние субъектов, их взаимоотношения, сотрудничество, взаимную обусловленность.
Понятие «социальное взаимодействие» широко представлено в трудах классиков социологии (О. Конт, М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.) и современных исследователей (Г.С. Антипина, С.С. Фролов и др.). Такое внимание ученых обусловлено тем, что исходной первоосновой общества выступает
социальное действие, а само общество представляет собой тесное сплетение социальных связей и взаимодействий, а любая социальная связь предполагает взаимное влияние социальных объектов друг на друга.
Различным аспектам взаимодействия государственной власти с институтами гражданского общества посвящены исследования Д.В. Акаева, С.А. Абакумова, Т.А. Васильевой, О.И. Воронцовой, Ю.А. Гнусаревой, М.Н. Грачева, А.М. Жаворонкова, А.П. Шадриковой и др. В работах указанных авторов раскрываются механизмы взаимодействия института российских общественных палат с государственной властью, сотрудничество НКО с органами государственной власти, рассмотрены механизмы взаимодействия власти и гражданского общества.
Взаимодействие институтов исполнительной власти и гражданского общества обеспечивается за счет расширения участия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке и реализации государственной политики в следующих сферах: повышение правовой культуры общества, защита прав человека; охрана здоровья и окружающей природной среды; охрана памятников истории и культуры, сохранение, создание и освоение культурных ценностей; развитие добровольческих инициатив, направленных на решение социальных проблем общества; культурное, духовнонравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; развитие образования, науки, искусства и спорта и др.
Взаимодействие исполнительной власти и гражданского общества мы рассматриваем как социальный процесс.
Социальные процессы есть перемещение частей социальной системы, всякого социального объекта, происходящее под влиянием внутренних и внешних воздействий, носящие характер общественного самодвижения объекта, с его переходом на новый качественный уровень.
Постоянными характеристиками социального процесса является то, что он меняет восприятие действительности, а также является причиной, порождающей другие процессы. Обязательным является последовательная смена состояний. Всякий процесс является системой взаимосвязанных действий, направленных на воплощение какой-либо цели.
Учитывая все сказанное выше, среди основных единиц социологического анализа взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества мы выделяем следующие: осознанную мотивацию совместных действий основных субъектов; наличие осознаваемой потребности, которая может быть реализована в процессе взаимодействия; активную взаимонаправлен-ность субъектов друг на друга; взаимозависимость институтов исполнительной власти и гражданского общества; наличие общей основы для взаимодействия; формы взаимодействия (непосредственное и опосредованное); характер взаимодействия; результаты взаимодействия и их освещение в средствах массовой информации.
Результаты взаимодействия институтов исполнительной власти и гражданского общества могут оцениваться по трем уровням (высокий, средний, низкий), имеющим показатели, определяемые в соответствии с единицами анализа.
Библиографический список
1. Политологический словарь // под ред. В.Ф. Халипова. - М., 1995.
2. Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М, 1990.
3. Бельский, К.С. Феноменология административного права. - М., 1995.
4. Леушин, В.И. Гражданское общество / В.И. Леушин, В.Д. Перевалов. - М., 1997.
5. Тихомиров, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомиров, М.Ю. Тихомиров. - М., 1999.
6. Серебряков, С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. -1995. - № 2.
7. Лей, Я. Гражданское общество, демократия и закон // Материалы научного семинара. - М., 2003. - Вып. № 3.
8. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - М., 2004.
Bibliography
1. Politologicheskiyj slovarj // pod red. V.F. Khalipova. - M., 1995.
2. Beljskiyj, K.S. Razdelenie vlasteyj i otvetstvennostj v gosudarstvennom upravlenii. - M, 1990.
3. Beljskiyj, K.S. Fenomenologiya administrativnogo prava. - M., 1995.
4. Leushin, V.I. Grazhdanskoe obthestvo / V.I. Leushin, V.D. Perevalov. - M., 1997.
5. Tikhomirov, L.V. Yuridicheskaya ehnciklopediya / L.V. Tikhomirov, M.Yu. Tikhomirov. - M., 1999.
6. Serebryakov, S.L. Civilizacionnihe osnovih formirovaniya grazhdanskogo obthestva v Rossii // Socialjno-politicheskiyj zhurnal. - 1995. - № 2.
7. Leyj, Ya. Grazhdanskoe obthestvo, demokratiya i zakon // Materialih nauchnogo seminara. - M., 2003. - Vihp. № 3.
8. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. V.K. Babaeva. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 17.03.14
УДК 316.4
Tereshkina Ye.A. REGIONAL ADVERTISING OF THE HEALTHY LIFESTYLE: CURRENT STATE, PROBLEMS AND PERSPECTIVE (REFERING TO THE ALTAI REGION OF RUSSIAN FEDERATION). This article is devoted to one of the most pressing issues in contemporary Russia - healthy lifestyle - and an approach to its promotion. The paper analyzes the prerequisites for the development of the integral regional model of an advertising campaign for a healthy lifestyle. The paper presents the results of regional experts' survey along with the thematic contents analysis of websites.
Key words: healthy lifestyle, social advertising, advertising campaign, interviews with experts, content analysis, promotion, values.
Е.А. Терёшкина, аспирант, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕКЛАМА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена одному из актуальных для современной России вопросов - здоровому образу жизни и подходам к его продвижению. В статье анализируются предпосылки к созданию комплексной региональной модели рекламной кампании здорового образа жизни. В работе приведены результаты опроса региональных экспертов, а также данные контент-анализа тематических сайтов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, социальная реклама, рекламная кампания, опрос экспертов, контент-анализ, продвижение, ценности.