ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 001.891.5; 37.061; 37.048.44; 371.264
Е. А. Белорыбкина, В. М. Саламатова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Авторы статьи представляют опыт реализации идей взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования в условиях сельской школы, раскрывая технологический и оценочный аспекты деятельности на примере используемых в образовательном процессе методик проведения занятий и результатов психолого-педагогического наблюдения обучающихся со 2-го по 9-й класс.
The authors of the article represent the experience of realizing the ideas of interaction and continuity of general and additional education in the conditions of the rural school, revealing the technological and evaluation aspects of the activity by the example of methods used in the educational process for conducting classes and the results of psychological and pedagogical observation of students from the second to the ninth grade.
Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, цикл интегрированных занятий, психолого-педагогическое наблюдение.
Keywords: integration of general and additional education, cycle of integrated studies, psychological and pedagogical observation.
Главная задача образования - создать условия для развития личности обучающегося, воспитания его нравственных качеств. В современном мире на решение этой задачи огромное влияние оказывают семья, СМИ, Интернет, социальное окружение, целенаправленное взаимодействие которых может упорядочить школа.
Поэтому в рамках новых стандартов общего образования одним из ведущих принципов является принцип преемственности и развития основного и дополнительного образования, реализация которого обеспечивает целостность образовательного процесса и,
как следствие, системность воспитательного воздействия на обучающегося [1]. Однако реализовать данные идеи в условиях сельской малокомплектной школы достаточно сложно.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кстинино Кирово-Чепецко-го района Кировской области, являясь типичным представителем сельских школ, отражает все проблемы, связанные с трансформацией общества и экономики, в т. ч. отсутствие четкого стратегического плана развития российской деревни, что приводит к снижению качества образования на селе и в ближайшем будущем отразится и на качестве образования страны в целом. Подушевое финансирование ограничивает возможность получения дополнительных образовательных услуг сельскими школьниками, так как в основном часы вариативной части учебного плана распределяются для подготовки к ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе.
Однако необходимо помнить, что малокомплектные сельские школы кроме образовательной функции выполняют еще функцию социально-культурного центра села. Их существование обеспечивает возможность выживания сельской интеллигенции, поддерживает культурный уровень села и, в конечном счете, его выживание. Поэтому сохранение сети сельских малокомплектных школ - задача комплексная и общегосударственная, немалое значение в решении которой имеет и интеграция ресурсов дополнительного образования города и общего образования села, что позволит сохранить достаточный уровень образования сельских школьников даже в ситуации их малочисленности.
1 сентября 2015 г. Кстининской школе присвоен статус экспериментальной площадки Института стратегии развития образования Российской академии образования. Получению данного статуса предшествовала многолетняя инновационная и опытно-экспериментальная деятельность школы в качестве региональной площадки Института развития образования Кировской области.
На сегодняшний день в школе обучается 142 ученика. Причем 32% проживают не на территории села Кстинино: часть школьников живет на территории дома отдыха «Кстинино», в д. Звени, д. Чайкино Кстининского сельского поселения, что затрудняет включение всех обучающихся школы в систему дополнительного образования, занятия которой чаще всего проводятся во второй половине дня.
Тем не менее педагогический коллектив школы использует все доступные способы включения детей в систему дополнительного образования, используя для этого в том числе и опыт социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия экспериментальных площадок ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» [2].
Это, прежде всего, часы внеурочных занятий. Остановимся на начальной школе. В 2016-2017 учебном году обучающиеся 14-х классов Кстининской школы осваивали ФГОС начального общего образования, поэтому кроме уроков они занимались еще и внеурочной деятельностью по 5 направлениям развития личности: духовно-нравственному (например, кружок «Я - гражданин»), социальному (кружок «Радуга»), спортивно-оздоровительному (секция «Русские подвижные игры»), общеинтеллектуальному (кружок «Математика и конструирование»), общекультурному (кружок «Очень умелые ручки»). Программы кружков рассчитаны на 4 года и полностью реализованы. Всего в рамках внеурочной деятельности на базе школы работало дополнительно 20 кружков.
Вторым источником дополнительного образования сельских школьников являются кружки, организованные при Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района, а также - при сельском Доме культуры.
В-третьих, успешной социализации учащихся способствует организация взаимодействия школы с социумом: Кстининская сельская библиотека, Кстининская лечебная амбулатория, администрация Кстининского сельского поселения, потребительское общество «Кстинино», жилищно-строительный кооператив «Русская усадьба», ООО ЖКХ «Кстинино», музыкальная школа, Дом культуры, детский сад «Колокольчик», узел связи «Волга-телеком». Все эти учреждения предоставляют свои услуги для взаимодействия со школой. Данное взаимодействие закреплено рамками соглашений и конкретных мероприятий, которые включены в план работы образовательной организации, рабочие программы учителей. Значительный вклад в данное направление работы вносят и классные руководители 9-х и 11-х классов. На классных часах проводятся встречи с представителями разных профессий, школьники участвуют в днях открытых дверей в средних специальных и высших учебных заведениях г. Кирова.
Используя возможности образовательного пространства Ксти-нинского сельского поселения, в рамках информационных курсов и социальных проб организуются следующие формы дополнительного неформального образования: экскурсии, интервью, анкетирование, наблюдения, социологические исследования, встречи с компетентными специалистами. Так, благодаря сотрудничеству с Центром занятости населения учащиеся 9-х, 11-х классов прошли индивидуальное собеседование и получили рекомендации по выбору профессии. На решение проблемы профориентации в течение всего учебного года была направлена работа курса «Технология поиска работы».
Несмотря на определенные успехи в решении проблемы взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования, педагогический коллектив МКОУ СОШ с. Кстинино Киро-во-Чепецкого района осознал недостаточность проводимой работы в условиях реализации новых ФГОС общего образования.
Так, анализ данных участия школьников в мероприятиях системы дополнительного образования в 2014-2015 учебном году (количество обучающихся - 111 человек) позволил сделать следующие выводы:
1. 36% школьников от общей численности приняли участие в конкурсных мероприятиях, из них 23,4% детей участвовали в предметных конкурсах и олимпиадах, и только 12,6% школьников приняли участие в творческих конкурсах и спортивных состязаниях, что свидетельствует об ограниченности предлагаемого педагогами спектра массовых и конкурсных мероприятий технической, социально-педагогической, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленностей.
2. Лишь 8 обучающихся (7,2%) приняли участие в двух и более конкурсных испытаниях, что также говорит о недостаточности информирования и, как следствие, включения школьников в мероприятия сферы неформального дополнительного образования.
3. Низкий процент охвата обучающихся диктует необходимость увеличения перечня доступных для них массовых и конкурсных мероприятий путем поиска новых механизмов взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования.
Повысить эффективность данной деятельности мы решили посредством привлечения новых ресурсов, новых партнеров. Таковыми стали педагогические коллективы Дворца творчества - Мемориал, школы № 40 и № 27 города Кирова. Нас, как партнеров,
связывают единое содержание, единые технологии, единые методики, которые используются в одно и то же время на конкретном контингенте обучающихся.
Почему мы вышли именно на данные образовательные учреждения?
В областном учреждении дополнительного образования Дворец творчества - Мемориал реализуются программы дополнительного образования всех направленностей, что позволяет расширить спектр массовых и конкурсных мероприятий. Кадетское движение и связанное с ним патриотическое воспитание традиционно качественно осуществляется в школе № 40 г. Кирова. В школе № 27 г. Кирова находятся планетарий и бассейн. Поэтому включение в качестве партнеров по экспериментальной площадке вышеуказанных образовательных организаций было обусловлено качеством совокупных ресурсов, а также возможностью их использования как в крупном городском образовательном учреждении, так и в малочисленном сельском.
Взаимодействие с учреждениями-партнерами по опытно-экспериментальной деятельности позволило достичь определенных результатов. Анализ данных участия наших школьников в мероприятиях системы дополнительного образования за два предыдущих учебных года позволяет говорить о положительной динамике.
1. Количество школьников от общей численности, принявших участие в конкурсных мероприятиях, было 36%, стало 80%, из них 23,4% детей участвовали в предметных конкурсах и олимпиадах, а в 2014-2015 учебном году - 65%. 12,6% школьников приняли участие в творческих конкурсах и спортивных состязаниях в 2014-2015 учебном году, а в 2016-2017 учебном году эта цифра составила уже 56%, что свидетельствует о расширении предлагаемого педагогами спектра массовых и конкурсных мероприятий технической, социально-педагогической, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленностей.
2. Лишь 7,2% обучающихся в 2014-2015 учебном году принимали участие в двух и более конкурсных испытаниях, а в 20162017 году - 80%.
Таким образом, увеличился охват детей услугами системы дополнительного образования, появилось разнообразие тематики мероприятий, сложились новые партнерские отношения, особенно важные для адаптации сельских школьников к условиям города
Кроме расширения спектра дополнительных образовательных услуг за счет организаций-партнеров педагогический коллектив школы, проанализировав тематику рабочих программ по предмету и программ внеурочной деятельности, определил общие темы, содержание которых позволяет обеспечить максимальные условия для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов образования детей средствами интеграции.
На сегодняшний день учителями разработаны и применяются на практике циклы интегративных занятий, которые стали приложениями к рабочим программам. Например, 1-й класс - цикл интегративных занятий, содержащий уроки окружающего мира и внеурочные занятия программы духовно-нравственного направления «Вятский следопыт» (табл. 1). Идея взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования реализуется в данном контексте путем использования во внеурочной деятельности форм проведения занятий, характерных для системы дополнительного образования (сюжетно-ролевые игры, викторины, культурные и социальные практики, ярмарки, конкурсы видеороликов и т. п.) [3].
Таблица 1
Тема урока предмета «Окружающий мир» Интегрированный содержательный компонент Тема внеурочного занятия «Вятский следопыт»
Что такое Родина? Сравнивать, различать и описывать герб, флаг России и Кировской области; рассказывать о малой родине. Различать понятия: «город»,«село» Введение в краеведение. Что мы знаем о Кирове, о селе Кстинино
Как живёт семья? Проект «Моя семья» Рассказать о членах семьи, о совместном труде и отдыхе, о семейных праздниках Моя семья
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Подготовить сообщение по рассказам бабушек, дедушек о недавнем прошлом села, об изменениях в жизни людей с приходом в село водоснабжения, газа, электричества Откуда в нашем доме вода?
Откуда в наш дом приходит электричество? Откуда в нашем доме свет?
Как зимой помочь птицам? Наблюдать и различать зимующих птиц родного края, знать правила подкормки птиц и особенности устройства кормушки Зимующие птицы. Акция «Кормушка»
Тема урока предмета «Окружающий мир» Интегрированный содержательный компонент Тема внеурочного занятия «Вятский следопыт»
Как путешествует письмо? Познакомиться с работой почты с. Кстинино. Сравнить открытки прошлых лет и современные, познакомиться с их разнообразием Путешествие с письмом. Экскурсия
Зачем люди осваивают космос? Знакомство со знаменитыми людьми родного края К. Циолковским, В. Савиных Мой край в истории освоения космоса
Кто такие рыбы? Рассказать о водоёмах села и рыбах, их населяющих. Познакомиться с растительностью водоёма Жизнь водоёма осенью. Экскурсия
Что вокруг нас может быть опасным? Соблюдение правил безопасности на улицах села. Безопасный путь из дома в школу и обратно По дороге домой. Правила безопасного движения по улицам и дорогам
Что это за листья? Наблюдать осенние изменения в природе. Определять названия деревьев во дворе школы и на улицах села Деревья нашей местности. Осенняя экскурсия
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Объяснять, почему в лесу нужно быть внимательным и соблюдать тишину. Знакомство с творчеством писателя-земляка Рассказы о животных Евгения Чарушина
Сельскую школу отличает небольшой педагогический коллектив, что позволяет всем учителям одновременно работать в логике экспериментальной деятельности, реализуя технологический компонент интеграции общего и дополнительного образования. Так, педагогами освоена методика подготовки и проведения инте-гративных занятий, сущность которой представлена в экспертном листе анализа интегрированного занятия (табл. 2).
В первой четверти 2016-2017 учебного года была проведена входная диагностика оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования. Методом проведения диагностики стало включенное психолого-педагогическое наблюдение по трем блокам.
Таблица 2
Анализ интегрированного занятия__
№ п/п Аспекты экспертизы Содержание экспертизы
1 Сущность интеграции:
1.1 Объект интеграции (культура, наука, человек, краеведение, технология и др.)
1.2 Содержание и компоненты интеграции: Какие учебные дисциплины входят? Каково сочетание основных и дополнительных дисциплин в процессе интеграции?
1.3 Направления и объем интегрируемых предметов. Является данное занятие частью: - интегрированной программы; - цикла периодически повторяемых занятий; - единичным интегративным занятием?
1.4 Уровень интеграции содержания занятия: - органически целая новая структура (взаимопроникающая, спиралевидная, пластообразная); - параллельное существование различных пластов материала; - переход от параллельного соединения материала к целостной новой структуре
1.5 Тема интегрированного занятия. Проблема, поставленная для обучающихся. Цель
2 Характеристика деятельности педагога
2.1 Сколько педагогов участвуют в занятии?
2.2 Какие технологии интегрированного занятия использует педагог? - Игровые технологии, проблемное обучение. - Турбион-технология, Дальтон-технология, синхронно-параллельное прохождение близкородственных тем, открытые интегративные технологии (социально-контекстное обучение, имитационное моделирование)
2.3 Согласованность дидактического материала разных предметов (школа), позволяющая создать у детей единое представление о проблеме
3 Характеристика деятельности обучающихся
3.1 Степень включенности школьников: - высокая (задают вопросы по содержанию, предлагают множество вариантов ответа на вопрос, все участвуют в дискуссиях, парных и групповых формах работы); - средняя (достаточно активно отвечают на вопросы педагога, выполняют предложенные задания, единицы участвуют в дискуссиях, парных и групповых формах работы);
№ п/п Аспекты экспертизы Содержание экспертизы
- низкая (отвечают на вопросы и работают в группах, парах отдельные воспитанники и обучающиеся)
3.2 Соотношение репродуктивной и творческой видов деятельности
3.3 Уровень самостоятельности изучения материала: высокий, средний, низкий
3.4 Направленность занятия на результаты: - личностные; - предметные; - метапредметные
Блок по теоретической подготовке, позволяющий определить степень освоения обучающимися предметных результатов образования, содержит два индикатора: теоретические знания по основным разделам программ урочной и внеурочной деятельности и владение специальной терминологией.
Второй блок, самый объёмный по содержанию, - это практическая подготовка, метапредметные результаты образования. Здесь мы оценивали практические и творческие умения и навыки, ключевые компетентности.
В третьем блоке оценивались компетентности ценностно-смысловой ориентации, личностные результаты образования (табл. 3).
Таблица 3
Класс Теоретическая подготовка (предметные результаты), % Практическая подготовка (метапредмет-ные результаты), % Компетентности ценностно-смысловой ориентации (личностные результаты), %
2-й 56 (достаточный) 62 (достаточный) 48 (критический)
3-й 56 (достаточный) 58 (достаточный) 54 (критический)
4-й 61 (достаточный) 60 (достаточный) 67 (достаточный)
5-й 60 (достаточный) 52 (критический) 54 (критический)
6-й 78 (оптимальный) 73 (достаточный) 74 (достаточный)
7-й 62 (достаточный) 70 (достаточный) 70 (достаточный)
8-й 69 (достаточный) 70 (достаточный) 70 (достаточный)
9-й 64 (достаточный) 62 (достаточный) 67 (достаточный)
Диагностика была проведена среди обучающихся 2-9-х классов. Каждый учитель оценивал учебные достижения детей в разрезе своего предмета. Для дальнейшей работы в рамках эксперимента проанализированы результаты по каждому классу.
Итак, данные показали, что в целом уровень теоретической подготовки обучающихся школы достаточный, наиболее высокий его процент дали учащиеся 6-го класса (78%) и учащиеся 8-го класса (69%).
Практическая подготовка школьников, т. е. развитость мета-предметных результатов образования, во всех классах находится также на достаточном уровне, кроме 5-го класса (52%). Наиболее высокий процент мы наблюдаем в 6-м классе (73%) и хорошие результаты (70%) у учащихся 7-х и 8-х классов.
Наиболее высокий показатель уровня ценностно-смысловой ориентации в 6-м (74%), 7-м и 8-м классах (70%).
В течение ряда лет наблюдается тенденция снижения уровня ценностных ориентаций младших школьников, что показали и данные проведенной диагностики 2, 3 и 5-х классов, где уровень сформированности личностных результатов критический (48 и 54%). На наш взгляд, обусловлено это тем, что родители сегодняшних школьников в 90-е гг. прошлого века не были охвачены системой духовно-нравственного воспитания, так как ушли в прошлое всероссийские детские и молодежные общественные организации (пионерия, комсомол), а знаниевый компонент школьного образования стал доминировать над воспитательным.
Таким образом, по данным проведенного исследования прослеживается корреляция ценностно-смысловой ориентации школьников и их теоретической, практической подготовки как уровня нравственности ребенка и уровня развития его интеллекта, что отмечается в психологии еще со времен Ж. Пиаже.
Поэтому перед педагогическим коллективом школы на сегодняшний день стоит задача формирования, развития и становления ценностных ориентаций обучающихся путём вовлечения их в коллективные формы взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, а также реализацию мероприятий Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», пилотной площадкой которого является Кстининская школа.
Примечания
1. Горский В. А., Смирнов Д. В. Взаимодействие и преемственность формального и неформального образования в современном муниципальном образовательном пространстве // Современный образовательный процесс:
опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / М-во образования Республ. Башк., Ин-т развития образования Республ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. С. 11-14.
2. Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3(117). С. 90-109.
3. Смирнов Д. В. Проектирование структуры примерных программ внеурочной деятельности на основе краеведения // Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-26 марта 2010 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. С. 170-178; Смирнов Д. В. Проектирование содержания примерных программ внеурочной деятельности для общеобразовательных учреждений с использованием ресурсов туризма и краеведения // Туризм и культурное наследие Сибирского региона : материалы Х науч.-практ. Всерос. турист.-краевед. конф. (г. Ханты-Мансийск, 17-19 февр. 2011 г.) / Югорский гос. ун-т. Ханты-Мансийск : Ред.-изд. отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Ин-т развития образования», 2011. С. 79-87.
УДК 371.264; 37.012.8; 001.891.7; 37.032
С. В. Огородникова
КРИТЕРИАЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Представлен критериально-измерительный аппарат диагностики сфор-мированности гражданской идентичности сельских школьников на основе музейно-педагогической деятельности. Показаны варианты обработки экспериментальных данных диагностик.
The criterial and measuring apparatus for diagnosing the formation of the civil identity of rural schoolchildren on the basis of museum and pedagogical activity is presented. Variants of processing of experimental data of diagnostics are shown.
Ключевые слова: гражданская идентичность, критериально-измерительный аппарат, диагностика сформированности гражданской идентичности, сельские школьники, музейно-педагогическая деятельность в условиях села.