ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УДК 33.338.24
Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия
Стуканова И. П.
Финансовый университет при Правительстве РФ
Аннотация: В статье рассматривается проблема необходимости регулирования потребительского рынка продовольственных товаров, обозначена общая цель функционирования данного рынка и задачи, которые необходимо решить для ее реализации. Также в статье рассматривается вопрос о границах государственного вмешательства в рыночные процессы с учетом требований продовольственной безопасности и актуальности применения маркетингового инструментария.
Ключевые слова: рынок продовольствия, государственное регулирование, маркетинговый инструментарий, продовольственная безопасность
Government and Marketing Regulation of the Foodstuff
Market
Stukanova I. P.
Financial University under the Government of the Russian
Federation
Abstract: In this article a significant problem of the foodstuff market regulation necessity is considered, as well as the overall goal and tasks, which have to be solved are designated. Also in the article a question concerning the boundaries of state intervention into the market process is analyzed (with paying attention to the national food security requirements and to the marketing instrumentation relevance).
Keywords: foodstuff market, government regulation, marketing instrumentation, food security
По мере развития рыночной экономики требуется всё более эффективное регулирование рыночного механизма, что
обеспечивается реализацией основных функций государства, определяемых целями социально-экономической политики.
При проведении социально-экономической политики государство должно обеспечить, прежде всего, сохранение и развитие нации, достижение и поддержание высокого уровня жизни населения, защиту от внешней экспансии, рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды [2]. Решение всех этих вопросов в значительной степени связано с развитием и эффективным функционированием рынка продовольствия, как результата деятельности агропромышленного комплекса (АПК), являющегося жизненно важным для страны и отдельных её регионов сектором экономики.
Общей конечной целью функционирования АПК является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и обеспечение продовольственной безопасности, повышение уровня и качества жизни населения.
Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи [2]: обеспечение населения региона качественными продуктами питания в необходимом количестве и ассортименте; установление оптимального уровня цен на продукты питания, обеспечение экономической доступности продовольствия; обеспечение сбалансированного развития платежеспособного спроса и предложения продуктов питания в регионе; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в регионе; поддержка местных производителей продуктов питания; организация производства и реализации продуктов питания с учётом региональных особенностей воспроизводства и потребления; обеспечение эффективного функционирования рыночной инфраструктуры; разработка и осуществление эффективной системы государственной поддержки и контроля продовольственного рынка, при эффективном сочетании административных и рыночных методов регулирования.
Вопрос о границах государственного вмешательства в рыночные процессы долгое время продолжает оставаться дискуссионным, однако решение первоочередных задач, таких
как восстановление АПК, создание организационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, снижение продовольственной зависимости от импорта, повышение среднедушевого потребления населением продовольствия невозможно без активного государственного регулирования.
Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью изменений, происходящих в экономике и политике, обеспечивать стабильность и безопасность страны. Выход из сложившейся на российском и региональном рынках ситуации, тем более в условиях экономического кризиса, должен обеспечиваться способностью государства поощрять развитие институциональных форм в соответствии с требованиями экономических условий.
Страны с развитой рыночной экономикой имеют богатый практический опыт регулирования рыночных отношений, который необходимо изучить и использовать, но с учётом особенностей нашей страны, её региональных, национальных, культурных, природно-климатических, экономических и политических особенностей.
При регулировании отношений, в частности на рынке продовольствия, государство использует различные формы и методы воздействия. Управленческие функции государства на регулируемом рынке продуктов питания должны реализовываться в нескольких направлениях, определяющих общую концепцию развития рынка продовольствия (рис. 1).
Продовольственная безопасность страны требует, чтобы практически все стратегически необходимые продукты производились в стране, сохраняя экономическую и политическую её независимость, что является одним из самых весомых доводов в пользу государственного регулирования рынка продовольствия.
Корректируя работу рыночного механизма на потребительском рынке продовольственных товаров, государство обеспечивает физическую и экономическую доступность
продуктов питания, социальную защиту населения, способствует сбалансированности в структуре рынка.
Осуществляя регулирование рынка продуктов питания, государство использует различные формы и методы воздействия. При этом очень важно правильно сочетать прямые и косвенные методы, не допуская грубого вмешательства в работу рыночного механизма, но и не самоустраняясь, надеясь, что рынок сам все расставит по местам.
Степень государственного регулирования рынка не является величиной постоянной. Она может и должна меняться в зависимости от складывающихся условий. Соглашаясь с А. Лившицом в том, что соотношение государства и рынка динамично, для каждого исторического момента характерен новый баланс между ними [1], мы считаем, что степень государственного влияния на рынок продовольствия должна меняться в соответствии с изменением экономических условий и целями государственной социально-экономической политики.
Мы также считаем, что государственное регулирование в сфере потребительского рынка продуктов питания должно осуществляться с учётом ряда принципов:
во-первых, при решении ряда проблем потребительского рынка продуктов питания необходимо разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов управления;
во-вторых, необходимо принимать региональные программы развития продовольственного рынка с учётом их обоснования и определения источников финансирования;
в-третьих, необходимо обеспечить контроль региональных органов власти за использованием финансовых ресурсов для реализации программ.
Стратегические программы, направленные на развитие рынка продовольствия и построенные с учётом этих принципов, будут способствовать развитию рыночных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти регионального уровня с хозяйствующими субъектами, функционирующими на данном рынке. Кроме того, это
обеспечит более эффективное взаимодействие всех участников рынка и, в конечном итоге - более полное удовлетворение потребительского спроса.
Библиографический указатель:
1. Лившиц А. Государство в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. - 1992г. - №12. - С. 105110.
2. Стуканова И.П. К вопросу о необходимости регулирования регионального потребительского рынка продовольственных товаров. - //Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - №4. - 2013г.
Об авторе:
Стуканова Ирина Петровна - Д.э.н., профессор кафедры «Общий менеджмент» Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва. ([email protected])
About the author:
Stukanova Irina Petrovna - Doctor of economic sciences, Professor of the Department " General Management" Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. ([email protected])
Направления государственного регулирования
- рост покупательной способности денежных доходов потребителей;
- субсидирование потребителей с низкими доходами;
- регулирование цен на продукты питания;
- формирование госудаственных резервов продовольствия
Спрос на продовольствие
-стимулирование платежеспособного спроса;
- информационное сопровождение рынка продовольствия;
- мониторинг платежеспособного спроса на продутггы питания
т
- поддержка отечественных производителей продовольствия: субсидии целевого характера, льготное кредитование, товарные и закупочные интервенции;
- налоговая политика;
- контроль за качеством продовольствия;
- квотирование и лицензирование производства;
-страхование рисков и неплатежей за продукцию, передаваемую на переработку
Предложение продовольствия
- стимулирование производства новых товаров, предпочитаемых покупателями;
- продвижение местных продовольственных товаров;
- развитие региональной марки;
- организация межрегиональных связей
- ограничение импорта продовольствия и обеспечение продовольственной независимости;
- лицензирование импортеров и экспортеров;
- тарифное регулирование;
- квотирование импорта;
- ограничения по качествугпро-дукции;
- субсидирование экспорта;
- кредитование экспорта
Внешнеэкономические связи
- стимулирование производителей к выпуску продуктов питания на экспорт;
- продвижение отечественных продовольственных товаров на иностранные рынки
о
1
- лицензирование торговли и организаций. осуществляющих хранение и транспортировку;
- субсидирование хранения;
- формирование и функционирование биржевой системы;
- регулирование оптовых продовольственных рынков;
- контроль за соблюдением правил торговли и качеством реализуемых продовольственных товаров
Инфраструктура рынка продовольствия
- стимулирование развития оптовой и розничной торговли;
- информационное обеспечение и мониторинг рынка продовольствия;
- развитие партнерских отношений;
- оптимизация товародвижения
Направления маркетингового воздействия
Рисунок 1 - Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия