УДК 339.52
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ТОРГОВЛИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Акифьев Михаил Николаевич, магистрант Крымов Сергей Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Проведен анализ законодательных актов и механизмов, регулирующих алкогольный рынок. Рассмотрены специальные государственные программы по снижению уровня контрафактной продукции и употреблению алкоголя. Указаны способы взаимодействия государства и участников алкогольного рынка.
Ключевые слова: государственное регулирование, алкогольный рынок, контрафактная продукция, торговля.
Законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции в России, является относительно молодым, оно развивается с каждым годом и требует все большего взаимодействия с участниками рынка.
Увеличение оборота поддельного алкоголя приводит к многочисленным отравлениям и летальным исходам среди населения, а также к сокращению поступлений акцизных доходов в бюджет. Это заставляет, с каждым годом, вносить новые изменения в законодательство, регулирующее рынок алкогольной продукции, а также все чаще взаимодействовать с участниками рынка.
Так, федеральными законами от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ, 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ, 25 декабря 2012 г. № 259-ФЗ, 30 декабря 2012 г. № 286-ФЗ, 23 июля 2013 г. № 232-ФЗ в Федеральный закон № 171-ФЗ внесен ряд существенных изменений:
1) введены дополнительные ограничения для розничной торговли алкоголем;
2) введены новые лицензионные требования;
3) подробно изложены требования к организации, реализующей спиртосодержащую продукцию в розницу;
4) регламентирован порядок осуществления государственного надзора и лицензирование в сфере оборота алкогольной продукции [1-4].
Одно из важных решений стало принятие специальной Концепции государственной политики. Эта Концепция направлена на снижениеуровня потребления алкогольной продукции и снижение уровня алкоголизма. В Концепции поставлены цель государственной политики, задачи и предложены методы их исполнения [5-9]. Сейчас длиться второй этап (2013 -2020 годы) на этом этапе основным индикатором достижения результатов является полная ликвидация нелегального алкоголя на рынке.
Для эффективной реализации социальных программ, предусмотренных
указанной Концепцией, необходимы действенные механизмы, привлекающие бизнес и общественность к работе по снижению уровня контрафактного алкоголя и алкоголизма среди населения. Важное значение имеют план деятельности Росалкогольрегулирования, утвержденный 28 ноября 2015 года Правительством РФ и План мероприятий («дорожная карта») по стабилизации и развитию конкуренции на алкогольном рынке [10-14].
Основные цели плана деятельности Росалкогольрегулирвание представлены в таблице 1 [15-18].
Таблица 1 - Цели деятельности Росалкогольрегулирования
на 2013-2018 гг.
Цели Ожидаемый результат
Увеличить сумму отчисления за счет акцизных отчислений. Уменьшение контрафактногоалкоголя е и увеличение отчислений в бюджет от акцизных отчислений, не увеличивая их ставки.
Повысить качество производимой алкогольной продукции и снижение её потребления. Снижение оборота недоброкачественной продукции и уменьшение уровня потребления алкоголя, путем сокращения мест розничной продажи крепкого алкоголя в потребительской таре.
Создать условия для производителей отечественной винодельческой продукции. Повышение конкурентоспособности винодельческой продукции, развитие малого бизнеса в сфере виноделия.
Сегодня на алкогольном рынке наблюдается конфликт интересов: меры, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией зачастую препятствуют реализации задачи по увеличению акцизных доходов региональных и федерального бюджетов. Представляется, что необходимо соблюдать баланс данных интересов, так как акцизные доходы бюджетов всех уровней могут и должны использоваться для реализации социальных программ, направленных на оздоровление нации и борьбу с пьянством. Неоправданные ограничения и запреты в области оборота алкогольной продукции приводят к увеличению нелегальной доли продукции на рынке и соответственно к сокращению акцизных доходов бюджетов. Борьба с алкоголизацией населения бессмысленна, если большая часть выпиваемого населением алкогольной продукции является нелегальной.
26 ноября 2015 года была принята «дорожная карта», она представляет собой список мероприятий, законопроектов и постановлений правительства, составленных совместно с государством и предпринимателями алкогольного бизнеса.
Одной из особенностей «дорожной карты» является показатель удовлетворенности участников рынка качеством государственного регулирования, благодаря этому показателю, государство понимает, что необходимо изменить или сделать для создания благоприятных условий для участников бизнеса в данной сфере. Дальнейшие взаимодействие между государством и предпринимателями алкогольного рынка - пакет законодательных изменений, которые ограничивают розничную продажу некоторой алко-
гольной продукции.
В частности, законом № 280796-6 планируется ввести ограничения на розничную продажу алкоголя в ПЭТ таре [19-23].
В России рынок алкогольной продукции очень быстро развивается. В условиях современной экономики, зарубежные компании часто проникают на внутренний рынок. После вступления России в ВТО, отечественным производителям все сложнее бороться с зарубежными компаниями, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.
В качестве еще одной тенденции в развитии государственного регулирования алкогольной отрасли можно выделить расширение границ рынков и создание нормативной базы в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества.
Глобализация влияет на формирование системы государственного регулирования алкогольной отрасли. Однако наблюдается и обратный процесс влияния государственного регулирования на глобализацию российского алкогольного рынка, которая не связана с международной глобализацией, а проявляется в уменьшении количества игроков, консолидации участников рынка в крупные профессиональные объединения, укрупнения рынков путем слияний, поглощений. Представляется, что консолидация участников рынка в объединения и повышение их влияния смогут переломить негативные тенденции в развитии отрасли. Сейчас наблюдается тенденция слияния участников алкогольного бизнеса в крупные коммерческие объединения, что ведет к укрупнению рынка. Это может привести к повышению влияния участников рынка и исправить негативные тенденции в развитии отрасли.
Таким образом, подводя итоги анализа, можно заключить. Основные тенденции развития взаимодействия государства, торговли и производителей в сфере алкогольного обращения сводятся к следующему.
1) Совершенствуется законодательная база, которая направлена на защиту интересов потребителей алкогольной продукции.
2) Происходит ужесточение оборота крепкого алкоголя.
3) Осуществляется укрупнение рынка и объединение участников алкогольного бизнеса.
4) Происходит поддержка и развитие производителей винодельческой продукции.
5) Постепенно изменяется законодательство и механизмы политики на алкогольном рынке с учетом интересов участников рынка.
Список литературы
1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.
2. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 166 с.
3. Крымов С.М., Дудакова И. А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.140 с.
4. Красюк И. А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 87-91.
5. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2010. № 2. ст. 264.
6. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.
7. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.
8. Красюк И. А., Казакова Л.В. Особенности использования модели Кано для оценки качества предоставляемых услуг в розничной торговле //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 2 (10). С. 5-17.
9. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.
10. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.
11. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.
12. Официальный сайт Росалкогольрегулирования: URL: http://www. fsrar.ru /files/structure/2147.
13. Кольган М. В., Крымов С. М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С.480-485.
14. Жуков С.В., Крымов С.М. Производственные процессы научно-консультационных услуг вуза и системы сервисной поддержки коммерциализации //Вестник ДГТУ. 2012. Т. 12. № 2-1 (63). С. 91-96.
15. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 ноября 2015 г. № 2413-р // СПС «Консультант Плюс».
16. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 241-244.
17. Красюк И.А., Казакова Л.В. Маркетинг-контроллинг складского хозяйства в системе маркетингового управления предприятий оптовой торговли //Современные проблемы менеджмента, организации производства и маркетинга: коллективная монография. Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 147с., С. 82-92.
18. Красюк И. А. Место инноваций в развитии страны и торговли // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 56-62.
19. Официальный сайт «Российской газеты»: URL: http://www.rg.ru /2014/05/06/paket.html
20. Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Влияние инновационного маркетинга на организацию и формат торговли //Практический маркетинг. 2017. № 5 (243). С. 15-20.
21. Красюк И. А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.
22. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли //Маркетинг. 2010. № 2 (111). С. 97-106.
23. Хухлаев Д.Г. Конкурентная среда сферы потребительского кредитования // В сборнике «Экономика хозяйствования»; сборник статей. Волгодонск, 2005. С. 69-71.
Akifiev Mikhail Nikolaevich, graduate student (e-mail: [email protected]) Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg. THE INTERACTION BETWEEN THE STATE, TRADE AND PRODUCERS OF ALCOHOLIC BEVERAGES
Abstract. The analysis of legislation and mechanisms that regulate the alcohol mar-ket.Considered a special state program to reduce the level of counterfeit products and consumption of alcohol. Ways of interaction between government and participants of the alcohol market.
Key words: state regulation of the alcoholic market, counterfeit products, trade.
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ПОСТАВЩИК ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Бабаева Наргиза Музафаровна, к.э.н., доцент, зав кафедры общественных наук, Кокандский гос. пед. институт, Ферганский вилоят, Узбекистан
В данной статье посвящается изучению сущности, инновационной деятельности и роли рынка ценных бумаг в развитии и расширении крупных корпоративных предприятий. Рассматриваются и объясняются основные функции, виды и инструменты фондовых рынков.
Ключевые слова: Рынок ценных бумаг, долговые инструменты, фондовый рынок, активы, регулятор, инвестиционная деятельность, аккумулирование средств, первичный и вторичный рынок, индексация стоимости, фиксированный платёж, ваучеры, облигации, векселя.
Рынок ценных бумаг, являясь важной составной частью современной финансовой системы, играют важную роль в стимулировании высоких темпов развития мировой экономики. Вся история его создания и развития убедительно показывает его огромную стимулирующую роль в развитии производительных сил общества и становлении цивилизованных рыночных отношений. Данный рынок служит каналом, аккумулирующим свободные финансовые ресурсы юридических лиц и сбережения населения и