УДК 32.001 (470.571)
Тхатель Сусанна Асланбиевна
соискатель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Tkhatel Susanna Aslanbievna
PhD applicant of the Public Policy and Administration Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru
INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND NONPROFIT ORGANIZATIONS AS A FACTOR OF CIVIL SOCIETY FORMING
Аннотация:
В данной статье автором рассмотрены основные концептуальные модели гражданского общества, а также особенности современных практик взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций как базового института гражданского общества.
Ключевые слова:
гражданское общество, некоммерческая организация, органы государственной власти, политические практики взаимодействия.
Summary:
In this article the author describes the main conceptual models of the civil society and features of current cooperation between public authorities and nonprofit organizations as basic institutions of civil society.
Keywords:
civil society, nonprofit organization, public authorities, political cooperation.
Понимание сущности гражданского общества во многом зависит от особенностей политико-исторического развития той или иной страны. В западной политико-философской мысли появление термина «гражданское общество» связано с трудами античных мыслителей, в основе которых лежала идея целостности государства и общества. В дальнейшем с усложнением социально-политических отношений в обществе возникает дуалистическая концепция, разделяющая гражданское общество и государство. Современные концептуальные подходы к пониманию гражданского общества на Западе сформировалась в рамках классической либеральной теории. Несмотря на различия в понимании гражданского общества в западной традиции, центр тяжести в них переносится на идею прав и свобод человека, реализацию этих прав через участие в различных группах, построение системы горизонтальных связей в обществе для совместного решения общих проблем граждан. Сущность гражданского общества можно свести к системе горизонтальных связей, благодаря которым индивид и социальные группы выражают и реализуют свои интересы через одновременное существование разнородных сил, течений, организаций, объединяемых стремлением к совместной жизни. Таким образом, гражданское общество понимается как арена добровольных совместных действий во имя общих интересов, как промежуточное пространство между государством и семьей, заполненное людскими объединениями, отделенными от государства [1]. Данные определения характеризуют классическую модель гражданского общества, создающегося «снизу».
Исследуя процесс развития идей гражданского общества в восточных обществах, мы можем выделить характерные особенности восточной модели. Представления древневосточных мыслителей о роли человека в обществе, взаимоотношениях человека и государства умещались в патерналистскую концепцию государства и общества [2]. Несмотря на то что в дальнейшем многие идеи западных мыслителей были заимствованы восточными обществами для создания синтетической модели гражданского общества, традиционализм общиннопатриархального уклада жизни по-прежнему не согласуется с классическими западными представлениями о гражданском обществе, предполагающем возможность граждан вмешиваться в публичную сферу и вести диалог с вышестоящими. Наиболее ярко данные противоречия проявились в возрождении во второй половине ХХ в. концепции сильного теократического государства в мусульманских странах. В целом модель гражданского общества на Востоке скорее напоминает систему вертикальных взаимосвязей, в которой община и институт взаимопомощи выступают средствами реализации интересов подданных.
Особенностью российской модели гражданского общества является то, что она впитала в себя традиции как западной, так и восточной моделей. Однако российской культуре в большей
мере свойственны патерналистские черты, встраивающие структуры гражданского общества в вертикальные отношения с властью. Данная особенность вызывает дискуссии в научном сообществе между сторонниками сохранения сильной роли государства в становлении и развитии гражданского общества [3] и сторонниками формирования качественно нового типа личности, реализующей свои интересы и потребности через участие в горизонтальных структурах общества, не зависящих от государственной опеки [4].
Модели соотношения государства и гражданского общества в России можно рассмотреть в рамках трех основных подходов. Первый подход рассматривает гражданское общество как совокупность горизонтальных связей, направленных на не зависящее от государства удовлетворение потребностей членов общества. Второй подход признает за государством основополагающую, инициирующую роль в формировании институтов гражданского общества. Третий подход можно назвать промежуточным, он предлагает рассматривать гражданское общество в России с точки зрения адекватности самому себе, то есть как совокупность горизонтальновертикальных связей, обусловленных историческими особенностями развития гражданских структур в нашей стране.
Вместе с тем, идея отдельно стоящего гражданского общества есть всего лишь философская абстракция, акцентирующая внимание на современном свободном плюралистическом обществе [5]. Данное мнение справедливо для российской действительности, поскольку начавшееся в конце 1980-х гг. реформирование общества «сверху» привело к необходимости создания гражданского общества при активной поддержке государства. Именно поэтому важно исследовать не просто специфику деятельности структур гражданского общества, но и их взаимодействие с органами государственной власти.
Одной из основополагающих структур гражданского общества являются некоммерческие организации. Несмотря на различные подходы к пониманию сущности некоммерческих организаций, их можно определить как организованные сообщества граждан, выражающие их интересы. Основные их функции можно свести к осуществлению посреднических услуг между государством и обществом, организации диалога по ключевым вопросам развития, содействию в самореализации людей.
На сегодняшний день в сфере продвижения механизмов социального партнерства между государством и некоммерческими организациями наиболее распространенными являются такие формы и институты политического взаимодействия, как социальный заказ, фонды местных сообществ, налоговые льготы НКО, гранты и субсидии и другие. Важную и все более возрастающую роль в плане общественного воздействия на принятие управленческих решений начинают играть такие институты гражданского общества, как общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, общественные экспертные советы, совещательноконсультативные органы и т. п., как правило состоящие из активистов некоммерческих организаций. Однако тот факт, что большинство подобных институтов создается при органах исполнительной власти, а также существует значительная организационно-правовая и финансовая зависимость от них некоммерческих структур, заставляет признать, что развитие гражданского общества в стране находится в зачаточном состоянии [6].
Политический анализ взаимодействия некоммерческих организаций и государства в современной России выявляет такие тенденции развития гражданского общества, как слабость его структур, попытки государства поставить под свой контроль различные формы гражданских инициатив. Несовершенство законодательных норм и политических практик взаимодействия государства и некоммерческого сектора остается растущим фактором социально-политического риска для российского общества.
Противоречия, возникающие между стремлением к укреплению вертикали политической власти в стране и процессом развития горизонтальных структур гражданского общества, заставляют признать, что российская модель гражданского общества далека от классической. Ее можно определить как систему вертикально-горизонтальных связей, в которой важную роль играет взаимодействие гражданских структур (в том числе и некоммерческих организаций) с органами государственной власти.
При этом важно добавить, что формирование гражданского общества в стране затруднено низкой активностью самих граждан, без которой гражданские структуры не могут нормально функционировать [7]. Данная проблема дополняется и серьезными региональными различиями в процессе формирования гражданского общества. Так, основные центры развития институтов гражданского общества по-прежнему сосредоточены в крупных развитых городах России, в то время как малоразвитые в социально-политическом и экономическом плане регионы фактически остаются на обочине публичной сферы [8].
Ссылки:
1. Фишер М. Гражданское общество: проблемы, дилеммы и неоднозначность его роли в трансформации конфликта // Этнополитический конфликт: пути трансформации : Настольная книга Бергхофского центра. М., 2007. С. 422.
2. Галкина Е.В. Гражданское общество в политическом пространстве современной России : дис. ... д-ра полит. наук . Ставрополь, 2010. С. 37.
3. Воробьев С.М. Г ражданское общество и модернизация России // Власть. 2009. № 4. С. 19-21.
4. Бурганов А.Х. Г ражданское общество в России как сособственничество граждан // Социс. 2000. № 1. С. 101-106.
5. Ананьева М.К. Современное состояние гражданского общества в России // Власть. 2008. № 5. С. 16.
6. Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и мест-
ном уровне / под ред. А.Г. Акрамовской. М., 2007. С. 20-40. [Сайт некоммерческой организации CAF. 2007.]. URL : http://www.cafrussia.ru/files/blocks/Biblioteka.pdf (дата обращения: 16.08.2012).
7. Киселева А.А. Роль некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в России (на примере Краснодарского края) : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2008. 27 с.
8. Перспективы гражданского общества в России / сост. Д. Волков. М., 2011. [Сайт Левада-центр, 2011]. URL :
http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (дата обращения: 16.08.2012).
References (transliterated):
1. Fisher M. Grazhdanskoe obshchestvo: problemy, dilemmy i neodnoznachnost' ego roli v transformatsii konflikta //
Etnopoliticheskiy konflikt: puti transformatsii : Nastol'naya kniga Bergkhofskogo tsentra. M., 2007. P. 422.
2. Galkina E.V. Grazhdanskoe obshchestvo v politicheskom prostranstve sovremennoy Rossii : dis. ... d-ra polit. nauk . Stav-
ropol', 2010. P. 37.
3. Vorob'ev S.M. Grazhdanskoe obshchestvo i modernizatsiya Rossii // Vlast'. 2009. № 4. P. 19-21.
4. Burganov A.K. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii kak sosobstvennichestvo grazhdan // Sotsis. 2000. № 1. P. 101-106.
5. Anan'eva M.K. Sovremennoe sostoyanie grazhdanskogo obshchestva v Rossii // Vlast'. 2008. № 5. P. 16.
6. Biblioteka luchshikh praktik v oblasti vzaimodeystviya grazhdanskogo obshchestva i vlasti na regional'nom i mestnom
urovne / ed. by A.G. Akramovskaya. M., 2007. P. 20-40. [Sayt nekommercheskoy organizatsii CAF. 2007.]. URL : http://www.cafrussia.ru/files/blocks/Biblioteka.pdf (date of access: 16.08.2012).
7. Kiseleva A.A. Rol' nekommercheskikh organizatsiy v formirovanii i razvitii grazhdanskogo obshchestva v Rossii (na primere Krasnodarskogo kraya) : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Krasnodar, 2008. 27 p.
8. Perspektivy grazhdanskogo obshchestva v Rossii / comp. by D. Volkov. M., 2011. [Sayt Levada-tsentr, 2011]. URL : http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (date of access: 16.08.2012).