гсс/дгргвЕнна-
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
государственно-частное партнерство
Том 3 • Номер 3 • июль-сентябрь 2016 ISSN 2410-8367
>
Креативная экономика
издательство
Public-Private Partnership
взаимодействие государства и бизнеса на примере совместных проектов в сфере высшего образования
Тихонова А.Д.1
1 Уральский государственный экономический университет АННОТАЦИЯ:
В статье проведен анализ практики взаимодействий государства, бизнеса и науки на примере Свердловской области. Автор подчеркивает, что на развитие сотрудничества влияют не только правовые особенности, экономическая и социальная обстановка, потребность региона в соответствующих кадрах, но и совершенствование партнерства данной триады в различных сферах деятельности обеспечивает эффективность развития инфраструктуры высшего образования и использование финансовой поддержки, управленческого опыта и практических навыков бизнес-сообщества для создания нововведений, что, в итоге, оказывает значительное влияние на рост социально-экономического развития регионов и страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проекты взаимодействий, высшее образование, эффективность, промышленность, социально-экономическое развитие.
Interaction between government and business by the example of joint projects in higher education
Tikhonova A.D.1
1 The Ural State University of Economics (USUE)
Рост заинтересованности реального сектора экономики в удовлетворении своей потребности в кадрах соответствующей квалификации ведет к тому, что одним из приоритетных направлений развития высшей школы становится формирование эффективных механизмов партнерства между бизнес-сообществом, государством и вузами в части оказания экономической поддержки образовательным организациям, управления содержанием образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности.
Анализ взаимодействия государства и бизнес-сообщества в сфере образования в Свердловской области
Одним из преимуществ расширения количества альтернативных форм сотрудничества государства и бизнеса со сферой высшего образования является формирование и развитие образовательного альянса государства с бизнесом.
214
PuBLic-PRivATE PARTNERsHiP #32016 (Jule-September)
Примером является Государственная Программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». Согласно ее паспорта, приоритетные задачи программы призваны:
• развивать производственно-технологическую инфраструктуру инновационной деятельности, которая сможет обеспечить трансферт в производство технологий из науки;
• обеспечивать государственную поддержку научно-технического потенциала региона, которая должна стать основой социально-экономического развития области.
Согласно данным Программы, многие промышленные предприятия стремятся к развитию кооперации в научно-производственной сфере. По отдельным отраслям (металлургическое производство, химическое производство, производство транспортных средств) уровень кооперационных связей предприятий Свердловской области стремится к 70% .
Однако, развитие кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса с субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках выполнения государственного оборонного заказа по осуществлению выпуска машиностроительной продукции гражданского назначения сдерживается следующими факторами:
• низкий технологический уровень машиностроительных производств,
• недостаток разработок;
• слабый кадровый потенциал;
ABSTRACT:_
The article analyses interaction between government, business and science by the example of the Sverdlovsk region. The author stresses that legal features, economic and social situation, the region's need in qualified personnel have a strong influence on interaction development. Enhancement of this triad cooperation in various areas ensures the effectiveness of infrastructure development of higher education, the use of financial support, administrative experience and business community skills in order to create innovations. All this has a significant impact on socio-economic development of regions and state.
KEYWORDS: Interaction projects, higher education, efficiency, industry, economic and social development.
received: 29.08.2016 / Published: 30.09.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tikhonova A.D. (yami5130mail.ru)
CITATION:_
Tikhonova A.D. (2016) Vzaimodeystvie gosudarstva i biznesa na primere sovmestnyh proektov v sfere vysshego obrazovaniya [Interaction between government and business by the example of joint projects in higher education]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 3. (3). — P. 213-220. doi: 10.18334/ ppp.3.3.36561
государственно-частное партнерство № 32016 (июль-сентябрь)
215
• причины, связанные с особенностями функционирования оборонной отрасли;
• недостатки сложившейся практики распределения заказов внутри вертикально интегрированных структур ОПК.
Часть этих факторов, по мнению автора, при достаточной глубине взаимодействий государства, бизнеса и образования, возможно устранить в относительно сжатые сроки, поскольку по показателям научного, научно-технического и кадрового потенциалов Свердловская область занимает высокие места в РФ (на ее территории сосредоточено 2/3 организаций УрФО, которые осуществляют исследования и разработки).
Деятельностью в сфере науки, научно-технических, проектно-изыс-кательских, инжиниринговых и инновационных разработок занимаются более 1000 организаций, около 11% из которых имеют соответствующую квалификацию специалистов и являются базовыми и специализированными по видам деятельности организациями, с необходимой научной, производственной и нормативно-технической базой.
В таблице 1 представлены имеющиеся в регионе формы взаимодействий государства, бизнес-сообщества и сферы высшего образования.
В рамках государственной поддержки и развития научного и научно-технического потенциала Свердловской области осуществляются следующие мероприятия:
• субсидирование фонда «Екатеринбургский общественный Научный Демидовский фонд» по осуществлению мероприятий по поддержке научной и научно-технической деятельности,
• предоставление премий Губернатора Свердловской области молодым ученым,
ОБ АВТОРЕ:
Тихонова Анна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры экономики предприятий (уатн5130 mail.ru)
цитировать СТАТЬЮ:_
Тихонова А.Д. Взаимодействие государства и бизнеса на примере совместных проектов в сфере высшего образования // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Том 3. — № 3. — С. 213-220. doi: 10.18334/ррр.3.3.36561
По отдельным отраслям (металлургическое производство, химическое производство, производство транспортных средств) уровень кооперационных связей предприятий Свердловской области стремится к 70%
In some fields (metallurgical industry, chemical industry, production of transport vehicles), the level of cooperation between enterprises of the Sverdlovsk region tends to gain 70% .
216
PUBLiC-PRiVATE PARTNERSHiP #3 2016 (Jule-Septembeг)
Таблица 1
Функционирующие в свердловской области объединения государства,
бизнеса и образования
Форма взаимодействий описание
Центры коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием Созданы при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и институтах Российской академии наук (РАН)
Создание новых и развитие существующих технопарков (реестр технопарков) По состоянию на 15 мая 2015 года в Свердловской области зарегистрировано 11 технопарков
Технопарк высоких технологий Свердловской области «Университетский» Строительство Инновационно-технологического центра осуществляется Правительством Свердловской области совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Инновационный территориальный кластер Свердловской области «Титановый кластер Свердловской области» Создан с участием Правительства Свердловской области, предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, научных организаций Урала и УрФУ. Ядром является единственный в России и крупнейший в мире производитель титановой продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
Источник: составлено автором по [1], [2]
• субсидирование некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, по финансированию научных проектов.
В регионе также функционируют:
• Уральское территориальное управление Федерального агентства научных организаций,
• научные организации, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, расположенные в городе Екатеринбурге,
• Уральское отделение Российской академии наук,
• высшие учебные заведения,
• отраслевой научно-исследовательский и проектный институт,
также способные обеспечить региональное развитие за счет своих потенциалов.
Что касается «Титанового кластера», то Программой его развития предусматривается стимулирование инноваций в рамках Кластера, в том числе через поддержку основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности.
По мнению автора, обеспечение промышленного комплекса Свердловской области достаточным количеством высококвалифицированных кадров является непременным условием стабильности экономического роста в регионе.
Однако, несмотря на поддержку государства, промышленный комплекс Свердловской области испытывает дефицит квалифицированных кадров на всех стадиях воспроизводства жизненного цикла продукции. Особенно это касается подготовленных специалистов в сфере разработки и проектирования процессов различных уровней.
Согласно данным Правительства Свердловской области, специалисты высшего уровня квалификации обеспечивают только 5% от заявляемой работодателями потребности, а организации промышленного комплекса Свердловской области укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами на 70% . При этом средний возраст инженерно-технического персонала высшей квалификации находится на уровне 53 лет и более.
Проблему усугубляет сформировавшийся разрыв квалификационных требований работодателей и образовательных стандартов, а также рост на рынке труда диспропорции спроса и предложения кадров.
Таким образом, по мнению автора, необходимы:
• реализация системного мониторинга и прогнозирование потребности промышленности Свердловской области в кадрах,
• проведение систематической оценки удовлетворенности предпринимателей выпускниками необходимой квалификации,
• организация семинаров и круглых столов для распространения практики положительного опыта организаций промышленного комплекса в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере образования и прочих альтернативных форм взаимодействия.
Направления ориентации проектов сотрудничества государства, бизнеса и образования
В процессе своей деятельности образовательные учреждения высшего образования
используют две традиционные модели подготовки выпускников: «университетская» и «прикладная».
Развитие кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса с субъектами малого и среднего предпринимательства сдерживается рядом факторов
Cooperation development between enterprises of the military-industrial complex and small and medium-sized businesses is restrained by some factors
218
PUBLiC-PRiVATE PARTNERSHiP #3 2016 (Jule-September)
Первая ориентирована на общую подготовку, не привязанную к определенной последующей профессиональной деятельности, и расширение кругозора.
Вторая подразумевает получение необходимой квалификации, позволяющей выпускнику адаптироваться к деятельности в определенной профессиональной среде.
Эти модели параллельны, но подразумевают наличие конкуренции между собой. Их различие заключается в типе формируемого человеческого капитала (развитие общих или специфических знаний и навыков), а также контроле и оценке результатов деятельности вуза со стороны стейкхолдеров.
Набор знаний и навыков, про-несмотря на поддержку государства, фессиональных качеств, а также осо-промышленный комплекс бенностей п°ведения работника,
Свердловской области испытывает требуемый для каждой организации,
предполагается свой (в зависимости
дефицит квалифицированных кадров , „
от сферы деятельности, целей, воз-на всех стадиях воспроизводства можностей и пр.). Такой набор компе-
жизненного цикла продукции тенций и должен стать целью создания
проектов сотрудничества государства Despite the state's support the industrial и бизнеса со сферой высшего образо-complex of the Sverdlovsk region suffers вания.
from a shortage of qualified personnel Советская модель высшего обра-
in all product life reproduction stages зования, выстраивая «систему заказа»
кадров, создавала фиксированные связи бизнеса и образовательных организаций. Но проблемы современной экономики предполагают возможность значительно большего динамизма кадровых перемещений. Это требует от вузов ориентации на значительно больший уровень гибкости.
Таким образом, при создании проектов совместной деятельности, всем партнерам требуется согласовать, на что в большей степени ориентированы запросы стейкхолде-ров: «университетскую» или «прикладную» подготовку.
Проекты, ориентируемые на итоговую «университетскую» подготовку, являются примером взаимодействий по целевой подготовке кадров.
Правительство, как основной правовой регулятор системы высшего образования, выступает стейкхолдером, принимающим решения, учитывающие внешние возмущающие воздействия демографических, экономических и политических факторов. Формируется государственный заказ и контрольные цифры приема, разрабатывается мониторинг эффективности вузов. Вуз, основываясь на полученных установках, разрабатывает стратегии и готовит образовательные программы. Через обратную связь от подразделений, вуз отчитывается за свою деятельность. Система также имеет обратную связь с бизнес-средой, в процессе которой работодатель имеет возможность корректировать задания государственного сектора. Выпускник, как результат деятель-
ности вуза, является следствием взаимодействия вузов и бизнес-сообщества через органы государственной власти.
Интересы партнеров при этом направлены на укрепление конкурентоспособности за счет достижения эффективного распределения ресурсного обеспечения или на формирование целевых ориентиров, обеспечивающих требуемые показатели эффективности, через постановку четких целей и задач с формулировкой последующих действий по их достижению.
Проекты, ставящие своей целью «прикладную» подготовку, должны осуществлять согласно-параллельную коррекцию, позволяющую учитывать требования конкретных предприятий к компетенциям выпускников. Для обеспечения согласованности при создании подобных проектов могут использоваться коэффициенты значимости определенных характеристик выпускников, полученные от каждого из стейкхолдеров вуза. При этом будет происходить коррекция организации и проведения основного образовательного процесса, практико-ориентированной образовательной программы и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В результате совместной работы партнеров в рамках проектов, а также под воздействием различных возмущающих макроэкономических факторов, будет происходить формирование выпускника, а оценку результата частный сектор сможет осуществить, формируя сигнал обратной связи.
Интересы партнеров при этом будут направлены на поиск внешней поддержки, укрепление связей (от уровня открытости и взаимосвязей зависит, как будут в дальнейшем развиваться социум, вуз и бизнес, как субъекты одной ресурсной системы) или на укрепление гибкости, инновационности, готовности к действиям и росту, повышение престижности и известности.
Заключение
По мнению автора, партнерство в сфере высшего образования должно выступать в форме образовательного союза государства, бизнес-сообщества и образовательных организаций для реализации социально-ориентированных проектов и оказания общественных услуг.
образовательные учреждения высшего образования используют две традиционные модели подготовки выпускников: «университетская» и «прикладная». Эти модели параллельны, но подразумевают наличие конкуренции между собой
Educational institutions of higher education use two traditional model of training of graduates: "university" and "applied". These models are parallel, but they mean to compete
220
PuBLic-PRivATE PARTNERsHiP #3'2016 (Jule-September)
Согласно изученной литературе, можно выделить две основных формы альтернативных форм проектов взаимодействий данной триады: институциональная и контрактная.
Институциональные проекты стейкхолдерских партнерств в сфере высшего образования направлены на создание новых совместных инновационных структур и имеют практику эффективного применения за рубежом (США, Канада, Великобритания,
Германия и др.) К этим формам относят:
• эндаумент-фонды,
• исследовательские центы,
• базовые кафедры и др. Контрактные проекты стейкхол-
дерских партнерств в сфере высшего образования наиболее распространены в странах с переходной эко-номи-кой, в том числе, в России.
Таким образом, различные формы взаимодействий стейкхол-деров в сфере высшего образования оказывают значительное влияние на характер и эффективность хозяйственных связей и взаимоотношений между государством и бизнес-сообществом, обеспечивая плодотворное сотрудничество и снижение вероятности появления различных конфликтных факторов, а также обеспечивают совершенствование системы воспроизводства человеческого капитала для обеспечения согласованности и сбалансированности развития рынков труда и образовательных услуг.
•
источники:
1. Государственная Программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http://mpr.midural.ru/.
2. Закон Свердловской области от 20 октября 2011 года № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области» (подп. 3 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 05.08.2015 № 700-ПП).
Набор знаний и навыков, профессиональных качеств, а также особенностей поведения работника должен стать целью создания проектов сотрудничества государства и бизнеса со сферой высшего образования.
Set of knowledge, skills, professional skills and employee behavioral characteristics should become a goal of creation of interaction between government and business in higher education