гсс/дгргвЕнна-
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
государственно-частное партнерство
Том 3 • Номер 4 • октябрь-декабрь 2016 ISSN 2410-8367
>
Креативная экономика
издательство
Public-Private Partnership
взаимодействие государства и бизнеса как конфликт между присваивающей
Статья посвящена изучению влияния деятельности государства на уровень образования в стране, благодаря чему формируется человеческий капитал и знание, необходимые для участия страны в глобальных процессах. Укоренившиеся черты присваивающей экономики характерны для любого государства, что в целом тормозит мировые процессы интеграции и глобализации. Одной из характерных черт присваивающей экономики в современном мире является низкий уровень образования. В связи с чем, возникла гипотеза о наличии положительной взаимосвязи между уровнем образования в стране и уровнем вовлеченности этой страны в глобальное мировое пространство. Для выявления этой взаимосвязи был проведен корреляционный анализ показателей индекса образования и KOF-индекса глобализации за 1980, 1990, 2000 и 2013 гг. В результате проведенного анализа, была выявлена значимая положительная корреляция между индексом образования и индексом глобализации. Соответственно, уровень образования в стране действительно оказывает сильное положительное влияние на степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, и, как следствие, на политические процессы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: глобализация, функции государства, присваивающая экономика, производственная экономика, уровень образования, индекс образования, KOF- индекс глобализации.
Interaction of government with business as a conflict between appropriating economy and globalization
Sergeeva M.V.1
1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO)
введение
Глобализация представляется процессом интегрирования рынков при «стирании» экономических границ между странами (свободное передвижение рабочей силы, капитала, товаров, услуг) на основе развития информационных технологий при условии осуществления коммуникативных процессов в режиме реального времени [4] (Strelets). В экономическом подходе к глобализации выделяют три основных фактора этого процесса: информационный, экономический и технологический. При этом, основной акцент ставится на информационном факторе [5] (Fedotovа V.G., 2004), так как именно информационная революция
экономикой и глобализацией
Сергеева М.В.1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) АННОТАЦИЯ:
позволила облегчить доступ компаний к глобальным рынкам, увеличить роль финансового рынка, усилить конкуренцию, т. е. изменить и усилить взаимодействие различных экономических субъектов всего мира. При этом подходе суть глобализации состоит в перспективном для сторон связывании всех национальных экономик мира, что влечет за собой «стирание» экономических и политических границ, ослабление национального суверенитета [1] (Baluev, 2011).
Глобализация является проявлением стремления человеческого общества к объединению на фоне процесса взаимопроникновения культур и увеличением уровня образования и его качества в разных странах.
Именно культурно-научное развитие лежит в основе экономической и политической интеграции, что подтверждается историей развития человеческого общества от первобытнообщинного строя до современного. В данной работе мы рассмотрим, как функции государства и практикуемая им модель организации общественных отношений влияют на уровень образованности общества и, как следствие, на процесс глобализации через формирование человеческого капитала и экономику знаний.
ABSTRACT:_
The article studies the impact of government activities on the level of education in the country; thereby the necessary for the country\'s participation in global processes human capital and knowledge are formed. Established characteristics of the appropriating economy are typical for any state and that generally slows down the global processes of integration and globalization. Low level of education is one of the characteristics of the appropriating economy in modern world. So we elaborate the theory of a positive relationship between the level of education in the country and the level of the country\'s involvement in the global world space. To reveal this relationship we conducted a correlation analysis of the indicators of the education index and globalization KOF-index during the period 1980,1990,2000,2013. As a result we found a significant positive correlation between education index and globalization index. Thereafter, the level of education in a country has a really strong positive impact on the degree of country's involvement in the world economy, and as a consequence, on political process.
KEYWORDS: globalization, state functions, appropriating economy, industrial economics, education level, education index, KOF- globalization index.
Received: 13.12.2016 / Published: 30.12.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Sergeeva M.V. ([email protected])
CITATION:_
Sergeeva M.V. (2016) Vzaimodeystvie gosudarstva i biznesa kak konflikt mezhdu prisvaivayuschey ekonomikoy i globalizatsiey [Interaction of government with business as a conflict between appropriating economy and globalization]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 3. (4). — P. 315-326. doi: 10.18334/ ppp.3.4.37194
Основная часть
При анализе развития отношений государства и бизнеса в социальных науках рассматривают присваивающую и производящую модели экономики [2, 3] ^птп, 2006). Любые возникающие в первобытнообщинном строе отношения базируются на присваивающей экономике. Человек, находясь в сильной зависимости от природных условий, только начинает менять внешнюю среду посредствам труда. Дефицит продукта, коллективная собственность на него, уравнительное распределение этого продукта и половозрастное разделение труда способствуют возникновению социальных отношений, основанных на гендерном и возрастном неравенстве, при этом охота возводится практически в культ. Таким образом, физическая сила становится и средством добычи до этого никому не принадлежащих ресурсов и богатств, и позднее — средством власти. Дефицит ресурсов и культ силы привели к набегам и войнам, целью которых был уже захват чужой собственности как средство приумножения богатства и власти.
Считается, что разделение труда на фоне постепенного появления и дальнейшего совершенствования производственного процесса (выделение скотоводства, земледелия, ремесел) и развитие торговли послужили причиной перехода от присваивающей экономики к производящей, так как результатом человеческой деятельности впервые становится созданный самим человеком новый, не существующий в природе в точно таком виде, продукт.
Производящая экономика вызвала изменения в межличностных отношениях группы: возникновение трудовых отношений поставило труд на одну ступень с силой. В результате, появилась необходимость модифицировать власть, что привело к изме-
ОБ АВТОРЕ:_
Сергеева Мария Вячеславовна, студентка 4 курса факультета прикладной экономики и коммерции (SergeevaMary0hotmail.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Сергеева М.В. Взаимодействие государства и бизнеса как конфликт между присваивающей экономикой и глобализацией // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Том 3. — № 4. — С. 315-326. doi: 10.18334/ррр.3.4.37194
некоторые черты присваивающей экономики существуют в новом формате, приемлемом в рамках производственной экономики и преобладают в развивающихся странах
some characteristics of the appropriating economy exist in a new format that is acceptable in terms of the industrial economy and dominate in the developing countries
нению характера власти — от власти прямого физического воздействия к фактически административной власти путем закона и санкции, и к созданию государства.
Принято считать, что переход от присваивающей экономики к производственной завершился, в основном, везде в мире (за исключением некоторых племен). А эволюция производящей экономики через развитие производственного процесса и научные достижения способствовала переходу от аграрного общества к индустриальному. В основе этого перехода — изменение характера труда деятельности человека в сторону его усложнения, разделения,
в зависимости от уровня развития упр°щ™, замены части операций
страны, государство, выполняя свою роботами и тд.
Переход от присваивающей эко-
сдерживающую и стимулирующую
номики к производственной длился фу^ц^ проводит разноплановую довольно длительный период вре-
политику мени. Капиталистические черты в
виде развития торговли, труда и про-
изводственного процесса, сопровож-
depending on the country's level of
development, the government has a дающиеся накоплением капитала,
diversity policy by fulfilling its moderating пРих°дили на смену «присваиваю-
and catalytic functions щим» (добычи, коллективной со6-
ственности, уравненному распределению, культу силы). Но переход от присваивающей экономики к производственной происходит медленно и не равномерно в течение тысячелетий.
Можно предположить, что подобное наложение черт, свойственных одной экономике, на черты другой, не позволило вытеснить более древние характеристики присваивающей экономики, а скорее способствовало их преобразованию в формате, приемлемом для производственной экономики. Эти черты носят, в большей степени, экономический характер, так как строятся на человеческом инстинкте — стремлении к обогащению. Например, власти используют законную «силу» и доходы бюджета как средство достижения и удержания богатств, отстаивая свои интересы посредством «справедливых» войн на чужих территориях и экономических и политических санкций во внутренней политике. При этом источником накопления капиталов становятся также финансовые потоки бюджетов стран, национализация неподконтрольных биз-несов и тотальный контроль за неприсвоенными активами.
Таким образом, форма силового управления двадцать первого века вполне аналогична древним силовым методам присвоения чужих богатств. Сосредоточение природных ресурсов всей страны в руках нескольких властных лиц и базирование политики и экономической структуры страны на добыче и продаже природных ископаемых представляет собой ни что иное, как административно-силовой захват коллективной (народной) собственности.
В связи с тем, что закрепление этих черт на общественном уровне возможно только с позиции силы, а силовым аппаратам общества управляет государство, за возведение присваивающей экономики в государственную политику ответственно само государство.
Естественное развитие капиталистических отношений ведет к расширению коммерческой деятельности компаний и созданию транснациональных корпораций (ТНК), что связано с появлением и распространением новых технологий, новых продуктов, увеличением объемов производства и потребления, с ускорением темпов жизни. Происходит смена «рынка продавца» на «рынок покупателя» на фоне наличия избытка продукции. Все больше внимание уделяется потребителям в попытке создать долгосрочные отношения с каждым покупателем на основе лояльности (социально-этический маркетинг).
В таких условиях государство в отношении бизнеса может выполнять две основные функции: сдерживающую (сдерживает частную инициативу национального бизнеса и проникновение в страну иностранного) и стимулирующую (оказывает поддержку бизнесу).
рост числа транснациональных корпораций влечет за собой увеличение степени взаимопроникновения и взаимозависимости между странами, что представляется стимулом развития без черт присваивающей экономики
the increase of transnational corporations entails the increase of the degree of interpenetration and interdependence among countries; that looks like a development boost without the characteristics of the appropriating economy
История учит, что более цивилизованная культура распространяет свое влияние на менее цивилизованные, так как цивилизация в принципе все более защищает человека. Субъекты иных культур постепенно перенимают характеристики более высокой культуры потому, что последняя приносит с собой изменения и нововведения, которые способствуют повышению уровня жизни. Такая культура является порождением производственной экономики, в то время как присваивающая стремиться к консерватизму, с целью сохранить право на присвоение добываемого. Отсюда во многих странах развивается парадоксальная
картина функционирования промышленности, когда не обосновано большую долю стоимости в конечном продукте занимает добытое сырье (нефтепродукты, электроэнергия и т.д.), что приводит к разрушению отраслей и промышленности, в целом.
«Сдерживающая функция» препятствует процессу интеграции страны в мировое сообщество, что проявляется в установлении границ и сохранении максимального национального суверенитета, так как технологически и экономически он не обеспечивается в рамках экономики присваивающего типа. Это, в свою очередь, ведет к сниже-
нию степени открытости экономики и негативно отражается на включенности страны в глобальный процесс.
«Стимулирующая функция» государства выражается в поддержке национального бизнеса в самых различных формах: субсидирование, государственные закупки, налоговые льготы и т.д. С позиции компании, проведение подобной политики государством представляется хорошей возможностью для роста, так как создаются условия для увеличения объемов производства, для развития научно-технической составляющей и повышения уровня конкурентоспособности национальной продукции.
Данные функции можно рассмотреть с точки зрения преследуемых государством целей: поддержка или стимулирование экономики, или цели политического характера (укрепление суверенитета или расширения государственной власти в стране или в регионе). Так, стимулирование компаний к росту и оказываемая им помощь способствует их расширению, и, впоследствии, появлению на этой основе новых ТНК. Через ТНК усиливается культурный и информационный обмен между странами. Это способствует стиранию границы между «своими» и «чужими» и стимулирует страны к приобщению их национальной культуры к мировой, что представляет собой процесс культурной глобализации. Рост числа транснациональных корпораций, в свою очередь, влечет за собой увеличение степени информационного, технологического и культурного взаимопроникновения и взаимозависимости между странами. Постепенно это приводит к появлению единого экономического пространства, углубляет и расширяет интеграционные процессы и, как следствие, представляется стимулом развития глобализации.
Таким образом, использование государством сдерживающих мер ведет к торможению процесса глобализации, а стимулирующих мер — к ускорению этого процесса.
Возникает вопрос, как можно понять, каким мерам государство отдает предпочтение и какие цели ставит, если в реальной жизни активно применяются и сдерживающая, и стимулирующая политика? На самом деле основополагающим фактором, детерминирующим проводимую государством политику, и индикатором политики является народ, а точнее уровень его образования, так как последнее не только говорит о наличии или отсутствии способностей к анализу происходящих действий и событий, но и определяет степень критического восприятия людьми государственной политики.
Необразованные люди менее склонны к комплексному и абстрактному мышлению и им сложнее анализировать происходящие события, что облегчает процесс управления массами. Подобное экономическое и политическое состояние, свойственное современной присваивающей экономике, характерно для многих развивающихся стран. Представители правящей верхушки, будучи удовлетворенными своим «добывающим» финансовым положением (путем использования коррупции, рэкета и т.д.), не хотят менять имеющийся режим, в результате чего прибегают к использованию сдерживающих мер, но не для помощи национальным компаниям, а для обособления страны от внешнего влияния (в том числе от «прихода» ТНК в страну).
государственно-частное Партнерство № 4'2016 (октябрь-декабрь)
321
Использование стимулирующих бизнес мер, которые, как бы их не ограничивали, в конечном итоге, все равно способствуют расширению процессов глобализации через неизбежное использование информационных технологий. Накопившийся потенциал готовности к глобализации, как сжатая пружина, заставит государство расширить ареал реализации своего продукта посредством увеличения степени открытости национальных экономик. а право отдельных стран будет все более гармонизироваться с международным правом, так как международная торговля осуществляется по согласованным обеими сторонами правилам.
В связи с этим, возникает гипотеза о наличии положительной взаимосвязи между уровнем образования в стране и степенью вовлеченности этой страны в мировое созидающее пространство, т.е. чем выше уровень образования в стране, тем больше страна вовлечена в процесс глобализации.
Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, построенное на анализе таких показателей как индекс образования и индекс глобализации KOF (KOF — Швейцарский Экономический Институт).
KOF-индекс глобализации, предложенный Швейцарским экономическим институтом Konjunkturforschungsstelle (сокращенно KOF), основывается на идее А. Дреера по расчету индекса глобализации. Согласно А. Дрееру, глобализация является процессом создания связей между акторами на межконтинентальном уровне [6] (Dreher, 2003).
KOF-индекс представляет собой совокупность трех измерений глобализации: экономической, политической и социальной. При этом социальная глобализация, включающая такие показатели как информационные потоки (интернет, телевидение, продажа новостных изданий), персональные контакты (телефонный трафик, туризм, иностранное население и т.д.) и культурная близость (товарооборот книг, числа магазинов McDonalds и IKEA), характеризует степень информационной открытости государства и степень свободы информационного обмена между страной и мировым сообществом.
Влияние государства на уровень образования и, как следствие, на готовность страны к глобализации проявляется, прежде всего, в информационном аспекте глобализации, акцентирующем готовность страны в технологическом плане. Это связано с тем, что научно-технический прогресс требует освоения новых знаний, повышения уровня квалификации рабочей силы на фоне растущей роли ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Следовательно, государственные расходы на образование, в первую очередь, влияют на информационный аспект глобализации посредством воздействия на потенциал страны в отношении формирования человеческого капитала и развития инноваций.
сохранившиеся черты присваивающей экономики нивелируется в процессе глобализации
remained characteristics of the appropriating economy are leveled during globalization process
При анализе данной взаимосвязи, можно обратиться к показателям индекса сетевой готовности [10]. Например, расходы Швеции на образование составили в 2012 году 5% ВВП (что эквивалентно 24,8 млрд долл. США), с расчетом 2.6 тыс. долл. США на душу населения [9]. Индекс сетевой готовности Швеции на 2012 год — 5.94 (1-е место), на 2016 год — 5.8 (3-е место) [10].
США в 2012 году выделили на образование 3,3% ВВП (519 млрд долл. США), что составило 1.6 тыс. долл. США на человека [9]. Индекс сетевой готовности США на 2012 год — 5.56 (8-е место), в 2015 году — 5.6 (7-е место) [10].
Япония, например, выделила в 2012 году на образование 1,8% ВВП (101 млрд долл. США), что на душу населения составило 792 долл. США [9]. Индекс сетевой готовности Японии на 2012 год — 5.25 (18-е место), на 2016 год — 5.6 (20-е место) [10].
Для сравнения, расходы России на образование в 2012 году составили 2,7% ВВП (45 млрд долл. США) — 313 долл. США на человека [9]. Индекс сетевой готовности России на 2012 год — 4.02 (56-е место), в 2015 году — 4.5 (41-е место) [10].
Таким образом, чем больше правительство выделяет средств на развитие науки и образования в стране, тем больше государство открыто и готово для глобализации.
Целесообразно рассмотреть индекс образования, который состоит из двух показателей: уровня грамотности и совокупной доли учащихся, был использован в связи с тем, что он в большей степени отражает уровень образованности в стране за рассматриваемый период и менее подвержен влия-более частое использование нию проводимой ранее политики госу-
государством сдерживающих мер дарства в отношении образования. Так,
характерно для развивающихся в отличие от показателя уровня ^то-
стран, стимулирующие меры чаще ванного населения (в виде процентного
соотношения людей с высшим образо-
используются развитыми странами
ванием и всей численностью населения
страны), индекс образования соотносит число образованных людей к совокупности лиц в возрасте от 6 до 24 лет
more frequent use of disincentive measures by the goverment is typical for developing countries, incentive measures (совокупная доля учащихся). Это поз-are used more often in the developed воляет оценить уровень образования,
countries характерного для нового растущего
поколения, что, впоследствии, позволяет сравнить государственную политику в отношении образования за многие годы. Если этот показатель увеличивается с годами, значит, растет и число образованных людей в стране, в целом.
В рамках данного исследования были проанализированы показатели индекса образования и индекса глобализации 179 стран в 1980 г., 1990 г., 2000 и 2013 гг. Был проведен корреляционный анализ для этих рядов данных (с помощью программы SPSS Statistics v19). Его результаты представлены на рис.1.
Рис.1. Результаты корреляционного анализа по данным индекса образования и индекса
глобализации в 1980 г., 1990., 2000 и 2013 гг.
Источник: построено автором по данным источников 7,8
Допущение: в связи с отсутствием информации, в ходе анализа менялось число стран
Как видно из графиков корреляций (рис. 1), во все рассматриваемые годы наблюдается значимая корреляции между показателями индекса образования и индекса глобализации (коэффициент корреляции Пирсона в пределах ~ 0,7-0,8, на уровне р = 0.01). Корреляция положительная. Коэффициент детерминации (~0,6) указывает на не случайность выявленной корреляции.
Итак, в результате проведенного анализа, была выявлена значимая положительная корреляция между индексом образования и индексом глобализации. Соответственно,
уровень образования действительно оказывает сильное положительное влияние на степень вовлеченности страны в мировое хозяйство. Так как высокий уровень образования характерен в большой степени для развитых стран, можно сказать, что именно эти страны все больше и больше вовлекаются в мировые глобализационные процессы.
Это позволяет промышленно разви-между индексом образования тым странам расширять свое влияние
и индексом глобализации выявлена в мире через передачу технологий, значимая положительная корреляция обмен профессиональным опытом и
культурой посредством ТНК, созда-
we found a significant positive correlation between education index and globalization index
распространения влияния научно передовых и экономически развитых стран на страны с меньшим производственным и научным потенциалом.
Выводы:
1. Некоторые черты присваивающей экономики существуют в новом формате, приемлемом в рамках производственной экономики и преобладают в развивающихся странах.
2. В зависимости от уровня развития страны, государство, выполняя свою сдерживающую и стимулирующую функции, проводит разноплановую политику, преследуя различные экономические и политические цели. Сдерживающая функция, проистекающая из присваивающей модели, ведет к торможению процесса глобализации, а стимулирующая функция, базирующаяся на производственной модели, — к ускорению этого процесса.
3. Рост числа транснациональных корпораций, как следствие проведения стимулирующей политики, влечет за собой увеличение степени взаимопроникновения и взаимозависимости между странами. Это способствует повышению эффективности производства и экономичности закупки в странах как поставщиках, так и получателях продукта, что дает начало культурно-научным интеграционным процессам, и, как следствие, представляется стимулом развития без черт присваивающей экономики.
4. Сохранившиеся черты присваивающей экономики нивелируется в процессе глобализации. Можно предположить, что когда добыча полезных ископаемых станет национальным источником без какого-либо присвоения, что резко изменит ценообразование товара, сырье займет полагающееся ему минимальное значение.
ния глобальной сети. В связи с этим, можно заключить, что глобализация на современном этапе осуществляется вертикально, «сверху», за счет
5. Более частое использование государством сдерживающих мер характерно для развивающихся стран, так как в обществе этих стран, в большей мере, сохранились черты присваивающей экономики. Стимулирующие меры чаще используются развитыми странами.
6. В качестве показателя уровня присваивающей экономики можно рассматривать уровень образования в стране. Развитие присваивающего вектора сопровождается понижением уровня образования в стране. Напротив, развитие промышленного вектора сопровождается повышением уровня образования.
7. Между индексом образования и индексом глобализации выявлена значимая положительная корреляция, что говорит о том, что уровень образования действительно оказывает сильное положительное влияние на степень вовлеченности страны в мировое хозяйство. Также верна и обратная связь: глобализация стимулирует рост количества хорошо образованных граждан, так как распространяется через информационные технологии.
8. Процесс глобализации противостоит присваивающей экономике и исторически уничтожает последнюю эргономичным производством в научном праве, что способствует изживанию государства как субъекта, использующего присваивающую экономику, в том числе в области добычи полезных ископаемых и налогообложения. С другой стороны, глобализация, протекающая естественным путем, объединяет и дает больший выигрыш тем странам, которые достигли высокого уровня социального развития и образованности населения.
9. Пропагандируемый сегодня руководителями ряда стран отказ от глобализации — есть ни что иное, как возврат к расширению сферы присваивающей экономики в стране.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Балуев Д.Г. Глобализация и ее последствия. [Электронный ресурс]. URL: http:// crisisdata.info/courses/nstate/styled-2/index.html.
2. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. / Изд.3-е. стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с.
3. История экономики. / учебник / Под общ. ред. Проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 384 с.
4. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. / И.А. Стрелец. — М.: Издательство «Экзамен», 256.
5. Федотова В.Г. Меняющийся мир и глобализация (начало) // Глобализация и гуманитарное знание. — 2004. — № 1. — С. 47-59.
6. Dreher A. // Applied Economics. — 2003. — url: http://www.gtap.agecon.purdue.edu/ resources/download/1351.pdf.
7. Education index. Human Development reports. United Nations Development Program. 2013. [Электронный ресурс]. URL: www.hdr.undp.org.
8. KOF Index of globalization. Data. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http:// globalization.kof.ethz.ch/.
9. The World Bank. Data. World Development Indicators. [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/home.aspx.
10. Networked Readiness Index. 2006-2016. The World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: www.weforum.org/gitr.
REFERENCES:
Istoriya ekonomiki [History of economics] (2002). M.: INFRA-M. (in Russian).
Dreher A. (2003). Does globalization affect growth? Evidence from a New index of globalization Applied Economics.
Education index. Human Development reports. United Nations Development Program. 2013. Retrieved from www.hdr.undp.org
Fedotova V.G. (2004). Menyayuschiysya mir i globalizatsiya (nachalo) [Changing world and globalization (the beginning)]. Globalizatsiya i gumanitarnoe znanie. (1). 47-59. (in Russian).
Grinin L.E. (2006). Proizvoditelnye sily i istoricheskiy protsess [Productive forces and the historical process] M.: KomKniga. (in Russian).
KOF Index of globalization. Data. 2016. Retrieved from http://globalization.kof.ethz.ch/
Networked Readiness Index. 2006-2016. The World Economic Forum. Retrieved from www.weforum.org/gitr
Strelets I.A. (256). Novaya ekonomika i informatsionnye tekhnologii [New economy and information technology] M.: Izdatelstvo «Ekzamen». (in Russian).
The World Bank. Data. World Development Indicators. Retrieved from http://data-bank.worldbank.org/data/home.aspx