Научная статья на тему 'Взаимодействие государств африканского континентас ТНК: традиционные и новационные формы партнерства'

Взаимодействие государств африканского континентас ТНК: традиционные и новационные формы партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ / ФОРМЫ ПАРТНЁРСТВА / ТНК / КОНТРАКТ / СОГЛАШЕНИЕ / КОНЦЕССИЯ / ДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНТРАКТ ВЕКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Массамба Тонин Маверик Артюр

В работе рассматриваются формы партнерства международного бизнеса и национального хозяйства на африканском континенте; автор исследует традиционных и новых партнеров континента, а также планируемые и реализуемые стратегические инфраструктурные проекты в рамках взаимодействия ТНК и стран Африки к югу от Сахары. В конце автор оценивает бартерную форму партнерства и рассматривает вероятность ее апробации на экономике Республики Конго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper describes forms of partnerships between international businesses and the national economies on the African continent; the author examines the traditional and new partners of the continent, as well as planned and implemented strategic infrastructural projects in the framework of the interactions of TNCs and African countries in south of the Sahara. At the end, the author evaluates the barter form of partnership and considers the possibility of its implementation in the economy of the Congo Republic.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государств африканского континентас ТНК: традиционные и новационные формы партнерства»

Массамба Тонин Маверик Артюр,

аспирант, кафедры «Инновационный менеджмент и предпринимательство» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА С ТНК: ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВА-ЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

В работе рассматриваются формы партнерства международного бизнеса и национального хозяйства на африканском континенте; автор исследует традиционных и новых партнеров континента, а также планируемые и реализуемые стратегические инфраструктурные проекты в рамках взаимодействия ТНК и стран Африки к югу от Сахары. В конце автор оценивает бартерную форму партнерства и рассматривает вероятность ее апробации на экономике Республики Конго.

Ключевые слова: международный бизнес; государство; Африка к югу от Сахары; формы партнёрства; ТНК; контракт; соглашение; концессия, добывающая промышленность; контракт века

Tonine Maverick A. Massamba

INTERACTION OF THE AFRICAN

COUNTRIES WITH THE TRASNATIONAL CORPORATIONS: TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF PARTNERSHIP

This paper describes forms of partnerships between international businesses and the national economies on the African continent; the author examines the traditional and new partners of the continent, as well as planned and implemented strategic infrastructural projects in the framework of the interactions of TNCs and African countries in south of the Sahara. At the end, the author evaluates the barter form of partnership and considers the possibility of its implementation in the economy of the Congo Republic.

С момента приобретения их независимости до настоящего времени одной из комплексных задач в реализации эффективной инвестиционной политики и в ин-ституционализации отношений с зарубежными инвесторами стран африканского континента остается создание взаимовыгодного механизма взаимодействия государства и трансграничного бизнеса. Традиционные формы партнерства государства и международного бизнеса не всегда отвечают ожиданиям стран континента; многие страны Африки обязаны импровизировать, надеясь оптимизировать результаты своих международных экономических отношений.

В данном исследовании автор анализирует специфику заключаемых договоров и выявляет новые формы взаимодействия государства с транснациональными корпорациями на африканском континенте, а также рассматривает возможность ее апробации в экономике Республики Конго. Для реализации поставленной цели необходимо:

1. Раскрыть понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса.

2. Исследовать традиционные формы партнерства государства и ТНК.

3. Оценить «контракт века» между Демократической Республикой Конго и Китайской Народной Республикой.

В современном мире, в котором развиваются процессы глобализации, стимулирование процесса привлечения зарубежных инвесторов в экономику любого государства остается приоритетной задачей. Достижение оптимального результата этой миссии обусловлено созданием необходимых условий и норм, способствующих консолидации партнерства между государством и международным бизнесом.

В современной научно-хозяйственной литературе понятие экономического партнерства государства и международного бизнеса представляет собой «институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими

институтами в целях реализации общественно значимых проектов» [1].

Сотрудничество между правительством и частными инвесторами поможет расширению более диверсифицированной финансовой среды, которая затем сможет стимулировать приток капитала в дефицитные секторы экономики. В этой же перспективе как результат данного партнерства наблюдается возможность привлечения комплементарных инвестиций в правительственные проекты. В большинстве стран полученные средства в основном содействуют реализации крупных инфраструктурных проектов и созданию реальной экономики через развитие отрасли производственной инфраструктуры, которая составляет механизм жизнеобеспечения экономики и общества.

В рамках феномена взаимодействия правительств и международного бизнеса наблюдается возрастание коррупции не

только на уровне стран, но также на межнациональном уровне, о чем свидетельствуют ряд конвенций по борьбе с коррупцией, принимаемых Европейским союзом (ЕС), Организацией Объединённых Наций (ООН), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), другими интернациональными организациями [2].

Современное партнерство государства и международного бизнеса отличается расширением географических границ. Перед этим они использовались только в ры-ночно-развитых государствах и в незначительных размерах. Из-за проведенных экономических реформ и либерализации мировой экономики партнерство государства и международного бизнеса сегодня необходимый элемент хозяйствования в разных странах мира.

Рисунок 1 - Уровни партнерства государства и международного бизнеса[3]

По мнению В.В. Поляковой и Р.К. Щениной, сложились в международной практике две институциональные схемы формирования партнерства:

1. Установление партнерства с нуля встречается более в странах Восточной Европы, в развивающихся государствах и в постсоветских странах.

2. Эволюционное углубление современных видов делового партнерства в сложившуюся конъюнктуру рыночной

экономики. Такая схема часто встречается в развитых странах, где исторических сформировалась рыночная система хозяйствования [4].

В зависимости от поставленных целей и задач реализации партнерства власти и иностранного бизнеса субъекты могут взаимодействовать в разных формах. Рисунок 2 отражает традиционные формы и виды партнерства государства и интернационального бизнеса.

1_I

Рисунок 2. - Формы и виды партнерства государства и международного бизнеса [5]

Необходимо подчеркнуть, что все вышеназванные формы взаимодействия частного бизнеса и государства имеют свои преимущества и несовершенства, обусловливающие области их наиболее целесообразного использования в механизме деловых отношений государства и иностранного бизнеса.

В наши дни контрактная форма взаимодействия государства и международного бизнеса очень широко распространена в мировом хозяйстве. В качестве примера: в США центральное управление на все виды товаров и услуги гражданского и военного

назначения ежегодно регистрирует более 15 млн контрактов [6].

Если аренда государственного имущества выступает как передача на фиксированных условиях иностранной фирме национальной или муниципальной собственности на основе арендного соглашения во время ее использования за определенное вознаграждение, то лизинговая форма, несмотря даже на их близость, определяется как «совокупность хозяйственных и правовых соглашений, заключающихся в связи с реализацией договора лизинга, а также покупки предмета лизинга» [7].

В условиях современной глобализации достаточно накоплен серьёзный опыт взаимодействия аппарата управления и частных интересов в различных сферах национальной экономики. Несмотря даже на то что период между распадом Советского Союза и началом XXI в. характеризуется массовым заключением партнерских договоров между властью разных регионов или стран и международным биз-

несом. Если в зависимости от страны или региона одни выбирают контракт как форму партнёрства, другие субъекты предпочитают наоборот концессию или другие формы для осуществления их деятельности. В таблице 1 можно познакомиться с результатами формы партнерства государства и частного бизнеса в развивающихся странах.

Таблица 1. Формы партнерства государства и частного сектора в сфере производственной инфраструктуры (количество проектов, 1990-2004 гг.)

Форма парт- Число объектов

нерских от- Электро- Аэропорты Морские Железные Автомобильные Всего

ношении энергетика порты дороги дороги

Совместные 442 18 14 9 18 501

предприятия

Контракты 22 8 20 7 14 71

Концессии 747 65 189 69 339 1409

Итого 1211 91 223 85 371 1981

Источник: PP Project Database. World Bank [8]

Результат исследования форм партнерства государства и международного бизнеса показывает: в течение исследуемого периода в основном партеры предпочитают взаимодействовать в рамках договора концессии, который без условно обеспечивает более компромиссные условия для всех сторон данной формы партнерства. В развивающихся странах заключают больше сделок по развитию электроэнергетики, так как в этой группе, в частности, стран Африки и Латинской Америки есть серьезные слабости, с одной стороны, а с другой, нуждаются в производстве качественного электричества для гарантирования модернизации своих экономик.

По мнению В.В. Поляковой, к настоящему времени в ряде государств концессии, контракты по реализации строительных объектов и другие способы, гарантирующие менеджмент национальной или муниципальной собственности, стали полноценной заменой и альтернативой приватизации.

По объему заключенных соглашений между государством и иностранными партнерами в области реализации инфраструктурных объектов африканский континент традиционно занимает последнее место среды других регионов. Одновре-

менно специалисты утверждают, что африканский континент будет инициировать крупнейшие строительные проекты, чтобы удовлетворить потребности в области инфраструктуры [9].

Африка, к югу от Сахары, из-за её многочисленных инвестиционных возможностей: больше 6% ожидаемого годового роста спроса на электроэнергию; больше 12% ожидаемого годового роста морской торговли; более 4% экономии на 1 доллар потрачены на ремонт дорог; более 20% ожидаемого роста спроса на информацию и технологии по сравнению с 2010 годом, собирается привлекать инвестиционных партнеров с целью реализаций перспективных проектов континента[10], среди которых:

• Недостающие звенья транссахар-ских шоссе и оптическое волокно (длина 200 км), соединяющих Assama Ка (Алжир) и Арлит в Нигере;

• автомобильно-железнодорожный мост Браззавиль-Киншаса, строительство по обе стороны реки Конго и соединение столицы Конго и Демократической Республики Конго;

• Транс-Сахары газопровода между Алжиром и Нигерией, путь которого уже определен;

• коридор север / юг; Cape Cairo, в том числе дорожных участков мультимо-дальных проектов, железнодорожных линий, портов и энергии, и объединение восьми стран;

• проект речного судоходства озера Виктория в Александрию в Египте через Бурунди, Уганду, Кению, Южный Судан и Эфиопию через Нил;

• проект мультимодальных дорог и железнодорожных, соединяющих Дакар, Сенегал Джибути через Нджамена в Чаде,

который позволит установить прямую связь между Западной и Восточной Африкой[11].

Несмотря на значимость вышеперечисленных проектов, страны Африки к югу от Сахары сталкиваются с финансовыми трудностями для финансирования крупных проектов в процессе модернизации своей экономики. Следовательно, они занимают крайнее место по объему инвестиций в сектора инфраструктуры. Таблица 2 иллюстрирует глобальные и африканские расходы на инфраструктуру по секторам между 2005 и 2030 годом.

Таблица 2. Инфраструктурные расходы периода 2005 - 2030 года в миллиардах долларов

" " -——Расходы Виды инфраструктур -—- мировые Африка к югу Сахары Ожидаемые расходы Африки к Ю.С.

водоснабжение и канализация 22 2 25

энергия 9 1,2 41

автомобильные и железные дороги 7,8 1,3 18

аэропорты и порты 1,6 0,3 9

Источник: автором на базе данных отчета международного форума built A

'rica [12]

Согласно Международному валютному фонду (МВФ) экономический рост африканского континента составляет 5,7% и должен достигнуть 6% к 2016 году. Данный успех является, с одной стороны, результатом динамизма экономик стран континента, а с другой, возрастание количества контрактов с инвесторами других регионов (см. таблица 3.).

Кроме партеров других регионов, местные организации принимают разные инициативы с целью сокрушения внешней зависимости. В этой перспективе континент переосмысливает свои модели партнерства, с 2007 года увеличивает долю панафриканских прямых инвестиций на 42% и проводит инновационную финансовую политику для поддержки региональных проектов, необходимых для развития [13].

Новое партнерство для развития Африки (КБРАО) тоже выявило крупные проекты субрегионального характера с целью способствовать экономической интеграции африканских стран. Дополнительно программа «Айгюа50» является фондом содействия Африканского банка развития (ВАО), создан для поддержки континента на сумму

50 млрд долларов в процессе удовлетворения инвестиционных потребностей стран континента. Кроме того, ВАО возглавляет Африканскую программу инфраструктурных развитий «РГОА», которая выделяет приоритетные инфраструктурные проекты на континенте к 2040 году [14].

На национальном уровне многие государства, такие как Ангола, Гана и Нигерия, создали суверенные фонды для финансирования крупных инвестиционных проектов. [15].

Чтобы преодолеть инфраструктурный дефицит, Африке к югу от Сахары необходимо дополнительное финансирование: каждый год 93 млрд долларов будут инвестированы, чтобы сократить к 2020 годуте-кущий дефицит. В настоящее время на континенте успевают мобилизовать только 45 млрд долларов каждый год. Поэтому необходимо мобилизовать 50 миллиардов долларов ежегодно, которые поспособствуют реализации мегаинфраструктурных проектов континента. В таблице 3 представлены результаты партнерства международного бизнеса разных стран-инвесторов и африканского континента.

Таблица 3. результаты взаимодействия международного бизнеса и государств африканского континента _в инфраструктурных реализациях в 2015 году_

Страны партнеры ППИ в Африку (миллиард дол.) Субъекты международного бизнеса (Компании) Стратегические отрасли (стратегия партнеров) Страны реципиенты Инвестиционный Проекты в государств-реципиенты

Западная Европа 18,6 O3b Networks, Bolloré Vinci-Bouygues 1.Сильное историческое присутствие, 2.Первые партнеры континента, особенно через Францию и Англию ЮАР, Нигерия, Египет Доступ к Интернету; док в порту Ломе; Шоссе в Экваториальной Гвинее

США 5,1 Parsons-Brinckerhoff, KBR infrastructures Нефтедобыча. Две ключевые программы: TRADE Africa и POWER Africa для инфраструктуры ЮАР, Гана Ангола, Нигерия Проект национальных инфраструктур Габона; электростанции

Малайзия 3,8 Petronas, Sime Darby Вложение в промышленные активы, в нефте обработку и в сельское хозяйство Маврикий Кения, ЮАР, Ниг. НПЗ в Зимбабве, пальмовое масло и выращивание каучука в ЮАР

Китай 3 Synohydro, China Rails Construction Прицеливание на телекоммуникационные отрасли, строительство, электричество и модернизацию портов ЮАР, ДРК Нигерия, Судан Строительство гидроэлектростанции Pagar в Камеруне и Félou в Мали, а также ЖД в Лагосе

Индия 2,7 Bharti Airtel Рассчитывание на индийскую диаспору в Восточной Африке, фиксирование минеральных секторов, связь и здравоохранение Маврикий Кот Див. Сенег. Суд Покупка активов оператора Zain в 16 странах в 2010 году

Бразилия 1,5 Odebrecht Инфраструктурная экспертиза, прошение 900 миллионов долларов долгов 12 африканских стран ЮАР Ботсвана Ангола Конго Оборудование в телекоммуникационном секторе в Анголу; реализация инфраструктурных объектов в 7 государствах

Южная Африка 4,4 Ecksom, Murray & Roberts Реинвестирование ПИИ в нефинансовые секторы, крупные вложения в добывавшую отрасль САДЕК Мавритан. Строительство гидроэлектростанции

Турция 5 Tefken construction, Al Jufrah Administration building complex Африканская стратегия: удвоить число посольств, создать центр исследования и безопасности, строительство и инфраструктуры ЮАР Танзания Уганда Строительство гидроэлектростанции

Источник: составлена автором на базе данных международного форума «build Africa» [16]

Во многих случаях из-за партнерства государства и международного бизнеса местные правительства освобождаются от своих обязанностей по реализации многих хозяйственных проектов, необходимых для выживания нации в пользу частных компаний. Часто от государства переходит в иностранную собственность национальное или муниципальное имущество.

С момента после падения Берлинской стены Европа как колониальная держава не остается единственным партнером африканского континента; в игру вошел другой партнер, возобновляющий перспективы партнерских отношений для стран континента

Народная Китайская Республика в процессе завоевания сырья необходимого для поддержки своего экономического роста, использует нетрадиционную форму партнерства, которую лидеры африканских государств рассматривают как взаимовыгодное партнерство. С начала 2000-х годов внешний торговый оборот КНР с Черной Африкой увеличился в восемь раз. За 10 лет китайские достижения являются впечатляющими: открытие кредитной линии в размере 2 млрд долларов правительству Анголы для реконструкции базовых инфраструктур; инвестиции в медной отрасли в Замбии, в угольной - в Зимбабве, нефтяной - в Судане и Габоне; покупка зе-

мельных участков в Уганде, в Камеруне, в Эфиопии, на Мадагаскаре; строительство новых гидроэлектростанций, дорог, государственных зданий [17].

В 2007 году объявление «контракта века», подписанного между Демократической Республики Конго (ДРК) и Китаем, шокировало большинство традиционных кредиторов страны (МВФ, ММБР, страны ЕС). Этот контракт по объему и оригинальности отличается от европейских практик: разработанный на основе бартера, договор предусматривал создание совместной горнодобывающей компании «Gécamines», позволяющей добыть Китаю для себя в течения более 30 лет 10 млн тонн меди, 200 000 тонн кобальта и 372 тонны золота. В заменах, две китайские компании, China Railways Group и Sinohydro Corporation взяли на себя ответственность развивать горнодобывающий сектор и следующие инфраструктурные объекты: 3600 км дорог, 31 больницу, 145 оздоровительных центров, которые распределены по территории страны, 4 университета, 50000 объектов социального жилья. Другими словами, КНР должна инвестировать 6 млрд долларов в инфраструктуру и 3 млрд в развитии горнодобывающей промышленности. Рисунок 1. показывает долю акции всех сторон контракта [18].

государственная компания Simco 12%

Sinohydro 30%

СП Gecamine 20%

Китайская компания Zhejiang Huayou 5%

China Railway Group 33%

Рисунок 3. Распределение компании по их доли в контракте[19]

Конголезцы очень много ожидают от китайско-конголезского соглашения: контракт оценивается в несколько миллиардов долларов и может значительно изменить социальную реальность страны. (Так как из 70 миллионов населении ДРК более 80% конголезцев живут менее, чем на два доллара в день, инвестиции китайских госпредприятий в развитие инфраструктуры могут резко изменить их жизнь) [20].

Чтобы минимизировать риски, связанные с коррупцией и убедиться, что ДРК получит максимальные выгоды от данного соглашения, необходимо выяснить цены на полезные ископаемые, стоимость инфраструктурных объектов, а также внутреннюю норму доходности.

Государство ДРК и китайские инвесторы должны уделять больше внимания вопросам безопасности, охраны окружающей среды и условиям труда. Эти проекты могут представлять серьезную угрозу как для местного населения, проживающего вблизи реализуемых инфраструктурных объектов, так и для китайских и конголезских компаний, участвующих в проектах. Рекомендуется соблюдать местные, китайские и международные законодательства, чтобы избегать возможных препятствий, возникающих в развитии проектов в горнодобывающей отрасли и инфраструктуре.

Таким образом, с одной стороны, Конго продолжает быть привлекательной для транснациональных корпораций добывающей отрасли и ряд иностранных инвесторов готовы вкладывать в неразвитую инфраструктурную систему в этой богатой ресурсами стране. Кажется, что договор обмена «инфраструктуры на ресурсы», заключенный двумя государства предвещает будущее: так как в марте 2010 года, например, президент страны (ДРК) посетил Южную Корею с целью подписать протокол на другой контракт данного типа, стоимость которого составляет 2,7 млрд долларов [21]. Если контрагенты не будут соблюдать соответствующие гарантии, то этот вид контракта сможет предложить только часть потенциальных выгод. Однако в случае соблюдения зафиксированных обязательств такие типы соглашения дей-

ствительно могут быть охарактеризованными как взаимовыгодные.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод: бартерная форма партнёрства между государством и международными инвесторами, желающими инвестировать в первичный сектор экономику, является альтернативой традиционных форм взаимодействия бизнеса и власти. Правительству Республики Конго (которая также нуждается в развитии инфраструктуры, как и остальные страны Африки) надо обратить внимание на развитие бартерной формы взаимодействия на территории ДРК. В Республике Конго на данный момент нет средств и возможностей для самостоятельного развития инфраструктуры и месторождения, но применение бартерной формы взаимодействия в среднесрочной перспективе будет способствовать формированию базовой инфраструктуры, которая послужит толчком для самостоятельного развития. В подтверждение этих слов можно привести речь премьер - министра Великобритании Дэвида Кэме-рона «Инфраструктура - это волшебный компонент в современной жизни. Это не вторичный элемент по отношению к другим компонентам экономики. Инфраструктура влияет на конкурентоспособность любого бизнеса в стране; это невидимая нить, которая связывает наше процветание вместе. И его ценность заключается в способности сделать вещи, которые ещё вчера мы не могли представить себе сегодня».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - с.106-107.

2. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / коллектив авторов; под общ. Ред. В.В. Полякова, Р. К. Щенина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - с.108-109.

3. Государство и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики. Обзор международной практики// РЦБ Издательский Дом. URL. http://old.rcb.ru/Archive/articles.asp? id=2020

4. Capitalisme, Marche et Etat; Economie et Gestion//IUFM AUVERGNE. электроные ресурсы. URL. http://www.oeconomia.net/private/cours/econ omiegeneral e/CAPET/02.capitalisme.pdf

5. Партнерство государства и международного бизнеса // Библиотека Гумер -Экономика и Менеджмент. Электронный ресурс. URL. http://www.gumer.info/bib liotek_Buks/Econom/world_econom/05.php

6. L'accès aux marchés publics des États-Unis// Economie, Innovation et Exportations. Internet research. URL. http ://www. economie.gouv. qc.ca/obj ectifs/infor mer/par-pays/amerique/amerique-du-nord/etats-unis0/page/etudes-et-analyses-18451/?tx_ igaffichagepages_pi 1 %5Bmode%5D=single&tx _igaffichagepages_pi 1 %5BbackPid%5D=14799 &tx_igaffichagepages_pi 1 %5BcurrentCat%5D= &cHash= 1 e4d82491c80d1 fde7c4f8950e695669

7. Le dictionnaire multifonctions // TV5 monde. Internet resources. URL. http://diction naire.tv5.org/dictionnaire/definition/narcissisme

8. Made by the author using the database from international forum build Africa. Internet resources. URL. http://www.buildafricaforum.com/lang/conten t_en/downloads/BA_Brochure.pdf

9. Centre d'observation économique et de Recherche pour l'Expansion de l'économie et le Développement des Entreprises// L'Afrique est-elle un futur géant économique. Internet resources. URL. file:///C:/Users/Tonine%20maverick/Downloa ds/Doc-travail-25-Perspectives-Afrique.pdf

10. Build Africa// Brazzaville Unites Infrastructure Leaders for Development. Internet resources. URL. http://www.buildafricaforum.com/lang/conten t_en/downloads/BA_Brochure.pdf

11. Financement de projets d'infrastructures en Afrique. Arnaud Dornel Spécialiste principal du secteur financier Banque mondiale Mars 2014. Publication banque mondiale. URL. http://www.imf.org/external/np/seminars/eng/ 2014/CMR/fra/pdf/Dornel_FRE.pdf

12. LES NOUVEAUX MODÈLES de partenariats en Afrique. Par l'auteur sur build Africa. URL. http://www.buildafricaforum.com/ lang/content_en/downloads/BA_Brochure.pdf

13. African Development Bank Group// Building Africa today, f better Africa tomorrow. Internet resources. URL. http://www.afdb.org/en/projects-and-operations/project-portfolio/

14. Agence francaise de developpement. Développeur d'avenirs durables. Internet resources. URL. http://www.afd.fr/home/ publications/Publications-thematiques-geographiques/au-sud-du-sahara

15. Victoria Waldersee. Chinese and Brazilian Private Firms in Sub-Saharan Africa// BRICS Policy Center Centro de Estudos e Pesquisas. Internet resources. URL. http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/ trabalhos/6823/doc/134882718.pdf

16. http://www.buildafricaforum.com/ lang/content_en/downloads/BA_Brochure.pdf

17. Pekin brise le tete-a-tete entre l'Afrique et l'Europe; Chapitre4, guerre sans fin: // L'atlas du monde diplomatique 2012. P. 168

18. Le Monde diplomatique. Le contrat du siècle// Quand le fleuve Congo illuminera l' Afrique. Internet resources. URL. http://www.mon de-diplomatique.fr/2011/02/COLOMA/20108

19. Les contrats sino-congolais du 17 septembre 2007, contrats léonins ou contrat du siècle// Digitalcongo.net. Internet resources. URL. http://digitalcongo.net/ article/78470

20. La RDC au dernier rang de l'indice de développement humain du PNUD// Planete. Internet resources. URL. http://www. lemonde.fr/planete/article/2013/03/15/la-rdc-au-dernier-rang-de-l-indice-de-developpement-humain-du-pnud_1849284_3244.html

21. Radio France Internationale// Ce qu'il faut retenir de la tournée africaine du président chinois Xi Jinping. Internet resources. URL. http://www.rfi.fr/afrique/ 20130330-chine-xi-jinping-tournee-afrique-congo-brazzaville-brics/

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The world economy and international business: the textbook / group of authors; under the total. Ed. VV Polyakov, RK Shchenin. - 6 th ed., Sr. - M .: KNORUS, 2011. - Pages.106-107.

2. The world economy and international business: the textbook / group of authors; under the total. Ed. VV Polyakov, RK

Shchenin. - 6 th ed., Sr. - M .: KNORUS, 2011. - Pages.108-109.

3. Government and business: the experience of partnership in a market economy. Review of international practice // RCB Publishing House. electronic resources. URL. http://old.rcb.ru/Archive/artides.asp?id=2020

4. Capitalisme, Marche et Etat; Economie et Gestion//IUFM AUVERGNE. электроные ресурсы. URL. http://www.oeconomia.net/private/cours/econ omiegeneral e/CAPET/02.capitalisme.pdf

5. Partnership of State and International Business // Library Gumer - Economics and Management. Electronic resource. URL. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econo m/world_econom/05.php

6. Access to public markets in the United States // Economy, Innovation and Exports. Internet research. URL. http://www.economie.gouv.qc.ca/objectifs/inf ormer/par-pays/amerique/amerique-du-nord/etats-unis0/page/etudes-et-analyses-18451/?tx_igaffichagepages_pi1%5Bmode% 5D=single&tx_igaffichagepages_pi1%5Bbac kPid%5D= 14799&tx_igaffichagepages_pi 1% 5BcurrentCat%5D=&cHash= 1e4d82491 c80d 1fde7c4f8950e695669

7. Dictionary multifunction // TV5 Monde. Internet resources. URL. http://dictionnaire.tv5.org/dictionnaire/definiti on/narcissisme

8. Made by the author using the database from international forum build Africa. Internet resources. URL. http://www.buildafricaforum.com/lang/conten t_en/downloads/BA_Brochure.pdf

9. Economic Observation and Research Center for Economic Expansion and Development of Enterprises // Is Africa a future economic giant. Internet resources. URL. file: /// C: /Users/Tonine%20maverick/Downloads/Doc-travail-25-Perspectives-Afrique.pdf

10. Build Africa// Brazzaville Unites Infrastructure Leaders for Development. Internet resources. URL. http://www.buildafricaforum.com/lang/conten t_en/downloads/BA_Brochure.pdf

11. Financing of infrastructure projects in Africa. Arnaud Dornel Senior Financial

Sector Specialist Bank in March 2014. Publication World Bank. URL. http://www.imf.org/external/np/seminars/eng/ 2014/CMR/fra/pdf/Dornel_FRE.pdf

12. NEW MODELS partnerships in Africa. By author build Africa. URL. http://www.buildafricaforum.com/lang/conten t_en/downloads/BA_Brochure.pdf

13. African Development Bank Group// Building Africa today, f better Africa tomorrow. Internet resources. URL. http://www.afdb.org/en/projects-and-operations/project-portfolio/

14. French Agency of Development . Developer sustainable futures. Internet resources. URL. http://www.afd.fr/home/ publications/Publications-thematiques-geographiques/au-sud-du-sahara

15. Victoria Waldersee. Chinese and Brazilian Private Firms in Sub-Saharan Africa// BRICS Policy Center Centro de Estudos e Pesquisas. Internet resources. URL. http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/ trabalhos/6823/doc/134882718.pdf

16. http://www.buildafricaforum.com/ lang/content_en/downloads/BA_Brochure.pdf

17. Beijing breaks the head-to-head between Africa and Europe; Chapter4, endless war: // atlas from the diplomatic 2012. Page 168

18. Le Monde Diplomatique. The contract of the century // When the Congo River illuminate Africa. Internet resources. URL. http://www.monde-diplomatique.fr/ 2011/02/COLOMA/20108

19. The Congo-China September 17, 2007 contracts, unfair contracts or contract of the century // Digitalcongo.net. Internet resources. URL. http://digitalcongo.net/ article/78470

20. The DRC last in the Human Development Index of UNDP // Planet. Internet resources. URL. http://www.lemonde.fr/planete/article/2013/0 3/15/la-rdc-au-dernier-rang-de-l-indice-de-developpement-humain-du-pnud_1849284_3244.html

21. Radio France Internationale // The important point of the African tour of Chinese President Xi Jinping. Internet resources. URL. http://www.rfi.fr/afrique/20130330-chine-xi-jinping-tournee-afrique-congo-brazzaville-brics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.