ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ ПО ДОХОДАМ
Федеральное казначейство в процессе свой деятельности взаимодействует со всеми участниками бюджетного процесса, при этом является основным звеном по учету доходов бюджетов и осуществлению расходов бюджетов.
Отношения, возникающие в деятельности органов федерального казначейства, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессе исполнения бюджета, в процессе составления и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Указанные отношения регламентируются Бюджетным кодексом РФ.
Особое место в системе межбюджетных отношений занимает Федеральное казначейство, которое с 1994 г. распределяет федеральные регулирующие налоги и сборы между разными уровнями бюджетной системы. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
С 2006 г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплены нормативы распределения налогов по уровням бюджетной системы, а также законом о бюджете на соответствующий год за каждым уровнем бюджета закрепляются налоги, полностью перечисляемые в доход федерального или регионального бюджета, - это так называемые закрепленные налоги. Также определяется перечень налогов, по которым устанавливается процент отчислений по уровням бюджетов - это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов -Управления Федерального казначейства Российской Федерации.
Межбюджетные отношения по доходам можно рассматривать как взаимоотношения между органами власти разных уровней. Это связано с тем, что приходится разграничивать доходные полномочия и доходные источники, а также перераспределять средства между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Межбюджетные отношения по доходам состоят из двух блоков:
- распределение налогов (в процентах) между бюджетами разных уровней по тем нормативам, которые утверждены. Распределяются налоги через вертикальное выравнивание;
- перераспределение средств через вышестоящие бюджеты в разных формах: через дотации, субвенции, субсидии. Это так называемое горизонтальное выравнивание, так как доходы распределяются пропорционально между субъектами Российской Федерации, чтобы устранить или снизить экономическое неравенство на разных территориях.
Основными функциями органов казначейства по доходам являются:
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что осуществляется через механизм поступления, учета и перераспределения ЕСН;
- распределение установленных размеров доходов между уровнями бюджетов;
- возврат излишне уплаченных либо ошибочно зачисленных или уплаченных налогов и сборов;
- учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации.
На основании совместных указаний Центрального банка России, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства РФ по налогам и сборам для органов казначейства открыт пассивный счет «Налоги и сборы, распределяемые органами казначейства» для реализации задач управления доходами, который предназначен для учета поступающих от налогоплательщиков регулирующих налогов.
Одним из основных условий для исполнения Федеральным казначейством данных полномочий является реализация положений концепции функционирования единого счета Федерального казначейства в части централизации всех поступлений и выплат из бюджетной системы на уровне Управлений Федерального казначейства.
По состоянию на начало 2006 г. реализация концепции Единого казначейского счета (ЕКС) в целом завершена, т.е. все указанные операции сосредоточены на счетах 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» и 40105 «Средства федерального бюджета» на уровне управлений Федерального казначейства.
Кроме того, в 2005 г. введен в действие разработанный Федеральным казначейством Порядок учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между соответствующими бюджетами (приказ Минфина от 16.12.2004г. №116н). Этот порядок указывает, как Федеральное казначейство должно учитывать поступления в бюджеты Российской Федерации и распределение их между бюджетами, а также среди прочего, определен порядок взаимодействия органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджетную систему.
Учет всех налогов и сборов на всех уровнях бюджетов осуществляется органом федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших с территории субъектов Российской Федерации налогах и сборах.
В настоящее время в Чувашской Республике налогоплательщики перечисляют налоги и сборы на единый казначейский счет (ЕКС) по учету налогов и сборов Управления федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. От момента уплаты налогоплательщиком налогов и сборов до момента отражения конкретных сумм в доходах соответствующего уровня бюджета через систему органов федерального казначейства проходит 1-2 дня. Следовательно, средства, полученные от налогов, зачисляются в бюджеты всех уровней быстрее. Это стало возможно благодаря автоматизированной обработке электронных платежных документов. Времени на то, чтобы обработать банковскую выписку и распределить поступающие доходы между бюджетами всех уровней, стало требоваться меньше.
Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на ЕКС, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов поселений, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России, и осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.
Распределение доходов, поступивших на единый счет №40101 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республики, по состоянию на 1 июля 2006 г. производится в бюджеты 21 муниципального района, 5 городских
округов и 291 городского/сельского поселения, в то время как в 2005 г. перечисление доходов производилось только в местные бюджеты - 26 районов и городов республики.
Реализация концепции ЕКС исключает то, что доходы будут зачислены на несоответствующие счета (например, федеральные налоги на счет, предусмотренный для региональных и местных налогов и сборов). Поэтому исключается и применение санкций за несвоевременную уплату налогов и сборов по указанной причине.
По итогам шести месяцев 2006 г. консолидированный бюджет Российской Федерации по доходам исполнен на 9710,6 млн руб., в том числе: 4326,5 млн руб. (44,6%) перечислено в федеральный бюджет, 4778,8 млн руб. (49,2%) в консолидированный бюджет Чувашской Республики, 605,3 млн руб. (6,2%) отчислений от акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию направлено в УФК по Смоленской области для вторичного распределения. В государственные внебюджетные фонды передано 2320,8 млн руб.
На территории республики соблюдены законодательно установленные нормативы отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, соответственно, по состоянию на 1 июля 2006 г. перед федеральным бюджетом задолженности консолидированного бюджета Чувашии не имеется.
В течение всего отчетного периода в республике сохранялась тенденция роста поступлений в бюджетную систему Российской Федерации относительно аналогичных показателей прошлого года, в результате чего по состоянию на 1 июля 2006 г. на 34% больше зачислено в доходы бюджетов, на 24% - в доходы внебюджетных фондов. Налоговая составляющая консолидированного бюджета Российской Федерации увеличилась в 1,3 раза, подтверждая стабильность налоговых сборов в регионе, главным образом за счет базовых налогов (НДС, прибыль, ЕСН и акцизов). Основные источники налоговых доходов за I полугодие 2005-2006 гг. по Чувашской Республики представлены на рис. 1.
□ Налог на прибыль (доход) □ Налог на доходы физических лиц
□ Единый социальный налог □ Налог на добавленную стоимость
□ Акцизы □ Налоги на совокупный доход
□ Налоги на имущество □ Плата за пользование природными ресурсами
□ Прочие налоги, пошлины, сборы
Рис. 1. Основные источники налоговых доходов за I полугодие 2005-2006 гг. по Чувашской Республике, млн руб.
Основными источниками неналоговых поступлений стали плата за услуги, предоставляемые подразделениями МВД Чувашской Республики, исполнительный сбор, арендные платежи. Основные источники неналоговых доходов представлены на рис. 2.
л
гш
404,2 54,8% •- . И' 43,5 35,3 254,3 34,5% (
Шїі
04}
у ✓ У
і 262,0 | 33,4 | Г' 2 233,8
47,1% 42,1% Г
ЕГ
2006 г.
2005 г.
□ Арендная плата за землю и имущество □ Плата за негативное воздействие
□ Адм. штрафы, санкции и возмещение ущерба □ Прочие неналоговые доходы
Рис. 2. Основные источники неналоговых доходов за I полугодие 2005-2006 гг. по Чувашской Республике, млн руб.
Источники доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в I полугодии 2005-2006 гг., млн руб.
№ п/п Наименование показателя 2005 г. 2006 г. Темп роста (снижения)
1 Налоговые доходы 3313,7 4134,6 124,8
2 Неналоговые налоги 389,1 537,8 138,2
3 Другие поступления 74,2 106,4 22,2 раза
4 Общие поступления доходов в бюджеты Чувашской Республики 3777,0 4778,8 126,5
5 Финансовая помощь территории 2811,3 3137,5 111,6
6 Всего поступило доходов в республику, млн руб. 6588,3 7916,3 120,2
7 Удельный вес поступивших доходов в доходах консолидированного бюджета Чувашской Республики, % 57,3 60,4
8 Удельный вес финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Чувашской Республики, % 42,7 39,6
Похожая ситуация наблюдается и по каждому бюджету в отдельности. В частности, произошли изменения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемов поступления различных источников доходов консолидированного бюджета Чувашии. При росте поступлений доходов в бюджеты республики на 26,5% финансовая помощь увеличилась лишь на 11,6% (что нашло отражение в структуре доходов республики), где последняя составила 39,6%, а поступления доходов через единый счет - 60,4%. Источники доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики представлены в таблице.
Лидирующее место в структуре источников внебюджетных фондов (рис. 3) традиционно занимают страховые платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации (76,9%).
Одним из важных этапов в работе органов Федерального казначейства по учету доходов является взаимодействие с администраторами.
С 1 января 2005 г. вступила в действие новая бюджетная классификация, ут-вержценная приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». В Указаниях введено новое понятие - администратор поступлений в бюджет. Кроме налоговых органов администраторами являются иные органы го-
сударственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения.
2006 г.
У У
473.6 1 784.0 з|
20,4% 76,9%
379.0
20,2%
1 448.9
77,4%
2005 г.
□ Единый социальный налог □ Страховые взносы в Пенсионный фонд
□ Налоги на совокупный доход □ Штрафы за нарушение бюджетного законодател
Рис. 3. Основные источники внебюджетных фондов в I полугодии 2005-2006 гг. по Чувашской Республике, млн руб.
Администраторы контролируют правильность исчисления налогов и сборов, полноту и своевременность их уплаты, учет и взыскание налогов, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов. Они контролируют, анализируют и прогнозируют поступления в бюджет и представляют проектировки на очередной финансовый год.
Вместе с тем введение института «администратор доходов» сопровождался очень трудоемкой работой Федерального казначейства по установлению принадлежности каждого платежного документа к конкретному администратору. Это обусловлено тем, что органы государственной власти в большинстве случаев не были готовы к администрированию закрепленных за ними доходов:
- со стороны органов государственной власти отсутствовали четкие указания и разъяснения по порядку исполнения подведомственными организациями функций администрирования, в том числе и полномочий по возврату плательщикам ошибочно перечисленных платежей, а также нежелание некоторых администраторов заключать соответствующие договора с органами Федерального казначейства;
- работа со стороны администраторов неналоговых доходов по обучению плательщиков заполнению платежных документов на перечисление платежей в бюджет практически не производилась.
Поэтому с целью реализации постановления Правительства от 22 февраля 2006 г. №101 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год”» Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством было направлено администраторам письмо о необходимости доведения до подведомственных территориальных органов и учреждений правового акта, закрепляющего за ними соответствующие полномочия администратора доходов федерального бюджета, с указанием администрируемых ими доходов по кодам бюджетной классификации, а также о необходимости предоставления этих документов в территориальные органы Федерального казначейства.
Более того, федеральные администраторы поступлений помимо источников доходов федерального бюджета также администрируют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому мы считаем необходимо в нормативных актах также включать администрируемые доходы региональных и местных бюджетов с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.
В управлении федерального казначейства по Чувашской Республики ведется целенаправленная работа по минимизации невыясненных поступлений на балансовый счет № 40101. С начала года сумма платежей, учтенных по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления», составила 52,3 млн руб., или 0,4% от общей суммы поступивших доходов.
По состоянию на 1 июля 2006 г. остались неуточненными документы на сумму 3,5 млн руб. (0,03% от общей суммы поступления с начала года). В адрес администраторов поступлений направляются обзорные письма с указанием имеющихся в платежных документах ошибках для дальнейшей работы администраторов с плательщиками и исключения некорректного оформления расчетных документов в будущем.
По мере поступления решений законодательного органа республики и органов местного самоуправления о бюджетах республики и муниципальных образований проводился их анализ на предмет закрепления источников неналоговых доходов соответствующих бюджетов за администраторами поступлений (включая закрепление невыясненных поступлений), соответствия кодов бюджетной классификации. По результатам анализа направлены письма в адрес Минфина Чувашии и глав администраций районов/городов о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Совместно с Минфином Чувашии разработана Памятка плательщику с перечнем республиканских и муниципальных администраторов поступлений в бюджеты.
За отчетный период возвращено на расчетные (лицевые) счета плательщиков по платежным поручениям на возврат налоговых органов и распоряжениям администраторов неналоговых поступлений излишне (ошибочно) уплаченных платежей и неналоговых доходов на сумму 289,5 млн руб. (2,33% от общей суммы поступлений), что на 1,5% меньше чем за тот же период прошлого года.
Новые технологии по учету налоговых и неналоговых платежей на одном счете казначейства создали удобство для налогоплательщиков, упростили процедуры возврата и зачета переплат налогов, позволили синхронизировать учет казначейский (по видам налогов) и налоговый (по лицевым счетам налогоплательщиков).
Во II полугодии 2005 г. Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике проведена большая работа по переходу с 1 января 2006 г. на учет и распределение поступлений до уровня бюджетов поселений на территории Чувашии. В соответствии с реформированием органов местного самоуправления на территории Чувашии образовано 291 поселение.
Управление заключило Соглашение по информационному взаимодействию со всеми органами, осуществляющими администрирование поступлений в бюджеты. На 1 января 2006 г. заключили соглашения 395 администраторов, в том числе: 36 федеральных; 9 республиканских; 350 местных, из которых 320 - администрации городов, районов и поселений, 4 - комитеты (управления) городов и 26 - финансовые отделы администраций районов и городов республики.
В первом квартале 2006 г. была продолжена работа по совершенствованию взаимодействия с администраторами, а именно по заключению Соглашений, электронному документообороту, сверке отчетных данных о поступлении
неналоговых доходов. Вследствие чего администрирование доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на территории республики, по состоянию на 1 июля 2006 г. осуществляют 429 организаций и ведомств, в том числе: 67 - федеральных (из которых 26 являются арендодателями имущества), 12 - республиканских и 350 - местных органов власти.
Обмен информацией между Управлением и администрирующими органами осуществляется на основании заключенных соглашений, а с арендодателями - в соответствии с приказом Минфина России от 30.06.2004 г. №57н. По указанию Федерального казначейства от 15 марта 2006 г. №42-7.1-15/5-114 в конце первого квартала текущего года на основании внесенных изменений в Примерное соглашение по информационному взаимодействию от 29 сентября 2005 г. заключены дополнительные соглашения.
Резюмируя, можно отметить, что казначейство способствует оптимизации межбюджетных отношений, а введение нормативно-правовых актов оптимизирует и совершенствует учет доходов. Однако чтобы довести учет доходов до совершенства, необходимо, чтобы все участники процесса, включая Федеральное казначейство, администраторов и плательщиков, четко выполняли установленные требования.
Казначейская система должна постоянно осваивать новые формы и методы межбюджетных отношений, исходя при этом из основных принципов, утвержденных Бюджетным кодексом РФ:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вместе с тем казначейство не имеет ресурсов для финансирования ликвидации глубокой дифференциации социально-экономического положения регионов. Однако казначейства могут решать вопросы организации исполнения федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов поселений, регулирование межбюджетных отношений, казначейство может приспосабливаться к сложившимся условиям и обеспечивать процессы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Развитие системы и функций Федерального казначейства является одним из эффективных направлений в решении проблем бюджетно-налогового федерализма и повышения эффективности функционирования местного самоуправления.
Используя денежные средства, собранные казначейством на едином счете, государство перераспределяет государственный доход и направляет денежные средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством ЕКС государство осуществляет перераспределение национального дохода. Важную роль при этом играют органы федерального казначейства, наделенные специальными полномочиями.
Проведенный анализ деятельности Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике свидетельствует о высоком качестве исполнения бюджетов по доходам.
В настоящее время необходимо расширение функций Федерального казначейства, связанных с полным казначейским исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы.
В условиях многоуровневой и регионально асимметричной бюджетной системы, развития структуры и функций исполнения бюджетов казначейство должно решать не только технические вопросы бюджетного процесса, но и ориентироваться на взаимодействия с другими участниками экономических отношений для общего повышения эффективности функционирования бюджетной системы как важнейшего фактора ускорения экономической динамики путем концентрации, ускорения оборота, оптимизации финансовых потоков, повышения их управляемости, прозрачности, обеспечения целевого использования ресурсов.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Прогресс, 2006.
2. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П.Головач. М.: Финансы и статистика, 2006. 352 с.
3. Постановление Правительства от 22 февраля 2006 г. №101 «О мерах по реализации федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год”».
4. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
5. Приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. №116н «Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
6. Финансовая система и экономика / Под. ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. М.: Финансы и статистика, 2004. 432с.
ДАНИЛИНА ИРАИДА НИКОЛАЕВНА родилась в 1975 г. Окончила Ульяновскую государственную сельскохозяйственную академию. Ассистент Апатырского филиала Чувашского государственного университета. Область научных интересов - исследование системы казначейского исполнения бюджетов.