Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМ. В.Я. КИКОТЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМ. В.Я. КИКОТЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
95
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Скребнев А. В., Харламова Д. С.

В статье изложен взгляд авторов на проблему совершенствования преподавания судебной медицины в вузах Министерства внутренних дел РФ с учетом ведомственных особенностей, актуальность которой связана с высокими требованиями правоохранительных органов к качеству судебно-медицинских экспертиз (особенно при описании осмотра трупа на месте происшествия), наличием определенного кадрового дефицита высоко- квалифицированных преподавателей судебной медицины в вузах правоохранительной направленности и недо- статочным уровнем взаимодействия между структурами судебно-медицинской службы и органами правопорядка. Представлены собственный опыт взаимодействия судебно-медицинской службы и вуза в подготовке кадров для правоохранительных органов, а также рекомендации по повышению эффективности такого сотрудничества с целью улучшения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Скребнев А. В., Харламова Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN THE BUREAU OF MEDICAL EVIDENCE IN COURT OF THE DEPARTMENT OF HEALTH OF MOSCOW AND THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V. KIKOTYA IN PERSONNEL TRAINING

The article presents the authors' opinion on the issue of improvement of forensic medicine in the higher education institu- tions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation taking into account departmental specifics, the relevance of which is associated with a high demands of enforcement authorities to the quality of medical evidences in court (especially when describing the inspection of a corpse at the crime scene), the presence of a certain personnel shortage of highly qualified educators of forensic medicine in the higher education institutions of law enforcement focus and insufficient level of interac- tion between structures of medical-forensic service and law enforcement. There are presented own experience of interaction between medical-forensic service and the higher education institution in personnel training for enforcement authorities, as well as recommendations to improve efficiency of such kind collaboration with the aim of improving quality of training experts.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМ. В.Я. КИКОТЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ»

УДК 340.6

Скребнев А.В.,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова, заведующий танатологическим отделением № 9 Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента

здравоохранения города Москвы

Харламова Д.С.,

капитан полиции, начальник кабинета кафедры криминалистики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМ. В.Я. КИКОТЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

В статье изложен взгляд авторов на проблему совершенствования преподавания судебной медицины в вузах Министерства внутренних дел РФ с учетом ведомственных особенностей, актуальность которой связана с высокими требованиями правоохранительных органов к качеству судебно-медицинских экспертиз (особенно при описании осмотра трупа на месте происшествия), наличием определенного кадрового дефицита высококвалифицированных преподавателей судебной медицины в вузах правоохранительной направленности и недостаточным уровнем взаимодействия между структурами судебно-медицинской службы и органами правопорядка. Представлены собственный опыт взаимодействия судебно-медицинской службы и вуза в подготовке кадров для правоохранительных органов, а также рекомендации по повышению эффективности такого сотрудничества с целью улучшения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: обучение, судебная медицина, правоохранительные органы, судебно-медицинская служба, органы внутренних дел

Skrebnev A.,

PhD in Medicine, Associate Professor of Chair of Forensic Medicine and Medical Law of the Moscow State Medical-Stomatological University named after A. Evdokimov, Head of №9 Thanatological Department of the Bureau of Medical Evidence in Court of the Department of Health of Moscow

Kharlamova D.,

Police Captain, Head of the Chair Cabinet of Forensics of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of

Russia named after V. Kikotya

THE INTERACTION BETWEEN THE BUREAU OF MEDICAL EVIDENCE IN COURT OF THE DEPARTMENT OF HEALTH OF MOSCOW AND THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V. KIKOTYA IN PERSONNEL TRAINING

The article presents the authors' opinion on the issue of improvement of forensic medicine in the higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation taking into account departmental specifics, the relevance of which is associated with a high demands of enforcement authorities to the quality of medical evidences in court (especially when describing the inspection of a corpse at the crime scene), the presence of a certain personnel shortage of highly qualified educators of forensic medicine in the higher education institutions of law enforcement focus and insufficient level of interaction between structures of medical-forensic service and law enforcement. There are presented own experience of interaction between medical-forensic service and the higher education institution in personnel training for enforcement authorities, as well as recommendations to improve efficiency of such kind collaboration with the aim of improving quality of training experts. Keywords: coursework, forensic medicine, enforcement authorities, medical-forensic service, law enforcement agencies

Проблема преподавания судебной медицины в вузах Министерства внутренних дел РФ в современных социально-экономических условиях развития страны представляется чрезвычайно актуальной. Это связано с рядом причин, важнейшими из которых, с нашей точки зрения, являются: 1) необходимость совершенствования преподавания судебной медицины в вузах МВД РФ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и особенностей ведомственной специфики; 2) высокие требования правоохранительных органов к качеству судебно-медицинских экспертиз; 3) наличие определенного кадрового дефицита высококвалифицированных преподавателей судебной медицины в вузах правоохранительной направленности; 4) недостаточный уровень взаимодействия между структурами судебно-медицинской службы и органами правопорядка.

В доступной литературе нами проанализированы публикации, посвященные данной проблеме. Так, ряд авторов обращают внимание на целесообразность углубленного изучения судебной медицины для студентов (курсантов) судебной и прокурор-ско-следственной специализации путем пересмотра учебного плана, адекватного перераспределения почасовой нагрузки, введения двухстепенного изучения данного предмета (общий курс и спец. курс или семинар) с включением таких смежных дисциплин как криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, а также чтение проблемных лекций для формирования так называемого судебно-медицинского мышления [7,8,9].

С другой стороны, в настоящее время в связи с наличием большого числа преступлений против личности, связанных с угрозой жизни и здоровью, вопрос оптимизации взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными и судебными органами представляется очевидным. Большинство авторов связывают недостаточный уровень взаимодействия между данными структурами с тем, что в образовательных учреждениях по подготовке кадров для органов правопорядка не уделяется должного внимания вопросам судебной медицины [2,4,5,6].

Отмечено, что наибольшие проблемы возникают при описании осмотра трупа на месте происшествия (особенно, при отсутствии врача судебно-медицинского эксперта в составе следственно-оперативной группы), а также в тех случаях, когда труп на исследование направляется участковыми уполномоченными (и. о. дознавателя), оперативными сотрудниками и др.

При этом нередко в ходе судебно-медицинского исследования устанавливается насильственная

причина наступления смерти без наличия ее внешних проявлений, что создает определенные трудности в объективности и полноте ответов на поставленные перед врачом судмедэкспертом вопросы в связи с отсутствием достоверной первичной информации об обстоятельствах и условиях наступления смерти [3].

Заслуживают внимания данные опроса танатологов ГБУЗ МО Бюро СМЭ, по мнению которых, знания сотрудников правоохранительных органов вопросов судебной медицины не отвечают современным требованиям, а для решения данной проблемы целесообразной необходимостью считают регулярные проведения совместных совещаний и подготовку методических пособий для внутреннего использования. Следует отметить, что анализ предварительного опроса сотрудников правоохранительных органов свидетельствует о том, что они сами признают недостаточный уровень подготовки и знаний в области судебной медицины и подчеркивают необходимость их совершенствования [2,3].

Вместе с тем, проф. Ю.М. Гурочкин, работавший на кафедре криминалистики Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя и издавший учебник и курс лекций по судебной медицине и медицинскому праву, которые по настоящее время широко и активно используются при подготовке курсантов (студентов) в других вузах, считал, что преподавание судебной медицины в высших учебных заведениях системы МВД РФ должно осуществляться с учетом особенностей и специфики ведомства высококвалифицированными специалистами с практическим стажем работы в качестве судебно-медицинского эксперта с перспективой создания соответствующих кафедр. Автор подчеркивал целесообразность создания специального факультета подготовки и переподготовки преподавателей судебной медицины для юридических вузов аналогично открытому факультету при МВД Республики Беларусь [1].

Исходя из вышеизложенного и актуальности проблемы нами представлен опыт взаимодействия Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы и Московского университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя в подготовке кадров.

Преподавание учебной дисциплины «судебная медицина» осуществляется на кафедре криминалистики указанного вуза курсантам четвертого года обучения следующих структур: 1) факультет подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции; 2) факультет подготовки сотрудников для экспертно-криминалистических подразделений полиции; 3) факультет подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка; 4) факультет подготовки иностранных специали-

Какцитировать статью: Скребнев А.В., Харламова Д.С. Взаимодействие бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения г. Москвы и Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя в подготовке кадров // Вестник Академии права и управления. 2017. № 4(49). с. 95-98

стов; 5) институт - факультет подготовки сотрудников для органов предварительного расследования. Обучение проводится в виде лекций, практических и семинарских занятий в соответствии с программой и тематическим планом курса судебной медицины, утвержденных в образовательных учреждениях МВД РФ. Практикум по судебной медицине включает 10 основных тем: 1) организация и процессуальные основы СМЭ в РФ; 2) судебно-медицинская танатология; 3) осмотр трупа на месте его обнаружения и вещественные доказательства биологического происхождения; 4) механическая асфиксия; 5) судебно-медицинская травматология, повреждения твердыми, тупыми и острыми предметами; 6) огнестрельные повреждения; 7) транспортная травма; 8) повреждения от действия крайних температур, электричества; 9) судебно-медицинская токсикология; 10) судебно-медицинская экспертиза причиненного вреда здоровью.

Согласно официальному договору между администрациями курсанты присутствуют на выездных занятиях, где производится судебно-медицинское исследование трупа. Занятия проводятся на базе танатологического отделения № 9, расположенного в патолого-анато-мическом корпусе ГБУЗ ГКБ им. О.Е. Мухина, где для этого имеются все необходимые условия. В среднем, в течение учебного года обучение проходят 15 групп курсантов по 22 человека в каждой (330 слушателей в год). Таким образом, за 6 лет нашего сотрудничества на базе указанного отделения около двух тысяч курсантов прошли первичную подготовку, связанную с непосредственным ознакомлением судебно-медицинского исследования трупа. Допуск к практическим занятиям в соответствии с действующими требованиями производится только после прохождения инструктажа по технике безопасности и при наличии данных медицинского обследования (рентгенография органов грудной клетки, наличие прививок и т.д.), все курсанты обеспечены одноразовой спецодеждой (халат, шапочка, маска, бахилы).

Проведение самого практического занятия условно можно разделить на 3 этапа. До проведения судебно-медицинского исследования трупа обсуждаются направительные документы (направление на судебно-медицинское исследование трупа или при подозрении на насильственную причину смерти постановление на проведение судебно-медицинской экспертизы трупа), протокол осмотра места происшествия, при наличии - медицинские документы. Ос-

новной целью посещения курсантами судебно-медицинского вскрытия трупа мы считаем их морально-психологическую адаптацию к данной манипуляции. В это время обсуждаются особенности проведения и описания наружного осмотра трупа, проведения его внутреннего исследования (наличие и описание телесных повреждений, повреждений внутренних органов, методы исследования самих внутренних органов). Особое внимание уделяется биологическим объектам (причины возникновения необходимости их исследования, в какие лабораторные подразделения их следует направлять, особенности оформления направлений и.т.д.), основным принципом формулирования судебно-медицинского диагноза, а также вопросам, связанным с захоронением (в частности, выдача разрешения на захоронение). По окончании вскрытия трупа обсуждаются вопросы, возникшие у слушателей (курсантов), замечания к направительным документам, в частности формулировка вопросов судебно-медицинскому эксперту в постановлении, т.к. зачастую в них используются наборы стандартных шаблонов, в которых ряд вопросов абсолютно не соответствуют конкретной ситуации. Дополнительно рассматривается протокол осмотра места происшествия, обращается внимание на то, что многие из них трудно читаемы, а их содержание нередко требует последующих уточнений и дополнений. Подводя итоги практического занятия, отмечаются основные моменты и особенности проведения судебно-медицинского исследования трупа.

Таким образом, опыт нашего взаимодействия с ФГКОУ ВО «Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя» в подготовке кадров свидетельствует о необходимости его продолжения и совершенствования с целью повышения уровня знаний по судебной медицине будущих сотрудников правоохранительных органов.

Кроме практических занятий по судебно-медицинскому исследованию трупа, считаем целесообразным проведение специальных выездных занятий по осмотру места происшествия, что будет способствовать освоению курсантами навыков практической работы и избегать шаблонных фраз и выражений при оформлении соответствующих документов.

Необходимо повышать уровень сотрудничества между структурными подразделениями судебно-медицинской службы и органами внутренних дел на местах для улучшения качества экспертиз и эффективности следственно-оперативных действий.

Список литературы

1. Гурочкин Ю.Д. О необходимости создания кафедры судебной медицины по квалификации и переквалификации преподавателей в высших учебных заведениях системы МВД РФ // Альманах судебной медицины. № 1. 2003. Том 4, Ст. 5 С. 7.

2. Ермолин А.В. Проблемы взаимодействия судебно-медицинской службы Московской области с территориальными представителями правоохранительных органов. Судебно-медицинская наука и практика. - Материалы научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Впуск 8. Москва, 2013. С. 34-35.

3. Ермолин А.В. Организация взаимодействия судебно-медицинской службы Московской области с внешними партнерами. Актуальные проблемы судебной медицины и медицинского права. - Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (23-24 апреля 2014 г.). Суздаль, 2014. С. 147-148.

4. Клевно В.А. Состояние и перспективы развития судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации // Проблемы экспертизы в медицине. Том 6. № 2 (22). 2006. С. 66-67.

5. Клевно В.А., Буромский И.В. Состояние и перспективы подготовки кадров для учреждений судебно-медицинской экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. № 4. 2007. С. 45-50.

6. Клевно В.А. Актуальные вопросы проведения судебно-медицинских экспертиз в Московской области // Задачи и пути совершенствования судебно-медицинской науки и экспертной практики в современных условиях: Труды VII Всероссийского съезда судебных медиков, 21-24 октября 2013 года, Москва / под общ. ред. д.м.н. А.В.Ковалева. М.: Издательство «Голден-Би», 2013. Том 1. С. 103-106.

7. Клочков В.В. О курсе судебной медицины в юридических вузах // Правоведение. № 4. 1983. С. 67-69.

8. Петров В.П. Вопросы преподавания судебной медицины на юридических факультетах // Правоведение. № 4. 1983. С. 70-71.

9. Попов В.А., Ягмуров О.Д. Некоторые общие проблемы участия кафедры судебной медицины в формировании современного врача // Судебно-медицинская экспертиза. № 3. 2013. С. 61-64.

Reference list

1. Gurochkin Yu. About necessity of creation of the Chair of forensic medicine on qualification and retraining of educators in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Almanac of Forensic Medicine. №1. 2003. Volume 4, Art. 5. P.7.

2. Ermolin A. Issues of interaction of the forensic medical service of the Moscow region with the regional law enforcement agencies. Medical-forensic science and practice. - Proceedings of scientific-practical conference of young scientists and specialists. Number 8. Moscow, 2013. P. 34-35.

3. Ermolin A. Organization of interaction of the medical-forensic service of the Moscow region with external partners. Topical issues of forensic medicine and medical law. Proceedings of the interregional scientific-practical conference with international participation (23rd -24th of April, 2014). Suzdal', 2014. P. 147-148.

4. Klevno V. The state and prospects of development of medical evidence in court in the Russian Federation // Issues of expertise in medicine. Volume 6. № 2 (22). 2006. P. 66-67.

5. Klevno V., Buromskiy I. Status and prospects of training for institutions of medical evidence in court // Theory and practice of expert testimony in court. №4. 2007. P. 45-50.

6. Klevno V. Topical issues of medical evidences in court in Moscow region // Issues and ways of improvement of medical-forensic science and expert practice in modern conditions: Proceedings of the VII all-Russian Congress of forensic, 21st -24th of October, 2013, Moscow / Under the general editorship of PhD in Medicine A. Kovalev. M.: Publishing House "Golden Bee", 2013. Volume 1. P. 103-106.

7. Klochkov V. About the course of forensic medicine in law higher education institutions // Law. № 4. 1983. P. 67-69.

8. Petrov V. The teaching of forensic medicine at faculties of law // Jurisprudence. № 4. 1983. P.70-71.

9. Popov V., YagmurovO. Some common issues of participation of the Chair of forensic medicine in the formation of a modern doctor / Medical Evidence in Court. № 3. 2013. P. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.