Научная статья на тему 'Вызовы, стоящие перед сельским туризмом в настоящее время'

Вызовы, стоящие перед сельским туризмом в настоящее время Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА / ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО С ТУРОПЕРАТОРАМИ / ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ / RURAL TOURISM / CULTURAL TRADITIONS / FOLK ARTS AND CRAFTS / PROBLEMS OF RURAL TOURISM SECTOR / ALTAI KRAI / ALTAI REPUBLIC / COOPERATION BETWEEN TRAVEL OPERATORS / EUROPEAN EXPERIENCES OF MANAGING RURAL TOURISM SECTOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пантюхина С. В.

Охарактеризован ряд проблем, препятствующих устойчивому динамичному развитию сферы современного отечественного сельского туризма. Автор, основываясь на соб-ственном опыте работы в нескольких сельских поселениях Алтайского края и Республики Алтай (Россия), излагает предложения по поддержке этого сектора туристской индустрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES FOR RURAL TOURISM AT THE PRESENT DAY

The article reviews problems that retard dynamic and stable development of the today’s Russian rural tourism sector. The author based on her own experience of work in several rural territories of Altai Krai and the Altai Republic (Russia) and outlines her own proposes concerning support of this branch of touristic business.

Текст научной работы на тему «Вызовы, стоящие перед сельским туризмом в настоящее время»

6. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 159 с.

7. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж : учеб. пособие. -Москва : Кнорус, 2007. - 115 с.

Elena V. Kolmaier, Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

ck_tourism@mail.ru

Olga V. Doronina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

ck_tourism@mail.ru

PROGRAM OF CLIENTS' LOYALTY AND PECULIARITIES OF ITS ELABORATION IN TOURISM SECTOR

Abstract. The paper clarifies specifics of a touristic organization clients' loyalty programs, reviews a set of methods of its assessment its effectiveness. The authors offer several marketing measures aimed at elaboration of programs for clients' loyalty to operator of touristic services.

Keywords: tourism, touristic services market, a client's loyalty, a client's loyalty programs, touristic services, effectiveness of an operator of touristic services activity.

УДК 338.482.22(571.150-22+571.151-22)

С. В. Пантюхина, менеджер Туристическая компания «Арго» (Барнаул, Россия)

ja33@yandex.ru

ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СЕЛЬСКИМ ТУРИЗМОМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация. Охарактеризован ряд проблем, препятствующих устойчивому динамичному развитию сферы современного отечественного сельского туризма. Автор, основываясь на собственном опыте работы в нескольких сельских поселениях Алтайского края и Республики Алтай (Россия), излагает предложения по поддержке этого сектора туристской индустрии.

Ключевые слова: сельский туризм, культурные традиции, народные ремёсла, проблемы сельского туризма, Алтайский край, Республика Алтай, сотрудничество с туроператорами, опыт организации сельского туризма в европейских странах.

О сельском туризме сегодня говорят достаточно на многих коммуникационных уровнях: жители сельских поселений, путешественники, студенты и преподаватели вузов, учёные, чиновники разного уровня, бизнесмены. Есть регионы, где сельский туризм стал реальным инструментом, уже сыгравшим свою роль в развитии сельских поселений.

Поскольку до сих пор нет официально принятого определения сельского туризма, каждый исследователь так или иначе модифицирует это под себя и цели своей исследовательской работы. Так, например, Уланов Д. А. в своей статье приводит пример «общепринятого в мире определения», которое говорит, что «сельский туризм (агротуризм) - это путешествия граждан с постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания» [1, c. 455].

В 2014-2016 году на территории пяти субъектов РФ был реализован проект «Искры надежд для российских деревень», главным исполнителем которого стал экоцентр «Заповедники» (Москва). В рамках данного проекта экспертный состав сформулировал своё определение сельского туризма, которое, возможно, звучит не так «научно», зато более понятно для сельских

жителей, чётче отражает суть: «сельский туризм включает в себя широкий спектр мероприятий, услуг, достопримечательностей, производимых и/или используемых фермерами и/или сельскими жителями для привлечения на свою территорию туристов и последующей работы с ними с целью получения дополнительного источника дохода для своей семьи».

Из вышесказанной вводной информации уже видна одна из проблем, которая существенно замедляет развитие отрасли: это отсутствие чёткого понимания, что же такое сельский туризм, в том числе у людей, формулирующих законодательную базу. Как следствие, нет осознания высокой степени эффективности сельского туризма как инструмента для решения многих комплексных задач и серьёзных проблем, которые сегодня стоят как перед конкретными жителями сельских поселений, так и перед сельскими поселениями как типом муниципального образования. Понятие «сельский туризм» отсутствует в законодательной базе РФ, но встречается в постановлениях и целевых программах регионального и муниципального уровней, но снова без чёткого понимания сути феномена. Следовательно, мы имеем ситуацию, когда развитие сельского туризма идёт стихийно. С инициативой зачастую выступают местные жители, причём чаще всего переехавшие из городов. Дальнейшая скорость, качество и особенность развития сельского туризма в конкретном поселении зависит от ряда факторов: отношения муниципальной, районной и (в меньшей степени) региональной власти, определённых «традиций и устоев» этого поселения, наличия или отсутствия единомышленников, а также личных качеств инициаторов. Всё это не позволяет делать адекватные прогнозы развития отрасли.

Достаточно сложно оценить реальное положение дел в силу того, что отсутствуют адекватные статистические данные, а также нет «научных данных, позволяющих прогнозировать развитие рынка в сфере сельского туризма и влиять на туристскую деятельность» [2, с. 8]. Когда исследователи пытаются сформулировать общую картину развития сельского туризма в России - она получается нечёткой, не отражает специфику, а также причинно-следственные закономерности развития сельского туризма в конкретном регионе. Наша страна имеет огромные размеры, и регионы отличаются друг от друга кардинально, поэтому и развитие отрасли идёт весьма специфично, хотя и имеет ряд общих тенденций.

Так, например, в Республике Алтай огромное влияние на развитие сельского туризма оказал ряд определённых факторов. Во-первых, это наличие многолетней «истории развития туризма», устойчивая репутация региона как популярной туристической дестинации, в том числе для экстремальных туристов; привлекательные уникальные природные ресурсы. Однако мощный стимул развитию именно сельского туризма дали проекты, направленные на поддержку коренных малочисленных народов Алтая, где сельский туризм рассматривался как один из эффективных инструментов поддержки благосостояния местных жителей при сохранении традиционных видов деятельности и традиционного уклада жизни. В регионе были реализованы крупные проекты при поддержке WWF, UNESCO, фонда City по сохранению биоразнообразия экорегиона, устойчивому развитию территории, а далее эти инициативы были подхвачены местными НКО. Программа «Школа Агротуризма и народных ремёсел» охватила практически все сёла республики семинарами и практическими мастер-классами.

В соседнем регионе - Алтайском крае - другие акценты и инструментарий развития отрасли. Здесь не было такой мощной поддержки со стороны крупных фондов и общественных организаций, как в Республике Алтай, но с 2009 по 2012 год в крае действовала ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма» с выделенным финансированием, инициированная губернатором края. С 2014 года действует программа «Развитие туризма в Алтайском крае». Безусловно, это положительный тренд, однако бюджет таких программ ничтожен и позволят поддержать очень ограниченное число практиков, не содействуя системному развитию. В крае создан и действует Алтайтурцентр, государственное бюджетное учреждение, среди задач которого -продвижение Алтайского края как привлекательной туристической дестинации под единым брэндом «Алтай всё настоящее», проведение массовых мероприятий (событийный туризм). У данной организации нет задачи заниматься непосредственно развитием сельского туризма, но мощная популяризация края как туристического региона, в том числе помогает и объектам сельского туризма, постепенно включая их в общую инфраструктуру туротрасли. Инициатива по созданию в Алтайском крае Ассоциации «Крестьянское гостеприимство» (2014 год) могла бы стать мощным

толчком для развития сельского туризма, но в силу ряда причин (в частности, отсутствия среди учредителей Ассоциации сильного общественника, и, соответственно, чёткого стратегического понимания, какие цели и задачи должна ставить перед собой такая общественная организация), пока не позволяет этому инструменту работать в полную силу.

Чтобы работать над развитием отрасли, необходимо чётко видеть и знать «изнутри» закономерности развития - общие и частные, сравнивать, анализировать, выводить общие тенденции и критерии успешного развития, изучить «успешный опыт» других стран, а также уметь представить информацию как сельским жителям, так и госслужащим. Но кто может взять на себя эти задачи?

Подготовка специалистов для работы в сфере сельского туризма пока оставляет желать лучшего. Причины созвучны с теми, что уже указаны выше: отсутствие среди обучающих опытных экспертов. Несколько профессиональных экспертов-практиков, работающих в общественном секторе, однако есть: Михаил Тестов (Архангельская область), Светлана Шилова (Республика Алтай), Светлана Копы лова (Краснодарский край), Вячеслав Мерлушкин и Светлана Пантюхина (Алтайский край), Ива Лебедева (Московская область).

Отсутствие адекватной и лояльной законодательной базы на всех уровнях вынуждает начинающих предпринимателей в сфере сельского туризма либо оставаться «в тени», поскольку осилить налоги наравне с другими видами бизнеса владельцам малых гостевых домов в сельской местности не представляется возможным, либо и вовсе отказываться от идеи начать свой собственный бизнес. Там, где туристический поток значительный и многие объекты сельского туризма, по сути, стали полноправными партнёрами туристической отрасли (например, Республика Алтай) - многие гостевые дома зарегистрированы и работают «официально».

Во многих странах для участников сельского туризма есть законодательно закреплённые налоговые послабления при адекватных требованиях к качеству услуг. Так, «в Венгрии у хозяина, принимающего отдыхающих, доходы от 10 кроватей не облагаются налогом; в Румынии рассматривается вопрос об освобождении от налогов таких хозяев в течение 15 лет; в Австрии крестьяне, которые занимаются приемом гостей, имеют льготы по налогообложению уже в течение 40 лет; в Польше не облагаются налогом доходы от предоставления туристам не более 5 комнат для проживания и питания» [1, с. 456]. Существуют и другие виды поддержки отрасли, например, в виде бесплатного продвижения гостевых домов в интернете на официальных сайтах муниципалитетов, льготного или бесплатного участия в профильных выставках и фестивалях, событийные мероприятия с участием представителей сельского туризма.

Лоббирование интересов отрасли могут проводить профильные ассоциации, такие, например, как ассоциация владельцев гостевых домов «Крестьянское гостеприимство» (Алтайский край, 2014 год создания). В состав ассоциации в качестве учредителей вошли владельцы замечательных и востребованных объектов сельского туризма, однако все они чрезмерно заняты на своих усадьбах и вести параллельно общественную деятельность для них очень сложно. Есть подобные общественные объединения в других регионах страны, но между собой ассоциации не взаимодействуют и не представляют/не защищают свои интересы на более высоких уровнях, хотя единичные попытки время от времени предпринимаются. Общероссийская ассоциация содействия развитию агротуризма «АгроТуризм Ассоциация» также имеет ряд серьёзных сложностей разного плана, начиная с оплаты работы сотрудников, мотивирования к активной работе региональных объединений и полноправного участия в международных профильных ассоциациях.

Отсутствие официальных стандартов и нормативов, принятых с учётом специфики малых гостевых домов в селе, безусловно, не способствует повышению качества предоставляемых услуг и развитию отрасли в целом. Отсутствие классификации средств размещения, зачастую недостаточная благоустроенность сельских гостевых домов, отсутствие достоверной информации об объекте размещения, несоответствие качества предоставляемых услуг и цены приводит к разочарованиям и испорченному отдыху.

При этом важно видеть и «оборотную сторону», то есть нормы и правила поведения туристов при отдыхе в сельских гостевых домах. К огромному сожалению, многие популярные среди туристов районы превратились в места злачного отдыха, с употреблением алкоголя и громкой

музыки - в последние годы это приобрело масштабные размеры и стало серьёзной проблемой. Сельский туризм отличается от массового тем, что предполагает «тихий, экологический» отдых, с минимальной антропогенной нагрузкой на природную территорию. И это правило должно неукоснительно соблюдаться, даже если это снижает прибыльность. В противном случае территория через какое-то время теряет свою привлекательность и уникальность и обесценивается.

Как показывает опыт успешных в развитии сельского туризма стран, основной «изюминкой», привлекающей туристов, является опора на местные традиции: во внешнем виде поселений, в обустройстве гостевых домов, в гастрономии, в одежде, в сувенирах, в мероприятиях. При этом, местные жители зачастую остаются верны традициям «для себя», а не для туристов, тем самым обеспечивая знакомство с «настоящей, живой» традицией, а не «показушной». В ряде стран государство активно поддерживает деятельность, основанную на национальных традициях. Так, например, в Чехии есть программа «Носители традиций», учреждённая и поддерживаемая министерством культуры. Разработаны чёткие критерии «традиционности». Если человек/семья владеет традиционным ремеслом, способ производства и изделия соответствуют установленным критериям, то им присваивается звание «носитель традиций» и на мастерской/доме размещается соответствующий знак. Такой знак служит гарантом качества и все знают, что именно здесь можно познакомиться с традиционным ремеслом, а также купить настоящую аутентичную продукцию. Помимо поиска мастеров, работающих «в традиции», сотрудники программы поддерживают сайт, продвигающий на уровне страны и мира мастеров и их изделия. Регулярно проводятся ярмарки, где мастера - «носители традиций» - представлены особо.

У нас во многих регионах сельские жители сами давно забыли о своих традициях, не понимают их ценности, стараются «быть современными» вместо того, чтобы быть «этнографичными», «настоящими». Для исправления ситуации может быть полезным взаимодействие ассоциаций сельского туризма и региональных отделений Российского фольклорного союза.

Среди сложностей «социального ряда» можно отметить слабые традиции кооперации местных жителей между собой, хотя есть регионы (Архангельская область, например), где кооперация жителей высока и даёт заметный положительный эффект. Для сельского туризма умение совместно работать, кооперироваться для достижения «красивого» общего результата - совершенно обязательное требование.

Из неумения кооперироваться, узости знаний и образа мышления растёт еще одна проблема: услуги в сельском туризме часто однотипны и набор их ограничен: проживание, питание, баня, беседка/мангал, иногда прокат коней, продажа сувениров. За пределами внимания остаются такие перспективные направления, как экотропы, велотропы, прокат инвентаря для активного отдыха, в целом во многих сёлах нет мест для прогулок отдыхающих, отсутствуют обустроенные детские площадки. Сами предприниматели объясняют это тем, что они не смогут получить прибыть непосредственно с таких объектов, и помимо того, что такой объект нужно построить, далее его необходимо регулярно обслуживать. Брать на баланс такие объекты муниципалитет тоже не хочет (хотя положительные примеры есть, например, в Архангельской области).

Серьёзные препятствия в развитии сельского туризма вызваны проблемами инфраструктурного плана: до многих сёл невозможно добраться из-за отсутствия общественного транспорта, плохого качества дорог. Далеко не везде есть возможность получить медицинскую помощь. В тех поселениях, где сельский туризм развивается успешно, резко встаёт проблема утилизации бытовых отходов. Да и в целом внешний вид поселения имеет значение: в Алтайском крае и Республике Алтай общий внешний вид и обустроенность сельских населённых пунктов чаще неудовлетворительна.

Разрозненность информации об имеющихся на территории объектах и услугах, невозможность легко и быстро спланировать свой маршрут также отпугивают туристов. При этом туроператоры, которые могут выполнять функцию создания маршрутов, формирования групп, неохотно сотрудничают с объектами сельского туризма. Причины неактивного сотрудничества туроператоров с объектами сельского туризма раскрывает в интервью автору статьи Ирина Слесарева, директор туристической компании «Арго»:

- сельские дома зачастую не оформлены, нет юридического статуса;

— сельский гостевой дом - это микробизнес, то есть мы можем там разместить только маленькие группы, а мы, как правило, работаем с группами большего размера. Можно задействовать несколько гостевых домов, но тут возникает другой вопрос: поскольку нет стандартов и дома не классифицированы, мы не можем гарантированно обеспечить туристам одинаковые условия проживания;

— важный момент - содержательная наполненность отдыха: нужны экскурсии, мастер-классы, программы для детей. К счастью, здесь уже есть успешные примеры сотрудничества:

— мы работаем с фольклорным ансамблем «Соловушки» из Сибирячихи, возим туристов на сыроварню «3А» к Кокориным, посещаем сельский музей в Солонешном. Кстати, иностранные туристы едут для знакомства с традицией и культурой, общением с местными людьми, им интересно прикоснуться к местному колориту. И в этом плане именно объекты сельского туризма имеют огромный потенциал».

Резюмируем: вызовы, стоящие перед сельским туризмом, можно условно разделить на две группы на основании того, какие из них уже сейчас самостоятельно могут решить жители сёл -«внутренние вызовы», и так называемые «внешние вызовы», решение которых выходит за пределы поселений.

К группе «внешних вызовов», пожалуй, можно отнести:

— отсутствие чёткой стратегии на всех уровнях власти, отсутствие адекватной законодательной базы и системного подхода к развитию отрасли;

— отсутствие реальных статистических данных о развитии отрасли,

— отсутствие грамотных кадров и системы подготовки специалистов для работы в сельском туризме в частности и в целом на развитие сельских территорий;

— стремление молодёжи уехать из сельской местности;

— отсутствие государственной поддержки традиционной культуры, ремёсел, образа жизни, отсутствие поддержки сельских музеев, библиотек;

— дефицитные бюджеты сельских поселений, не позволяющие содержать инфраструктуру в порядке;

— централизация налогов, демотивирующая местные сообщества развивать бизнес в своих сёлах.

Среди «внутренних вызовов» можно указать следующие:

— нежелание жителей кооперироваться, работать в партнёрстве, инициировать общие проекты, беречь свои сёла;

— пассивная жизненная позиция: нежелание учиться, развиваться, расширять кругозор;

— незнание истории, культуры, традиций своей территории.

Считаю, для того, чтобы отрасль развивалась, необходимы:

1. Чёткая стратегия развития отрасли, хотя бы на уровне региона, с ясным пониманием, что, собственно, такое - сельский туризм.

2. Создание «особых дифференцированных» условий для предпринимателей в сфере сельского туризма (налоговые льготы), классификация объектов сельского туризма, реально выполнимые стандарты качества.

3. Государственная поддержка в виде грантов или в виде целевого финансирования на восстановление инфраструктуры в тех сёлах, где жители активно включаются в работу в сфере сельского туризма. Поддержка инициативных групп сельских жителей и их проектов.

4. Программы поддержки традиционного фольклора и ремёсел, а также людей, которые оказывают услуги в сельском туризме на основе местных традиций, кухни, фольклора.

5. Восстановление и поддержка исторических, культурных, этнографических объектов, поддержка сельских музеев. Сельские музеи, дома культуры - важный ресурс, они могут быть опорными точками для общения местных жителей между собой, а также для проведения различных мероприятий для туристов.

6. Поиск и обучение общественных лидеров, которые, в свою очередь, будут поддерживать общественные деревенские инициативы, помогать начинающим предпринимателям, обучать их, служить «мостиком» между правительством и местными жителями, между практиками и

разработчиками законодательства. Возможно, в тех регионах, где сельский туризм имеет особо хорошие перспективы, стоит взять одного-двух профессиональных экспертов-практиков на оплачиваемой основе на уровне региона, как вариант - временно на период становления отрасли. При этом обучение должно быть не формальным, «ради корочек», а реальным, к обучению совершенно необходимо привлекать уже зарекомендовавших себя экспертов-практиков.

7. Необходимы стажировки для местных жителей и студентов профильных вузов, которые выбирают для исследования сферу сельского туризма, изучение опыта успешных регионов и стран, популяризация данного опыта повсеместно, в том числе с помощью СМИ.

8. Поддержка деятельности профильных региональных ассоциаций, взаимодействующих между собой, а также с экспертами по развитию сельского туризма и сельских территорий.

9. Популяризация ценности здорового питания, отдыха в деревне, традиционной кухни, поддержка интереса к местной традиции, «мода на традицию» в разных её проявлениях (кухня, ко -стюм, быт), в том числе в виде системной социальной рекламы.

В заключение хочу добавить мысль, которая сформулировалась после стажировки по изучению сельского туризма в Чехии и Словакии и которая со временем крепнет: главная задача там, которой посвящена активная многолетняя деятельность организаций (органов местной власти, общественных инициативных групп) - это даже не развитие туризма как такового, а стремление к тому, чтобы сельские поселения становились всё более привлекательным местом для жизни, не уступали городу ни набором социальных услуг, ни качеством инфраструктуры. А сельский туризм и малое экологическое производство как ничто другое подходят для решения этой задачи, создавая рабочие места, обеспечивая приток финансов в сёла, заставляя людей объединяться, а далее, при поддержке власти, жители в целом начинают вести более активный образ жизни.

Список литературы

1. Уланов, Д. А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой учёный. - 2013. - № 6. - С. 455-459 ; То же [Электронный ресурс] / Научный журнал «Молодой учёный». -Электрон. дан. - Казань, 2008-2018. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/53/7225/ (дата обращения: 15.03.2018).

2. Андреева, Н. П. Сельский туризм - перспективное направление в развитии поселений: метод. реком. - Москва : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. - 108 с. ; То же [Электронный ресурс] / ФГБ-НУ «Росинформагротех». - Электрон. дан. - пос. Правдинский Моск. обл., 2005-2017. - Режим доступа : http://www.rosinformagrotech.ru/sites/default/files/files/Selskiy_turizm-2015.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

Svetlana V. Pantiukhina, Manager "Argo", Travel Agency (Barnaul, Russia)

ja33@yandex.ru

CHALLENGES FOR RURAL TOURISM AT THE PRESENT DAY

Abstract. The article reviews problems that retard dynamic and stable development of the today's Russian rural tourism sector. The author based on her own experience of work in several rural territories of Altai Krai and the Altai Republic (Russia) and outlines her own proposes concerning support of this branch of touristic business.

Keywords: rural tourism, cultural traditions, folk arts and crafts, problems of rural tourism sector, Altai Krai, the Altai Republic, cooperation between travel operators, European experiences of managing rural tourism sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.