Научная статья на тему 'Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект'

Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3171
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИРТАУЛИЗАЦИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / DIGITALIZATION / VALUE-SEMANTIC BASIS / CULTURE / NEW COMPETENCIES / VIRTUALIZATION / NEW TECHNOLOGY / IDENTIFICATION / EXPERTISE / HUMAN EXPERTISE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисенкова А. А.

В статье акцентируется внимание на происходящих в современном обществе процессах цифровизации, их влиянии на ценностно-смысловое содержание культуры. Анализируется программный подход в развитии цифрового общества в России с обоснованием необходимости постоянной гуманитарной экспертизы данных явлений. Раскрываются особенности и специфические черты цифровых технологий, затрагивающих все аспекты жизни человека, изменяющие его привычки, способы коммуникации, социализации и идентификации, оказывающие влияние на языковые практики и трансформирующие всю ценностно-смысловую парадигму современного общества. Данные изменения предъявляют новые требования к компетенциям современного человека и выводят на первый план его способности к поиску нестандартных решений в условиях многозадачности, нелинейности и бесконечности информации. В связи с этим цифровизация может служить общей методологической базой для создания нового междисциплинарного подхода, интегрирующего гуманитарные и естественнонаучные знания и формирующего методологическую базу для надотраслевых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the processes of digitalization taking place in modern society, their impact on the value-semantic content of culture. The program approach to the development of digital society in Russia with the justification of the need for constant humanitarian expertise of these phenomena is analyzed. The author reveals the peculiarities and specific features of digital technologies affecting all aspects of human life, changing ones habits, ways of communication, socialization, and identification, influencing language practices and transforming the entire value-semantic paradigm of modern society. Sociocultural challenges generated by the development and introduction of new digital technologies (such as openness, change of consumer habits, the emergence of network multiculturalism, interaction with artificial intelligence, change of language practices and formats of intercultural communication) impose new requirements on the competencies of the modern human and bring to the forefront ones ability to find innovative solutions in a multitasking, nonlinearity, and infinity of information. The most significant properties of a person are skills of working with different platforms, formats and big data, ability to separate necessary, multichannel perception and translation of information. All these processes require further analysis and inclusion in the scientific discourse of the humanitarian sphere; digitalization can serve as a General methodological basis in this regard. The basis for the creation of a new interdisciplinary approach integrating the humanities and natural sciences knowledge and forming a methodological base for super-sectoral study of these processes.

Текст научной работы на тему «Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект»

DOI: 10.15643/libartrus-2018.3.4

Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект

© А. А. Лисенкова

Пермский государственный институт культуры Россия, 614000 г. Пермь,улица Газеты «Звезда», 18.

Email: [email protected]

В статье акцентируется внимание на происходящих в современном обществе процессах цифровизации, их влиянии на ценностно-смысловое содержание культуры. Анализируется программный подход в развитии цифрового общества в России с обоснованием необходимости постоянной гуманитарной экспертизы данных явлений. Раскрываются особенности и специфические черты цифровых технологий, затрагивающих все аспекты жизни человека, изменяющие его привычки, способы коммуникации, социализации и идентификации, оказывающие влияние на языковые практики и трансформирующие всю ценностно-смысловую парадигму современного общества. Данные изменения предъявляют новые требования к компетенциям современного человека и выводят на первый план его способности к поиску нестандартных решений в условиях многозадачности, нелинейности и бесконечности информации. В связи с этим цифровизация может служить общей методологической базой для создания нового междисциплинарного подхода, интегрирующего гуманитарные и естественнонаучные знания и формирующего методологическую базу для надотраслевых исследований

Ключевые слова: цифровизация, ценностно-смысловое основание культуры, новые компетенции, виртаулизация, новые технологии, идентификация, компетенции, гуманитарная экспертиза.

В современных условиях развития цифрового общества в мире, повсеместной интеграции и межкультурной коммуникации все более остро встает вопрос о последствиях развития данных процессов. Кардинальная смена практик социализации, идентификации, коммуникации позволяет говорить о существенных социокультурных изменениях, а развитие и внедрение новых технологий оказывают непосредственное влияние на общество и на культуру в целом. Цифровизация, с одной стороны, выступает объединяющим и интегрирующим началом, с другой - вызывает еще большие разломы в обществе и порождает новые формы неравенства и сегрегации. В связи с этим необходима всесторонняя гуманитарная экспертиза процессов и эффектов цифровизации. Сегодня специалисты в различных областях прогнозируют резкое увеличение вызовов и угроз, связанных с внедрением цифровых технологий, и конечно, этим процессам уделяется в современной повестке большое внимание. Так, например, специалисты Международного экспертного совета, функционирующего в рамках Давосского форума, в 2015 г. выделили более 20 событий, прогнозируемых до 2025 г., способных оказать существенное влияние на жизнь общества. Среди наиболее значимых следует отметить события, связанные с развитием интернета вещей (IoT): 10% людей будут использовать одежду, подключенную к сети интернет, 10% очков для чтения будут также подключены к глобальной Сети, более 50% интернет-трафика будет обеспечиваться мобильными приложениями (в т.ч. «умный дом» и «умный город»); облачных технологий: 90% людей на планете будут иметь возможность неограниченного бесплатного облачного хранения данных, 90% людей будут иметь

смартфоны и постоянный доступ в интернет; развитие SD-печати: органы человека, автомобили, дома, потребительские товары и др.; роботизация многих процессов; развитие искусственного интеллекта и многое другое [8, с. 16]. Все эти аспекты будут оказывать колоссальное влияние на перераспределение рынков рабочей силы, востребованность специалистов IT отраслей и людей с более высокой креативностью и цифровой грамотностью (сегодня в мире на производстве трудятся более 1800 000 роботов [5, с. 48]). Несмотря на то, что Российская Федерация, по мнению специалистов Всемирного экономического форума, занимает сегодня 41 место в рейтинге по готовности к цифровой экономике [4], тем не менее необходимо продвигаться вперед, т.к. данные явления необратимы и для Российской Федерации. Понимая эти тенденции, сегодня на всех уровнях предпринимаются масштабные меры по цифровизации различных сфер российского общества, в связи с тем, что данные тенденции являются определяющими востребованность и конкурентоспособность страны на мировой арене на многие годы.

Так, в 2017 г. была разработана и принята «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1], в которой нашли свое отражение наиболее существенные положения модернизации и просвещения, формирования пространства знаний и обеспечения безопасности, информационного суверенитета и цифровой грамотности с целью сохранения идентичности, ценностно-смыслового содержания российской культуры в рамках формирования новых подходов и компетенций конкурентной среды. В этом же году была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой описаны механизмы и прикладные аспекты цифровизации российского общества, в т.ч. формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, формирование образовательной среды и развитие кадрового потенциала, создание технических заделов и научно-исследовательских компетенций, информационная прозрачность и кибербезопасность, развитие «умных городов» и цифровой медицины. Для решения поставленных задач и управления реализацией данной программы было создано АНО «Цифровая экономика» [6], которому переданы полномочия по созданию рабочих групп и центров компетенций по направлениям программы, механизмы взаимодействия с бизнесом и научным сообществом.

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] поставлены амбициозные цели, указаны измеримые и конкретные результаты их достижения. Так, например, к 2025 г. российские вузы должны выпускать не менее 120 тыс. специалистов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, 40% всего населения РФ должны будут обладать цифровыми навыками, количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) должно превысить 30 единиц, а участие российских организаций в крупных проектах (объемом не менее 3 млн. долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в рамках цифровой экономики должно превысить 10 единиц. Данный вектор развития российского общества представляет чрезвычайный интерес для исследователей в области гуманитарного знания, т.к. подобные изменения в развитии государства оказывают влияние на все сферы повседневной жизни человека, трансформируют способы коммуникации, профессионализации, социализации и идентификации. Тем не менее необходимо отметить, что во всех программных документах остаются нерешенными вопросы, связанные с постоянной гуманитарной экспертизой эффектов, связанных с развитием цифровой экономики, вопросы вовлеченности научно-экспертного сообщества в прогнозирование и оценку последствий развития новых технологий и их влияния на общество и культуру в целом.

Сегодня мы наблюдаем тенденцию консолидации всех центров развития новых подходов и компетенций вокруг 16 столичных вузов, в рамках которых создан проект «Современная цифровая образовательная среда России» [3]. Целью данного проекта ставится расширение возможностей для непрерывного образования и создания единого цифрового информационного пространства, а также создании on-line курсов для широких групп лиц, заинтересованных в дополнительных навыках (так называемых soft skills). Данные меры должны привести к увеличению освоивших новые образовательные программы в области цифровых технологий к 2025 г. до 11 млн. человек (что составляет 10% взрослого населения страны). Таким образом, мы видим, что остается нерешенной проблема цифрового неравенства и доступности новых знаний в удаленных регионах, регионах с низкой плотностью населения там, где отсутствуют крупные образовательные центры и до сих пор остается недостаточным доступ к информационно-коммуникационным технологиям. И еще один существенный фактор, которому авторы программ не уделяют достаточного внимания - какие изменения вызовут данные процессы в обществе, с чем столкнется современный человек в отношении социокультурных эффектов внедрения новых цифровых технологий.

Наиболее интересным в этом отношении видится подход профессора Г. Л. Тульчинского, касающийся вопросов систематизации знаний, практик разработки экспертизы и реализации проектов, связанных с преобразованием реальности и социализацией личности под влиянием цифровых технологий. Г. Л. Тульчинский вводит понятие социокультурного инжениринга [7] как отдельного вида интегрированного, междисциплинарного научного подхода, направленного на научную-экспертную рефлексию, прогнозирование и создание на этой основе новых актуальных образовательных программ.

Очевидно, что изменение технологий оказывает непосредственное влияние на различные сферы жизни общества. Так, с точки зрения государства благодаря цифровизации создаются новые условия развития промышленности, улучшения инвестиционного климата, развития конкуренции, изменяются форматы производства и потребления, трансформируется привычная инфраструктура, высвобождаются ресурсы и происходит стимулирование перераспределения рабочей силы, порождающее новые требования к базовым компетенциям специалистов на рынке труда. Для общества эти изменения влекут смену культуры поведения и коммуникаций, способы восприятия и способы мышления, профессионализацию и требование к образовательным технологиям, трансформируют мировоззрение и поколенческие привычки. Данные явления также оказывают влияние и на самого человека, изменяя процессы идентификации, социализации и персонификации, предъявляя новые требования к креативности и способности к риску, изменяя когнитивные функции и формируя новые запросы на развитие эмоционального интеллекта. Таким образом развитие новых технологий и все большая конкуренция, открытость, межкультурная интеграция, смещение границ виртуального и реального, новые форматы коммуникации и социализации способствуют изменению всего ценностно-смыслового содержания культуры.

Под влиянием глобализационных процессов в современном мире цифровые технологии распространяются мгновенно, сегодня мы уже можем говорить о целых индустриях, связанных с этими явлениями, требующими детального экспертного анализа - это развитие IoT («интернет вещей», сбор данных, автоматизация производства); управление большими данными (транзакции, инф. в Сети, IP-камеры, IP-телефония, логины, геолокации); когнитивные

технологии (самообучение, искусственный интеллект и машинное обучение, нейросети, семантические поля и сети); развитие рынка виртуальных валют (криптовалюты, биткойн, WebMoney, Яндекс-деньги); краудсорсинг (совместные информационные платформы), ше-ринг экономика (совместное потребление) и пиринговые сети (распространение данных, трекеры); развитие мобильного интернета; передовая робототехника и автономный транспорт; виртуальная реальность и дополненная реальность; передовые технологии производства и SD-печать; кибербезопасность; новые источники энергии и технологии; передовые материалы, биотехнологии и геномика и др. Эти аспекты оказывают не только непосредственное влияние на все сферы жизни человека, но и порождают новые социокультурные вызовы современной эпохи. Среди наиболее очевидных необходимо отметить:

1. Открытость всех данных и уход от анонимности: технологии блокчеин, Big Data, неиросетевое программирование, семантическое программирование, искусственный интеллект, облачные технологии и цифровые следы, Face ID от Apple. Создают условия для развития новых возможностеи манипулирования и мобилизации.

2. Изменение потребительских привычек: Pay-сервисы и кошельки, бесконтактные технологии распознавания лиц, совместное потребление (Sharing economy), временный обмен вещами. (За последние 2 года суммарный объем рынка ключевых sharing-серви-сов в Москве увеличился в 3 раза). Оказывают непосредственное влияние не только на изменение способов транзакции, но и на перераспределение времени в сферах досуга и развлечении.

3. Повседневное взаимодеиствие с искусственным интеллектом и машинным обучением: (голосовые помощники: Алиса, Siri, Alpha Go, обучается совместно с внешнеи средои (обучение с подкреплением)). Благодаря данным технологиям происходит смена форматов и способов обучения.

4. Появление сетевых мультиличностеи: (Я-один перестает существовать, создаются многопользовательские миры и фэндомные сообщества). Влечет за собои трансформацию способов социализации и идентификации.

5. Сокращение дистанции межкультурных связеи: цифровои мультикультурализм. (например, сервис Brainly оказывает помощь в обучении 80 млн. пользователем). Данные технологии стимулируют процессы межкультурнои коммуникации и интеграции.

6. Трансформация языковых практик: цифровое поколение говорит на другом языке, языке гиков, используя повсеместно иностранные слова с другими значениями. Эти процессы вызывают изменения языковои культуры и смещение смысловых значении.

Таким образом, можно говорить о развитии не только новых способов освоения действительности, но и о смене всей ценностно-смысловой парадигмы современного общества, изменения языка культуры и способов производства культурных смыслов и образов. В связи с этим новое время предъявляет новые требования к компетенциям современного человека. В условиях постоянной турбулентности становится невозможным выучиться один раз и навсегда, необходимо постоянно приумножать знания, уметь находить нестандартные решения, быть постоянно готовым к рискам и принимать мгновенные решения в условиях многозадачности. Ключевым свойством личности становится нелинейность мышления и восприятия времени (будущее в прошлом, прошлое в будущем), навыки работы с различными платформами, форматами и большими потоками информации, умения вычленять необходимое, порождающее многоканальность усвоения и трансляции информации. Все эти требования к

навыкам и компетенциям создают основу для развития повышенной индивидуальной ответственности (особенно в связи с прозрачностью всех цифровых процессов), стремление к изучению новых языковых особенностей, развитию когнитивных способностей, развитию навыков дистанционных коммуникаций, критического мышления и цифровой грамотности. В связи с этим сегодня вырабатывается новое отношение к человеку, на первый план выходит снова человек, человек индивидуализированных решений, а не человек массового труда, как это было ранее. Поэтому для создания среды развития цифрового общества в России в современных условиях уже недостаточно только повышения базовой цифровой грамотности общества в целом, но необходимо проводить адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым требованиям. В этом отношении оптимальным решением видится создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области цифровых технологий в гуманитарной среде, поддержка исследований и экспертизы в области цифровых технологий и создание исследовательской инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность на глобальном уровне для анализа качественных изменений, происходящих в социально-культурной сфере в рамках процессов повсеместной цифровизации. Сегодня необходимо совершенствование всей системы образования и создание ключевых условий освоения дополнительных навыков soft skills для подготовки кадров цифрового общества, создавая тем самым, методическую основу для развития компетенций в области цифровых технологий. С этой целью необходимо создание научных коллективов и экспертных групп для анализа и оценки влияния новых цифровых технологий на развитие культуры, а также развитие междисциплинарных знаний и смещение акцентов с узкопрофилизированной подготовки на подготовку специалистов с надотраслевым характером знаний. При этом циф-ровизация может выступать не точкой напряжения и угрозой постоянных цифровых разломов, а общей методологической базой для формирования нового междисциплинарного подхода, интегрируя гуманитарные и естественнонаучные знания, что в итоге должно привести к синергетическому эффекту развития общества.

Литература

1. Государственная программа «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

2. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.governme nt.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

3. Государственный проект «Современная цифровая образовательная среда России». URL: http://static.gov ernment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.

4. Обзор тенденций в сфере информационных технологий в России. Годовой аналитический отчет 2016. Международное Executive Search агентство GlobalCareer. URL: http://ru.globalcareer.eu/blog/research/ob-zor_tendentsij_v_sfere_informatsionnyh_tehnologij_v_rossii_godovoj_analiticheskij_otchet_2016/.

5. Роботы 2017 - Роботы вместо рабочих. Индустриальный мир стремительно автоматизируется // Русский репортер. 2017. 27 февраля - 13 марта. С. 48-49.

6. Структура АНО «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru/organization.

7. Тульчинский Г. Л. Доклад «Социально-культурный инжиниринг и цифровизация» на заседании Ученого совета СПбГУ 25 декабря 2017 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VHdYAfYeuYw.

8. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Э, 2017. С. 16.

Поступила в редакцию 25.04.2018 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2018.3.4

Challenges and opportunities of the digital age: the sociocultural aspect

© A. A. Lisenkova

Perm State Institute of Culture 18 Gazety "Zvezda"Street, 614000 Perm, Russia.

Email: [email protected]

The article is focused on the processes of digitalization taking place in modern society, their impact on the value-semantic content of culture. The program approach to the development of digital society in Russia with the justification of the need for constant humanitarian expertise of these phenomena is analyzed. The author reveals the peculiarities and specific features of digital technologies affecting all aspects of human life, changing ones habits, ways of communication, socialization, and identification, influencing language practices and transforming the entire value-semantic paradigm of modern society. Sociocultural challenges generated by the development and introduction of new digital technologies (such as openness, change of consumer habits, the emergence of network multiculturalism, interaction with artificial intelligence, change of language practices and formats of intercultural communication) impose new requirements on the competencies of the modern human and bring to the forefront ones ability to find innovative solutions in a multitasking, nonlinearity, and infinity of information. The most significant properties of a person are skills of working with different platforms, formats and big data, ability to separate necessary, multichannel perception and translation of information. All these processes require further analysis and inclusion in the scientific discourse of the humanitarian sphere; digitalization can serve as a General methodological basis in this regard. The basis for the creation of a new interdisciplinary approach integrating the humanities and natural sciences knowledge and forming a methodological base for super-sectoral study of these processes.

Keywords: digitalization, value-semantic basis, culture, new competencies, virtualization, new technology, identification, expertise, human expertise.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

Please, cite the article: Lisenkova A. A. Challenges and opportunities of the digital age: the sociocultural aspect // Liberal Arts in Russia. 2018. Vol. 7. No. 3. Pp. 217-222.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

2. Gosudarstvennaya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii». URL: http://static.governme nt.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

3. Gosudarstvennyi proekt «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda Rossii». URL: http://static.gover nment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.

4. Obzor tendentsii v sfere informatsionnykh tekhnologii v Rossii. Godovoi analiticheskii otchet 2016. Mezhdu-narodnoe Executive Search agent-stvo GlobalCareer. URL: http://ru.globalcareer.eu/blog/research/obzor_ten-dentsij_v_sfere_informatsionnyh_tehnologij_v_rossii_godovoj_analiticheskij_otchet_2016/.

5. Russkii reporter. 2017. 27 fevralya - 13 marta. Pp. 48-49.

6. Struktura ANO «Tsifrovaya ekonomika». URL: https://data-economy.ru/organization.

7. Tul'chinskii G. L. Doklad «Sotsial'no-kul'turnyi inzhiniring i tsifrovizatsiya» na zasedanii Uchenogo soveta SPbGU 25 dekabrya 2017 goda. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VHdYAfYeuYw.

8. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: E, 2017. Pp. 16.

Received 25.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.