Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Гришина Н.Р., Карговская Е.А., Кузнецова В.В. — Вызовы и перспективы развития диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования: на пути создания системы глобального межвузовского взаимодействия // Международные отношения. - 2023. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0641.2023.3.43956 EDN: VHZQVW URL: https//nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=43956
Вызовы и перспективы развития диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования: на пути создания системы глобального межвузовского взаимодействия
Грииына Наталья Ринатовна
аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы
народов имени Патриса Лумумбы
117198, Россия, г. Мзсква, ул. М/жлуи-Макпая, 6 И [email protected]
Карговская Елена Александровна
СКСЮ: 0000-0001-7764-0565
старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов
имени Патриса Лумумбы
117198, Россия, г. Мзсква, ул. М/жлу<о-Маклая, 6 И [email protected]
Кузнецова Виктория Владимировна
СКСЮ: 0000-0003^545-1676 кандидат исторических наук Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы 117198, Россия, Мзсква область, г. Мзсква, ул. М/испунэ-Макпая, 6
И [email protected] Статья из рубрики "ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"
DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43956
EDN:
VHZQVW
Дата направления статьи в редакцию:
01-09-2023
Дата публикации:
08-09-2023
Аннотация: В статье анализируются вызовы и перспективы развития сотрудничества между Европой и Латинской Америкой в сфере высшего образования. Цель работы -выявить потенциал для межрегионального диалога с учетом создания системы глобального межвузовского взаимодействия. В качестве методологии используется сравнительный анализ систем высшего образования в Европе и Латинской Америке. Кроме того, для достижения поставленной цели был проведен обширный обзор литературы по теме исследования, который позволил выявить существующие тренды, проблемы и успешные практики в развитии диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования. В результате показано, что несмотря на европеизацию латиноамериканского образования, сохраняются существенные различия, которые требуют учета при переносе европейского опыта. Обозначены приоритеты дальнейшего взаимодействия - создание единого образовательного пространства и научно-инновационных сетей. Результаты могут быть полезны для выработки стратегии интернационализации образования. Новизна заключается в системном сопоставлении подходов к модернизации высшей школы в двух регионах. В конце авторы делают вывод о необходимости эффективной координации и поиска оптимальных форматов диалога между Европой и Латинской Америкой для формирования глобального образовательного пространства, что в дальнейшем может иметь позитивные экономические и социальные перспективы для данных регионов.
Ключевые слова:
Высшее образование, Европа, Латинская Америка, Глобальное межвузовское взаимодействие, Вызовы, Перспективы, Международное сотрудничество, Академическая среда, Научно-инновационные сети, НИОКР
Роль и функции международного сотрудничества в сфере высшего образования за последние десять лет претерпели глубокие концептуальные и инструментальные изменения, обусловленные как процессами, связанными с повышением требований к качеству и востребованности высших учебных заведений, так и генерализацией задачи интернационализации преподавания, исследований и самих учебных заведений. Наиболее существенное развитие получило отношение высших учебных заведений к международному сотрудничеству. Эта эволюция выражается в изменении восприятия сотрудничества: от рассмотрения его почти исключительно как источника внешнего финансирования и дополнительного элемента к рассмотрению его как неотъемлемого и стратегического элемента для укрепления институтов и как инструмента интернационализации систем высшего образования.
Целью данного исследования является анализ вызовов и перспектив развития диалога между Европой и Латинской Америкой в сфере высшего образования с учетом создания системы глобального межвузовского взаимодействия.
Для достижения поставленной цели был проведен обширный обзор литературы по теме исследования, который позволил выявить существующие тренды, проблемы и успешные практики в развитии диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего
образования. С помощью метода Case-Study происходило изучение примера создания системы взаимодействия между двумя регионами в области высшего образования для выявления факторов, способствующих укреплению сотрудничества. Сравнительный анализ применялся с целью выявления схожих и различных подходов к организации межвузовского сотрудничества.
Научная новизна исследования заключается в анализе вызовов и перспектив развития диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования с акцентом на формирование глобальной межвузовской системы взаимодействия. Исследование объединяет в себе актуальные аспекты развития сферы высшего образования в Латинской Америке, а также анализирует практические решения и подходы, принимаемые двумя регионами для создания партнерских связей.
Результаты исследования предоставляют рекомендации для университетов и международных организаций, стремящихся развивать сотрудничество между Европой и Латинской Америкой в сфере высшего образования. Анализ факторов успешного взаимодействия и преодоления препятствий может способствовать расширению международных возможностей для студентов и исследователей обоих регионов.
Задача углубленного анализа диалога между Европой и Латинской Америкой в контексте высшего образования представляет собой важный исследовательский вопрос. Процессы глобализации и обмена знаний привели к необходимости более тесного сотрудничества между регионами, особенно в сфере образования. В данном контексте создание системы глобального межвузовского взаимодействия между Европой и Латинской Америкой представляется важным направлением, имеющим свои вызовы и перспективы.
Международное сотрудничество стало горизонтальным видом деятельности, оказывающим влияние на политику, организацию и управление высшим образованием и университетами, на подготовку преподавательского состава, на предложения по обучению студентов, аспирантов и продолжающих обучение, как очных, так и виртуальных, на подготовку и специализацию исследователей, на процесс научных исследований, на информационно-просветительскую деятельность, а также на сотрудничество в целях развития через роль университетов как агентов сотрудничества.
Происходит переоценка функциональной многосторонности, особенно за счет распространения гибких инструментов сотрудничества, таких как сети и стратегические альянсы между участниками. Эти инструменты усиливают преимущества сотрудничества за счет расширения возможностей взаимодействия и форм сотрудничества.
Европейско-латиноамериканское пространство признается благоприятным пространством для межуниверситетского сотрудничества. Однако необходимо учитывать некоторые обусловливающие факторы, такие как асимметрия с точки зрения хрупкости университетских систем, неодинаковое понимание роли сотрудничества и степени институциональной приверженности со стороны университетов, а также заметная неоднородность по качеству и результативности осуществляемого в настоящее время сотрудничества.
Проблемы высшего образования в Латинской Америке: необходимость развития
трансатлантического диалога
С начала текущего столетия в странах Латинской Америки наблюдается значительный процесс экономического и торгового роста, а следовательно, увеличение ВВП, корпоративных прибылей, доходов населения и государственных расходов [1, Ci 39~4°1.
Такая ситуация привела к росту инвестиций, как государственных, так и частных, в высшее образование. С другой стороны, регион продолжает сталкиваться с нерешенными проблемами, которые Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) определяет как «структурные разрывы», включающие, помимо неравенства и бедности, такие вопросы, как недостаточное качество образования и медицинских услуг, низкая прогрессивность фискальной политики и
ограниченные инвестиции в научные исследования ^———45-53]. Таким образом, Латинская Америка находится в положении, когда может развиваться две тенденции: устойчивое развитию с большей инклюзивностью и социальной справедливостью, с одной стороны, или, напротив, возможное увеличение среднего уровня доходов, что чревато откладыванием на неопределенный срок решения вышеуказанных проблем [3, Сш Все это находит отражение и в нюансах, характеризующих положение высшего образования.
Инвестиции в научные исследования и разработки (НИОКР) в Латинской Америке, несмотря на значительный рост в последнее десятилетие, все еще остаются низкими по сравнению с другими регионами мира, как показано на Рисунке 1. Так, например, доля средств, поступающих из бизнес-сектора, в Европе и Латинской Америке в 2020 году составляла 53% и 40% соответственно.
Рисунок 1. Процентная динамика инвестиций в НИОКР (в долларах ППС) в отдельных
географических блоках (2014-2020 гг.)
Источник: El estado de la ciencia: principales indicadores de ciencia y tecnología iberoamericanos / interamericanos 2022 // Organización de Estados Iberoamericanos URL: https ://oei.int/oficinas/argentina/publicaciones/el-estado-de-la-ciencia-principales-indicadores-de-ciencia-y-iberoamericanos-interamericanos-2022 (дата обращения : 19.08.2023).
Аналогичным образом, анализ коэффициента охвата высшим образованием в зависимости от дохода, проведенный Харди К. на основе обработки данных исследований домохозяйств, проведенных в восемнадцати странах Латинской Америки,
свидетельствует о значительной сложности доступа к университетскому образованию для бедных и уязвимых слоев населения, а также в некоторой степени и для средних слоев (Таблица 1). Как отмечает Организация иберо-американских государств, для достижения продуктивного развития с большей добавленной стоимостью и большей справедливостью распределения необходимо гарантировать равный доступ к качественному образованию, сокращая диспропорции, преодолевая проблемы отсева и исключения, улучшая
естественно-научное образование и поощряя научные профессии
Таблица 1. Охват высшим образованием в Латинской Америке (возраст 18-23 года).
Страна/Регион Социальные группы по доходам Всего по стране или региону
Малоимущие Социально уязвимые группы Средний класс Высший класс
Венесуэла 45,1% 52,7% 65,2% 85,7% 53,4%
Аргентина 36,8% 41,5% 53,6% 93,1% 49,3%
Парагвай 23,6% 34,1% 48,6% 58,6% 41,4%
Колумбия 24,5% 25,9% 43,3% 75,9% 33,2%
Бразилия 26,3% 26,0% 37,3% 66,8% 31,4%
Латинская Америка 27,8% 33,9% 51,2% 69,1% 38,4%
Источник: Hardy C. Estratificación social en América Latina: retos de cohesión social. - LOM Ediciones, 2014. - P. 48.
Более того, в период с 2012 по 2021 гг. количество статей, опубликованных латиноамериканскими авторами в научных журналах, зарегистрированных в индексе научного цитирования (SCI), удвоилось, за исключением Бразилии, которая за тот же период времени достигла роста в 158%. Однако такая динамика объясняется, в частности, увеличением присутствия региональных журналов в коллекции этой базы данных с 2007 года. Рост числа опубликованных статей наблюдается и в других международных базах данных, но в меньших масштабах J5!.
Как отмечалось ранее, среди серьезных проблем Латинской Америки - сокращение неравенства, укрепление социальной сплоченности и распространение чувства гражданственности, что, безусловно, связано с системой образования, здравоохранения и социальных услуг. Ведь перед вузами стоит задача воспитания граждан, способных понимать свое социальное окружение и критически осмысливать получаемую информацию, с одной стороны, а с другой - социальное обеспечение является гарантией и правом перед лицом рисков, которым может подвергнуться любой человек (бедность, болезни и т.д.). Этому способствует наука: с одной стороны, как высшая рациональная основа социальной организации и взаимоотношений с природой, с другой - как инструмент достижения материальных целей общества. Достижения в области здравоохранения, продовольствия, телекоммуникаций, транспорта и т.д. способствуют повышению качества жизни населения на значительной части планеты. С этой точки зрения владение концепциями и продуктами научной деятельности является ключевым элементом для достижения сплоченности общества, состоящего из граждан. В этой ситуации латиноамериканские вузы должны укреплять свои связи с учреждениями и другими субъектами, присутствующими на территориях, где они расположены, чтобы иметь возможность более адекватно выполнять обязательства по подготовке кадров для развития.
Предпосылки развития межрегионального диалога: от европеизации латиноамериканского высшего образования до создания партнерской сети
После Второй мировой войны Европа доминировала в области концептуальных, теоретических и эмпирических разработок по региональным соглашениям и интеграции. Поэтому теории часто разрабатываются на основе европейского опыта, а затем часто «экспортируются» по всему миру, и Латинская Америка не является исключением [6, Ci
Высшее образование является одним из примеров экспорта регионального опыта из Европы в Латинскую Америку.
В период завоевания Америки университетские учреждения, созданные на латиноамериканском континенте, строились по модели Саламанки или Алькалы. Процесс обретения независимости также не ознаменовался разрывом с моделями, привезенными из Европы. На смену колониальному университету пришла «наполеоновская модель», в которой особое внимание уделялось профессиям, отличным от научных исследований. В эти годы и вплоть до первых лет республики образование находилось под сильным влиянием идей Просвещения, которые в случае андских стран пропагандировал Симон Родригес, считавший, что образование необходимо для становления зарождающихся государств, а воспитание в духе свободы и равенства - единственный способ
преодолеть невежество [7, Ci 27].
Гарсия Морено, например, привез в Эквадор различные религиозные ордена и европейские педагогические миссии, в том числе немецких иезуитов, в руки которых он передал управление и эксплуатацию Национальной политехнической школы. Элой Альфаро также привез в страну несколько педагогических миссий из Европы, что позволило ему укрепить свой политико-образовательный проект, основанный на
секуляризме, позволяющем разделить идеологические сферы церкви и государства [8, Ci
В 1990-е годы в связи со сложностью региональных проблем в Латинской Америке стали появляться новые формы транснационального сотрудничества в области здравоохранения и трудовой миграции, а также в отдельных областях, считающихся ключевыми для повышения рыночной конкурентоспособности, таких как высшее
образование и иностранные инвестиции [9, Ci 36]. В то же время рост числа торговых соглашений между различными странами привел к необходимости выгодно вписаться в глобальную экономику, в которой приоритет отдается знаниям и инновациям.
В связи с этим возрос спрос на образовательные услуги по подготовке специалистов в различных областях, чему способствовала, в частности, логика Вашингтонского консенсуса, стимулировавшая создание новых университетов и расширение их
академического предложения во многих странах Латинской Америки [10, Ci 47]. Европа также увеличила поставки образовательных услуг, в основном послевузовского образования, в страны Латинской Америки, что способствовало развитию сотрудничества между этими двумя регионами в неэкономических областях.
Ряд учебных заведений предлагает послевузовское образование, как очное, так и дистанционное, предоставляя возможности оплаты и доступ к стипендиям, что выгодно латиноамериканским специалистам. Одной из стран, предложивших Латинской Америке наибольший объем образовательных услуг, была Испания, инициативы которой исходили в основном от одной из самых крупных финансовых групп - Santander Group, создавшей
фонд Universia, через который она содействовала мобильности, предоставляла стипендии и финансовую поддержку как преподавателям, так и студентам [11, c- 128"1.
В связи с этим в Европе возник интерес к переносу Болонского проекта в Латинскую Америку. Эта инициатива была поддержана рядом латиноамериканских стран, в том числе и потому, что в те годы европейская глобализация воспринималась как не столь пугающая сила, как «американская, более понятная и гуманная, чем азиатская, и более
соответствующая особенностям и обычаям латиноамериканцев, чем австралийская» c. 521.
На саммите в Рио-де-Жанейро была выражена воля к более тесному сотрудничеству с Европой в области высшего образования. Это положило начало созданию в 1999 г. Общего пространства высшего образования для Европейского союза, Латинской
Америки и Карибского бассейна (далее ALCUE)1"13, c- 4151. К 2002 году, когда Proyecto Tuning укрепился в Европе, страны-члены ALCUE стали добиваться в различных европейских органах одобрения европейского предложения, которое получило название
Tuning-Latin America Project ———i301. Целью этого проекта была «настройка образовательных структур Латинской Америки, инициирование дискуссии, целью которой является выявление и обмен информацией, улучшение сотрудничества между высшими учебными заведениями для развития качества, эффективности и прозрачности» [14, c-
181 Предполагалось, что можно будет не только стандартизировать дипломы, стимулировать мобильность студентов, создавать совместные проекты и т.д., но и повысить качество работы латиноамериканских университетов, которое, в связи с ростом числа высших учебных заведений по всей Латинской Америке, ставится рядом авторов под сомнение: Клаудио Рама критикует коммерциализацию и снижение качества высшего
образования в Латинской Америке из-за бурного роста частных вузов [15, c- 1651, Симон
Шварцаман анализирует риски «массовизации» высшей школы в Латинской Америке I-16-c. 2741
Инициатива Tuning-Latin America Project была представлена и одобрена Европейской комиссией в 2003 году. В 2004 году она вступила в силу и была реализована в Латинской Америке без существенных изменений. Утверждалось, что такая координация политики в области высшего образования возникла потому, что стремление к высокой конкурентоспособности и совместимости высшего образования является не только европейской, но и глобальной проблемой [17, c- 181.
Реализация Болонской программы в Латинской Америке имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Так, инициатива исходила не из Латинской Америки, а из Европы, половина тех, кто работал над ней, были европейцами, а латиноамериканцы, участвовавшие в ее реализации, не представляли университетов в целом, поэтому «просто предполагалось, что то, что хорошо для Европы, будет хорошо и для Латинской Америки» [11, c- 1401.
Как отмечает Амитав Ачарья в издании The International Spectator, «были даны международные рекомендации, не учитывающие стандарты, глубоко укоренившиеся в других типах региональных, национальных, субнациональных социальных образований и групп», что создавало неявную дихотомию между хорошими глобальными или универсальными стандартами и плохими региональными или местными стандартами» c- 51. При этом не учитывались ни особенности различных университетов Латинской
Америки, ни особенности их стран, их культурное разнообразие и национальная идентичность, которые представляют собой динамику, отличную от европейской на момент создания Европейского пространства высшего образования. Ведь «в отличие от старой Европы, в Латинской Америке нет общего политического, экономического, валютного пространства или пространства знаний, к которому можно было бы апеллировать», поэтому реализация данной инициативы может не принести желаемых
результатов [19, c- 42].
Кроме того, она предполагала не только создание модели образования, основанной на компетенциях, но и изменение моделей финансирования, требования к эффективности путем внедрения систем оценки, а также давление в сторону более тесных отношений с производственным сектором [19, Ci 57]. По этой причине данный проект подвергается критике за редукционистское видение образования, которое не позволяет готовить специалистов с широким и критическим видением, а, как утверждают Гари Роадс и Шейла Слотер, создает «хрестоматийных» профессионалов, не имеющих необходимой
подготовки в области гражданственности Таким образом, академический
капитализм, имеющий неолиберальный идеологический уклон, смог укрепиться в Латинской Америке, рассматривая высшее образование не как право, а как простую рыночную услугу. В качестве пояснения можно отметить, что модели оценки качества университетов и образовательных программ берут свое начало в оценке отраслевых стандартов качества и преследуют цели, аналогичные целям стандартов ISO.
Создание зоны высшего образования между Латинской Америкой и Европой, несмотря на успехи, достигнутые за время существования, еще не укрепилось, и поэтому пока невозможно провести более широкий анализ его успехов и/или неудач. Тем не менее некоторые мероприятия были проведены, например, Первая конференция министров высшего образования стран Европейского союза, Латинской Америки и Карибского бассейна в 2000 году в Париже; Вторая конференция министров, ответственных за высшее образование, в Гвадалахаре (Мексика) в 2005 году; Первый академический саммит СЕЛАК-ЕС в Сантьяго-де-Чили в 2013 году; Второй академический саммит СЕЛАК-ЕС в Брюсселе в 2015 году и Третий академический саммит СЕЛАК-ЕС, состоявшийся в Сальвадоре в 2017 году.
Среди целей, которые были обозначены в рамках этих мероприятий - создание не только общего пространства высшего образования, но и пространства знаний, ведущего к интеграции высшего образования с научными исследованиями и инновациями, для чего необходимо обратиться к главам государств с просьбой создать нормативные и финансовые условия для консолидации этого пространства, а также способствовать трансформации высших учебных заведений для содействия интеграции систем научных исследований и инноваций. В рамках этой системы, основанной на исследованиях, университеты должны перейти от производства фундаментальной науки для публикации к производству прикладной науки в сотрудничестве с промышленностью для разработки
патентов, а вместе с ними и нового источника дохода для университета [20, p 3911. Таким образом, существует опасность, что основными бенефициарами станут транснациональные корпорации, поскольку они смогут поглотить
высококвалифицированную и дешевую рабочую силу, учитывая невозможность ее привлечения большинством стран Латинской Америки в силу ограниченного промышленного и технологического развития, характерного для них.
Заключение
Европейско-латиноамериканское пространство характеризуется большим количеством мероприятий по межуниверситетскому сотрудничеству, которые осуществляются в рамках многосторонних организаций и инициатив, двусторонних межправительственных соглашений, межинститутских соглашений, а также спонтанно, в результате личных отношений между представителями академических и научных кругов.
Одним из основных вызовов является культурное и институциональное разнообразие между этими двумя регионами. Различия в языке, образовательных стандартах, а также в методах преподавания могут стать преградой на пути к эффективному взаимодействию. Однако, именно это разнообразие также представляет потенциальные перспективы. Обмен опытом и лучшими практиками в области высшего образования между Европой и Латинской Америкой может обогатить обе стороны и способствовать развитию инноваций в учебном процессе.
Еще одним вызовом является неравномерность развития университетских систем в этих регионах. В Европе существует долгая история университетского образования, в то время как Латинская Америка сталкивалась с различными социально-экономическими проблемами, влияющими на сектор образования. Это может повлиять на уровень подготовки студентов, доступность образования и его качество. Однако, развитие системы межвузовского взаимодействия может способствовать снижению этой неравномерности путем обмена опытом и ресурсами.
Возможности расширения сотрудничества в области высшего образования между двумя регионами по-прежнему весьма обширны, учитывая существующий набор университетов и интерес, проявляемый к активизации этого взаимодействия. Более того, создание четкой европейско-латиноамериканской структуры может способствовать не только использованию новых возможностей для сотрудничества, но и консолидации или переориентации некоторых текущих мероприятий с целью повышения качества и результативности такого взаимодействия.
Создание системы глобального межвузовского взаимодействия также может иметь позитивные экономические и социальные перспективы. Обмен знаний и экспертизы между университетами в Европе и Латинской Америке может способствовать развитию научных исследований, инноваций и технологического прогресса. Это может иметь влияние на развитие отраслей экономики, зависящих от научного и технического прогресса.
Для эффективной реализации системы межвузовского взаимодействия необходимо учесть также политические и социокультурные аспекты. Процессы принятия решений, распределение ресурсов и установление партнерских отношений могут зависеть от политических интересов и социокультурных особенностей каждого региона. Необходимо находить баланс между учетом суверенитета и интересов государств и необходимостью сотрудничества в области образования.
Библиография
1. Perspectivas económicas de América Latina 2015: educación, competencias e innovación para el desarrollo, P. 39-40 // CEPAL URL:
https ://www.cepal.org/es/publicaciones/37445-perspectivas-economicas-america-latina-2015-educacion-competencias-innovacion (дата обращения: 19.08.2023).
2. Panorama Social de América Latina 2021, P. 45-53 // CEPAL URL:
https ://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/47718/1/S2100655_es.pdf (дата обращения: 19.08.2023).
3. Alonso J. A., Glennie J., Sumner A. ReCeptores y Contribuyentes. Los países de renta media y el futuro de la CooperaCión para el desarrollo //NaCiones Unidas/UNDESA, Nueva York. - 2014. - P. 5.
4. CienCia, teCnología e innovaCión para el desarrollo y la Cohesión soCial. Programa iberoameriCano para la déCada de los biCentenarios // OrganizaCión de Estados IberoameriCanos URL: https ://oei.int/ofiCinas/paraguay/notiCias/CienCia-teCnologia-e-innovaCion-para-el-desarrollo-y-la-Cohesion-soCial-programa-iberoameriCano-para-la-deCada-de-los-biCentenarios (дата обращения: 19.08.2023).
5. El estado de la CienCia: prinCipales indiCadores de CienCia y teCnología iberoameriCanos / interameriCanos 2022 // OrganizaCión de Estados IberoameriCanos URL:
https ://oei.int/ofiCinas/argentina/publiCaCiones/el-estado-de-la-CienCia-prinCipales-indiCadores-de-CienCia-y-iberoameriCanos-interameriCanos-2022 (дата обращения: 19.08.2023).
6. Тайар В. М. Евросоюз и Латинская Америка: основные формы и направления межрегионального сотрудничества //Актуальные проблемы Европы. - 2022. - No. 3 (115). - С. 44-66.
7. Mora J. G., Fernández Lamarra F. Debates sobre la ConvergenCia de los sistemas de eduCaCión superior en Europa y AmériCa Latina //EduCaCión Superior: ConvergenCia entre AmériCa Latina y Europa. Universidad NaCional de Tres de Febrero. - 2005. - P. 27.
8. Val P. A., Cámara C. P., Eguizábal A. J. EduCaCión superior y sistemas de garantía de Calidad. Génesis, desarrollo y propuestas del modelo de la ConvergenCia europea //Omnia. - 2009. - Vol. 15. - No. 1. - P. 37-56.
9. Riggirozzi P. UNASUR: ConstruCCión de una diplomada regional en materia de salud a través de polítiCas soCiales //Estudios InternaCionales (Santiago). - 2015. - Vol. 47. -No. 181. - P. 29-50.
10. EduCaCión Superior en AmériCa Latina La dimensión internaCional, P. 47 // World Bank URL:
https://doCuments1.worldbank.org/Curated/ru/797661468048528725/pdf/343530SPANIS H01010FFICIAL0USE00NLY1.pdf (дата обращения: 19.08.2023).
11. Aboites H. La eduCaCión superior latinoameriCana y el proCeso de Bolonia: de la ComerCializaCión al proyeCto tuning de CompetenCias //Cultura y representaCiones soCiales. - 2010. - Т. 5. - №. 9. - P. 122-144.
12. Bugarín Olvera R. EduCaCión superior en AmériCa Latina y el proCeso de Bolonia: alCanCes y desafíos //Revista
13. Azevedo M. L. N. The Bologna ProCess and higher eduCation in MerCosur: regionalization or Europeanization? //International Journal of Lifelong EduCation. -2014. - Vol. 33. - No. 3. - P. 411-427.
14. de Garay SánChez A. Los aCuerdos de Bolonia; desafíos y respuestas por parte de los sistemas de eduCaCión superior e instituCiones en LatinoamériCa //Universidades. -2008. - No. 37. - P. 17-36.
15. Rama C. La terCera reforma de la eduCaCión superior en AmériCa Latina. - Buenos Aires : Fondo de Cultura EConómiCa, 2006. - 248 p.
16. SChwartzman S. La eduCaCión superior en AmériCa Latina y el Caribe: viCios y virtudes del CreCimiento aCelerado. - Revista da Avaliagao da EduCagao Superior. - No 2. -2011. - P. 267-282.
17. Salinas N. H. B., Néstor H. CompetenCias proyeCto tuning-europa, tuning.-ameriCa latina //CompetenCias ProyeCto TUNING-Europa, TUNING-AmériCa Latina. - 2007. - P.
1-27.
18. Acharya A. Comparative regionalism: A field whose time has come? //The International Spectator. - 2012. - Vol. 47. - No. 1. - P. 3-15.
19. Brunner J. J. El proceso de Bolonia en el horizonte latinoamericano: límites y posibilidades The Bologna Process in the Latin American horizon: limits and possibilities //Tiempos de cambio universitario. - 2008. -119 p.
20. Rhoades G., Slaughter S. Capitalismo académico en la nueva economía. Retos y decisiones. Journal of Higher Education. - 2010. - T. 81. - No 3. - P. 389-410
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Хотя институт образования является одним из самых консервативных социальных институтов, вместе с тем он же один из самых модернизируемых. И в то же время начиная со времени появления первых университетов в Западной Европе высшая школа выступает в качестве важнейшего инструмента развития личности и, в конечном итоге, в с е го обще с тв а , в с в я з и с ч е м на не г о на пра в ле но прис та льно е в нима ние в ра з в итых странах мира, а проблема «утечки мозгов» все чаще выходит на первый план в странах Азии, Африки, Латинской Америки. В этой связи представляется важным обратиться к различным аспектам взаимодействия регионов нашей планеты, в рамках которых формируется система глобального взаимодействия высших учебных заведений. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является сотрудничество между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования: Автор ставит своими задачами проанализировать существующие тренды, а также определить проблемы и успешные практики в развитии диалога между Европой и Латинской Америкой в рамках высшего образования.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать вызовы и перспективы развития диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования с акцентом на формирование глобальной межвузовской системы взаимодействия.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 20 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежной литературы, в том числе на испанском языке, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором источников укажем прежде всего на материалы электронных ресурсов Организации иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культур. Из используемых исследований отметим труды Гари Роадс и Шейлы Слотер, С. Швартцмана, К. Рама и других авторов, в центре внимания которых различные вопросы сотрудничества Европы и Латинской Америки. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих
перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как международным сотрудничеством в сфере образования, в целом, так и контакты в рамках системы высшего образования, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «международное сотрудничество стало горизонтальным видом деятельности, оказывающим влияние на политику, организацию и управление высшим образованием и университетами, на подготовку преподавательского состава» и т.д В работе показано, что если «в Европе существует долгая история университетского образования, в то время как Латинская Америка сталкивалась с различными социально-экономическими проблемами, влияющими на сектор образования». Однако, как справедливо обращает внимание автор, именно «развитие системы межвузовского взаимодействия может способствовать снижению этой неравномерности путем обмена опытом и ресурсами». В работе отмечены и такие примеры сотрудничества, как Первая конференция министров высшего образования стран Европейского союза, Латинской Америки и Карибского бассейна в 2000 году в Париже; Вторая конференция министров, ответственных за высшее образование, в Гвадалахаре (Мексика) в 2005 году; академические саммиты СЕЛАК-ЕС в 2013, 2015, 2017 гг.
Главным выводом статьи является то, что «европейско-латиноамериканское пространство характеризуется большим количеством мероприятий по межуниверситетскому сотрудничеству, которые осуществляются в рамках многосторонних организаций и инициатив, двусторонних межправительственных соглашений, межинститутских соглашений, а также спонтанно, в результате личных отношений между представителями академических и научных кругов».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, снабжена рисунком и таблицей, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках развития сотрудничества между вузами Европы и Латинской Америки.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Международные отношения».