Научная статья
УДК 332.13 © Н. М. Олей-
ник
DOI: 10.24412/2225-82642024-3-804
Ключевые слова: Арктическая зона, геостратегическая территория, арктические государства, опорные пункты, инвестиции, Северный морской путь, безопасность Keywords: Arctic zone, geostrategic territory, Arctic states, strongholds, investments, Northern Sea Route, security
ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Олейник Н. М.1
Аннотация. Настоящее исследование направлено на выявление различных переменных, участвующих в формировании устойчивого развития Арктической зоны РФ. Цель исследования показать, как экономические, политические, социальные, инвестиционные и экологические переменные меняют характер развития Арктической зоны, какие направления деятельности способствуют развитию и обеспечивают экономическую безопасность региона. Объект исследования — Арктическая зона РФ, предмет — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития зоны Арктики. Методы исследования: статистический, причинно-следственный анализ, системный подход. В статье дано обоснование сдерживающих факторов развития Арктической зоны, определены вызовы в экономико-политическом климате арктического сотрудничества, сформулированы принципы взаимодействия заинтересованных сторон, обосновано развитие арктической инфраструктуры двойного назначения, показана роль опорных населенных пунктов по привлечению инвестиций в реализацию ключевых проектов по обеспечению устойчивого развития. Доказано, что остановка международной кооперации с традиционными западными партнерами привела к переосмыслению программ и проектов по сотрудничеству как в экономической, так и в военной области, принято решение по выбору нового вектора взаимодействия в торгово-инвестиционной деятельности с дружественными странами. Научная новизна исследования заключается в дополнении и авторском изложении принципов и систематизации направлений деятельности, обеспечивающих устойчивое развитие Арктической зоны.
CHALLENGES AND DIRECTIONS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Natalia M. Oleinik
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract. This study is aimed at identifying various variables involved in the formation of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation. The purpose of the study is to show how economic, political, social, investment and environmental variables change the nature of the development of the Arctic zone, what areas of activity contribute to development and ensure the economic security of the region. The object of study is the Arctic zone of the Russian Federation, the subject is organizational and economic relations arising in the process of development of the Arctic zone. Research methods: statistical, cause-and-effect analysis, systems approach. The article provides a rationale for the constraining factors in the development of the Arctic zone, identifies challenges in the economic and political climate of Arctic cooperation, formulates the principles of interaction between stakeholders, substantiates the development of dual-use Arctic infrastructure, and shows the role of support settlements in attracting investments in the implementation of key projects to ensure sustainable development. It has been proven that the stop of international cooperation with traditional Western partners has led to a rethinking of cooperation programs and projects in both the economic and military fields, and a decision has been made to choose a new vector of interaction in trade and investment activities with friendly countries. The scientific novelty of the study lies in the addition and author's presentation of the Поступила в редакцию: principles and systematization of areas of activity that ensure the sustainable development of the
29.05.2024 Arctic zone.
'Олейник Наталья Михайловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры безопасности, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д.57/43) E-mail: oleynik-nm@ranepa. га
ORCID: 0009-0000-13904808
Одним из основных вызовов современности является переход к модели устойчивого развития социально-экономической системы (СЭС). Под устойчивостью системы будем понимать ее способность находиться в гомеостазе, несмотря на агрессивные воздействия, исходящие из окружающей среды. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) — это стратегический подход к управлению территориями, хозяйствующими субъектами, ресурсами, посредством формирования и достижения показателей устойчивого развития в политической, экономической, инвестиционной, социальной и экологической областях с соблюдением принципа сбалансированности.
Арктическая зона — это уникальное пространство РФ, приоритетная геостратегическая территория на которой сосредоточено 60% запасов углеводородного сырья и 35% полезных ископаемых, осуществляется добыча 17% нефти и 83% газа, обеспечивается ежегодный 10% прирост ВВП страны [1]. Регион имеет существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности РФ, характеризуется специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности [2].
Роль, значение и перспективы развития АЗРФ отмечены в Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [3]. Российская Арктика — это свободная экономическая зона с государственной поддержкой в области инвестиционной деятельности; это Северный морской путь (СМП) — важная транспортная артерия; это зона, где концентрация деятельности осуществляется вокруг крупных нефтегазовых проектов; это зона повышенного интереса к экономике как для российских так и для зарубежных игроков, причастных к освоению арктического шельфа; регион, где сталкиваются интересы арктических государств и обеспечивается оборонная и экономическая безопасность.
Сдерживающими факторами развития АЗРФ являются: удаленность территорий от рынков сбыта товаров и услуг; неразвитая транспортная инфраструктура; суровый климат для жизнедеятельности, большие затраты на проживание и как следствие — малонаселенность, низкий уровень качества жизни; недостаток кадров; сезонность; изменение климата; низкая цифро-визация, ограниченность доступа в интернет.
В указе Президента РФ «О сухопутных территориях АЗРФ» и Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в АЗРФ», к сухопутным территориям отнесены девять агломераций с площадью 5 млн кв. км. Морские границы — ширина территориального моря в 12 миль и 200 — мильная экономическая зона, что в настоящее время для России является политическим разногласием со странами НАТО, в частности США в 2023 г. представили новую карту своего шельфа, с расширением на 1 млн кв. км. Оспаривать их права нет возможности, так как международный документ по регулированию деятельности субъектов вокруг Северного полюса отсутствует. Судоходство, безопасность эксплуатации судов, защи-
та экологии в акватории СМП регулируется Полярным кодексом, который носит обязательный характер.
Выделение Арктической зоны в особую территорию продиктовано важностью подходов к стратегическому устойчивому развитию с целью обеспечения экономической и национальной безопасности РФ, основано на ряде принципов: системности, устойчивости, полицентричности, партнерства, дифференциро-ванности, равномерности.
Принцип системности предполагает рассматривать АЗРФ как сложную, открытую СЭС, в состав которой входят различные подсистемы с разнообразными элементами, взаимодействие которых, через адаптацию к факторам воздействия и господдержку, обеспечивают ее развитие.
Принцип полицентричности предполагает выделение и развитие центров (опорных населенных пунктов) экономического роста, которые могут стать драйверами устойчивого развития северных территорий и российского государства при организации системы управления и реалистичных планов долгосрочного развития СЭС.
Принцип дифференцированности означает формирование адресной государственной поддержки развития северных территорий, предпринимательской деятельности, индивидуальной предпринимательской инициативы через дотации, субсидии, инвестиции, государственные гарантии, налоговые преференции.
Принцип равномерности предполагает равноправное развитие территорий, финансовую поддержку через распределение бюджетных средств, реализацию национальных проектов, разрешительных мероприятий при отсутствии экономической, социальной, экологической дискриминации отдельных регионов, населения и коренных народов Севера.
Принцип партнерства заключается в формировании взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными сторонами, разделения между ними рисков и направлен на обеспечение устойчивого развития регионов.
Территориальный и экономический интерес к недрам Арктики проявляют многие заинтересованные лица. В первую очередь это арктические государства, которые в 1996 году создали Арктический совет, подписали Оттавскую декларацию по сотрудничеству и взаимодействию [4]. Цель деятельности совета — сохранение Арктики как региона мира, как зоны кооперации и сотрудничества [5]. Более четверти века совет осуществлял решение общих проблем государств по вопросам развития территорий, сотрудничества, использования СМП, мониторинга и оценки состояния экосистемы, сохранения культуры коренных народов Севера, предотвращения чрезвычайных ситуаций, осуществления совместной проектной работы. Несмотря на ввод антироссийских санкций в 2014 году, осознание военно-политических угроз, появление новых экологических рисков, сотрудничество продолжалось, однако проведение специальной военной операции РФ на Украине привели к прекращению кооперации с арктической «семеркой» и Советом Баренцева моря. МИД РФ в мае 2022 года официально заявило, что готова к
взаимодействию в арктической зоне со всеми странами на основе конструктивного подхода [6]. Активизация хозяйственной деятельности России в арктическом пространстве, по мнению политического руководства США, угрожает их национальной безопасности, что привело к проведению военных учений стран НАТО в Арктике, а присоединение к Североатлантическому альянсу Финляндии и Швеции — к возрастанию военно-политической напряженности в Арктическом регионе [7].
Ответом РФ являются планомерное развитие арктической инфраструктуры двойного назначения, военного и гражданского. В полномочия военных входит защита сухопутной территории и морской акватории, обеспечение судов спутниковой связью и радиолокационным контролем, минимизация геополитических рисков; органы государства и бизнеса работают в направлениях привлечения инвестиций, цифровизации, строительства новых объектов, добычи полезных ископаемых, развития транспортных магистралей, защиты окружающей среды, повышения качества жизни.
С ростом международной напряженности, возрастанием рисков судоходства в районе Красного моря, глобального потепления и увеличения времени навигации, роль арктической инфраструктуры возрастает, что открывает новые возможности по добыче и доставке природно-сырьевых ресурсов. Так в 2023 году по СМП было перевезено более 36 млн тонн грузов, а в 2024
году планируется увеличить грузопоток до 90 млн тонн [8]. Таким образом, военное и гражданское сотрудничество может повысить устойчивость региона и привести к получению синергетического эффекта.
Разрушение международной кооперации с традиционными западными партнерами, разногласия по международно-правовому статусу Арктики привели к переосмыслению программ и проектов по сотрудничеству как в экономической, так и в военной области. Важность развития российского Севера в условиях, когда мировое сообщество находится в состоянии неопределенности, экономической нестабильности, хода военных действий в разных частях света, подчеркивается в выступлении президента РФ в декабре 2023 года на встрече по развитию опорных населенных пунктов северного региона [9]. Их развитие, при определенном уровне финансирования, может стать основой для реализации экономических и инфраструктурных проектов минерально-сырьевых и транспортно-логистических центров, роста социально-экономического потенциала региона и поддержания национальной безопасности.
На рисунке 1 приведены данные по объему планируемых инвестиций в проектную деятельность арктическими государствами [10]. Видим, что наибольшую инвестиционную активность проявляет Россия, планируя реализацию проектов на сумму в 187 млрд долларов, что почти в шесть раз выше, чем у США. Согласно мастер-планам развития агломераций основные
Рис. 1. Инвестиции в реализацию ключевых проектов (план), млрд долл.
Иввестнвнн. млрз долл. США (без учета военных расходов)
Прочие Е Дания ■ Исландия рН Финляндия ■>•■
сша ^^нза
Канада
ШЕеция | | ЕЗ
Норвегия I I ЕЙ
Россия И кг Л
0 20 40 60 ВО 100 120 140 160 1В0 200
Регион Опорные территории Стратегические инструменты развития и национальной безопасности
Мурманская область Мурманская агломерация (Мурманск, Кольский район, ЗАТО г. Североморск). Кировско-Апатитская агломерация. Мончегорск Международный порт перевалки грузов и приписки атомных ледоколов. Минерально-сырьевые центры (МСЦ) по добыче литиевых, никелевых, хромовых руд; фосфатов, редкоземельных металлов, апатитового и нефелинового концентрата. Военно-морская база. Образовательные, научные центры. Арктический туризм.
Республика Карелия Кемско-Беломорская агломерация Грузовой порт на Белом море. Развитие молибденового месторождения Лобаш. «Беломорские иероглифы» — объект ЮНЕСКО
Таблица 1
Стратегические инструменты развития опорных пунктов АЗРФ
Архангельская область Архангельская агломерация: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск. Международный порт перевалки грузов. МСЦ по добыче алмазов. Судостроение и судоремонт. Образовательные и научные центры. Производство картона и целлюлозы.
Ненецкий АО Агломерация Нарьян-Мар Международный порт перевалки грузов. Нефтяной перевал Варандей. Морской порт Индига (проект). Геохимический комплекс. Региональный центр обеспечения северного завоза.
Республика Коми Агломерация Воркута Центр угледобычи. Аэропорт «Ворута». Создание медицинского кластера для обслуживания СМП
Ямало-Ненецкий АО Агломерация Салехард-Лабыт-нанги, Ноябрьск, Новый Уренгой МСЦ по добыче газа, нефти, хромовых руд. Морской порт Сабетта. Опорная база реализации инфраструктурных и логистических проектов РФ. Арктический туризм.
Красноярский край Агломерация Норильск-Дудинка, Диксон, Игарка МСЦ по добыче меди, никеля, кобальта, серебра, платины, палладия, графита. Морской порт Дудинка, порт Диксон. Строительство угольного и нефтяного терминала — порт Диксон. Образовательные, научные центры. Арктический туризм.
Республика Саха (Якутия) Агломерация Тикси-Найва Международный порт перевалки грузов. База ПВО Северного флота.
Чукотский АО Агломерация Анадырь, Певек МСЦ по добыче золота, серебра. Морской порт Певек, Анадырь, Эгвекинот, Беринговый. Строительство круглогодичного терминала Аринай.
активы для инвестирования — это СМП, нефтегазовые месторождения, производство СПГ, добыча металлов, научно-исследовательская деятельность, туризм. Сегодня в АЗРФ реализуется около 3,6 тысяч инвестиционных проектов с объемом в 9,5 трлн рублей, в том числе с прямыми инвестициями китайских партнеров, что явно недостаточно [11].
Растущий интерес к сотрудничеству проявляют страны БРИКС, ШОС и ЕАЭС, что ставит новые задачи в торгово-инвестиционной деятельности, транспортной логистике, внедрении технологических инноваций, оценке рисков. Формирование и укрепление международных отношений с дружескими государствами с привлечением государственных корпораций, может стать точкой роста интеграционных процессов и конкурентным преимуществом региона.
В таблице 1 приведен перечень опорных пунктов, входящих в особую экономическую зону, приведены объекты, развитие которых осуществляется при государственной инвестиционной поддержке Правительства РФ [12].
Наиболее активно, среди перечисленных агломераций, развиваются Мурманская область, Республика
Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий АО. Аутсайдеры — Ненецкий АО, Республики Коми и Карелия. Опираясь на выше предложенные принципы необходимо направить усилия на выравнивание социально-экономического развития агломераций и получения мультипликативного эффекта для АЗРФ.
В заключении следует отметить, что Арктический регион вступил в сложный период своего развития, оставаясь при этом инвестиционно- привлекательным. Выявленные негативные тенденции ограничивают потенциал развития, а создание условий для активизации деятельности возможно при эффективном взаимодействии государства, дружественных стран, бизнеса и общества. Системообразующим фактором является СМП и опорные пункты, которые признаны стратегически важными объектами для устойчивого развития АЗРФ и выполняют функции развития сырьевых центров, являются базой для реализации инвестиционных проектов и обеспечения национальной безопасности. Поиск реальных инвестиций, развитие современных технологий, привлечение кадров, развитие науки, построение новой архитектуры международного сотрудничества — это и есть направления устойчивого развития.
Список источников
1. Арктическая зона сегодня // Инвестиционный портал Арктической зоны России. URL: https://arctic-russia.ru/about/ (дата обращения 20.04.2024).
2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Правительство России. URL: http://static. govemment.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 15.04.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Президент России. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения 10.04.2024).
4. The leading intergovernmental forum promoting cooperation in the Arctic. // Arctic Council. URL: https://arctic-council.org/ (дата обращения 27.04.2024).
5. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19.09.1996 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения 16.04.2024).
6. Стоцкий А. Арктика сегодня. Россия и Китай обсудили сотрудничество в Арктике // Экспертный центр «Пора». URL: https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-rossiya-i-kitay-obsudili-sotrudnichestvo-v-arktike/ (дата обращения 21.05.2024).
7. Корчунов Н. В. МИД РФ указал на активизацию военной деятельности США и НАТО в Арктике // Ежедневная общественно-политическая газета Известия. URL: https://iz.ru/1660440/2024-03-05/mid-rf-ukazal-na-aktivizatciiu-voennoi-deiatelnosti-ssha-i-nato-v-arktike (дата обращения 10.05.2024).
8. Костринский Г. Перевозки по Северному пути в 2024 году отклонятся от плана вдвое // РБК Компании. URL: https://www.rbc.ru/business/29/03/2024/6606cd9a9a7947b91495e22e (дата обращения 21.05.2024).
9. Совещание по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны с участием Президента Российской Федерации В. В. Путина 11 декабря 2023 года [Москва, Архангельск] // Президент России. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/72951 (дата обращения: 17.01.2024).
10. Серебряный И. Арктика становится дальше и дороже // Интернет-сайт https://expert.ru/ekonomika/arktika-stanovitsya-dalshe-i-dorozhe/ (дата обращения 21.05.2024).
11. На Экспо в Харбине представили инвестиционный потенциал Дальнего Востока и Арктики // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. URL: https://erdc.ru/news/na-ekspo-v-kharbine-predstavili-investitsionnyy-potentsial-dalnego-vostoka-i-arktiki/(дата обращения 22.05.2024).
12. Опорные населенные пункты — каркас Российской Арктики / О. Вовк [и др.] // Правительство Мурманской области. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/opornye-naselyennye-punkty-azrf/ (дата обращения 21.05.2024).
References
1. The Arctic zone today. Investment portal of the Arctic zone of Russia. URL: https://arctic-russia.ru/about/.
2. Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r «On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025». Government of Russia. URL: http://static. government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf.
3. Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020 No. 645 «On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period until 2035». President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972.
4. The leading intergovernmental forum promoting cooperation in the Arctic. Arctic Council. URL: https://arctic-council.org/.
5. Declaration on the establishment of the Arctic Council dated September 19, 1996. Electronic fund of legal and regulatory technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137.
6. Stotsky A. The Arctic today. Russia and China discussed cooperation in the Arctic // Expert Center «It's Time».
7. Korchunov N. V. The Russian Foreign Ministry pointed to the intensification of military activities of the United States and NATO in the Arctic. Daily socio-political newspaper Izvestia.
8. Kostrinsky G. Transportation along the Northern Route in 2024 will deviate from the plan by half. RBC Company.
9. Meeting on the development of support settlements in the Arctic zone with the participation of the President of the Russian Federation V V Putin December 11, 2023. President of Russia. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/72951.
10. Silver I. The Arctic is becoming further and more expensive. Internet site Magazine Expert.
11. The investment potential of the Far East and the Arctic was presented at the Expo in Harbin. Development Corporation of the Far East and Arctic. URL: https://erdc.ru/news/na-ekspo-v-kharbine-predstavili-investitsionnyy-potentsial-dalnego-vostoka-i-arktiki/.
12. Vovk O. Supporting settlements — the framework of the Russian Arctic. Government of the Murmansk region.