Издательский портфель
УДК 796 ББК 75.7
Д.И. Кольцова
Выживаемость фитнес-индустрии в экономических условиях пандемии
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулась фит-нес-индустрия в 2020 г. Спортивная сфера одна из первых попала под удар новой коронавирусной инфекции и ограничительных мер. Последствия были, есть и еще долгое время будут ощутимы всеми участниками отрасли. Основные условия, от которых зависит выживаемость фитнес-индустрии, связаны с требованиями Роспотребнадзора, переходом фитнеса в сферу онлайн, возможностью государственной поддержки. Для анализа ситуации, которая складывается после открытия фитнес-объектов, рассмотрен опыт трех крупных игроков рынка: World Class, Topstretching, Alex Fitness. Проведен анализ их деятельности и выявлено, что онлайн-направление является перспективным для дальнейшего развития в индустрии. Онлайн-рынок получил мощный стимул для совершенствования. К тому времени как офлайн вернется к прежним объемам, онлайн-продукты станут неотъемлемой частью фитнес-индустрии. Как показывает практика, компании, имевшие достаточные финансовые и материальные ресурсы, смогли удержать свои позиции без серьезных потерь, в то время как более мелкие организации оказались скованы финансово. Также на основании полученных результатов в статье приведены рекомендации по дальнейшему функционированию объектов фитнес-индустрии: формата работы, ориентации деятельности, изменения условий труда.
Ключевые слова: фитнес-индустрия, экономика, пандемия, фит-нес-объекты, Роспотребнадзор, отрасль
В условиях пандемии спортивная сфера как один из секторов экономики потерпела беспрецедентные убытки. По данным, опубликованным национальным фитнес-сообществом (НФС), в начале 2020 г. функционировало 13 000 фитнес-объектов, в отрасли было задействовано 768 тыс. сотрудников. В апреле-сентябре 2020 г. отмечается общее падение выручки в фитнес-индустрии примерно на 70% по отношению к общему объему рынка. За время локдауна обанкротилось около 30% объектов спорта в России1. Рабочие места потеряла пятая часть сотрудников - 140 тыс. человек2.
© Кольцова Д.И., 2021
Силина Е.В. Клубы раскачивают франшизу // Коммерсантъ. 2020. 19 окт. С. 10. Российская фитнес-инду-стрия в 2020 году потеряла 65 млрд рублей выручки из-за пандемии // Информационное телеграфическое агентство России (ИТАР-ТАСС). Официальный сайт. 18.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ ekonomika/10291585 (дата обращения: 03.01.2021).
2
Критическая ситуация связана, в первую очередь, с появлением и распространением новой коронавирусной инфекции, а также с падением спроса и обесцениванием валют - «страна бьет все рекорды экономического спада»3. Эти обстоятельства привели к тому, что большинству фитнес-объектов пришлось адаптироваться к новым экономическим реалиям. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении системы работы для сохранения конкурентоспособности и возможности удержаться на рынке. Проблема заключается в том, что не каждый работодатель смог грамотно реорганизовать и выстроить рабочий процесс в этих условиях.
Целью исследования является изучение положения фитнес-ин-дустрии в экономических условиях пандемии. Для достижения данной цели были использованы такие методы, как: анализ СМИ, статистических данных НФС, наблюдение за развитием эпидемиологической ситуации и корреляционный анализ результирующего состояния фитнес-индустрии, сравнение объектов рынка фит-нес-услуг: World Class, Topstretching, Alex Fitness, контент-анализ официальных источников (НФС, официальных страниц World Class, Alex Fitness, Topstretching). В соответствии с этим определены основные нюансы фитнес-индустрии актуальные на сегодняшний день (начало 2021 г.), проанализирована работа ряда фит-нес-объектов с учетом их деятельности в нынешних условиях труда, на основе чего сделаны выводы о ключевых ошибках, которые могли спровоцировать приостановку или полное прекращение их трудовой деятельности.
Развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг определяет степень эффективности и конкурентоспособности общественной и экономической модели государства4. Фитнес-индустрия - относительно молодой сегмент спортивной сферы в России. Основные направления в российском фитнесе включают: тренажерный зал, групповые программы, растяжку, TRX, бассейн. Последние годы фитнес-индустрия набирала популярность среди населения, люди все чаще стали обращать внимание на свой образ жизни и уделять больше времени занятиям спортом. За счет роста спроса индустрия начала активно развиваться, стали появляться новые направления, форматы фитнес-клубов и различные варианты абонементов. В марте 2020 г. фитнес-объектам пришлось столкнуться с необходимостью приостановить свою работу, что в дальнейшем повлекло за собой тяжелейшие экономические последствия. Индустрия понесла большие финансовые потери: продажа клубных карт, персональных тренировок была приостановлена, а расходы на заработную плату, ЖКХ, аренду в большинстве случаев не сократились. Фитнес-индустрия впервые потерпела такие убытки. В конце июня ограничения были сняты, но не все клубы смогли вернуться к работе. По сегодняшний день в начале 2021 г. идет восстановление отрасли, приспособление к новым условиям работы.
Далее приведены несколько причин, которые могли повлиять на развитие экономики фитнес-индустрии.
Требование Роспотребнадзора о соблюдение санитарно-эпидемиологических мер. Помимо задолженности по аренде, уплаты
3 Катасонов В. Цифры и факты // Красная линия. 18.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlme. tv/podrobnosti/2020-04-18-tsifry-i-fakty-putin-eshche-ne-znaet-v-kakoy-dyre-rossiya-okazalas/ (дата обращения: 04.01.2021).
4 Валиев Ш.З. Особенности формирования и развития рынка фитнес-услуг // Вестник УГНТУ Серия экономика. №2 (24). 2018. С. 7-13.
ЖКХ, текущих кредитов, отрасль несет дополнительные затраты в среднем 200-300 тыс. рублей в месяц на один объект для выполнения санитарно-эпидемиологических требований5. Например, для соблюдения требования сохранения социальной дистанции необходимо было сократить количество человек на групповых занятиях, следить за количеством одновременного нахождения нескольких людей в помещении, проводить дезинфекцию оборудования, закупать специальные средства обработки поверхностей, средства защиты. Все это сказывается на расходной части, возможность принять данные условия прямо коррелирует с выживаемостью на рынке.
Пандемия коронавируса вынудила бизнес-объекты спорта перейти в онлайн. Процессы цифровизации отрасли ускорились в связи с масштабной изоляцией. Мобильные приложения, социальные сети, онлайн-платформы, онлайн-технологии стали основными каналами коммуникаций с потребителями. Весной 2020 г. для организации работы в онлайн-формате требовались дополнительные ресурсы и средства для обеспечения качественного предоставления услуг. После снятия ограничений и открытия фитнес-залов компании столкнулись с необходимостью вести работу по двум векторам - онлайн и офлайн. Это объясняется тем, что часть клиентов до сих опасаются эпидемиологической ситуации, по возможности остаются дома, продолжая пользоваться онлайн-продукта-ми фитнес-индустрии. При правильном удержании баланса между этими направлениями положение компании на рынке более стабильно.
Спрогнозировав банкротство, большие финансовые потери, сокращение штата сотрудников, представители фитнес-индустрии, общественного совета при Минспорте написали письмо от 24 марта на имя премьер-министра Михаила Мишустина с просьбой отсрочки арендной платы, моратория на налоги, кредитных каникул. В ответ на данное обращение государство ввело ряд фитнес-сетей в список системообразующих предприятий России, фитнес-от-расль же была включена правительством в список пострадавших отраслей. Департамент стратегического развития и реализации федеральных проектов Минспорта в лице Сергея Смирницкого утверждает, что государственная помощь была оказана в размере всего 1,5 млрд руб.6 В рамках этой помощи предприятия получили отсрочку по налоговым платежам, безвозвратные кредиты. Отдельной проблемой стал вопрос с арендодателями, так как около 90% фитнес-объектов находилось в аренде. Некоторым компаниям удалось договориться об отсрочки платежа или оплаты неполной стоимости, но не во всех случаях договоренности были соблюдены.
Для исследования рассмотрим практику наиболее популярных фитнес-объектов страны. Среди них World Class, Topstretching, Alex Fitness.
Бренд World Class существует на рынке с 1990 г., является крупнейшей и узнаваемой фитнес-корпорацией в России, оперирует 52 собственными и 51 франчайзинговыми клубами в 34 городах и 6 странах7. За время пандемии констатированы единичные случаи
Ментюкова С. Атлетике все тяжелее // Российская газета. № 8297. От 28.10.2020. С. 4.
Романова Т. «Разрушительное цунами» // Forbes. От 30.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. forbes.ru/biznes/417589-razrushitelnoe-cunami-2020-god-stal-hudshim-za-vsyu-istoriyu-rossiyskoy-industrii (дата обращения: 03.01.2021).
World Class (2020). Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www. worldclass.ru/about/ (дата обращения: 07.01.2021).
5
6
7
закрытия клубов - по одному клубу в Москве и Санкт-Петербурге. Онлайн-направление в Instagram, YouTube-канале оказалось невероятно успешным, даже после открытия клубов летом 2020 г. спрос на продукты онлайн направления продолжает расти, компания активно развивает этот формат и дальше. Прямые эфиры тренировок посмотрели более 62 млн раз. Сейчас идет разработка программы «Второе дыхание», предназначенной для собственников клубов, которые оказались в сложной ситуации и не готовы определить дальнейший маршрут развития. В соответствии с этой программой они могут перейти под бренд World Class. Соответственно, он и возьмет на себя управление клубом, обучение персонала, улучшение финансовых показателей. Первые такие проекты планируется реализовать в Саратове и Екатеринбурге8. Также руководство организует различные коллаборации со Сбербанком, сетью Rixos, ресторанами здорового питания.
World class получил государственную поддержку, был внесен в список системообразующих предприятий. Компания дает рабочие места десяткам тысяч человек. Очевидно, фитнес-центр находится в особом положении, внутри него работа не останавливалась даже во время локдауна, проводились совещания, обучение, сейчас планируется открытие новых клубов, в том числе и заграницей. Сеть максимально сохранила и поддержала своих сотрудников. Налоговые каникулы были использованы как возможность сохранить зарплаты персоналу.
Компании удалось удержать свое положение за счет организации онлайн-тренировок с акцентом на обратную связь со стороны клиентов: нравится ли, как ведет себя тренер, каких элементов не хватает в занятии, удачно ли подобрана музыка, хорошо ли установлена камера. Каждый фидбэк был принят и обработан, это позволило улучшить онлайн-продукт. Также изначально подобранный персонал, работающий в клубе, смог проводить захватывающие тренировки, которые увлекали людей, что показывает статистика просмотров. Имело значение и разнообразие тренировок: от функционального до детского фитнеса. Каждый день проходили тренировки для любого уровня подготовки. Компания инвестировала средства в цифровую платформу, систему видеосъемки, что позволило сделать максимально качественный продукт. При этом тренировки проходили бесплатные, небольшой процент выручки компания получала только с индивидуальных занятий.
За время изоляции компания расширила свою клиентскую базу, и это оправдывает все инициальные вложения. World class сфокусировался на построении долгосрочных отношений с клиентом, перестраивается в диджитал, имеет в планах построить бизнес-модель, которая и в онлайне сможет приносить хорошую прибыль.
Компания Topstretching - сеть студий шпагата и функциональных тренировок. Услуги компании - онлайн- и офлайн-продукты. На рынке Topstretching функционирует с 2014 г., открыто 19 студий по всему миру (13 в Москве, 3 в регионах и 3 на международном рынке). Компания организовывает туры, марафоны, онлайн-
Партнерский проект «Ведомости&» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vedomosti.ru/partner/ characters/2020/10/11/838510-igor-shashkin (дата обращения: 07.01.2021).
8
обучение от ведущих тренеров, регулярные мероприятия, создает фирменную одежду и инвентарь.
Во время масштабной изоляции работа компании не прекращалась - все усилия бизнес направил на онлайн-продукты. Организация провела ряд марафонов, открыла студию в онлайн-формате и продолжила индивидуальные тренировки. Для поддержания своей репутации, повышения узнаваемости компания вела канал на Ян-декс.Дзен, придумывала контент в Instagram, проводила совместные тренировки с популярными личностями на страницах известных брендов.
Компанией был создан уникальный бизнес-проект Topclub - единая платформа, где представлено множество тренировок различной направленности, рационы питания, библиотека образовательных материалов. Чтобы стать резидентом проекта, необходимо купить доступ и подписку на определенный период времени. Внутри можно найти скидки на услуги и продукты компании Topstretching и их партнеров. Регулярно проводятся мероприятия, челленджи, закрытые офлайн-события, где есть возможность даже выиграть приз.
Итак, помимо функционирующих офлайн-студий, среди которых нет ни одной закрывшейся в связи со сложной экономической ситуацией, компания активно развивает и совершенствует свои онлайн-продукты, занимается улучшением качества предоставляемых услуг, ищет новые точки роста. Во время пандемии, как и любой другой бизнес в фитнес-индустрии, компания ощущала трудности, но смогла с ними справиться за счет оперативной перестройки работы в онлайн-проекты, ориентации на потребностях клиентов, достаточно широкий рынок присутствия и хорошую узнаваемость.
В свою очередь, компания Alex Fitness - сеть фитнес-клубов, открытая в большинстве регионов России. Чтобы спасти свой бизнес, компания также переходила в онлайн, помимо тренировок, был запущен марафон Alexgame, сдавались тренажеры в аренду и продавались пакеты тренировок на закрытом портале GetCourse9. Тем не менее большого отклика на новые платные онлайн-услуги среди клиентов не отмечалось, по данным, предоставленным аналитиками президенту холдинга Alex Fitness Алексею Ковалеву.
В июле в Санкт-Петербурге было закрыто несколько спортивных клубов сети, только в марте убытки компании составили 150 млн рублей, в апреле - 250 млн рублей10. Весь топ-менеджмент работал без оплаты, деньги, заработанные на онлайн-продуктах, были направлены на зарплаты сотрудникам. Как правило, онлайн-трени-ровки бесплатны или очень дешевы, прибыль незначительна.
Осенью Роспотребнадзор выявил нарушения в клубе Alex Fitness: не соблюдалась социальная дистанция, не имелось рецир-куляторов для обеззараживания воздуха, посетители не носили маски между тренировками, не проводилась влажная уборка с дезинфицирующими средствами, не обрабатывались тренажеры, журнал уборки велся формально. Компания не проводила тестирование 10% персонала на коронавирус раз в две недели11. Вследствие чего в отношении должностного лица было возбуждено админи-
9 GetCourse. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://getcourse.
ru/ (дата обращения: 09.01.2021).
10 В Петербурге закрылись несколько спортивных клубов Alex Fitness и фит-нес-центр Hard Fitness [Электронный ресурс]. URL: https://paperpaper.ru/ papernews/2020/07/13/v-peterburge-zakrylis-neskolko-spo/ (дата обращения: 8.01.2021).
11 Крупный фитнес-клуб в Москве пригрозили закрыть за скученность тренажеров // От 21.10.2020. URL: https://www.interfax.ru/ russia/732461 (дата обращения: 09.01.2021).
стративное производство за нарушения противоэпидемиологиче-ского режима.
С учетом того, что компания перешла на режим работы в онлайн, были разработаны различные программы для клиентов, ей не удалось в полной мере удержать свои позиции на рынке. Причиной этого могли стать формат работы, лояльность клиентов к бренду, известность на рынке, финансовые ресурсы.
Часть фитнес-клубов была закрыта во время и после периода самоизоляции, связано это в большинстве случаев с низкой маржинальностью бизнеса фитнес-индустрии: в основном объекты функционируют за счет оборотных средств, а все продажи пришлось остановить в конце марта из-за введенного карантина.
Рассмотрев ситуацию трех фитнес-объектов отрасли, можно сделать вывод, что основная тенденция выживания бизнеса - запуск онлайн-продуктов в различных вариантах. Безусловно, решить все финансовые задачи, получить хорошую прибыль, хорошие показатели рентабельность - переход в онлайн не позволил, но это стало для кого-то, помимо возможности удержаться на рынке, новым вектором развития бизнеса. За развитием диджитала будущее в фит-нес-индустрии, кто быстрее адаптируется и создаст лучшую модель бизнеса, комбинирующую онлайн- и офлайн-форматы ^гее^еЫ и brownfield), тот и займет лидирующие позиции на рынке.
Помимо этого, важна позиция и репутация компании, сложившаяся до введенного повсеместного карантина. Как показывает практика, крупные игроки рынка смогли пережить финансовые трудности, в то время как более мелкие компании, в силу недостаточного запаса ресурсов, оказались более подвержены изменениям. Необходимо соблюдать требования Роспотребнадзора, так как при внезапной проверке владелец может понести серьезные финансовые потери.
Таблица 1
Аналитика посещений объектов фитнес-индустрии с 2018-2020 гг. в России (данные 1С: Фитнес-клуб)
Дата Значение (чел)
01.01.2018 7 442 660
01.03.2018 9 698 550
01.06.2018 7 129 430
01.09.2018 7 442 290
01.01.2019 9 102 960
01.03.2019 11 417 380
01.06.2019 7 730 730
01.09.2019 7 850 670
01.01.2020 9 492 280
01.03.2020 8 507 020
01.06.2020 1 183 830
01.09.2020 7 354 630
01.01.2021 (до 9 января) 1 600 460
Рис. 1. Статистика посещений фитнес-объектов в России за 2018-2020 гг.
По данным НФС, 65% участников отрасли работают в убыток, у остальных прибыль едва его покрывает, доходы и расходы примерно равны12. Основные рекомендации заключаются в ведении бизнеса по нескольким направлениям, формировании финансовой подушки, грамотном планировании работы и юридическом оформлении. В дальнейшем на рынке прочно утвердится комбинация двух форматов тренировок, различные совмещенные проекты (phydgital), персонализация услуг, произойдет смена концепции клубов фитнес-индустрии. Посещаемость фитнес-клубов восстанавливается. В августе 2020 г. падение достигало 38,4%, в декабре 2020 г. - 26,8% к аналогичным периодам годом ранее, в начале января 2021 г. - на 20% к показателю 2020 г. (табл. 1). По прогнозам НФС, при самом благоприятном развитии сценария фитнес-инду-стрия сможет вернуться к докризисным показателям к 2023 г, это минимальный срок при условии, что ситуация с СОУГО-19 не изменится в худшую сторону.
12 НФС. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://nationalfitness.ru/ (дата обращения: 05.01.2021).